«Организация социально – педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни».
статья
Основы здорового образа жизни были заложены еще в прошлые столетия русским народом, учеными, врачами, интеллигенцией, которые доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни - не навреди, не злоупотребляй, будь умерен - способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности.
Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. В основе здоровья лежат процессы развития и сохранения физиологических, психологических и социальных функций.
Эффективные методы здорового образа жизни актуальны в наше время по следующим причинам: во-первых, в связи с ухудшением экологической ситуации в мире, быстрым темпом жизни человек испытывает постоянное отрицательное воздействие на все органы и системы; во-вторых, для хорошего самочувствия и высокой работоспособности человеку необходимо поддерживать себя в тонусе, а для этого важно вести здоровый образ жизни. Отсюда следует, что здоровый образ жизни это обязательное условие для нормальной жизнедеятельности каждого современного человека.
Потенциалом любого общества является подрастающее поколение. Молодёжь – носитель не только будущего биологического воспроизводства, но и экономического, социального, духовного общественного сохранения и возрождения. Здоровье студентов является ценностью не только для самих себя, но и для общества в целом.
Актуальной, вызывающей серьёзную озабоченность общества сегодня становится проблема сохранения здоровья нации. Статистика безжалостно свидетельствует о росте употребления в молодежной среде алкоголя, наркотических средств, табакокурения. Вредные привычки оказывают
негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность каждой личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной.
Поднятой проблемой вызвана потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на здоровый образ жизни в формировании школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая статья
«Организация социально – педагогической деятельности по формированию
здорового образа жизни».
Здоровье – не все, но все без здоровья–ничто
(древнегреческий философ Сократ)
Автор работы:
социальный педагог
Зелинская Ольга Владимировна
г. Санкт_Петербург
ВВЕДЕНИЕ
Основы здорового образа жизни были заложены еще в прошлые столетия русским народом, учеными, врачами, интеллигенцией, которые доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни - не навреди, не злоупотребляй, будь умерен - способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности.
Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. В основе здоровья лежат процессы развития и сохранения физиологических, психологических и социальных функций.
Эффективные методы здорового образа жизни актуальны в наше время по следующим причинам: во-первых, в связи с ухудшением экологической ситуации в мире, быстрым темпом жизни человек испытывает постоянное отрицательное воздействие на все органы и системы; во-вторых, для хорошего самочувствия и высокой работоспособности человеку необходимо поддерживать себя в тонусе, а для этого важно вести здоровый образ жизни. Отсюда следует, что здоровый образ жизни это обязательное условие для нормальной жизнедеятельности каждого современного человека.
Потенциалом любого общества является подрастающее поколение. Молодёжь – носитель не только будущего биологического воспроизводства, но и экономического, социального, духовного общественного сохранения и возрождения. Здоровье студентов является ценностью не только для самих себя, но и для общества в целом.
Актуальной, вызывающей серьёзную озабоченность общества сегодня становится проблема сохранения здоровья нации. Статистика безжалостно свидетельствует о росте употребления в молодежной среде алкоголя, наркотических средств, табакокурения. Вредные привычки оказывают
негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность каждой личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной.
Поднятой проблемой вызвана потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на здоровый образ жизни в формировании школьника.
ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают "состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни". Если тело здоровое, но нет ощущения радости и полноты жизни, то это уже болезнь.
На жизненном пути человек с взаимодействует с природой беспрерывно: дышит, контактирует с людьми, передвигается, излучает и поглощает энергию, влияет на окружающую среду и так далее. Большинство сегодняшних ученых определяют понятие здоровья как способность человека к оптимальному функционированию в окружающий его среде. Врачи сепарируют, кроме всего прочего, как правило, в отделенные категории физическое здоровье, психическое здоровье, моральное здоровье, сексуальное здоровье, здоровье мужчин, женское здоровье, здоровье ребенка. Самочувствие конкретного человека - это результат взаимодействия его организма с присущими ему генетическими особенностями и окружающей средой.
Это взаимодействие изменяется медленно или сильно в сторону улучшения или ухудшения в зависимости от имеющих силу условий и того, как человек компенсирует неблагоприятное влияние. Субъективные и объективные
показатели здоровья имеют отличия. К субъективным показателям самочувствия относятся показатели самочувствия, трудоспособности, организованности, аппетита, настроения, соразмерности. Объективные показатели самочувствия связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружность грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частота дыхания, жизненная мощность легких, пульс, артериальное кровяное давление, Кроме всего прочего, сегодняшняя медицина в арсенале имеет достаточное число объективных методов диагностики самочувствия. Несмотря на комплексное приближение к определению здоровья, на практике о здоровье по-прежнему судят по наличию или отсутствию болезни организма или психика. Действительно между здоровьем и болезнью масса промежуточных состояний, в которых находятся согласно ВОЗ 80% жителей земного шара. И в предболезни здоровый образ жизни - необходимое требование.
В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья:
- Соматическое - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.
Физическое - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья - это морфологические и
функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов,
обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных
факторов.
- Психическое - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
- Сексуальное - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно -
информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного
компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и
мотивов поведения индивида в социальной среде.
Образ жизни - эта социологическая категория, которая характеризуется особенностями и условиями жизнедеятельности людей в обществе, социальной группе, территории и т.д. Образ жизни развивается и изменяется под воздействием ряда факторов: социально-экономических (прежде всего, достигнутого экономического уровня развития страны, степенью ее социальной ориентации, уровнем социальной дифференциации и социальной мобильности и т.д.), природно-климатических, демографических; национальных, религиозных, культурных традиций и особенностей.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория,
представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория).
Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая
категория).
Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни,
который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
Другими словами, образ жизни – это наша повседневная деятельность, наши привычки, наше обычное поведение. Если эта деятельность создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психологических процессов, снижает вероятность различных заболеваний, способствует активному долголетию, образ жизни является здоровым (ЗОЖ). В противном случае, образ жизни оценивается как рискованный.
Принято считать, что образ жизни на 50 – 60% определяет состояние здоровья человека. Важно, что это наиболее управляемый фактор, полностью зависящий от самого человека и его ближайшего окружения – семьи. Следовательно, образ жизни человека - это тот объект, на который должны быть нацелены главные усилия любых оздоровительных мероприятий.
Здоровый образ жизни.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Б.Н.Чумаков характеризует здоровый образ жизни, как «активная
деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от
обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями».
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
Очень важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных
напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Основные функции социально – педагогической деятельности.
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии социально – педагогической службы по оказанию помощи детям и подросткам.
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность
профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Обязательными также
являются научно обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, группе детского сада, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.
Трудность работы педагога нередко заключается в выборе методов воспитания, ибо каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе.
Известно, что наряду с приобретенными навыками культуры поведения (позитивного или негативного, асоциального) существуют врожденные, генетически детерминированные мотивации, являющиеся тем базисом, на котором выстраивается конструкция личностно ориентированного поведения всей жизни человека. Следовательно, педагогам для успешной работы в сфере обучения и воспитания чрезвычайно важно знать и использовать в своей практике природные мотивации детей и подростков.
Главная особенность здоровье сберегающего воспитания – это формирование мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровье сберегающий потенциал. Педагогу, использующему методики здоровье сберегающего воспитания, прежде всего, рекомендуется иметь четкое представление и генетически детерминированных мотивационных основах детей и подростков различных возрастных периодов. Используя в своей педагогической практике врожденные свойства характера детей, педагог сможет естественным образом формировать поведение детей не только в области здорового образа жизни, но и в любой другой сфере деятельности (хореографии, спорте, музыке и т.д.).
Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение
социальным педагогом следующих основных функций:
- Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая.
- Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально- педагогическая программа деятельности с ребенком.
- Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления. Определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых.
- Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.
- Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально- педагогическая деятельность требует участия и скоординированных действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы. Создает условия для проведения свободного времени и досуга. Организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка.
- Шестая функция – коммуникативная. Её сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.
- Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая
обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и
предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.
Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни.
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от
разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и
наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают врезультате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.
Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.
Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все” в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае школьники не должны его видеть курящим).
Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению очень распространенная.
Алкоголь на сегодняшний день – единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию. Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности, безмятежности, благополучия. Будучи субъективно приятным ощущением, алкогольная эйфория объективно вредное состояние, так как при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности, чувствуя себя на верху блаженства без
всяких объективных на то оснований.
Наркотическая эйфория (алкогольная – как частный случай) вредна также и тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается
болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь, возникает потребность во что бы то не стало достать то вещество, которое эту эйфорию вызывает.
Все вышеизложенное достаточно хорошо известно, тем не менее, миллионы людей на земле употребляют те или иные алкогольные напитки в том или ином количестве. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.
Задача педагогов состоит, во-первых, довести до сведения подростков информацию о том вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью и здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а во-вторых, рассказать учащимся о сути алкоголизма.
Что касается употребления наркотических веществ, то в последние годы их количество растет и это имеет место практически во всех регионах мира.
Проводя беседу со школьниками о наркомании и токсикомании, педагог должен вести их сведения следующее. Как известно, человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенное время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть, чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его попробовать, что не происходит, что не происходит чаще всего, так как подростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток уже не в силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене.
В заключении следует подчеркнуть, что практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи оптимальной физической активности и она может служить здоровой альтернативной курению, алкоголю и наркотикам.
Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим.
Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется
высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это притом, что
практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих
болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.
Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков.
Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.
На уроках физкультуры в школе ученики разделены на три группы:
основная, подготовительная и специальная. Последние две группы выделяются по медицинским показаниям (различные заболевания в стадии компенсации, субкомпесации и прочее). В основную группу автоматически попадают учащиеся, не относящиеся к этим группам, и именно с ними проводятся занятия по утвержденным программам. Это так называемые «практически здоровые дети». В то же время истинное их состояние здоровья практически не определяется, в лучшем случае о нем судят по показателям физического развития детей, что малоинформативно.
Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно - сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.
В настоящее время имеется обширная литература, посвященная
теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности детей и подростков, разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.
Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.
Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.
При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи.
В основу правильной организации питания детей в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:
1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания ребенка.
2. Питание детей должно соответствовать уровню развития и функциональным возможностям организма в конкретный возрастной период.
3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.
4. Питание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ребенка, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.
Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву.
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.
Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.
Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.
Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:
- постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и 17.
продолжительность процедуры нужно постепенно);
- систематичность (закаливание будет эффективным, когда
осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов);
- комплексность – закаливание будет наиболее эффективным, если в комплексе используются все естественные силы природы: солнце,
воздух и вода;
- учет индивидуальных особенностей при закаливании необходимо
принимать во внимание и рост, и пол, и состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы.
При закаливании детей необходимо в первую очередь помнить, что у них каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие.
Положительные эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения. Наилучшим способом достижения положительных эмоций при закаливании детей является введение в закаливающую процедуру элементов веселой игры. Привлечение детей к закаливанию служит пример родителей, отсюда понятна важность действенность пропаганды закаливания среди слоев населения.
Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха.
Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.
Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.
Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.
Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В последнее время проблема сохранения здоровья молодого поколения занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.
Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места.
Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных
учреждений становится задача воспитания у подростков здорового образа жизни. Задача педагогов – обучить их сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.
Здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Пророческие слова В. А. Сухомлинского о вступлении мира в век «Человека» отражают состояние современного общества, ориентирующего педагогов на создание условий для полноценного развития ребёнка в вариативной системе образования, учитывающих его готовность к обучению, состояние здоровья и индивидуально-психологические особенности. Общественное сознание поднялось до понимания того, что именно Человек становится мерой всех вещей, целью всякой деятельности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать молодых людей, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
Задача педагога, состоит в том, чтобы полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агаркова И. Здоровье студентов – проблема века// Строительные вести. – 2009. – №12. – С.5-6.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов высших педагогич. уч. заведений. - М.: Академия, 2015.-440 с.
3. Катаева Е. В., Чувинова И. В., Здоровый образ жизни – Тамбов 2018– 118 с.
4. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей6 Учеб. пособие/ Под общ. ред. Н.В. Сократова - М.: ТЦ Сфера, 20016.- 224 с.
5. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровье сберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2017.- 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование возможностей проектной деятельности для формирования здорового образа жизни школьников
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение....
"Система организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики зависимостей, формированию жизнестойкостей у детей"
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап...
Организация учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.
Организация учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни учащихся....
Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попеч...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни "Азбука здоровья"
Образовательная область "Познавательное развитие". Для детей 3-7 лет с недостатками слуха и ЗПР...
Деятельность по формированию здорового образа жизни
Создание условий для укрепления и сохранения здоровья учащихся через адаптацию учебного процесса к индивидуальным особенностям школьников и путем введения в учебно-воспитательный процесс здоровь...
Мастер – класс «Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»
Данный материал предназначен для уроков основы социальной жизни....