Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе рассматривается как важная социальная и медицинская проблема. На фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований данная категория детей, особенно школьного возраста, оказались одной из самых уязвимых групп населения. Участники педагогического процесса все больше начинают осознавать необходимость решения проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детском доме
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Составитель:
М.А. Хрычикова, инструктор по физической культуре
Волжский, 2021
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе рассматривается как важная социальная и медицинская проблема. На фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований данная категория детей, особенно школьного возраста, оказались одной из самых уязвимых групп населения. Участники педагогического процесса все больше начинают осознавать необходимость решения проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников в детском доме [1;С.360].
Значимым аспектом в анализе положения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает объективная оценка состояния их здоровья. Данная аналитическая задача сопряжена с рядом трудностей, обусловленных проблемами в сборе достоверной информации и получении объективных оценок, требует применения совокупности количественных и качественных методов анализа [7].
Необходимость использования различных источников информации, в том числе и статистической, обусловлена отсутствием четкого статистического мониторинга, фрагментарностью данных, позволяющих достаточно полно охарактеризовать состояние детей – сирот и детей, лишенных попечения родителей. В статистической отчетности медицинских учреждений дети, лишенные попечения родителей, не выделяются в отдельную группу. Формы, посвященные детям-сиротам, воспитывающимся в общественных институтах (интернатных учреждениях) содержат отдельные сведения о численности детей-инвалидов (формы РИК 103, Д-13).
В целом, характеризуя состояние здоровья детей, с учетом мировой практики, можно использовать данные о заболеваемости, инвалидности и детской смертности [7].
Анализ данных Федерального фонда обязательного медицинского страхования о численности детей, прошедших диспансеризацию в 2015 году (табл. 1), и численности детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, позволяет судить, что данные о состояния здоровья и имеющихся ограничениях здоровья получены на основе обследования 52% детей данной категории. Пока эта цифра весьма далека от 100%, но она позволяет сделать достаточно обоснованные выводы.
Как видно, для детей, проживающих в интернатных учреждениях, характерны значительные проблемы со здоровьем. Во многом именно эти проблемы и ограничивают для них шансы жить и воспитываться в семье. Дети, проживающие в настоящее время в замещающих семьях, тем не менее, обладают худшим здоровьем на фоне других детей, проживающих с рождения в семейной обстановке, в своей кровной семье.
Таблица 1
Распределение детей по группам здоровья
по данным профилактических осмотров, 2015 г., %
Группы здоровья | Все дети | воспитанники интернатных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей | дети-сироты и дети, лишенных попечения родителей, в замещающих семьях |
I группа | 25,8 | 5,3 | 20,9 |
II группа | 59,2 | 35,7 | 53,0 |
III группа | 13,5 | 35,7 | 23,2 |
IV группа | 1,0 | 12,7 | 1,7 |
V группа | 0,5 | 10,6 | 1,2 |
Анализ данных профилактических осмотров показал, что удельный вес воспитанников, отстающих в физическом развитии, увеличился, и в 2015 году составил 41,4% (в 2014 году – 40,7%) от общего числа всех воспитанников. Вместе с тем удельный вес воспитанников, отстающих в психическом развитии, практически не изменился и в 2015 году составил 67,6% (в 2014 году – 67,7%) от общего числа всех воспитанников.
В структуре заболеваемости, как и в предыдущие годы, ведущие места занимают заболевания органов дыхания (2015 год – 32,2%, 2014 год – 32,4%, 2013 год – 32,99%), болезни нервной системы (2015 год – 14,3%, 2014 год – 14,0%, 2013 год – 12,8%), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (2015 год – 10,3%, 2014 год – 10,5%, 2013 год – 10,2%).
Данные статистической отчетности позволяют судить, что удельный вес детей-инвалидов среди воспитанников домов ребенка в 2015 году составил 25,7% от общего числа детей, воспитывающихся в домах ребенка (в 2014 году – 24,6%). В учреждениях соцзащиты для инвалидов находилось 27,6% всех воспитанников - детей-сирот, проживающих в интернатных учреждениях. Это не полная картина детской инвалидности среди воспитанников: данные отчетности не позволяют определить численность детей с инвалидностью, проживающих не в специализированных учреждениях для детей-инвалидов, а в других типах учреждений. Статистические данные Минобразования РФ за 2014-2015 годы по уровню заболеваемости по Волгоградской области отражены в таблице 2 [5].
Таблица 2
Численность детей инвалидов в возрасте от 0-17 лет по Волгоградской области (человек)
Регион | 2005 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Волгоградская область | 9123 | 6548 | 6665 | 6958 | 7165 | 7701 |
По данным Министерства образования и науки РФ за 2015 год (на 01.02.2015г) в Волгоградской области функционирует 12 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них в городских поселениях - 9, в сельской местности - 3. Что касается общего количества детских домов, то по Волгоградской области их насчитывается 9. Для детей данной категории также работает 3 специальных (коррекционных) школы-интерната. Общая численность воспитанников детских домов в Волгоградской области на 2015 год составляет 164 человека, из них в городских поселениях –113 воспитанников, в сельских поселениях - 49 воспитанников. В специальных школах-интернатах - 105 воспитанников [12].
Состояние здоровья детей-сирот характеризуется высокими показателями заболеваемости, особенно на этапе устройства в государственное учреждение (по результатам углубленного осмотра 640 заболеваний на 100 детей); уровень заболеваемости увеличивается в 2 раза, отмечается высокий уровень госпитализаций этой категории детей (в 8,4 раза выше, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях). Согласно данным Всероссийской диспансеризации 2015 г. у воспитанников детских домов, школ-интернатов старшего школьного возраста в структуре заболеваемости преобладают болезни органов пищеварения, дыхания, а у детей младшего возраста – врожденные аномалии и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (43,7 %).
Дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья вследствие дефицита массы тела и низкого роста, большинство из них относятся к третьей и четвертой группам здоровья. У детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается высокий уровень распространенности психических и поведенческих расстройств. Основными причинами высокой заболеваемости среди детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, по мнению ученых, представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; взаимодействие внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Джон Боулби и Дональд Винникот подчеркивают, когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало – это означает изменение всего развития человека [2].
Одним из направления педагогической деятельности учителя является формирование основ здорового образа жизни школьников. Это связано с тем, что ребенок, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, а также на ведение здорового образа жизни, при всем старании учителей не сможет остаться здоровым в современных условиях [4,С.197].
Образовательные учреждения сегодня должны стать важным звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся, во внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий [1,C.362].
Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимаются многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Некоторые педагоги к ЗОТ относят и систему Л. Занкова, что свидетельствует об искаженном понимании термина здоровьесберегающие образовательные технологии, примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся. Другие считают, что ЗОТ – это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и др., или по технологии здоровьесбережения [1,C.262].
Термин «здоровьесберегающие» несет смысловую нагрузку слова «сбережение». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова определяет термин: «сберегать – это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [9,С.686].
Здоровьесбережение (синоним – здоровьесохранение) – это сохранение здоровья на заданном уровне (в на том, с которым ребенок пришел в школу).
В.П. Ковалько, А.М. Митяева, А.М, Сивцова в своих исследованиях рассматривают здоровосберегающую деятельность, как готовность и способность детского дома обеспечить высокий уровень воспитательного компонента образовательной деятельности [6;8;10].
Здоровьесберегающие технологии Р.Н. Генералова, Е.В. Мусатова,
Л.В. Силиванова и др. рассматривают не только как технологии формирования здорового образа жизни, но и как формирование у детей потребности в получении знаний из области здоровья, ценностного отношения к нему, задействование личного «житейского» и элементарного научного опыта детей, использование активных форм обучения во внешкольной деятельности основам безопасности жизнедеятельности [3].
По мнению Н.К. Смирнова, в процессе обучения следует решать следующие задачи:
- формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- научить школьников использовать полученные знания о ЗОЖ в повседневной жизни [11].
Автор, рассматривая проблему здоровьесберегающих образовательных технологий в школе, выделяет педагогические условия, способствующие формированию представлений о ЗОЖ у школьников. К ним автор относит:
- обеспечение грамотности школьников в вопросах здоровья;
- формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;
- воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких [11].
По утверждению Н.К. Смирнова, процесс обучения школьников здоровому образу жизни должен включать в себя три этапа. Эти этапы, по мнению авторы, отличаются друг от друга задачами и особенностями методики [11,С.93-94].
Первый этап - начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями. Цель, решаемая на данном этапе, по мнению
Н.К. Смирнова, заключается в формировании у школьников основ здорового образа жизни и навыков выполнения ими элементарных правил здоровьесбережения.
Среди основных задач автор выделяет [11]:
- формирование смыслового представления об элементарных правилах здоровьесбережения;
- создание элементарных представлений об основных понятиях ЗОЖ;
- научить выполнять элементарные правила здоровьесбережения (на уровне первоначального умения);
- предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.
Н.К. Смирнов подчеркивает, что решение этих задач должно осуществляться поочередно. В качестве основных методов, автор рекомендует использовать: объяснения педагога, показ движений комплексов физкультурных минуток, упражнений утренней гимнастики, простор наглядных пособий, анализ мышечных ощущений, наблюдение за действиями.
Второй этап – углубленное изучение. Цель: формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни.
Задачами данного этапа, по мнению автора, являются:
- уточнение представлений об элементарных правилах здоровьесбережения;
- сознательное выполнение элементарных правил здоровьесбережения;
- формирование необходимых практических знаний, умений и навыков, а также рациональных приемов мышления и деятельности.
Н.К. Смирнов подчеркивает, что решение данных задач должно идти одновременно с использованием оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. К таковым автор относит [11]:
- методы активного обучения;
- наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни;
- метод словесного воздействия (анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа-дискуссия).
Третий этап – закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование.
Основными задачами, по мнению Н.К. Смирнова, являются [11]:
- формирование стабильности и автоматизма выполнения правил ЗОЖ и укрепления здоровья;
- формирование выполнения правил укрепления здоровья и ЗОЖ в соответствии с требованиями их практического использования;
- обеспечение вариативного использования правил ЗОЖ и укрепления здоровья в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Данные задачи, по мнению ученого, должны решаться одновременно и последовательно, что связано с их тесной взаимосвязью.
Комплекс использования разнообразных методов и средств здоровьесберегающей педагогики, рассматривает в своих исследованиях
В.И. Ковалько и рекомендует четко соблюдать следующее положения:
- цели и задачи использования конкретного метода и средства на конкретном занятии;
- структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;
- контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения [6,С.23].
Рассматривая проблему совершенствования ЗУНов по здоровьесбережению, Л.Г. Татарникова рекомендует использовать следующие методы и приемы: практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; активные методы обучения; воспитательные, просветительские и образовательные программы [13].
В качестве основных средств Л.Г. Татарникова рекомендует использовать: элементарные движения во время занятий, физические упражнения, физические минутки, подвижные перемены, «минутки покоя», гимнастику (оздоровительную, пальчиковую, корригирующую, дыхательную), лечебную физкультуру, подвижные игры, специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основных двигательных навыков), массаж и самомассаж, психогимнастику, тренинги, элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапии, фитобары в стенах школы, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, реабилитационные мероприятия, спортивные праздники, тематические праздники здоровья [13].
В.П. Ковалько в качестве одного из средств формирования представления о ЗОЖ у школьников предлагает использовать уроки здоровья, которые должны проводится в форме уроков-тренингов, уроков-дискуссий, видео просмотров с последующим обсуждением, практических занятий [6].
Е.А. Зайцева, Е.М. Шишова сформулировали условия, способствующие успешному формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни. К ним авторы относят:
- обеспечение индивидуализации психолого-педагогических воздействий, особенно в отношении учеников группы риска нарушений психологического здоровья;
- выстраивание индивидуальных психолого-педагогических траекторий взаимодействия с учениками под контролем мониторинга достигаемых результатов;
- построение учебного процесса на фундаменте мотивирующей самоорганизации деятельности учащихся, предоставления им возможностей проявления инициативы, выбора при осознаваемой ответственности за принимаемые решения и их возможные последствия;
- целенаправленное развитие, поддержка и позитивное эмоциональное подкрепление интереса учащихся к процессу обучения, познанию мира и самих себя;
- обеспечение щадящего отношения к психологическим ресурсам школьников;
- максимальное использование коммуникативных технологий для создания в классе и во взаимоотношениях с отдельными учащимися эмоционально комфортных условий, основанных на взаимном доверии, понимании общих задач, психологической поддержке, принципах сотрудничества и др. [4, с.200-201].
Итак, включение в систему учебно-воспитательного процесса разнообразных средств, методов и приемов по формированию ЗОЖ позволит оптимизировать процесс и сформировать у учащихся необходимые ЗУНы.
Здоровьесберегающие технологии в детском доме имеют конкретную цель, которая сводится к следующему: поддержание и укрепление физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Систему воспитательно-образовательной деятельности в условиях детского дома, Генералова Р.Н., Мусатова Е.В., Силиванова Л.В. рассматривают как упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов:
- цель, в основу которой положена организация здоровьесберегающей деятельности в ходе реализации формирования ЗОЖ у ребенка в условиях детского дома, позволяющая повысить качество воспитательного компонента образовательной деятельности;
- педагогические условия, определяемые организацией и состоянием внутренней среды детского дома, приближенной к условиям семейного воспитания, которая включает образовательную, оздоравливающую, коррекционную и развивающие части;
- содержание, включающее методы, технологии и приемы в рамках различных направлений работы по социокультурному развитию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в том числе и здоровьесберегающие технологии;
- формы организации воспитательной деятельности – групповые, индивидуальные, директивные, свободные и т.п.;
- направленность воздействия – воспитанник детского дома, которому предоставляется возможность расти здоровым, сохранять здоровье и укреплять его. Психологическое и физическое здоровье воспитанника детского дома является одним из главных критериев качества функционирования педагогической системы и валидности мер воздействия здоровьесберегающих технологий;
- результат – положительная динамика развития ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также с ограниченными возможностями здоровья. Стабильные показатели психического и физического здоровья ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответствующего по всем параметрам возрастным показателям дошкольного или школьного возраста [3].
Г.А. Ковалев рекомендует реализовывать в условиях детского дома трехкомпонентную структуру здоровьесберегающей среды, включающую в себя:
- Предметную среду (хозяйственная инфраструктура, организация питания, материальное обеспечение жизни и образовательной деятельности детей, приближенное к семейным условиям и оздоровительная деятельность). Данная среда определяется качественной оценкой помещений, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организацией системы питания воспитанников детского дома с учетом требований санитарных правил и норм.
- Среду для социокультурного развития (межличностные отношения между взрослыми и детьми в детском доме, скомплектованность групп детей по семейному типу (дошкольно - школьные группы), их малая наполняемость, подготовленность специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу).
- Коррекционно-развивающую и оздоровительную среду (формы и принципы воспитательной и оздоровительной деятельности).
Формирование у воспитанников детского дома умений, навыков ведения здорового образа жизни будет эффективным, если соблюдать следующие условия:
- Не только давать ребенку представления о сущности и нормах ЗОЖ, но и вооружать ребенка доступными методами и приемами, помогающими успешно преодолевать внешние и внутренние трудности, сохранять и укреплять здоровье;
- Построение работы в соответствии с определением понятия "здоровье", то есть формирование качеств физического, нравственного, социального, эмоционального и психологического здоровья;
- Обеспечение системности и комплексности в работе, лучше, если это будет хорошая образовательная программа в области здоровья;
- Применение наиболее рациональных и эффективных методов, приемов и форм организации обучения на занятиях – обучение в группах, ролевые и деловые игры, КСО, мозговой штурм, упражнения - энергизаторы и т.п.
Таким образом, необходимо совместными усилиями педагогов, специалистов детского дома формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать у них соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей. В детском доме следует решать задачи, направленные на сохранение, поддержание и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса (воспитанников детского дома и взрослых, осуществляющих их воспитание, приближенное к семейному); формирование у детей знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни [3].
Список литературы
- Аксенов, А.М. Создание здоровьесберегающей среды как условие формирования здорового образа жизни у детей-сирот [Электронный ресурс]./А.М. Аксенов.- Журнал Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.- Выпуск № 2 /2013.- с.360-367. /Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-zdoroviesberegayuschey-sredy-kak-uslovie-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detey-sirot
- Винникотт, Д.В. В 48 Маленькие дети и их матери [Текст]./ Н.М. Падалко.- пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2016.- 80 с.
- Генералова, Р.Н., Мусатова, Е.В., Силиванова, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в реализации воспитательного компонента образовательной деятельности в условиях детского дома. – Полифункциональная интерактивная предметно-развивающая среда – современная среда для развития детей [Электронный ресурс] – Сборник материалов межрегиональнальной научно-практической конференции с международным участием 19-20 ноября 2013 г., Санкт-Петербург/Режим доступа: www.kirov.spb.ru/sc/dd1/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=18&Itemid=37.
- Зайцева, Е.А., Шишова, О.В. Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников [Текст].//Педагогические науки, 2014.-№ 12.- с.197-201.
- Здравоохранение в России [Электронный ресурс]: Журнал.- 2015./Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_34/Main.htm.
- Ковалько, В.П. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст]. /В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004.-296 с.
- Кучмаева, О.В. Статистика в оценке основных параметров здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]./О.В. Кучмаева//Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2016-1/PDF/Kuchmaeva_2016-1.pdf
- Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст]: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2012. – 208 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / И. Ожегов. – М.: АСТ, Мир и Образование.- 2016.- 736 с.
- Сивцова, А.М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста [Текст]: Автореферат диссертации … к.п.н. – СПб., 2008. – 24 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. [Текст]./ Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2012. – 320 с.
- Статистический отчет [Текст]: Сведения об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2015 год по форме №Д-13 (по субъектам)/Режим доступа: Минобрнауки. РФ. – министерство/статистика/информация-2015/опека-попечительство-2015.
- Татарникова, Л.Г. Валеология. Основы безопасности ребенка [Текст]: пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени./Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.Н. Калинина. – СПб.-2007.-194 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...
Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проект содержит размышления по теме :"Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения»
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»
Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2020 - 2023 гг."
В программе изложены особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи, диктуют необходимость использования специальных мер ...