Рабочая программа по проведению профилактической работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и (или) в трудной жизненной ситуации
рабочая программа
Рабочая программа социального педагога по проведению профилактической работы с детьми , находящимися в СОП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sotsialnogo_pedagoga.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №416 Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Школа развития личности имени Веры Васильевны Павловой»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета директор ГБОУ школы № 416
Протокол № ____ ____________ __________
от « » . 2021 года . .2021 года
Рабочая программа
по проведению профилактической работы с детьми,
находящимися в социально опасном положении и (или)
в трудной жизненной ситуации,
на 2021-2022 учебный год
срок реализации рабочей программы
2021-2022 учебный год
социальный педагог: Горбач Ольга Анатольевна
Санкт-Петербург
2021
Пояснительная записка
Актуальность
Анализ статистических данных последних лет позволяет констатировать увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании. Ставшие весьма распространёнными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на нравственное, психическое и физическое здоровье детей.
Объектом работы социального педагога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребёнок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктированные контакты с взрослыми, контакты адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.
В ходе социально-педагогической работы с педагогами, учащимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребёнка реальны: семья, школа, (коллектив формально определённых сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам). Задача социального педагога в работе с данной категорией учащихся - это недопущение и разрешение уже имеющихся кризисных ситуаций. Причем эти ситуации отрабатываются не только в тех случаях, когда возникают в стенах школы, но и если ситуации носят «семейный» характер. Инструментом воздействия на семью в социуме в целях повышения ее роли в социализации личности ребенка является социально- педагогическая работа, организуемая социальным педагогом, как компетентная профессиональная деятельность по оказанию помощи семье в целях улучшения или восстановления ее способности к социальному функционированию.
Деятельность социального педагога по организации сотрудничества семьи и школы должна и может привести к положительным результатам, если мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса.
Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.
Создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, его защита (социальная, психолого-педагогическая) в жизненном пространстве является содержанием работы социального педагога.
Объектом работы социального педагога является:
-работа с обучающимися;
-работа с родителями/законными представителями обучающихся;
-работа с педагогами;
-взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики
Профессиональная деятельность социального педагога в системе ОУ является важной частью в общей системе образования, которая также направлена на реализацию ФГОС. В современных условиях повышается спрос на социальную поддержку и профессиональную помощь со стороны воспитательной службы, в том числе социальных педагогов. Это связано с развитием социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни России, увеличением девиаций, не только положительных, но и отрицательных (наркомания, алкоголизм, преступность), то есть отклонения в поведении, в том числе и среди подростков. Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
Можно выделить основные группы проблем:
проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.
В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества. Данная программа предусматривает оказание помощи обучающемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами
Социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества. Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей в своей работе необходимо опираться на законодательную, нормативно-правовую базу деятельности социального педагога в образовательном учреждении, которую определяют следующие правовые документы:
- Конституция Российской Федерации
- Конвенция о правах ребенка
- Гражданский кодекс
-Жилищный кодекс
- Семейный кодекс
- Кодекс об административных правонарушениях
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 27-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-Ф!l (ред. от 30.12.2012г) «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 21 декабря l996r. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних› (с изменениями и дополнениями)
- 3aкон СПб от. 31.05.2010 №273-70"Об административных правонарушениях в СПб"
Новизна программы.
Новизна программы состоит в разработке содержания деятельности социального педагога с учетом применения новых педагогических технологий, а также федеральных государственных образовательных стандартов.
Практическая значимость реализации программы осуществляется в двух важнейших направлениях:
Во-первых, она может рассматриваться как составная часть выполнения общего плана районной образовательной системы и системы профилактики в целом по решению проблем безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних.
Во-вторых, образовательная деятельность, предусмотренная программой социальный практикум для ее адресатов по приобретению знаний, умений и навыков, представляющих практическую ценность для жизни в социуме.
Адресат и сроки реализации программы - несовершеннолетним и их семьями, находящимся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации.
Программа рассчитана на один учебный год.
Принципы построения программы, позволяющие эффективно сотрудничать с ОУ района, имеющими воспитательные системы различной ориентации, а также эффективно помогать детям, обладающим различными индивидуально-личностными качествами и жизненными ценностями:
- принцип системности - обеспечивает системную организацию в осуществлении работы по программе на основе всех ее компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм, психолого-педагогических технологий и различных видов диагностической, информационно-просветительской и коррекционно-развивающей деятельности;
-принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной психологической информации, предоставляемой педагогам, учащимся и их родителям;
-принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у несовершеннолетних способности прогнозировать последствия того или иного своего поведения, пути решения проблем, проектировать пути достижения созидательных целей.
Концептуальные подходы
Осуществление социальным педагогом своей профессиональной деятельности в школе предполагает знание и использование в работе следующих устоявшихся понятий и терминов:
-социальный педагог — высококвалифицированный специалист в области педагогика и психологии, занимающийся организацией профилактической, социально значимой деятельности детей и взрослых;
-социализация - процесс становления личности, обучения, усвоения индивидуумом ценностей, норм, установок, присущих данному обществу. Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под воздействием широкого круга других воздействующих факторов (искусства, СМИ и т. д.);
-несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста 18 лет;
-несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении — это лицо, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение ;
-семья, находящаяся в социально-опасном положении- семья,имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
-трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина;
-безнадзорность - отсутствие присмотра за детьми, наблюдения за их времяпровождением, заботы о воспитании со стороны родителей или тех, кто их заменяет.
-индивидуальная профилактическая работа (ИПР) - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель данной программы: повышение эффективности профилактической работы с несовершеннолетним, находящихся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации и их семьями, а также помочь обучающемуся:
-адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;
-развивать адаптационные умения;
-почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;
-приобрести навыки для дальнейшей самореализации;
-возрождение семейных ценностей и традиций;
-устранение агрессивного поведения;
-оказание социально-педагогической поддержки, за счет создания развивающей и адаптированной среды в классе.
-создание условий для целенаправленного воздействия на разные аспекты поведения обучающихся.
- поиск новых подходов в работе по оздоровлению детско-родительских отношений.
Задачи программы:
-выявлять несовершеннолетних и их семьи, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;
-способствовать формированию навыков социальной адаптации, помощь в социализации и интеграции несовершеннолетних;
-оказывать методическую и консультативную помощь всем субъектам образовательного пространства, способствовать повышению профессионализма специалистов в области профилактики развития социальных отклонений несовершеннолетних и их семей.
Целевая группа: несовершеннолетние , находящиеся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, их семьи.
Механизмы реализации программы:
Механизм реализации включает в себя комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию профилактической работы посредством развития системы межведомственного взаимодействия, организации методической поддержки субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В процессе работы предусмотрены следующие формы работы:
семейные консультации, групповые и индивидуальные консультации.
Направления деятельности:
-психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь несовершеннолетним и их семьям, находящимся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации;
-межведомственное взаимодействие с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-информационно-просветительская деятельность
Условия реализации программы:
Программа реализуется социальным педагогом ГБОУ школы № 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Ожидаемый результат программы — успешное прохождение процесса социализации обучающихся : гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности .
Формы подведения итогов реализации программы - тестирование, наблюдение, анкетирование, дневник наблюдений.
- Повышение социальной устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
- Создание системы помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.
- Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности, позитивного опыта.
- Усиление роли семьи в воспитании детей.
- Создание социально-педагогической системы в образовательных учреждениях для взаимодействия семьи и педагогического коллектива в разрешении социальных проблем, профилактика девиантного поведения среди школьников
Анализ результативности программы осуществляется на психолого-социально - педагогических консилиумах (ППK) на базе школы № 416 . По итогам ППK осуществляется выход на другие программы психолого-педагогического и социального сопровождения, включая групповые и индивидуальные консультации, либо завершение работы с ребенком в случае полного разрешения проблемы.
Программа содержит ряд модулей работы социального педагога:
1.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Этапы работы:
Предъявление проблемы ребенка.
Источники информации:
-Администрация ОУ (директор, социальный педагог) о детях, находящихся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации ;
-обращение самих несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении;
-информация Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), КЦСОН, подразделения УМВД;
Задача. Выработка плана совместных действий;
Социальная диагностика.
Цель: выявление характера проблем, с которыми сталкивается семья и ребенок, причин их появления .
Задачи:
Ознакомление с условиями и обстоятельствами жизни ребенка, составом семьи, отношениями в семье; определение основных видов и направлений помощи
Формы работы:
сбор первичной информации о ребенке — индивидуальное обследование конкретного ребенка или подростка; интервью с родителями ребенка; оформление социального паспорта ребенка или плана индивидуально — профилактической работы.
Педагогическая диагностика.
Объект: несовершеннолетний как объект или субъект педагогической диагностики, классный коллектив; работа педагога (классного руководителя).
Цель. Выявление характера и причин школьной дезадаптации детей и подростков (хроническое отставание по ряду предметов, систематические пропуски занятий без уважительных причин, снижение познавательной активности, негативное отношение к учебе и учителям).
Социальная помощь и поддержка.
Цель: изменение обстоятельств жизни.
Направления работы:
-составление индивидуально — профилактического плана работы (ИПР);
-совместное обсуждение проблем ребенка (родители, социальный педагог, учитель, инспектор ОДН и т.д.), а также заседания Экспертного совета по обеспечению взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних КДН и ЗП при администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга;
-обеспечение индивидуальных консультаций (педагог-психолог, )
-помощь в профориентации, переходе в другой класс.
Социокоррекционная работа с семьей.
Цель. Преодоление социальной дезадаптации, признаками которой является дезорганизация образа жизни ребенка.
Задачи.
-повышение познавательной активности, педагогической и правовой культуры детей и
подростков;
-помощь в организации особого учебно-воспитательного процесса для ребенка в школе, позволяющего восстановить процесс обучения, завершить определенный образовательный этап; осуществление педагогического образования родителей;
-коррекция родительского отношения к детям;
-систематизация и обобщение результатов наблюдений и обследований.
-сформировать у ребёнка позитивные ценностные отношения к обществу, учёбе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
-оказать семье обучающегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.
-изучать интересы и склонности, способности учащихся, возможных их включений во внеурочную кружковую, общественно - полезную, культурно- массовую и спортивную работу. .
- помощь в организации досуга и отдыха подростков
(план работы в каникулярное время, сбор информации о занятости трудных подростков в период каникул, посещение кружков и секций во внеурочное время).
Методы и формы работы
-Консультирование педагогического коллектива и конкретных педагогов;
-целевые беседы с родителями;
-беседы с ребенком или подростком;
-посещение родительских собраний (выступления)
-изучение документации;
-наблюдение;
-тестирование;
-анкетирование;
-анализ;
-групповая работа:
-диагностика.
2.Деятельность социального педагога по ведению банка данных различных
категорий учащихся.
Цель: составить социальный паспорт
Направления работы:
-Создание банка данных обучающихся школы (1-11 классы);
-Внесение изменений в банк данных обучающихся и их семей, находящихся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации (дети с OB3; находящихся под опекой; детей-сирот, несовершеннолетних, состоящих на ВШК и в ОДН);
-Изучение микросоциума обучающихся и их семей;
-Информационно-просветительская работа с родителями несовершеннолетних;
-Оформление информационных стендов школы;
-Создание памяток для обучающихся и их родителей;
-Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики.
Социальный педагог несет ответственность:
- за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
- систематическую работу с семьями школьников (особенно с семьями детей «группы риска»)
Функции:
1.Изучать ребёнка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта.
2.Оказывать помощь ребёнку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты из кризиса, поддержать в трудное время.
3. Направлять деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
4. Охранять и защищать личность, её права, интересы.
5. Создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
6. Организовывать социально-педагогическую, правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей
7. Решать конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
8. Способствовать здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.
Принципы:
1. Доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
2. Индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать, уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
3. Эффективность - ближайшая, отдалённая, восстановление личности ребёнка и активное включение в жизнь;
4. Многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав членов коллектива школы;
5. Оперативность – быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
6. Репрезентативность-представительство во всех социальных группах учащихся и учёт их интересов;
7. Адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Литература:
1. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
2. Р.В. Овчарова СПРАВОЧНАЯ КНИГА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА. 2010г
3. ФЗ-120 «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШНИЙ СРЕДИ НЕСОВРЕШЕННОЛЕТНИХ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...
Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Программа направлена:· на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·...
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»
Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...
Социальные технологии: работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении.
Обучающий социально-педагогический семинар для социальных педагогов и классных руководителей был разработан в 2014 году для повышения качества оказания помощи семьям, находящимся в социально-опасном п...
Об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.
В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных формах работы с семьями с детьми, находящихся в социально опасном положении, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон ...
Программа "Комплексная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении"
Программа «Комплексная работа с семьями,находящимися в социально опасном положении»...
План индивидуальной работы с детьми, находящимися в социально опасном положении
Классное руководство. Организация индивидуальной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении....