Кружок "Юный волонтер"
рабочая программа
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в Российской Федерации до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования".
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации учащихся. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения учащихся в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_volonter_2.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Перевозский Нижегородской области
"Средняя школа № 1 г. Перевоза"
Согласовано Утверждено приказом
на методическом совете от "31" августа 2019г.
протокол от "22" августа 2019 г. № 318-ОД
№ 5
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
"Юный волонтер"
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 11 – 16 лет
Автор-составитель: Цыгановой Е. А.,
социальный педагог
г. Перевоз
2019 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Название программы | «Юный волонтер» |
Составитель программы | Е.А. Цыганова, социальный педагог |
Название организации | МАОУ "СШ № 1 г. Перевоза" |
Адрес | 607400 Нижегородская область г. Перевоз ул. Молодежная, д.11 |
Направленность | Социально-педагогическая |
Форма проведения занятий | групповая |
Цель | Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. |
Сроки проведения | 1 год |
Условия обучения | Обучаются на добровольной основе |
Размещение занятий | Кабинет № 210, библиотека, актовый зал |
Краткое содержание программы | Программа направлена на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации |
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в Российской Федерации до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования".
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации учащихся. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения учащихся в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне.
Цель:
Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей.
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Направления работы:
-духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
-патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга молодежи.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности и коллективности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность учащихся основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Актуальность программы состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 1 занятие в неделю, 36 часов в год.
Возраст детей: 11 – 16 лет.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная. Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы "Юный волонтёр". На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся:
- проблемно-поисковый;
- исследовательский;
- творческий (художественный);
- метод учебного диалога;
- наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
- игровой и др.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | ||||
ИТОГО |
Содержание программы
(содержание оформление посмотри на сайте у Бычковой – Юный журналист)
Содержание программы разделено на 3 блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Раздел 1. Волонтерское движение в России.
Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет учащимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет учащимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.
Раздел 2. Участие в благотворительных акциях.
Учащиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании – это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. (Организация акций – это не занятие, а учить проведению акций – это занятие. Благотворительные акции проводятся вне занятий кружка)
Раздел 3. Спорт и здоровый образ жизни.
Учащиеся участвуют в спортивных мероприятиях школы, города. (Участие в мероприятиях – это не занятие)
Программа содержит теоретические и практические занятия.
Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы "Юный волонтёр" обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
- о волонтерском движении в России;
- права и обязанности волонтеров;
- основные направления деятельности волонтеров;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- принимать общечеловеческие ценности.
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
- Активность участия.
- Умение планировать работу волонтёров.
- Самостоятельность.
Формы аттестации
(1 час в конце года на итоговую аттестацию надо оставить)
Оценочные материалы
Календарно-тематическое планирование (не проставлены даты по плану)
№ урока | Тема урока | деятельность | Дата | |
план | факт | |||
Раздел 1. Волонтерское движение России (5 часов) | ||||
1 | Вводный урок. Инструктаж по ТБ | Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение | ||
2 | Значение волонтерского движения | Участие в беседе | ||
3 | Проект "Паспорт Волонтера" | Участие в беседе Выполнение проекта "Паспорт Волонтера" Разработка или визитки "Ты хочешь стать волонтером?", кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера" | ||
4 | Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) | Выполнение анкеты | ||
5 | Права и обязанности волонтера | Участие в беседе Просмотр Интернет ресурсов, обсуждение | ||
Раздел 2. Участие благотворительных акциях | ||||
6 | Беседа "Граница между добром и злом" | Участие в беседе | ||
7 | Акция "Давайте делать добрые дела" | Участие акции | ||
8 | Изготовление закладок для книг в подарок школьному библиотекарю ко "Дню библиотекаря" | Изготовление закладки | ||
9 | 13 ноября – Международный день слепых. "Наши добрые дела" | Участие в беседе Просмотр видеофильмов, обсуждение | ||
10 | Изготовление для мам подарков ко Дню матери. Акция "5 для мамы" | Участие в беседе, изготовление подарка | ||
11 | Этическая беседа: "Будь непримирим к грубости и чѐрствости" | Участие беседе, просмотр видеороликов | ||
12 | Проведение бесед ко "Дню инвалидов". | Участие в беседе | ||
13 | Изготовление новогодних игрушек из бумаги для школьной новогодней ёлки | Изготовление новогодней игрушки | ||
14 | Всероссийский день зимующих птиц "Покормите птиц зимой" | Развешивание кормушек и кормление птиц | ||
15 | 17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг "Доброта как Солнце" | Участие в беседе Выполнение тренинга | ||
16 | Праздничное поздравление к международному женскому дню 8 марта "Пришла весна" | Изготовление подарка для мам | ||
17 | 2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки | Участие в беседе, ремонт книг | ||
18 | 12.04 - Международный день милосердия. "Будьте милосердным" | Участие в беседе Просмотр видеофильмов, чтение художественных произведений, обсуждение | ||
19 | Конкурс поделок к Великой Отечественной войне "Подарок деду" | Участие в беседе Изготовление поделок | ||
Раздел 3. Спорт и здоровый образ жизни | ||||
20 | Виды зависимостей. Ролевая игра "Мир без вредных привычек". | Участие беседе, проведение ролевой игры | ||
21 | "Мы и наше здоровье" (встреча с медработником школы) | Беседа с медработником | ||
22 | "С огнём шутить нельзя!", издание стенгазеты. | Издание стенгазеты | ||
23 | Дискуссия "Мы за ЗОЖ. Твой образ жизни – пример для подражания" | Участие в дискуссии | ||
24 | Беседа " Полезные и вредные привычки". | Участие в беседе | ||
25 | Влияние курения на организм человека. | Подготовка сообщения | ||
26 | Умение отказываться. Встреча со школьным психологом. | Составить вопросы для психолога | ||
27 | Разработка и проведение мероприятий по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей | Участие в беседе | ||
28 | Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | Разработка мероприятия | ||
29 | Практикум "Как поступить в данной ситуации?" | Просмотр и обсуждение видеороликов | ||
30 | Изготовление буклета по ПДД | Изготовление буклета, участие в беседе | ||
31 | Викторина "О хороших и дурных привычках". | викторина | ||
32 | Этическая беседа: "Твоя готовность выступить против лжи". | Участие беседе, просмотр видеороликов | ||
33 | Минута час бережет. Зачем нужно беречь время? Что я могу сделать за 1 минуту? | Участие в беседе | ||
34 | "Наши добрые дела" - подведение итогов добрых дел за год. | Подведение итогов | ||
35 | ||||
36 |
Методическое обеспечение
№ | Название темы | Форма проведения занятий | Приёмы и методы | Техническая оснащённость | Методический материал | Формы подведения итогов |
Список литературы
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря
Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....
Волонтер это звучит гордо!
Статья опубликована в школьной газете "Эхо школы"...
Мы - волонтеры
В данной презентации мы делимся опытом своей работы в оказании безвозмездной помощи нуждающимся людям. Мы учимся творить добро .Три замечательные девчонки смогли зажечь этой работой не только св...
Конспект урока в 7 классе "Волонтеры. Добровольная помощь"
Урок-игра содержит различные задания на формирование у ребят представлений о волонтерском движении, которое преобратает все большую значимость и в нашей стране. В процессе урока-игры ребята выполняют ...
Кто такие волонтеры?
Добровольчество в нашей стране набирает силу и ширится. Найти применение своим силам и раскрыть свои творческие способности иногда бывает непросто. Презентация знакомит с основными направлениями работ...
Рабоча программа: орган ученического самоуправления, отряд волонтеров
Рабочие программы разработанная на основе материалов юниорского союза дорога, и ресурсов интернета. Предназначены для организации работы органов ученического самоуправления и волонтерских отрядо...
"Я - волонтер! Ты - волонтер!"
Данная акция подготовлена и проведена ко Дню волонтеров....