Программа «Добрые перемены» (Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье)
рабочая программа
Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_programma.docx | 88.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Добрые перемены»
(Сопровождение детей, являющихся свидетелями
домашнего насилия и оказание помощи детям,
пострадавшим от жестокого обращения в семье)
Авторы – составители:
Белькова Елена Владимировна,
заведующая отделением
по организационно – методической работе;
Рыбка Светлана Владимировна,
педагог – психолог высшей кв. категории
Новосибирск, 2018
Содержание программы
1. | Пояснительная записка:.............................................................. | 3-8 |
-актуальность,............................................................................... | 3 | |
-аналитическое обоснование реализации программы,............ | 3 | |
-практическая значимость. Новизна программы;................... | 4 | |
-характеристика целевой группы;........................................... | 5 | |
-срок реализации программы;................................................... | 6 | |
-нормативно-правовая основа программы;.............................. | 6 | |
-цель и задачи программы;......................................................... | 7 | |
-принципы реализации программы;.......................................... | 7 | |
-глоссарий программы;............................................................... | 8 | |
-ожидаемые результаты............................................................... | 8 | |
2 | Методическое сопровождение программы............................... | 9-13 |
-описание технологий, используемых при реализации программы;................................................................................... | 9 | |
-описание техник, используемых при реализации программы:................................................................................... | 10 | |
-описание методик, используемых при реализации программы:................................................................................... | 12 | |
-формы реализации программы.................................................. | 12 | |
3 | Материально – техническое обеспечение.................................. | 13 |
4 | Этапы реализации программы.................................................... | 15 |
5 | Диагностический инструментарий программы......................... | 17 |
6 | Комплекс мероприятий в целях повышения качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, и формирования безопасной среды для развития детей.............................................................................. | 20 |
7 | Характеристика педагогических кадров, задействованных в реализации программы................................................................ | 29 |
8 | Список использованной литературы.......................................... | 30 |
Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Детство – важный этап в жизни человека, когда формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И, в то же время, - это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. К сожалению, в реальной жизни многие дети переживают насилие в семье, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей.
По данным сетевой энциклопедии «Википедия», за 9 месяцев 2016 года, из 57 тысяч преступлений, совершенных на бытовой почве: преступлений в семье 14213, из них в отношении женщин (и девочек) составили 9704, в отношении всех несовершеннолетних — 4947.
По решению круглого стола, проведённого Комитетом Государственной Думы по охране здоровья в 2012 году, насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвёртой российской семье
Для детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей, семья играет травмирующую роль и становится источником отрицательного воздействия на ребенка, препятствует здоровой социализации личности ребенка, а, тем самым, разрушает фундамент безопасности общества, создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.
1.2. Аналитическое обоснование реализации программы
Практика работы ГАУ НСО «ЦСПСД «Семья» (далее – Центр) показывает, что зачастую на реабилитацию в учреждение попадают дети, пострадавшие от жестокого обращения в семье или являющиеся его свидетелями.
В одном из исследований, проводимых педагогами нашего Центра, было прослежено, как ситуация домашнего насилия отражается на личные качества ребёнка.
Опросом было охвачено 25 воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста (84% - дети из неполных, 8% – дети из приёмных, 44% - дети из многодетных семей), проживающих в г. Новосибирске и Новосибирской области.
Результаты анкетирования показали, что 84% детей испытывают на себе физическое насилие родителей:
- за «плохое» поведение – 52%;
- за школьную неуспеваемость – 8%;
- за невыполнение домашних обязанностей – 57%;
- за долгие отлучки из дома – 62%.
Все опрошенные дети хорошо понимают, как нужно себя вести, чтобы избежать физического наказания. Для этого необходимо (по мнению ребят):
- получать хорошие оценки – 62%;
- хорошо себя вести - 95%;
- «не выпрашивать» - 4,7 %.
В ситуации работы с детьми, пострадавшими от насилия, ни одна из традиционных моделей психологической помощи не работает по той причине, что все они предполагают добровольное обращение к психологу и наличие хотя бы минимального запроса. При работе с детьми и подростками ситуация принципиально иная: здесь, как правило, отсутствует даже подобие обращения за помощью. Так, 4 ребёнка старшего школьного возраста на вопросы анкеты ответили, что их дома не наказывают.
Психолог оказывается в позиции, когда он вынужден навязывать свою помощь, а это не может привести к позитивному результату. Поэтому возникает потребность поиска особой модели психологической помощи, подходящей именно для этой ситуации.
1.3 Практическая значимость. Новизна программы.
Инновационные идеи программы - это, во-первых, установление контакта со всеми членами семьи, пострадавшими от жестокого обращения:
- проведение скрининга детских коллективов относительно последствий домашнего насилия и выявление детей, требующих срочных коррекционных мер. Объективность оценки состояния каждого ребенка подкрепляется результатами наблюдений за группой несколькими специалистами: медицинским работником, воспитателем, социальным педагогом, педагогом – психологом:
- параллельно программа предусматривает выявление родителей, нарушающих права своих детей, применяющих к ним физическое или психическое насилие, а также взаимодействие с родителями - проводится диагностика семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей
Во-вторых, программа наполнена терапевтическими техниками десенсибилизации, позволяющими оказать эффективную помощь ребенку, относительно которого доказано отрицательное воздействие насилия на психическое и физическое здоровье. При этом программа предъявляет определенные требования к специалисту-психологу – это умение использовать психогимнастики и активное слушание, умение работать с чувствами детей, знание закономерностей психофизиологии, владение методами арт-терапии. В рамках программы проводится сопровождение и восполнение ресурсов семей, создание новых и восстановление позитивных контактов; разрушение негативных внутрисемейных стереотипов.
В – третьих, программа предусматривает пролонгированную поддержку семей, прошедших курс реабилитации.
В- четвёртых, сопровождение детей и членов их семей проводится:
- стационарно;
- дистанционно (онлайн – консультирование, вебинар – семинары);
- посредством организаций выездных семинаров, психологических тренингов на темы, направленных на формирование конструктивных моделей поведения в семейных конфликтах.
1.4. Характеристика целевой группы
Детей, пострадавших от домашнего насилия, можно разделить на три группы:
- Дети, сами являющиеся жертвами жестокого обращения со стороны кого-либо из членов своей семьи.
- Дети, наблюдающие насилие над другими членами семьи, но сами не подвергающиеся насилию (имеется ввиду физическое или сексуальное насилие над детьми, так как психическое насилие в таких семьях будет присутствовать в любом случае).
- Дети, которые и наблюдают насилие над другими членами семьи, и испытывают его на себе. Очевидно, что эта группа детей будет страдать в наибольшей степени.
Учитывая необходимость реализации семейно – ориентированного подхода к оказанию эффективной помощи ребенку, относительно которого доказано отрицательное воздействие насилия на психическое и физическое здоровье, к целевой группе также отнесены родители и ближайшее окружение детей.
1.5. Срок реализации программы
Срок реализации программы - 2 года: 2019-2020 годы в рамках реализации Комплекса мер по развитию системы обеспечения безопасного детства в Новосибирской области.
1.6 Нормативно-правовая основа программы
Международные акты:
- Декларация прав ребенка Организации Объединённых Наций от 20 ноября 1959 года;
- Конвенция о правах ребенка одобренная Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989 г. и вступившая в силу в СССР 15.09.1990 г.;
- Декларация и программа действий ООН «Мир, пригодный для жизни детей» от 10 мая 2002 года.
Российские нормативные правовые акты:
- Уголовный кодекс РФ – ст. 125,110, 119, 111, 112, 115, 116, 117, 131, 132, 133, 134, 135, 240, 242.1, 127, 127.1, 127.2, 130, 150, 151, 156;
- Семейный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (24 апреля 2008);
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Региональные нормативные акты:
- Закон Новосибирской области от 15.05.2003 № 111-ОЗ «О защите прав детей в Новосибирской области»;
- Постановление правительства Новосибирской области от 31.07.2013 г. № 322 – п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 – 2020 годы» (абз. 3 подраздела «Информация об участии акционерных обществ с государственным участием общественных, научных и иных организаций, а также целевых небюджетных фондов в реализации государственной программы» Раздела 4 «Система мероприятий государственной программы»);
- Приказ министра социального развития Новосибирской области от 29.12.2016 г. № 1098 «Об утверждении модельной программы (всемте с «Модельной программой социального сопровождения семей с детьми на территории Новосибирской области»)
1.7 Цель и задачи программы
Цель: оказание комплексной помощи детям, являющимся свидетелями домашнего насилия, пострадавшим от жестокого обращения в семье в преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травм.
Задачи
1. Формировать поведенческие модели, позволяющие преодолеть кризисное состояние человека.
2. Создать у ребёнка адекватное и ясное представление о происшедшем.
3.Помочь несовершеннолетнему в управлении своими чувствами и поведенческими реакциями по преодолению аффекта.
4. Гармонизировать детско – родительские взаимоотношения, сформировать навыки эффективного общения в семье.
5.Мобилизировать потенциал возможностей личности в соответствии с её реальными притязаниями.
6.Раскрыть нравственный потенциал личности путём переноса агрессивных побуждений в социально – приемлемое русло.
7. Создать информационное и методическое руководство для родителей (законных представителей) несовершеннолетних и педагогов, работающих с детьми, видевшими и испытавшими насилие в семье, по профилактике насилия и жестокого обращения.
8.Привлечь общественные и государственные организации, благотворительные фонды и волонтёрское движение к сотрудничеству.
9. Провести профилактическую работу по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.
1.8. Принципы реализации программы
1. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику - при схожести проблем, каждый воспитанник - индивидуальность, неповторимая личность. Это является основой для разработки индивидуальной программы реабилитации для каждого ребёнка и его семьи.
2. Целостное видение проблемы и комплексный подход к ее решению, обуславливающий последовательное решение связанных между собой проблем, возникающих на разных уровнях.
3. Семейно - центрированный подход - обязательное включение в процесс оказания помощи ребенку, относительно которого доказано отрицательное воздействие насилия, родителей и его ближайшего окружения.
1.9. Глоссарий программы
Насилие над детьми в семье – умышленное действие или бездействие родителей, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка (Б. М. Бим - Бад).
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящие к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.
Десенсибилизация - постепенном уменьшении чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность и фобии.
Пролонгированная поддержка семей– продление сроков наблюдения за семьёй, прошедших курс реабилитации, включающее диагностику стабилизации взаимоотношений в семье, предупреждение рецедивов семейного неблагополучия.
Скрининг детских коллективов - метод активного выявления лиц относительно последствий домашнего насилия, основанный на применении специальных диагностических исследований, включающих наблюдение и тестирование.
1.10. Ожидаемые результаты
1. Ежегодно помощь специалистов, реализующих программу «Добрые перемены» Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье» получат 40 семей.
2.Создание банка данных детей, пострадавших от разного вида насилия.
3.Расширение экстренной психологической помощи детям и их родителям в кризисной ситуации.
4.Снижение количества семей, в которых имеются факты жестокого обращения с детьми посредством профилактических мероприятий – 16 выездных семинаров, тренингов на территории Новосибирской области, а также посредством проведения обучающих 2 семинаров и 2 вебинаров по теме на базе учреждения.
5.Урегулирование внутрисемейных отношений с целью предотвращения повторных случаев жестокого обращения и домашнего насилия с детьми, вывод семьи из кризисной ситуации.
6.В случае невозможности изменения ситуации в семье, в которой имеются факты домашнего насилия и жестокого обращения с детьми, с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних – изъятие детей из семьи и решение вопроса с помощью представителей органов опеки и попечительства о лишении родителей родительских прав.
7.Разработана и внедрена технология «Добрые перемены» Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье».
8. Разработаны, апробированы и внедрены инновационные, методические и информационные рекомендации по сопровождению детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и пострадавшим от жестокого обращения в семье.
2. Методическое сопровождение программы.
2.1. Описание технологий, используемых при реализации программы
Технология | Описание | Используемые материалы и оборудование |
Бос-пульс | Современная компьютерная лечебно - оздоровительная технология, которая базируется на принципах адаптивной обратной связи. Посредством специальной аппаратуры происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в сигналы обратной связи (БОС), которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда на экране компьютера. Комплекс позволяет обучить детей навыкам саморегуляции, стрессоустойчивости, развитию внимания, контроля моторной активности, укреплению эмоционально-чувствительной сферы. | Программно-аппаратный комплекс «Боспульс». |
Элементы технологии сенсорного развития М.Монтессори | Создание развивающей среды для содействия интенсивного развития ребенка, повышения уверенности в себе, самостоятельности, развития независимости от чьей-либо оценки, мелкой моторики, навыков конструирования, сенсорно-перцептивной сферы, характеристик внимания, памяти. | Специальный комплект дидактического материала Монтессори |
2.2. Описание техник, используемых при реализации программы
Техника | Описание | Используемые материалы и оборудование |
Арт-терапия | Направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. | Любые доступные и безопасные изобразительные материалы: краски, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, световой стол для аква-анимации, LЕD-панели, бумага, цветная бумага, комплект «Эбру», детский стол прямоугольный регулируемый по высоте, стул детский регулируемый, музыкальный центр. |
Песочная терапия | Частный метод арт-терапии, использующий в качестве материала для творчества песок, базируется на аналитическом подходе К.Г. Юнга. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. | Деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. |
Сказкотерапия | Техника, использующая сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Практическая значимость этой техники состоит в бессознательном определении и осознании внутриличностных проблем, мотивов поведения, желаний и перспектив, наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление препятствий (тревожности, страхов, низкой самооценки, агрессивного поведения) в развитии и поведении у детей и взрослых. | интерактивный стол SMART; бумага, канцелярия, пластилин, сенсорно-динамический зал с набором специальных инструментов для снятия стресса «Дом Совы», наборы для сказкотерапии: «Что такое грусть», «Что такое любовь», «Что такое радость», «Система воспитания характера сказкой 5 в 1». |
Куклотерапия | Техника, использующая в качестве основного приема психокоррекционное воздействие куклы как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого. Использование куклотерапии – является прекрасным инструментом в коррекции негативных эмоциональных состояний: повышенной тревожности, страхов, проявления агрессии. | Различные куклы, арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия», детский стол «Подкова». |
Здоровьесберегающие техники (аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону, элементы кинезиологии) | Комплекс упражнений для активизации защитных функций организма и улучшения психосоматического здоровья (растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж), позволяющих активизировать межполушарное воздействие, улучшают крупную и мелкую моторику, координацию движений, снимают мышечные зажимы, снижают психомоторного напряжение, гармонизируют психоэмоциональное состояние. | Набор «Белометрикс», «Бизиборд», массажные кресла, мячи для лечебной физкультуры, массажные валики, мячики, музыкальный центр. |
Игровая терапия | Техника, использующая естественную потребность ребенка в игре, а также игровые ситуации в терапевтической обстановке. В такой терапии применяется много различных методик, которые выполняют две функции: диагностическую, при которой поведение ребенка в ситуации игры показывает модели, которые являются характерными для его специфических эмоциональных проблем и трудностей в социальном взаимодействии; лечение, при котором игровая обстановка обеспечивает терапевтический эффект. | Игрушки для игровой терапии: 1. Набор игрушечного оружия для отреагирования и проработки агрессивных побуждений; 2. Транспорт; 3. Дикие и домашние животные; 4. Люди-представители разных профессий; 5. Солдатики; 6. Набор кукол для способствования полоролевой идентификации; 7. Игрушечная посуда и мебель. Краски, фломастеры, карандаши, мелки, пластилин, бумага. |
2.3 Описание методик, используемых при реализации программы
Методика | Используемые материалы | Описание |
Проективная методика. | Диагностическая методика О. А. Ореховой | Диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка Материал: лист ответов, шесть цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю. |
Методика "Выбери нужное лицо". | Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Исследуется характерная для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Тест состоит из стимульного материала - рисунки для девочек и мальчиков. |
2.4 Формы реализации программы:
Работа с детьми: социально – психологические тренинги, индивидуальных консультаций, занятий по гармонизации психоэмоционального состояния
Взаимодействие с семьёй: групповые и индивидуальные беседы, лектории,
Консультации и онлайн – консультации, вебинары, семинары.
Межведомственное взаимодействие: мероприятия программы проводятся в
тесном взаимодействии с учреждениями системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественностью,
учреждениями, организациями, заинтересованными в данном вопросе. При
необходимости ведется обмен информацией.
3. Материально – техническое обеспечение программы
Кроме вышеперечисленных материалов и оборудования, программа предполагает использование следующего материально – технического обеспечения:
№ п/п | Оборудование | Описание | Применение |
1 | Сенсорно-динамический зал «Дом Совы» | Набор специальных инструментов. В стандартную комплектацию входит: | рекомендован для снятия стресса, использования при гиперактивности, тревожности, агрессии, нарушениях навыков общения и обучения, проблемах двигательной системы: неуклюжести, моторной неловкости, ДЦП лёгкой формы, задержки развития, аутистическом расстройстве. |
2 | Поле «Живые …» |
| Поле предназначено для индивидуального консультирования и групповой работы |
3 | Набор «Что такое грусть» | В комплект входит: книжка со сказкой о крольчонке Робби; плюшевая фигурка папы-кролика; игрушка-эмоция в виде грустной слезинки с погремушкой внутри; буклет с вариантами упражнений для детей разного возраста. | Расширение диапазона эмоций, знакомство с эмоцией «грусть», позволяет ребенку справиться с тяжелыми переживаниями. |
4 | Набор «Что такое любовь» | В комплект входит: книжка со сказкой о крольчонке Робби; плюшевая фигурка мамы кролика; игрушка-эмоция с погремушкой внутри. | Развитие эмоционального интеллекта у детей; помогает ребенку понимать и определять эмоции (свои и окружающих). |
5 | Набор «Что такое радость» | В комплект входит: книжка со сказкой о крольчонке Робби; игровые задания; игрушка-эмоция с погремушкой внутри игрушка кролика Робби. | Развитие эмоционального интеллекта у детей; помогает ребенку понимать и определять эмоции (свои и окружающих). |
6 | Комплект «Уроки общения» | В комплект входит: 15 авторских сценариев сказок; двусторонняя картонная ширма; книга с методическими рекомендациями по занятиям; 5 пальчиковых кукол-актёров. | Адаптация ребенка в новом обществе, развитие навыков сотрудничества, коммуникации, уверенного поведения. |
7 | Программа «Первые эмоции» | В комплект входит: герой комплекта Робби и 5 игрушек-эмоций; книга «Почему ребёнок плачет и смеётся?»; 5 книг о главных эмоциях; набор карточек-историй; книга игр и заданий; онлайн-материалы. | Для развития эмоционального интеллекта и гармонизации психоэмоционального состояния, снятия стресса, тревожности. |
8 | Комплект с персонализированными сказками «Система воспитания характера сказкой 5 в 1» | Каждый комплект включает в себя набор сказок, книгу с рекомендациями, куклу-рукавичку и CD с аудио-версиями сказок. |
|
9 | Комплекс «Бизиборд» | Доска, куб или домик с различными предметами, игрушками, инструментами. | Для гармонизации психоэмоционального состояния, активизации защитных функций организма и улучшения психосоматического здоровья. |
10 | Набор «Беламетрикс» | Для развития психомоторного благополучия и нормализации поведения ребенка, перенесшего психологическую травму. |
4. Этапы реализации программы.
Диагностический этап.
1. С помощью применения психодиагностических методик по оценке уровня дезадаптированности (модифицированный вариант теста «Диагностика межличностных отношений в группе», тест «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Новая Версия», активные рисуночные методики, проективная методика. Диагностическая методика О.А. Ореховой и пр.) выявлены воспитанники, являющиеся свидетелями домашнего насилия и пострадавшие от жестокого обращения в семье. Определён уровень речевого развития ребёнка, перенёсшего жестокое обращение.
2.По результатам анкетирования и применения опросника Басса-Дарка выявлены родители, нарушающие права своих детей, применяющих к детям физическое или психическое насилие.
3. С помощью методики измерения родительских установок и реакций (РАRY) и применением опросника эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия проведена диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.
4. С помощью набора картинного материала для обследования всех компонентов речи выявлены воспитанники, речевая активность которых нарушена вследствие жестокого обращения в семье, либо психологической травмы в результате свидетельства домашнего насилия.
Основной (реабилитационный) этап.
1. Созданы карты индивидуального сопровождения семьи и комплекс мероприятий реабилитационной работы с семьёй: выбраны направления, формы и методы работы с несовершеннолетними и их окружением, составлен план работы с несовершеннолетними и членами их семей.
2.Проведены мероприятия: по сопровождению семей-участниц программы, восполнение ресурсов семей, создание новых и восстановление позитивных контактов в семье; разрушение негативных внутрисемейных стереотипов.
3.Проведены мероприятия: по гармонизации психоэмоционального состояния несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения:
4.Разработан алгоритм межведомственного взаимодействия по профилактике жестокого обращения в семье, включающий ГАУ НСО "ЦСПСД "Семья", специалистов субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений. образовательные и медицинские учреждения, волонтёрское движение, Новосибирский Епархиальный отдел по духовному окормлению детей - инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, молодёжные и спортивные организации, включающий основные функции по выявлению и профессиональному вмешательству в ситуацию насилия в семье и жестокого обращения с несовершеннолетними.
Аналитико-оценочный этап.
1. Ежегодно помощь специалистов, реализующих программу, получили 40 семей.
2. Снизилось количество семей, имеющих факты жестокого обращения с детьми посредством:
- выездных семинаров на - тренингов в районах Новосибирской области (Колыванский, Искитимский, Доволенский, Маслянинский, Сузунский, Ордынский) :
2019 г – 8 семинаров,
2020 г - 8 семинаров;
- детско – родительских семинаров – тренингов на базе учреждения:
2019 г - 1 семинар,
2020 г -1 семинар;
- вебинаров, онлайн - консультаций посредством видеосвязи:
2019 г - 1 вебинар,
2020 г - 1 вебинар.
4. У 80% семей - участников программы сформированы конструктивные модели поведения в детско – родительских конфликтах; расширился диапазон представлений об эффективных способах коммуникации в семье; нормализован психологический климат в семье.
5. 80% родителей получили помощь в разрешении трудных ситуаций. Предприняты профилактические меры и тем самым предотвращено жестокое обращение и связанные с ним последствия.
6. Произошла 75% стабилизация психофизического, психоэмоционального состояния несовершеннолетних, являющихся свидетелями домашнего насилия и подвергшиеся жестокому обращению..
7 У 85 % несовершеннолетних:
- сформирована позитивная «Я»-концепция, способность к самопринятию,
-восстановлено чувство собственного достоинства;
- совершенствованы умения, навыки, способности для установления доверительных отношений;
-проработаны травмирующие воспоминания;
- развиты и совершенствованы социальные качества личности;
- дети обучены навыкам решения конфликтов;
- у несовершеннолетних сформировано чувство ответственности за свою жизнь.
Профилактический этап
Осуществлена пролонгированная поддержка ребенка и членов его семьи, прошедших курс реабилитации.
5. Диагностический инструментарий программы
№ п/п | Диагностический инструментарий | Описание | Ожидаемые результаты |
1 | Диагностика родительско-детских отношений. Новая версия. | Методика включает в себя шкалы: особенности эмоциональных отношений родителя и подростка; особенности общения и взаимодействия: блок контроля; блок противоречивости/непротиворечивости отношений; доолнительные шкалы (удовлетворение потребностей) | Позволяет увидеть полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений глазами подростков |
2 | Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Новая версия (сетевая без ограничений) | В данном блоке представлены 6 тестов, которые помогут выявить группы риска в подростковой среде. | Определение личностных особенностей воспитанников с целью выбора наиболее эффективной стратегии коррекционной работы и программ психологического сопровождения |
3 | Тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен | Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Исследуется характерная для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Тест состоит из стимульного материала - рисунки для девочек и мальчиков. | |
4 | Карты "Живые чувства" | В наборе представлены карты из 65 чувств. Все карточки ламинированы и пригодны для постоянного использования в работе. | Психодиагностическая методика позволяющая обратиться к чувствам, дифференцировать их и осознать. |
5 | Книга "Живые чувства" | В книге представлен перечень из 65 чувств с подробным описанием каждого чувства и мини-рассказом о нем. Формат А5, мягкая обложка, 140 страниц. | Инструмент в диагностике и консультировании взрослых и подростков. |
6 | Карты «Живые роли» | В наборе представлен перечень из 75 ролей с подробным описанием каждой роли и мини-рассказом о нем. Все карточки напечатаны на плотном картоне и пригодны для постоянного использования в работе. Применяется для исследования паттернов поведения, установок, непродуктивных сценариев. Набор карт позволяет за короткий срок установить взаимосвязь между собственными мыслями, чувствами и удовлетворенностью качеством жизни. | Инструмент в диагностике и консультировании взрослых и подростков, а также для применения в групповой работе. |
7 | Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки. | Опросник состоит из 75 вопросов. Ответы оцениваются по 8 шкалам. | Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. |
8 | Набор картинного материала для обследования всех компонентов речи. | В комплект входит набор различных карточек. | С помощью набора картинного материала для обследования всех компонентов речи выявляются воспитанники, речевая активность которых нарушена вследствие жестокого обращения в семье, либо психологической травмы в результате свидетельства домашнего насилия. |
9 | Комплект «Позитивная куклотерапия» | В комплектацию входит: Методическое руководство; фото-инструкции по изготовлению народной куклы (5 шт); базовый набор кукол (5 структурных архетипов): Кукла Доля Кукла Воля Кукла Лада Кукла Род Кукла «Волшебный помощник»; Рекламный CD «Иматон»; Фирменная ручка «Иматон»; Сертификат качества «Иматон»; Регистрационный талон; Гарантийная карта; Коробка-футляр. | На диагностическом этапе психотерапии выявляется базовый конфликт в сфере Я: отвержение или чрезмерная идеализация Я-женского; неумение выстраивать гармоничные Ты-отношения; проблемы в семейной жизни. Методика направлена на восстановление женской целостности, гармонизацию внутреннего мира, разрешение актуальных конфликтов. Народная кукла несет в себе мощный ресурс, связанный с традиционными обрядовыми практиками, естественно поддерживающими человека традиционного общества в переходные и критические периоды жизни. Описанный в методическом руководстве опыт привлечения народной куклы в психотерапевтический процесс можно эффективно использовать для работы с детьми и подростками, при решении проблем в сфере детско-родительских отношений, в поддерживающей работе с кризисными состояниями, травмами и другими психологическими проблемами. |
6. Комплекс мероприятий в целях повышения качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, и формирования безопасной среды для развития детей
№ п/п | Наименование мероприятия | Ожидаемые результаты | Исполнители | Сроки исполнения |
1. Диагностический этап. Цель: подготовка методической базы, составление плана работы с несовершеннолетними, членами их семей и постановка задач психологического сопровождения. | ||||
1.1 | Установление контакта со всеми членами семьи, пострадавшим от жестокого обращения. 1.Выявление детей «группы риска» (заниженная самооценка, агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые, с нарушением поведения)путём наблюдения за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке, а также с помощью применения известных психодиагностических методик по оценке уровня дезадаптированности (модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», тестом «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Новая Версия», активными рисуночными методиками, и пр.). 2.Выявление родителей, нарушающих права своих детей, применяющих к детям физическое или психическое насилие - по результатам анкетирования и применения опросника Басса-Дарки. 3.Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей с помощью методики измерения родительских установок и реакций (РАRY) и применением опросника эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия | Из общего количества детей выделены те, у кого есть проблемы различного рода в адаптации и социализации. Выделены те семьи, в которых применяются методы насилия над членами семей, нарушаются права ребенка. Получен анализ родительских установок, реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут нарушению прав ребенка в семье. Созданы карты индивидуального сопровождения семьи и комплекс мероприятий реабилитационной работы с семьёй: выбраны направления, формы и методы работы с несовершеннолетними и их окружением, составлен план работы с несовершеннолетними и членами их семей. | Педагоги – психологи Педагоги – психологи Педагоги - психологи | 10.01.2019 – 31.03.2019 гг., а также по мере необходимости |
1.2 | Обучение специалистов, сопровождающих детей, видевших и испытавших насилие в семье, на курсах повышения квалификации | Обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с ростом требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных подходов к сопровождению детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и испытавших на себе жестокое обращение. | Сотрудники отделения по организационно – методической работе | В течение всего периода |
2. Основной (реабилитационный) этап. Цель: проведение мероприятий по гармонизации психоэмоционального состояния несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения; по сопровождению семей-участниц программы, восполнение ресурсов семей, создание новых и восстановление позитивных контактов в семье; разрушение негативных внутрисемейных стереотипов. | ||||
2.1 | Проведение тренинга для детей – свидетелей насилия в семье и пострадавшим от жестокого обращения «Формирование эмоционально-чувственного и поведенческого компонента личности » | Определена оценка эмоционального состояния и особенностей личности. Реконструированы формы эмоционального реагирования и стереотипов поведения. Расширился диапазон невербальных поведенческих паттернов и навыков коммуникации. Развита эмоциональная выразительность и осознана эмоциональная особенности речи. Коррекция агрессивных тенденций, тревожности ребенка. Сформирована поведенческая модель личности, позволяющая преодолеть кризисное состояние. | Педагоги - психологи | 1 квартал 2019г, 1 квартал 2020 г. |
2.2 | Проведение индивидуальных консультаций, направленных на анализ травмирующего воспоминания и снижение психоэмоционального напряжения | Ребёнок научился адекватному отреагированию от страхов, мешающих субъект-субъектным детско-родительским отношениям, Определил зоны психологического комфорта. У детей развита толерантность в детско-родительских отношениях. У ребёнка создано адекватное и ясное представление о произошедшем. Стабилизация психофизического, психоэмоционального состояния несовершеннолетнего | Педагоги - психологи | В течение всего периода |
2.3 | Проведение индивидуальных коррекционных занятий, психологических тренингов на осознание своего эмоционального состояния и поведения. | Воспитанникам оказана помощь в управлении своими чувствами и поведенческими реакциями по преодолению аффекта Дети: -расширили диапазон эмоций; - научились вербализовать свои переживания, чувства; -осознали свои поведенческие паттерны; -сформировали позитивную «Я»-концепцию, способность к самопринятию; - восстановлено чувство собственного достоинства; - сформированы навыки целеполагания собственной жизни. | Педагоги – психологи | В течение всего периода |
2.4 | Проведение индивидуальных коррекционных занятий по восстановлению и коррекции речевых нарушений у детей, являющихся свидетелями насилия в семье и подвергшихся жестокому обращению. | Речевая активность ребёнка повысилась, произведена коррекция речевых проблем, вызванным жестоким обращением, либо психологической травмой, полученной в результате свидетельства домашнего насилия | Логопед | В течение всего периода |
2.5 | Проведение занятий с детьми «Семейные ценности», «Мы – будущие родители», «Что значит жить в гармонии с другими» | Мобилизован потенциал возможностей личности в соответствии с её реальными притязаниями:- сформирована позитивная «Я»-концепция, способность к самопринятию, -восстановление чувства собственного достоинства; - совершенствованы умения, навыки, способности для установления доверительных отношений; -проработаны травмирующие воспоминания; - развиты и совершенствованы социальные качества личности ребенка; - дети обучены навыкам решения конфликтов; - у несовершеннолетних сформировано чувство ответственности за свою жизнь. | Воспитатели | В течение всего периода |
2.6 | Проведение он- лайн викторины «О человеке и гражданине» среди воспитанников учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Новосибирской обл. | Дети познакомились с перечнем прав и обязанностей в семье, их обучили применять эти знания в практической ситуации. | Педагог – организатор, юрист учреждения | Ноябрь 2020 г |
2.7 | Организация конкурса – выставки рисунков «Семья моей мечты» между воспитанниками учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Новосибирской обл. | На примере детских работ выявлены ожидания детей от семейных взаимоотношений, произведена корректировка семейных ценностей. | Педагог - организатор | Май 2019 г |
2.8 | Проведение познавательной игры «Поезд безопасности» | Дети получили информацию по организации личной безопасности в семье. | Педагог - организатор | Август 2020 г |
2.9 | Гармонизация детско – родительских взаимоотношений, формирование навыков эффективного общения в семье : 1.Организация выездных семинаров и психологических тренингов, круглых столов на темы, направленные на формирование конструктивных моделей поведения в детско – родительских конфликтах: -«Основы эффективной коммуникации в детско-родительских отношениях», -«Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка» 2.Проведение детско – родительских семинаров – тренингов на базе учреждения: - «Рефлексия детско-родительских конфликтов в семьях детей, пострадавших от жестокого обращения»; - «Преодоление псхологических барьеров в детско – родительских отношениях» 3.Проведение вебинаров, онлайн - консультаций посредством видеосвязи для родителей, живущих на территории Новосибирской области: - «Родительский менталитет» - «Счастливое родительство», 4.Индивидуальные беседы с родителями. Поиск выхода из сложных ситуаций 5.Проведение спортивного соревнования «Папа, мама, я – здоровая семья». | Сформированы конструктивные модели поведения в детско – родительских конфликтах; расширился диапазон представлений об эффективных способах коммуникации в семье. Нормализация психологического климата в семье. Повышение родительской компетенции в вопросах родительской депривации. Родители осознали истинные причины семейных конфликтов; повысилась ответственность и сензитивность к процессу воспитания; В семье положено начало развитию адаптивных стратегий совладания. Повысилась информированность о психологической сущности и причинах конфликтов; участники тренинга научились снимать страхи в признании права на ошибку; глазами родителей и детей проанализирована семейная воспитательная ситуация; участники обучились рефлексии эмоциональных состояний и поведения в конфликте. У участников тренинга – родителей и детей - повысилась информированность о характере и причинах психологических барьеров в общении, типах взаимодействия; участники научились эмоционально реагировать на внутреннее напряжение во взаимодействии «дети-родители»; изменилось стереотипное восприятие близкого человека; сформированы положительные навыки установления контакта «родитель-ребенок». Родители обрели положительную самоидентификацию в родительской роли; уровень воспитательного потенциала семьи повышен; проанализированы внутриролевые конфликты. Воспитательный ресурс семьи повышен. Расширилась осознанность мотивов воспитания в семье; Родители осознали содержание понятия «родительская любовь»; сформировалась система ответственного поведения родителей; актуализировались представления о ценности семьи;
Родители получили помощь в разрешении трудных ситуаций. Предприняты профилактические меры и тем самым предотвращено жестокое обращение и связанные с ним последствия. У детей: понизился уровень депрессии и психо-эмоционального напряжения. У родителей: получена эмоциональная поддержка. | Педагоги – психологи, Педагоги – психологи, Педагоги – психологи Педагоги – психологи Педагоги – психологи Педагоги – психологи Педагоги – психологи, воспитатели Педагог – организатор, воспитатели | Районы: Ордынский, Искитимский, Колыванский, Маслянинский - апрель, районы: Сузунский, Маслянинский, Доволенский, - ноябрь 2019 г. Районы: Ордынский, Искитимский, Колыванский, Маслянинский - апрель, районы: Сузунский, Маслянинский, Доволенский, - ноябрь 2020 г. Районы: Колыванский. Искитимский, Ордынский - начало октября 2019 г Районы: Колыванский. Искитимский, Ордынский - начало октября 2020 г Районы: Ордынский, Искитимский, Колыванский, Сузунский, Маслянинский, Доволенский - февраль – март 2019 г, Районы: Ордынский, Искитимский, Колыванский, Сузунский, Маслянинский, Доволенский - февраль 2020 г, В течение всего периода Районы: Колыванский. Искитимский, Ордынский - июль 2020 г. |
2.10 | Использование службы «Телефон доверия». Разработка технологий по работе с детьми – жертвами насилия и их семьями (консультирование, психокоррекция и т. д.) | Оказана непосредственная экстренная психологическая помощь детям и подросткам, а также их родителям, в кризисных ситуациях, в том числе при угрозе суицида. Разработаны технологии по работе с детьми – жертвами насилия и их семьями, оказана экстренная психологическая помощь детям в кризисных ситуациях; выявление ситуаций социального неблагополучия, случаев жестокого обращения и насилия над детьми. | Педагоги - психологи | Январь 2019 - декабрь 2020 г |
2.11 | Привлечение общественных и государственных организаций, благотворительных фондов и волонтёрского движения к сотрудничеству: 1.Проведение акции в сотрудничестве с волонтёрами «НЕТ насилию в семье!» 2.Проведение диспут – лектория в сотрудничестве с волонтёрами «Я знаю семейный кодекс и свои права» для подростков 10-12 лет. 3.Проведение прямых линий со специалистами КДН и ПДН по вопросам эффективности работы по предотвращению насилия в семье. | Проведены индивидуальные профилактические мероприятия с семьями, информационно-просветительские мероприятия среди взрослого и детского населения по вопросам предупреждения жестокости и защиты прав детей. Подростки познакомились с основными международными документами по правам человека и правам ребёнка, с организациями и учреждениями, уполномоченными защищать права детей и подростков в случаях жестокого обращения в семье Создано единое межотраслевое пространство, предполагающее: - немедленное реагирование на различные чрезвычайные ситуации, возникающие в семье, -возможность объединить усилия различных специалистов в области профилактики насилия в семье. | Сотрудники отделения по организационно – методической работе, волонтёры Сотрудники отделения по организационно – методической работе, волонтёры Педагоги – психологи, сотрудники отделения по организационно – методической работе | Октябрь 2019 г. Ноябрь 2020 г Май 2019 г, май 2020 г |
2.12 | Организация книжных выставок, обзоров книг и журналов по теме «Дом без насилия» | Привлечение внимания общественности к вопросам, направленным на практическую реализацию мер по обеспечению благополучия детей. | библиотекарь | В течение всего периода |
3Аналитико-оценочный этап. Цели: 1.Оценка и анализ полученных результатов. 2.Создание информационного и методического руководства для родителей (законных представителей) несовершеннолетних и педагогов, работающих с детьми, видевшими и испытавшими насилие в семье, по профилактике насилия и жестокого обращения | ||||
3.1 | Создание единого информационного банка о семьях и детях групп риска, проведение мониторингов, социальных исследований на тему насилия в семье, причин и последствий насилия, изучение путей решения данной проблемы | Создан банк данных семей группы риска, детей, пострадавших от разного вида насилия. | Педагоги - психологи | В течение всего периода. |
3.2 | Разработка методических рекомендаций в помощь специалистам, работающим с данной категорией населения «Насилие над детьми: аспекты защиты и профилактика» | Повышена профессиональная компетентность специалистов, работающих с данной категорией детей. | Сотрудники отделения по организационно – методической работе | Октябрь 2020 г |
3.3 | Разработка комплекса информационных материалов по проблеме насилия над детьми в семье: -буклетов «Что такое «жестокое обращение с детьми»?», «Мифы и факты жестокого обращения с детьми», «Семья без насилия», -памяток для родителей «Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка без физического насилия», «Как установить контакт с ребёнком, чтобы предотвратить жестокое обращение с ним». | Создано информационное и методическое руководство для законных представителей, родителей несовершеннолетних по профилактике насилия и жестокого обращения | Педагоги – психологи, сотрудники отделения по организационно – методической работе | Декабрь 2019 г, декабрь 2020 г. |
4. этап: профилактический. Цель: пролонгированная поддержка ребенка и членов его семьи, прошедших курс реабилитации. | ||||
4.1 | Мониторинг семей, прошедших реабилитационные мероприятия. | Диагностика стабилизации взаимоотношений в семье, предупреждение рецидивов семейного неблагополучия. Сокращение численности детей, изъятых из семьи, при непосредственной угрозе их жизни или здоровью. | Педагоги - психологи | 1 раз в 6 мес. |
4.2 | Создание волонтерского движения родителей, прошедших курс реабилитации в Центре | Сопровождение семей, прошедших курс реабилитации совместно органами социальной защиты на местах. Пропаганда отрицательного отношения населения к насилию в семье, проведение различных акций по профилактике жестокого обращения с детьми, информационно – просветительская работа с неблагополучными семьями семьями. Распространение лучшего опыта семейного воспитания | Педагоги – психологи, сотрудники отделения по организационно – методической работе | 2021 и все последующие годы. |
5. Характеристика педагогических кадров, задействованных в реализации программы
№ п/п | Педагогические кадры | Содержание работы |
1 | Координатор | Организационно-методическая работа: организация межведомственного взаимодействия, составление соглашений о сотрудничестве; разработка нормативных документов, регламентирующих работу педагогов по реализации программы; учет детей, пострадавших от насилия в семье и их близких, зачисленных в службу (ведение электронной базы), организация работы с сетью социальных контактов, мониторинг деятельности педагогов по реализации программы, подготовка аналитических отчетов по итогам работы, супервизия (разбор трудных случаев) |
2 | Педагог-психолог | Проведение углубленного диагностического обследования детей, пострадавших от насилия в семье, изучение и анализ его проблем и его ближайшего окружения, разработка и участие в реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка, пострадавшего от насилия в семье и его семьи в рамках социально-психологической реабилитации, организация работы в кабинете психологической разгрузки, подготовка аналитического отчета в рамках своей компетенции |
3 | Воспитатель | Планирование и организация жизнедеятельности детей, пострадавших от насилия в семье и осуществление их реабилитации; заполнение карт педагогического наблюдения и коррекционной работы, индивидуальной реабилитации несовершеннолетних; взаимодействие с родителями воспитанников, или лицами, их заменяющими; вовлечение детей в различные виды деятельности (игровую, познавательную, трудовую), в частности, проведение занятий по формированию позитивной «Я» - концепции. |
4 | Педагог-организатор | Организация смыслосодержащего досуга детей, пострадавших от насилия в семье и их близких, участие в разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего и его семьи в рамках социально-педагогической реабилитации, реализация технологии "Реабилитационный досуг", подготовка аналитического отчета по итогам работы в рамках своей компетенции |
5 | Медицинский персонал (врач-педиатр, врач – невролог, медицинские сёстры) | Проведение мероприятий по воспитанию санитарно-гигиенических навыков, навыков здорового образа жизни, оказание при необходимости специализированной медицинской помощи несовершеннолетним |
6 | Ведущий юрисконсульт | Организация консультирования несовершеннолетних и их семей по правовым вопросам, участие в проведении он- лайн викторины «О человеке и гражданине» |
7 | Библиотекарь | Организация книжных выставок, обзоров книг и журналов по профилактике семейного насилия. |
Список использованной литературы
- Альтшулер Б. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - ключевое звено профилактики насилия в отношении детей, безнадзорности и правонарушений // Защити меня! - 2008. - N 2. - С. 14-15.
- Бессчетнова О. В. Семейная политика России в решении проблем домашнего насилия над детьми // Известия Саратовского университета. Новая серия. - 2007. - С. 47-50.
- Бессчетнова О. В. Социальные аспекты образа жизни детей, пострадавших от насилия в семье // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2007. - N 22. - С. 142-152.
- Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации : конституционно-правовой аспект // Юристъ - правоведъ. - 2010. - N 1. - С. 72-76.
- Витвар О. И. Формирование эффективной мультидисциплинарной команды в решении проблем семьи и детства : региональный опыт // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - N 3. - С. 65-68.
- Гетц О. Конференция "Насилие в семье и криминальная эксплуатация // Социальное обеспечение. – 2003. - N 5. - С. 18-19.
- Дурсанова Т. Проблема жестокого обращения с детьми // Социальное обеспечение. – 2005. - N 8. - С. 10-13.
- Егорова М. Новый этап работы в интересах российских детей // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - N 21. - С. 15-17.
- Кирсанова В. Насилие в семье : помощь и профилактика // Социальная педагогика. - 2010. - N 1. - С. 105-110.
- Медведева И. Насилие над детьми // Родительское собрание. – 2006. - N 3. - С. 51-66.
- Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения// М, 2011
- Муратова С. А. Роль семейного права в предотвращении жестокого обращения с детьми и насилия над ними // Защити меня! - 2010. - N 2. - С. 4-5.
- Путь реорганизации системы защиты детства // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - N 17. - С. 18.
- Руководство по предупреждению насилия над детьми. - М. : ВЛАДОС , 1997. - 505 с.СОУНБ; ЕФ; Шифр 57.33я73+88.48я73; Авторский знак Р851; Инв. номер 2209062-ЕФ
- Сафонова Т. Я. Роль специализированного центра в оказании комплексной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению // Психологическая наука и образование. – 2004. - N 1. - С. 97-101.
- Туринский В. О роли и задачах органов и учреждений социальной защиты населения в сфере насилия над детьми // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - N 11. - С. 6-7
- Шахина Н. А. Поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социальная работа. - 2011. - N 1. - С. 26-27.
- Сетевая энциклопедия «Википедия», https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное родительское собрание "Жестокое обращение в семье"
Материал к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье"...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Процесс защиты ребенка, пострадавшего от жестокого обращения в семье: социально-педагогическое сопровождение
работа социального педагога...
презентация "Процесс защиты ребенка, пострадавшего от жестокого обращения в семье: социально-педагогическое сопровождение»"
работа социального педагога...
Беседа на Круглом столе с приемными родителями "Насилие и жестокое обращение в семье: причины, последствия, помощь"
Специалисты во всем мире единодушны: семейная жестокость касается всего общества, последствия издевательств над одним человеком неизбежно задевают всех окружающих....
Коррекционная программа для детей, пострадавших от насилия в семье «Мы справимся»
Программа разработана для проведения коррекционной работы по жестокому обращению в семье: отработка травматического опыта...