Закон и порядок
методическая разработка (6 класс)
Профилактика правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний; формирование навыков принятия самостоятельного решения; развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_i_poryadok.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: Классный час – 6 класс
«Закон и порядок!»
Автор: Патрушева Елена Юрьевна
Должность: социальный педагог
Место работы: МБОУ Целинная ОШИ №15
Форма: урок-рассуждение
Направление профилактики:
Профилактика правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний; формирование навыков принятия самостоятельного решения; развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
Сценарный план:
- Вступительное слово классного руководителя.
- Разбор основных понятий урока.
- Рассуждение учеников по примерам негативных поступков.
- Работа с памятками по видам юридической ответственности
- Обсуждение нескольких видов распространенных правонарушений среди несовершеннолетних, по предоставленным ситуациям («Хулиганство» Ст. 213 УК РФ; «Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ) «)
- инсценировка двух видов правонарушений (Мошенничество» Ст. 159 УК; РФ;«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ
- мозговой штурм
- подведение итогов урока: игра «Я не знал… теперь я знаю».
Классный час
по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних
« Закон и порядок»
Разработала классный руководитель
6 класса МБОУ Целинной ОШИ № 15
Е.Ю. Патрушева
Цели проведения:
- профилактика правонарушений несовершеннолетних;
- пропаганда правовых знаний;
- формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
Ход классного часа
1. Классный руководитель:
Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Закон и порядок». Эпиграфом к нашему уроку взяты следующие слова Л.Н. Толстого (на доске):
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Тема «Закон и порядок» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
(Определения написаны на доске)
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу,
запрещенное законом и влекущее наказание.
ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
2.Классный руководитель:
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководитель поправляет и дополняет примеры)
плохо учатся, а потом бросают школу;
курят и выпивают;
грубят и сверстникам и взрослым;
унижают маленьких и слабых;
лгут даже без причины;
стараются выяснить отношения только с помощью силы;
играют в карты;
разрисовывают стены;
портят школьное имущество и многое другое.
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Почему такое происходит?
Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.
3.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонар2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
ушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
4.Классный руководитель:
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске)
«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ
«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;
«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;
«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;
1) «Хулиганство
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбилих. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения
говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:
штрафом,
обязательными работами,
исправительными работами».
Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
2) «Мошенничество»
инсценировка
На скамейке сидят две девочки.
1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?
2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли.
1-я девочка: А где же ты их взяла?
2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.
1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны...
Лена оценивающе смотрит на Катю.
2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница... Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!
1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!
Девочки шепчутся.
1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?
2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался... И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает.
1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.
Девочки уходят.
На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.
1-я девочка: Да ты что? Украли?
2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали...
1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась?
2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-за одной сережки шум поднимать.(Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же милиция не поможет.
3-я девочка: А что случилось?
1-я девочка: У нее вчера сережки украли.
3-я девочка: Дорогие?
2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя.
3-я девочка: Мне тоже мама подарила.
1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама... А может ты и украла...
3-я девочка: Да вы что, девочки!
2-я девочка: Подожди, может мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе...
Девочка снимает сережку
1-я девочка: Похожа?
2-я девочка: Вроде похожа.
1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?
2-я девочка: Ты что, с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает.
3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.
2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.
1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем.
2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из под земли достанем…
3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать.
Девочки уходят.
Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.
На сцене Катя и Лена.
2-я девочка: Вот видишь, как просто.
1-я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной.
2-я девочка: теперь в скупку, рублей 200 дадут за сережки.
1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.
2-я девочка: И никто ничего не узнает…
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:
штрафом,
обязательными работами,
исправительными работами».
Ответственность уголовная наступает с 16 лет.
3) «Вымогательство»
инсценировка
3 мальчика сидят на скамейке.
1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...
2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?
3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...
1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?
2-й мальчик: А отдавать чем будем?
1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.
3-й мальчик: как это? ...
1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...
Входит мальчик.
1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?
4-й мальчик: Нету.
2-й мальчик: А не врешь?
4-й мальчик: Честно, нету денег.
1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.
4-й мальчик: Не буду, не имеете права.
2-й мальчик: А по репе?..
Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.
1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».
4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?
2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?
4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?
3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?
4-й мальчик: Не принесу!
1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.
2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.
Уходят, насвистывая.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается:
ограничением свободы;
арестом;
лишением свободы».
4. «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).
1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.
Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь.
У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка, дружная семья дома, человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, посещение театра) и ситуаций с поведением пьяного человека
Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит?
2)В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.
Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать»нет» и уйти)
Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка
О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.
5. «Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)
пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
стремление к примитивному времяпровождению.
зависть
преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.
жадность.
резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;
неуверенность в завтрашнем дне.
стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.
Низкий материальный уровень жизни населения.
Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания
Ответственное отношение к учебе, знаниям.
Обладание внутренним миром
Общение и искусством, природой
доброта
6.Подведение итогов урока:
Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?
Игра «Я не знал…Теперь я знаю»: обучающимся задаются вопросы по теме урока. К учителю подбегают те ученики, которые сначала не знали ответы на вопросы. А затем те, кто узнал что-то новое на уроке.
Литература:
- КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Соколов Я. В., Миньковский Г. М. Ответственность за правонарушения. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся, их родителей и учителей. – М.,1995. [20.05.2016]
- Ваш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб., 1998. [20.05.2016]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация деятельности клуба "Закон и порядок"
Презентация деятельности клуба "Закон и порядок"...
Классный час "Закон и порядок"
Презентация для проведения классных часов "Закон и порядок"...
Командная программа "Закон и порядок"
Тема: Командная программа «Закон и порядок» Цель: Анализ основ правовых взаимоотношений педагогического коллектива, обучающихся и их родителей.Задачи:Воспитание правовой культуры школ...
Классный час на тему: «Закон и порядок».
Человек рождается и умирает в окружении людей. Каждому человеку свойственно стремление к общению и каждый член общества - единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристр...
интеллектуально-правовая игра "Закон и порядок"
Интеллектуально-правовая игра "Закон и порядок" проводится между двумя и более командами....
Воспитательный час "Закон и порядок"
Дети, поступающие в Центр, дезадаптированные с асоциальным поведением. У большинства воспитанников слабо развита эмоционально-нравственная сфера. Воспитанники не всегда тактичны по отношению друг к др...
Презентация Методический бюллетень "Закон и порядок"
Для общения с другими педагогами....