Проблема развития комуникативных навыков у подростков в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья
Коммуникативные навыки – это умение на практике грамотно принимать и передавать информационные сообщения, сохраняя его смысловую основу. Умение устанавливать и поддерживать контакты важно для человека, так как вся наша жизнь состоит из взаимодействия, коммуникации с другими людьми. В случае возникновения нарушений в данных процессах личность может ощутить свою изолированность от социума, а также встретить препятствия на пути удовлетворения своих потребностей (в принадлежности к социальной группе, в общении, безопасности, самореализаии и т.д.).
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто выявляют у них нарушения в эмоциональноличностной сфере, выражающиеся в том числе, недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков. Указанные нарушения могут проявляться в виде социальной дезадаптации, например, пониженной активностью либо, наоборот, гиперактивностью с уходом в криминогенную среду, агрессивностью, конфликтностью, импульсивностью, повышенной тревожностью и т.д. Отсюда, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков детей-сирот, который может способствовать их социальной дезадаптации, в конечном счете, также может оказать неблагоприятное влияние на уровень их личностной безопасности. Чтобы обосновать данный вывод, следует рассмотреть подходы к пониманию личностной безопасности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Многочисленные исследования свидетельствуют, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе риска по высокой степени вероятности возникновения нарушений в процессе их социализации и формирования социально значимых качеств. Это обусловлено широким спектром причин, среди которых особо необходимо отметить такие, как материнская, эмоциональная, психологическая депривация, ограниченность круга общения и развивающей среды. Отдельно выделим часто отмечаемые нарушения в сфере развития коммуникативных навыков у воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный момент является важным, так как в значительной степени предопределяет дальнейшие трудности, встающие на пути у выпускника указанных учреждений на этапе вхождения в общество.
Коммуникативные навыки – это умение на практике грамотно принимать и передавать информационные сообщения, сохраняя его смысловую основу. Умение устанавливать и поддерживать контакты важно для человека, так как вся наша жизнь состоит из взаимодействия, коммуникации с другими людьми. В случае возникновения нарушений в данных процессах личность может ощутить свою изолированность от социума, а также встретить препятствия на пути удовлетворения своих потребностей (в принадлежности к социальной группе, в общении, безопасности, самореализаии и т.д.).
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто выявляют у них нарушения в эмоциональноличностной сфере, выражающиеся в том числе, недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков. Указанные нарушения могут проявляться в виде социальной дезадаптации, например, пониженной активностью либо, наоборот, гиперактивностью с уходом в криминогенную среду, агрессивностью, конфликтностью, импульсивностью, повышенной тревожностью и т.д. Отсюда, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков детей-сирот, который может способствовать их социальной дезадаптации, в конечном счете, также может оказать неблагоприятное влияние на уровень их личностной безопасности. Чтобы обосновать данный вывод, следует рассмотреть подходы к пониманию личностной безопасности.
Безопасность – это одна из характеристик и один из критериев функционирования и развития социальной системы в целом. Как правило, под социальной безопасностью понимают состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.
В соответствии с этим выводом определяется необходимость развития коммуникативных навыков у детей-сирот с учетом значимости этих навыков в обеспечении личностной безопасности рассматриваемой категории детей. Данный аспект в теории и практике развития коммуникативных навыков является мало изученным, так как он практически не учитывается в большинстве исследований по проблемам развития коммуникативных навыков у детей.
Как правило, существующие методики развития коммуникативных навыков у детей-сирот направлены на формирование у них позитивного отношения к людям, умения понимать и правильно откликаться на состояние партнеров общения, владеть навыками психоэмоциональной саморегуляции, уметь грамотно излагать свою позицию и т. д. Наш же подход предполагает сделать акцент на включение в программу развития коммуникативных навыков у детей-сирот блок занятий по социальному ориентированию. Ведь жизнь в современном обществе таит множество ловушек, к которым выпускник детского дома или интерната зачастую бывает не подготовлен.
Подтверждением этого является приведенная ниже статистика по выпускникам детских домов в Российской Федерации: 40 % выпускников детских домов становятся правонарушителями, 30 % – алкоголиками и наркоманами, 10 % – суициденты и лишь 10 % являются относительно благополучными . Но даже те, кто относится к категории «относительно благополучных», как правило, с трудом могут, покинув стены учреждений для детей-сирот, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью. Разработка методики развития коммуникативных навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом вопросов личностной безопасности позволит облегчить процесс вхождения этих детей в общество, а также будет способствовать тому, чтобы выпускники детских домов и интернатов не терялись в социуме, а умели самостоятельно в нем ориентироваться и поддерживать свою личностную безопасность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...
Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...
Просветительская образовательная программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»
Данная программа предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нар...
Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"
Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...
Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...
Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»
Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...