"Совершенствование работы по профилактике негативных проявлений среди несовершеннолетних, находящихся в ТЖС и СОП»
материал
Выступление для педагогического Совета. Раскрываются основные понятия: дети, неходящиеся в ТЖС и СОП.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1. «Совершенствование работы по профилактике негативных проявлений среди несовершеннолетних, находящихся в ТЖС и СОП»
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Кто же такие – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, смотрите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена без дверей, без окон.
Вот они, главные истины эти:
«Поздно заметили» … «Поздно учли» …
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
Слайд 2. Современное российское общество характеризуется увеличением количества детей и подростков так называемого повышенного риска. Когда говорят о детях «группы риска», то подразумевается, что они находятся под воздействием нежелательных факторов, которые могут повлиять или не повлиять на жизнь и развитие ребенка. Это дети, которые в силу определенных обстоятельств жизни боле других подвержены негативным внешним воздействиям, что впоследствии может привести к дезадаптации несовершеннолетних. Само понятие «дети группы риска» считается общепринятым, однако существуют его различные трактовки. Если обратится к ФЗ 124«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», то термин дети группы риска трактуется как дети, находящиеся в ТЖС. В этом законе также сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка
-дети-сироты;
-дети, оставшиеся без попечения родителей;
-дети-инвалиды;
-дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии,
-дети из семей беженцев, малоимущих семей и др)
Каждый ребенок в разные периоды в своей жизни, может оказаться по независящим от него причинам в трудной жизненной ситуации, и соответственно будет нуждаться в помощи и защите.
Если следовать букве закона 124«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», то получается, что абсолютно все обучающиеся находятся в ТЖС, поскольку имеют либо ОВЗ либо инвалидность.
Слайд 3. Но существует еще и вторая трактовка понятия «дети группы риска». Прописана она в ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности». В нем термин группа риска обретает следующую формулировку «Дети, находящиеся в СОП». Под СОП подразумеваются
- дети, которые вследствие безнадзорности, беспризорности совершают правонарушения или антиобщественные действия
- дети, которые вследствие безнадзорности, беспризорности находится в обстановке, представляющая опасность для жизни и здоровья либо не отвечает требованиям к его воспитанию и содержанию.
Если более кратко, то ребенка с ТЖС признают находящимся в СОП только тогда, когда он начинает совершать антиобщественные поступки, правонарушения или тогда, когда он живет в асоциальной семье.
Слайд 4. СОП может быть спровоцировано именно нерешенными кратковременными или долгоиграющими (хроническими) трудными жизненными ситуациями.
Какой же напрашивается вывод после проведенного анализа различных трактовок понятия «дети группы риска» применительно к нашему ОУ?
Слайд 5,6. Все дети, находятся в ТЖС, но не все дети находятся в СОП.
Слайд 7. А сейчас предлагаю практикум. Перед Вами 8 жизненных ситуаций. Обсудите с коллегами к какой категории относится ребенок.
Слайд 8.
Немного статистики.
За последние 3 учебных года официальные показатели количества учетных детей снизилось (но это только официальные показатели. Мы должны помнить о том, что многие ученики могли оказаться в категории учетных)
Слайд 9.
На 1 сентября 2021г. на учете состояло 2 учеников.
На конец декабря 3 учеников (Сметанин, Голубева, Лютов)
Слайд 10.
Эти дети признаны, находящимися в СОП по разным причинам. Попрошу классных руководителей назвать причину почему этих учеников отнесли в разряд СОП? (бродяжничество, ПАВ, алкоголь)
Слайд 11. В ОУ на сегодняшний день актуальны несколько негативных проявлений среди несовершеннолетних, которые можно объединить одним словом «Деструктивное поведение».
Деструкция переводится как «разрушение» и она может быть направление на самого себя или во внешнюю вреду.
По отношению к окружающим и внешней среде деструктивное поведение проявляется в виде:
- вандализма
-жестокости к животным
-экоцида (нанесение вреда объектам природы)
-моральное унижение других людей, травля (буллинг)
- причинение физического ущерба другим людям (побои, драки)
-нарушение социальных отношений (террористические акты, экстремизм)
- сквернословие
Слайд 12.
По отношению к себе деструктивное поведение проявляется в виде:
- интернет-зависимости
-употребление ПАВ
-действий с риском для жизни и здоровья (зацепинг, паркур)
- чрезмерное видоизменение своего тела (пирсинг, тату, шрамирование)
-суицидальное поведение, суицид
Красными кружочками выделены те проявления деструктивного поведения, которые имеют место быть в нашей школе.
Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для общества. За некоторые деструктивные действия несовершеннолетних законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность (употребление алкоголя в общественных местах 1500р).
Слайд 13.
Ребенок должен пройти 3 основных этапа, чтобы укоренилось положительное отношение к совершению хороших поступков и отрицательному отношению к плохим.
- Ознакомление с правовыми нормами и явлениями
- Формирование нравственно-правовых представлений, привычек социально-нормативного поведения
- Осознание права как регулятора общественных отношений и поведения
Для этого используются разнообразные методы работы (вы их можете наблюдать на экране).
Но время не стоит на месте и требуется внесения корректив в профилактическую работу с обучающимися с целью повышения эффективности данной работы.
Слайд 14.
Мы понимаем, что базовая причина негативных проявлений среди обучающихся – неправильно сформированная воспитательная среда. На домашнюю ВС мы повлиять можем косвенно, условно. Но принять меры по совершенствованию школьной ВС мы в состоянии.
Слайд 15. Давайте перейдем от понимания к действиям, коллегиально обсудим и разработаем пути совершенствования профилактической работы. Сейчас вы работаете со своими коллегами по общему столу в течение 10 минут, а затем презентуете свои идеи.
Слайд 16.
Спасибо всем за работу! А сейчас я бы хотела предложить свои идеи по совершенствованию профилактической работы.
1) Активное использовать личностно-ориентированное общение.
Необходимо восполнять дефицит общения с учеником. Время до перемены и после перемены – отличная возможность его восполнить. Время, потраченное на включение компьютера, идеально для того, чтобы узнать как дела у ребенка, что нового произошло в выходные. Привлекательно рассказывайте о своем личном жизненном опыте. Запоминайте интересные фаты из жизни ребенка и время от времени проявляйте к ним интерес снова.
2) Заполнение свободного времени конструктивными формами досуга, включение в разнообразные сферы жизнедеятельности (кружки, секции, физкультурно-оздоровительные мероприятия, профилактические акции и прочее).
3) Активно привлекать к работе родителей, которые могут оказать посильное профилактическое влияние на сознание подрастающего поколения.
4) Привлекать бывших выпускников с положительным жизненным ориентиром для проведения совместных профилактических бесед с обучающимися («вечер встреч добрых друзей»).
5) Использовать волонтерскую деятельность среди старшеклассников как инструмент профилактики негативных проявлений. Например, оказывать посильную помощь учителям начальной школы в сопровождении детей в столовую, туалет; последить за дисциплиной, донести дидактические материалы из одного кабинета в другой. Другими словами нужно организовать «полезную» перемену.
Слайд 17.
6) Повышать педагогическое мастерство через прохождение курсов по профилактике асоциального поведения, ознакомление с методическими материалами по работе с различными негативными проявлениями в молодежной среде на сайте Нижегородского ППМС-центра, и их группе VK.
7) Создание группы в VK для обучающихся «Дружу с законом» (видеоматериалы, памятки, ссылки на правовые игры).
Слайд 18.
8) Дети, рожденные в цифровую эпоху, имеют одну зависимость, на которую нужно опираться в профилактической работе (опрос педагогов «Что это за зависимость?»).
Это зависимость от наглядности. Поэтому с целью эффективной профилактики негативных проявлений в детской и молодежной среде важно использовать технологию ЭДЬЮТЕЙТМЕНТА. Страшного в этом слове ничего и переводится оно как всем известное «обучение через развлечение» (т.е. это игры, викторины, квесты, акции и т.п.)
Закончить свое выступление хочу видеороликом, который является новой формой работы по повышению правовой грамотности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Представление опыта работы по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних в МБОУ «СОШ №5»
«Представление опыта работы по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних в МБОУ «СОШ №5» Проблема подростков в современном обществе представляет собой одну из самых сл...
Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи.
Профилактика наркомании...
Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи. "Алкоголизм(пивной) и его негативное влияние на человеческий организм"
Урок по профилактике алкоголизма .Демонстрация губительного действия алкоголя (пивного) на здоровье человека....
«Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков».
Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья оказывает серьезное негативное воздействие на формирование ли...
Опыт работы ГБОУ Школа № 950 по профилактике негативных проявлений среди несовершеннолетних
Выступление на Круглом столе при Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Отрадное города Москвы с докладом на тему: "Опыт работы ГБОУ Школа № 950 по профилактике негати...
«Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся» - материал к родительскому собранию
К сожалению, различные негативные проявления среди молодежи, в том числе среди учащихся, продолжают оставаться одной их тревожных характеристик современного российского общества. Поэтому, в настоящее ...
Методическая разработка круглого стола "«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».
Круглый стол на тему: «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся»....