Программа профилактики социального сиротства "Всему начало - отчий дом"
материал
Цель: активизировать работу с семьей через привлечение родителей к воспитательному процессу детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_sotsialnogo_sirotstva.doc | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы
- Этапы реализации программы
- Содержание деятельности
- Ожидаемые результаты
Пояснительная записка
Среди множества актуальных проблем, стоящих перед обществом, проблема профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия одна из самых острых. Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, таится в разрушении личности. Одной из ключевых проблем является социальное сиротство. Огромное количество детей и подростков остается один на один со своими проблемами без участия и поддержки родителей. Каждый человек понимает, что ребенку для полного, гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Ведь самое главное для ребенка – это пример жизни в семье. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, а дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.
Благополучная семья – это не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать самостоятельно. Как только семья теряет такую возможность, она становится неблагополучной, и проблемы могут наслаиваться одна на другую, отражаясь на судьбах детей. Задача школы – помочь семье найти выход из такой ситуации.
Сегодня школу интересует семья не как субъект воздействия, а как союзник, помогающий решать проблемы воспитания и обучения, семья также должна воспринимать школу как союзника, заинтересованного в успешном влиянии родителей на детей.
В настоящее время в России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Важно подчеркнуть, что данное направления деятельности активно поддержано Президентом и Правительством РФ.
МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3 на протяжении долгого времени накапливала положительный опыт работы с семьями, однако эта работа нуждалась в совершенствовании, в объединении усилий семьи и школы, в слаженной и четкой координации их работы.
Исходя из этого, в МБОУ Верхнеднепрвская СОШ №3 разработана Программа профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия «Всему начало – отчий дом», направленная на гуманизацию семейных отношений, укрепление психологического здоровья семьи, и, как следствие, поддержание баланса интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной сфер личности учащихся и их родителей.
Программа ориентирована на учащихся 1-х - 11-х классов и их родителей. Она составлена с опорой на традиции, присущие данной школе, на сотрудничество с семьями, с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта и предусматривает комплекс мер, направленных на пропаганду положительного семейного опыта воспитания.
Программа профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия «Всему начало – отчий дом» рассчитана на период с 2016 по 2021 учебный год.
Цель: активизировать работу с семьей через привлечение родителей к
воспитательному процессу в школе, обеспечить согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
- Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, культуры семейных отношений, традиций.
- Сформировать у обучающихся понятие ценности семьи, толерантное отношение и уважение к семьям одноклассников.
- Сплотить учащихся и родителей, утвердить ценности взросло-детского коллектива, через привлечение родителей к участию в детско-родительских мероприятиях.
- Помочь родителям в раскрытии их потенциальных воспитательных возможностей, а детям увидеть творческую индивидуальность их родителей.
- Воспитать чувство любви и гордости за свою семью.
- Знакомить родителей с реальными проблемами, возникающими у детей, их потребностями, обсуждать пути преодоления трудностей.
- Формировать правосознание родителей и гражданскую ответственность за воспитание детей.
- Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный (2016 учебный год):
- изучение научно-методической литературы по проблеме социального сиротства, семейного неблагополучия, безнадзорности, беспризорности, с целью обобщения педагогического опыта;
- разработка Программы «Всему начало – отчий дом»;
- обеспечение классных руководителей методическими рекомендациями по ее реализации;
- подбор методик для отслеживания результатов реализации Программы;
- изучение личных дел учащихся, паспортов семей, посещение семей для получения объективной информации об учащихся и их семьях;
- изучение детско-родительских отношений, диагностика семейного неблагополучия.
2. Практический (2016-2021 учебный год):
Реализация задач данной программы осуществляется через:
- проведение тематических классных часов, индивидуальных и групповых бесед и занятий с учащимися;
- тематические конкурсы рисунков, стенгазет, выставки семейных фотографий;
- школьные радиопередачи, пропагандирующие положительный семейный опыт воспитания;
- разработку социальных проектов с участием родителей;
- организацию встреч и бесед врачей, инспекторов ПДН, других специалистов с учащимися и их родителями;
- организацию и проведение в школе спортивно- оздоровительных мероприятий с участием родителей и детей;
- обеспечение участия семейных команд школы в районных праздниках и соревнованиях;
- организацию работы с родителями учащихся, направленную на создание благоприятных условий для объединения родителей и школы;
- проведение семинаров, конференций, родительских собраний, открытых уроков для родителей;
- изучение жилищно-бытовых условий жизни детей из социально-незащищенных, неблагополучных и опекунских семей;
- профилактическую работу психолога с учащимися и их родителями с целью укрепления психологического здоровья семьи;
- профилактическую работу социального педагога с учащимися и их семьями с целью умения справляться с жизненными трудностями;
- работу Совета профилактики правонарушений, направленную на решение индивидуальных проблем учащихся, родителей и семей в целом.
3. Обобщающий (2020- 2021 учебный год)
- проведение диагностических исследований этапов реализации Программы, анализ эффективности проводимых мероприятий на административных совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, родительских собраниях;
- оформление документации;
- подведение итогов работы по реализации Программы «Всему начало – общий дом».
Содержание деятельности
- Изучение семей учащихся
№ | Название мероприятия | Время проведения |
1. | Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их родителей с системой обучения в школе. | август-сентябрь |
2. | Анкетирование для родителей «Ваша семья» | сентябрь |
3. | Составление, уточнение паспортов семей учащихся. | в теч.года |
4. | Изучение личных дел учащихся, паспортов семей, посещение семей(по необходимости) для получения объективной информации об учащихся и их семьях. | в теч.года |
5. | Создание банка данных о семьях, находящихся в социально-опасном положении. | в теч.года |
6. | Составление, уточнение социальных паспортов классов. | в теч.года |
7. | Посещение семей обучающихся, требующих особого педагогического внимания и контроля. | в теч.года |
8. | Изучение жилищно-бытовых условий жизни детей из социально-незащищенных, неблагополучных и опекунских семей; | в теч.года |
9. | Психологическая диагностика «Рисунок семьи» | в теч.года |
10. | Изучение родительско-детских отношений, диагностика семейного неблагополучия. | в теч.года |
2. Работа с учащимися и родителями
1) Создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы
№ | Название мероприятия | Время проведения |
«День Знаний» 1-11 классы | сентябрь | |
Конкурс рисунков, посвященный Дню мира 1-4 классы | сентябрь | |
Классный час в музее «Из истории Дорогобужского края », посвященный Дню освобождения Смоленщины 5-7 классы | сентябрь | |
Экскурсия для родителей в школьный музей «История нашей школы» 1 классы | сентябрь | |
День здоровья 1-11 классы | сентябрь | |
Беседы родителей в классах «О новых технологиях и новых специальностях» 11 классы | сентябрь декабрь | |
Фотовыставка «Моя семья» 1-4 классы | октябрь | |
Круглый стол «Наши таланты» (встреча с родителями) 11 класс | октябрь | |
Совместные классные часы с родителями «Праздники моей семьи» 8-9 классы | ноябрь | |
День матери:
| ноябрь | |
Спортивный праздник, посвященный Дню матери 1-4 классы | ноябрь | |
Товарищеский матч по баскетболу между родителями и обучающимися 8-11 классов «Отцы и дети» | декабрь | |
Устный журнал с участием родителей «Семейные традиции» 8 классы | декабрь | |
Праздничный концерт для мам «От всей души» 7 классы | январь | |
Семейный праздник «У елки всей семьей» 1-4 классы. | декабрь | |
«Новогодние огоньки» (совместно с родителями) 5- 7 классы. | декабрь | |
Месячник по профилактике девиантного поведения обучающихся и пропаганды здорового и безопасного образа жизни: рейды в семьи учащихся, находящиеся в социально опасном положении, профилактические беседы с учащимися и родителями, работа специалистов системы профилактики с обучающимися и их семьями. | январь | |
Товарищеский матч по волейболу между родителями и обучающимися школы 9-11 классы «Дочки - матери» | январь | |
Совместное мероприятие с родителями «Праздник пап» 1-4 классы | февраль | |
Семейный праздник «Когда мама рядом…» 1-4 классы | Март | |
Семейный праздник «Мамам посвящается» 5 –7 классы | Март | |
Литературная гостиная «О, матери …» 9-10 классы | Март | |
Родительская гостиная «Под крышей дома моего» 11 класс | Март | |
Масленица (проводы зимы с участием родителей) 1-4 классы. | Март | |
Праздник первоклассников «Прощание с Азбукой» 1 классы (с участием родителей). | апрель | |
Экскурсия по местам трудовой славы родителей 7 классы | апрель | |
Психологический тренинг «Семья и школы» 11 классы | апрель | |
«Встреча поколений» совместное мероприятие с ветеранами ВОВ, посвященное Дню Победы | Май | |
Классные часы с привлечением родителей, посвященные «Дню семьи» 1-11 классы | Май | |
Выставка рисунков «Моя семья» 1-8 классы | Май | |
Прощание с начальной школой 4 классы | Май | |
День здоровья 1-4 классы | Май | |
Праздник школы и семьи «Последний звонок» 11 классы | Май |
2) Педагогическое и психологическое просвещение родителей
Тематика классных родительских собраний
№ | Название мероприятия | Время проведения |
1. | Собрание родителей будущих первоклассников | март, август |
2. | Общешкольное родительское собрание «Семья. Семейные ценности» | ноябрь |
3. | 1 класс 1. 1) Знакомство с родителями учеников-первоклассников. 2) « Мир без насилия» - о профилактике экстремизма. 2. Мир глазами первоклассника. 3. Шалость и хулиганство - есть ли различия? 4. Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…» . 2 класс 1. 1). Физическое развитие младшего школьника в школе и дома. 2) « Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»- о профилактике экстремизма. 2. Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности. 3. Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье. 4. Итоги прошедшего учебного года. 3 класс 1. 1) Режим дня и его влияние на качество обучения. 2) «Национальность без границ»- о профилактике экстремизма. 2.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьника 3. Досуг семьи. Его значение в воспитании личности 4. Итоги года – праздник «Мы и наши таланты».
1.1) Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка. 2) « Формирование толерантного поведения в семье» - о профилактике экстремизма. 2. Учитель – родитель. Качество и эффективность взаимного общения. 3. Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок. 4. Итоги. Прощание с начальной школой. 5 класс 1. 1) Особенности адаптации в пятом классе и в новом коллективе. 2) « Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты» - о профилактике экстремизма. 2.Формы и методы воспитания правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах. 3. Как развивать у детей творческие дарования. 4. Вот и стали мы на год взрослее. Итоги года. 6 класс 1. 1) Индивидуальный подход в воспитании подростков. 2) « Учимся жить в многоликом мире» - о профилактике экстремизма. 2. Забота семьи о формировании основ морали и нравственности детей. 3. Воспитание у школьника ответственного отношения к учению. 4. Наши успехи и недостатки. Итоги года. 7 класс 1. 1) Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения. 2) « Терроризм - зло против человечества»- о профилактике экстремизма. 2. Предупреждение вредных привычек у детей и подростков. 3. Единство требований семьи и школы в воспитании активной жизненной позиции у подростков. 4. Организация свободного времени в период летних каникул. 8 класс 1. 1) Организация учебного труда восьмиклассника. 2) «Уроки истории России - путь к толерантности»- о профилактике экстремизма. 2. Половое воспитание в семье. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками. 3. Роль самообразования в расширении кругозора и интеллектуального развития подростков. 4. Труд и отдых детей в период летних каникул. Общественно-полезный труд подростков. 9 класс 1. 1) Психологические особенности старшего подростка. 2) « Конституция РФ о межэтнических отношениях» - о профилактике экстремизма. 2. Воспитание разумных потребностей у подростков в семье. 3.Участие старшеклассников в общественно-полезном и производственном труде. Пример родителей. Трудовые династии. 4. Психолого-педагогическая поддержка выпускников при подготовке к итоговой аттестации. 10 класс 1. 1)Пути самоутверждения подростка-десятиклассника. 2) « Молодежь - ЗА культуру мира, ПРОТИВ терроризма» - о профилактике экстремизма. 2. Роль родителей в жизненном самоопределении юношей и девушек. 3. Здоровье наших детей в наших руках. СПИД – реальность или миф? 4. Роль туризма, семейного активного отдыха для всестороннего развития физических и духовных сил старшеклассников. 11 класс 1. 1) Как воспитать успешного человека. 2) «Ценностные ориентиры молодых» - о профилактике экстремизма. 2. Призвание – это маленький росточек таланта. 3. Закон и ответственность. 4. Итоговое собрание «Колесо школьной истории». | В течение года |
4. | Индивидуальные консультации родителей с психологом, социальным педагогом по проблемам воспитания и развития ребенка, возрастных особенностей и т.д. | в теч. года |
5. | Открытые уроки для родителей | в теч. года |
6. | Тематические родительские собрания с привлечением специалистов | в теч. года |
7. | Совместные родительско-ученические собрания с приглашением учителей-предметников | в теч. года |
3. Работа с социумом
№ | Наименование учреждений, работающих с учащимися и их семьями | Время проведения |
1. | Школа традиционно поддерживает отношения с учреждениями, участвующими в работе с учащимися и их семьями:
| в теч. года по отдельным планам |
Ожидаемые результаты
- Формирование единых педагогических требований.
- Создание банка данных учащихся и их семей.
- Составление социальных паспортов семей.
- Раннее выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.
- Своевременное выявление детей, требующих особого педагогического внимания и контроля.
- Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.
- Сокращение количества неблагополучных семей.
- Улучшение микроклимата в семьях, требующих особого педагогического внимания и контроля.
- Реабилитация и социальная адаптация учащихся «группы риска».
- Своевременная социально-психолого-педагогическая помощь семьям в различных ситуациях.
- Создание единого педагогического пространства «родители – дети – учителя».
- Создание условий для развития родительских общественных организаций.
- Формирование правосознания родителей и гражданской ответственности за воспитание детей.
- Создание методических разработок в помощь классным руководителям
- Расширение культурно-воспитательного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всему начало отчий дом.
Сценарий классного родительского собрания...
Круг общения "Всему начало - отчий дом"
Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества....
Всему начало - отчий дом
Презентация к классному часу....
Внеклассное занятие "Всему начало - отчий дом"
внеклассное занятие по нравственному воспитанию...
Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"
Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...
Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе» из цикла «Всему начало - отчий дом»
Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе» из цикла «Всему начало - отчий дом», традиционно проводится в ноябре, программа приурочена к праздник...
рабочая программа "Всему начало-отчий дом"
Работа с кровными родителями, лишенными или ограниченными в родительских правах, с целью возвращения детей в биологическую семью....