Программа профилактики социального сиротства "Всему начало - отчий дом"
материал

Цель: активизировать работу с семьей через привлечение родителей к воспитательному процессу детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilaktiki_sotsialnogo_sirotstva.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка

  1. Цель и задачи программы

  1. Этапы реализации программы

  1. Содержание деятельности

  1. Ожидаемые результаты

Пояснительная записка

Среди множества актуальных проблем, стоящих перед обществом, проблема профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия одна из самых острых. Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество, таится в разрушении личности. Одной из ключевых проблем является социальное сиротство. Огромное количество детей и подростков остается один на один со своими проблемами без участия и поддержки родителей. Каждый человек понимает, что ребенку для полного, гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Ведь самое главное для ребенка – это пример жизни в семье. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, а дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

Благополучная семья – это не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать самостоятельно. Как только семья теряет такую возможность, она становится неблагополучной, и проблемы могут наслаиваться одна на другую, отражаясь на судьбах детей. Задача школы – помочь семье найти выход из такой ситуации.

Сегодня школу интересует семья не как субъект воздействия, а как союзник, помогающий решать проблемы воспитания и обучения, семья также должна воспринимать школу как союзника, заинтересованного в успешном влиянии родителей на детей.

        В настоящее время в России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. Важно подчеркнуть, что данное направления деятельности активно поддержано Президентом и Правительством РФ.

МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3 на протяжении долгого времени накапливала положительный опыт работы с семьями, однако эта работа нуждалась в совершенствовании, в объединении усилий семьи и школы, в слаженной и четкой координации их работы.

Исходя из этого, в МБОУ Верхнеднепрвская СОШ №3 разработана Программа профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия «Всему начало – отчий дом», направленная на гуманизацию семейных отношений, укрепление психологического здоровья семьи, и, как следствие, поддержание баланса интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностной сфер личности учащихся и их родителей.

Программа ориентирована на учащихся 1-х - 11-х  классов и их родителей. Она составлена с опорой на традиции, присущие данной школе, на сотрудничество с семьями, с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта и предусматривает комплекс мер, направленных на пропаганду положительного семейного опыта воспитания.

Программа профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия «Всему начало – отчий дом» рассчитана на период с 2016 по 2021 учебный год.

Цель: активизировать работу с семьей через привлечение родителей к

воспитательному процессу в школе, обеспечить согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения.

Задачи:

  1. Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, культуры семейных отношений, традиций.
  2. Сформировать у обучающихся понятие ценности семьи, толерантное отношение и уважение к семьям одноклассников.
  3. Сплотить учащихся и родителей, утвердить ценности взросло-детского коллектива, через привлечение родителей к участию в детско-родительских мероприятиях.
  4. Помочь родителям в раскрытии их потенциальных воспитательных возможностей, а детям увидеть творческую индивидуальность их родителей.
  5. Воспитать чувство любви и гордости за свою семью.
  6. Знакомить родителей с реальными проблемами, возникающими у детей, их потребностями, обсуждать пути преодоления трудностей.
  7. Формировать правосознание родителей и гражданскую ответственность за воспитание детей.
  8. Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей.

Этапы реализации программы

1. Подготовительный (2016 учебный год):

  • изучение научно-методической литературы по проблеме социального сиротства, семейного неблагополучия, безнадзорности, беспризорности, с целью обобщения педагогического опыта;
  • разработка Программы «Всему начало – отчий дом»;
  • обеспечение классных руководителей методическими рекомендациями по ее реализации;
  • подбор методик для отслеживания результатов реализации Программы;
  • изучение личных дел учащихся, паспортов семей, посещение семей для получения объективной информации об учащихся и их семьях;
  • изучение детско-родительских отношений, диагностика семейного неблагополучия.

2. Практический (2016-2021 учебный год):

Реализация задач данной программы осуществляется через:

  • проведение тематических классных часов, индивидуальных и групповых бесед и занятий с учащимися;
  • тематические конкурсы рисунков, стенгазет, выставки семейных фотографий;
  • школьные радиопередачи, пропагандирующие положительный семейный опыт воспитания;
  • разработку социальных проектов с участием родителей;
  • организацию встреч и бесед врачей, инспекторов ПДН, других специалистов с учащимися и их родителями;
  • организацию и проведение в школе спортивно- оздоровительных мероприятий с участием родителей и детей;
  • обеспечение участия семейных команд школы в районных праздниках и соревнованиях;
  • организацию работы с родителями учащихся, направленную на создание благоприятных условий для объединения родителей и школы;
  • проведение семинаров, конференций, родительских собраний, открытых уроков для родителей;
  • изучение жилищно-бытовых условий жизни детей из социально-незащищенных, неблагополучных и опекунских семей;
  • профилактическую работу психолога с учащимися и их родителями с целью укрепления психологического здоровья семьи;
  • профилактическую работу социального педагога с учащимися и их семьями с целью умения справляться с жизненными трудностями;
  • работу Совета профилактики правонарушений, направленную на решение индивидуальных проблем учащихся, родителей и семей в целом.

3. Обобщающий (2020- 2021 учебный год)

  • проведение диагностических исследований этапов реализации Программы, анализ эффективности проводимых мероприятий на административных совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, родительских собраниях;
  • оформление документации;
  • подведение итогов работы по реализации Программы «Всему начало – общий дом».

Содержание деятельности

  1. Изучение семей учащихся

Название мероприятия

Время

проведения

1.

Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их родителей с системой обучения в школе.

август-сентябрь

2.

Анкетирование для родителей «Ваша семья»

сентябрь

3.

Составление, уточнение паспортов семей учащихся.

в теч.года

4.

Изучение личных дел учащихся, паспортов семей, посещение семей(по необходимости) для получения объективной информации об учащихся и их семьях.

в теч.года

5.

Создание банка данных о семьях, находящихся в социально-опасном положении.

в теч.года

6.

Составление, уточнение социальных паспортов классов.

в теч.года

7.

Посещение семей обучающихся, требующих особого педагогического внимания и контроля.

в теч.года

8.

Изучение жилищно-бытовых условий жизни детей из социально-незащищенных, неблагополучных и опекунских семей;

в теч.года

9.

Психологическая диагностика «Рисунок семьи»

в теч.года

10.

Изучение родительско-детских отношений, диагностика семейного неблагополучия.

в теч.года

2. Работа с учащимися и родителями

1) Создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы

Название мероприятия

Время

проведения

«День Знаний» 1-11 классы

сентябрь

 Конкурс рисунков, посвященный Дню мира 1-4 классы

сентябрь

Классный час в музее «Из истории Дорогобужского края », посвященный Дню освобождения Смоленщины 5-7 классы

сентябрь

Экскурсия для родителей в школьный музей «История нашей школы» 1 классы

сентябрь

День здоровья 1-11 классы

сентябрь

Беседы родителей в классах «О новых технологиях и новых специальностях» 11 классы

сентябрь декабрь

Фотовыставка «Моя семья» 1-4 классы

октябрь

Круглый стол «Наши таланты» (встреча с родителями)

11 класс

октябрь

Совместные классные часы с родителями «Праздники моей семьи» 8-9 классы

ноябрь

День матери:

  • радиопередача «О маме»
  • Общешкольное родительское собрание, посвященное Дню матери (1-11 классы);
  • выставка стенгазет «Это мамочка моя» 5 – 11 классы
  • конкурс стихов о маме 1-4 классы

ноябрь

Спортивный праздник, посвященный Дню матери

1-4 классы

ноябрь

Товарищеский матч по баскетболу между родителями и обучающимися 8-11 классов «Отцы и дети»

декабрь

Устный журнал с участием родителей «Семейные традиции» 8 классы

декабрь

Праздничный концерт для мам «От всей души»

7 классы

январь

Семейный праздник «У елки всей семьей»  1-4 классы.

декабрь

«Новогодние огоньки» (совместно с родителями) 5- 7 классы.

декабрь

Месячник по профилактике девиантного поведения обучающихся и пропаганды здорового и безопасного образа жизни: рейды в семьи учащихся, находящиеся в социально опасном положении, профилактические беседы с учащимися и родителями, работа специалистов системы профилактики с обучающимися и их семьями.

январь

Товарищеский матч по волейболу между родителями и обучающимися школы 9-11 классы «Дочки - матери»

январь

Совместное мероприятие с родителями «Праздник пап»

1-4 классы

февраль

Семейный праздник «Когда мама рядом…» 1-4 классы

Март

Семейный праздник «Мамам посвящается» 5 –7 классы

Март

Литературная гостиная «О, матери …» 9-10 классы

Март

Родительская гостиная «Под крышей дома моего» 11 класс

Март

Масленица (проводы зимы с участием родителей)

1-4 классы.

Март

Праздник первоклассников «Прощание с Азбукой»

1 классы (с участием родителей).

апрель

Экскурсия по местам трудовой славы родителей 7 классы

апрель

Психологический тренинг «Семья и школы» 11 классы

апрель

«Встреча поколений» совместное мероприятие с ветеранами ВОВ, посвященное Дню Победы

Май

Классные часы с привлечением родителей, посвященные «Дню семьи» 1-11 классы

Май

Выставка рисунков «Моя семья» 1-8 классы

Май

Прощание с начальной школой 4 классы

Май

День здоровья 1-4 классы

Май

Праздник школы и семьи «Последний звонок» 11 классы

Май

2) Педагогическое и психологическое просвещение родителей

Тематика классных родительских собраний

Название мероприятия

Время проведения

1.

Собрание родителей будущих первоклассников

март, август

2.

Общешкольное родительское собрание «Семья. Семейные ценности»

ноябрь

3.

1 класс

1. 1) Знакомство с родителями учеников-первоклассников.

     2) « Мир без насилия» - о профилактике экстремизма.

2. Мир глазами первоклассника.

3. Шалость и хулиганство - есть ли различия?

4. Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…» .

2 класс

1. 1). Физическое развитие младшего школьника в школе и

 дома.

    2) « Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»- о профилактике экстремизма.

2. Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как

   источник знаний и одна

    из основ   формирования личности.

3. Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в

   семье.

4. Итоги прошедшего учебного года.

3 класс

1. 1) Режим дня и его влияние на качество обучения.

    2) «Национальность без границ»- о профилактике

        экстремизма.

2.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении

   школьника

3. Досуг семьи. Его значение в  воспитании личности

4. Итоги года – праздник «Мы и наши таланты».

  1. класс

1.1) Физиологическое взросление и его влияние на

      формирование познавательных  и   личностных качеств

      ребёнка.

   2) « Формирование толерантного поведения в семье» - о

       профилактике экстремизма.

2. Учитель – родитель. Качество  и эффективность

     взаимного общения.

3.  Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.

4. Итоги. Прощание с начальной школой.

5 класс  

1.  1) Особенности адаптации в пятом классе и в новом

         коллективе.

      2) « Мир без конфронтаций. Учимся решать

         конфликты» - о профилактике экстремизма.

2.Формы и методы воспитания правосознания, культуры

    поведения, ответственности за свои    поступки в школе,

    семье, общественных местах.

3.  Как развивать у детей творческие дарования.

4. Вот и стали мы на год взрослее. Итоги года.

6 класс

1. 1) Индивидуальный подход в воспитании подростков.

    2) « Учимся жить в многоликом мире» -  о профилактике

       экстремизма.

 2. Забота семьи о формировании основ морали и

     нравственности детей.

3. Воспитание у школьника ответственного отношения к

     учению.

4. Наши успехи и недостатки. Итоги года.

7 класс

1. 1) Половые различия и половое созревание. Проблемы и

        решения.

     2) « Терроризм - зло против человечества»- о

         профилактике экстремизма.

2. Предупреждение вредных привычек у детей и

     подростков.

3.  Единство требований семьи и школы в воспитании

     активной жизненной позиции у подростков.

4. Организация свободного времени в период летних

    каникул.

8 класс

1. 1) Организация учебного труда восьмиклассника.

     2) «Уроки истории России - путь к толерантности»- о

         профилактике экстремизма.

 2. Половое воспитание в семье. Формирование

     высоконравственных отношений между мальчиками и

     девочками.

3. Роль самообразования в расширении кругозора и

    интеллектуального развития подростков.

4. Труд и отдых детей в период летних каникул.

    Общественно-полезный труд подростков.

9 класс

1. 1) Психологические особенности старшего подростка.

    2) « Конституция РФ о межэтнических отношениях» - о

        профилактике экстремизма.

 2. Воспитание разумных потребностей у подростков в

     семье.

3.Участие старшеклассников в общественно-полезном и

   производственном труде. Пример родителей. Трудовые

   династии.

4. Психолого-педагогическая поддержка выпускников при

    подготовке к итоговой аттестации.

10 класс

1. 1)Пути  самоутверждения подростка-десятиклассника.

    2) « Молодежь  - ЗА культуру мира, ПРОТИВ

       терроризма» - о профилактике экстремизма.

2. Роль родителей в жизненном самоопределении юношей

    и девушек.

3. Здоровье наших детей в наших руках. СПИД –

   реальность или миф?

4.  Роль туризма, семейного активного отдыха для

    всестороннего развития физических и       духовных сил

    старшеклассников.

11 класс

1. 1) Как воспитать успешного человека.

     2) «Ценностные ориентиры молодых» - о профилактике

       экстремизма.

2. Призвание – это маленький росточек таланта.

3. Закон и ответственность.  

4. Итоговое собрание «Колесо школьной истории».

В течение года

4.

Индивидуальные консультации родителей с психологом, социальным педагогом по проблемам воспитания и развития ребенка, возрастных особенностей и т.д.

в  теч. года

5.

Открытые уроки для родителей

в  теч. года

6.

Тематические родительские собрания с привлечением специалистов

в  теч. года

7.

Совместные родительско-ученические собрания с приглашением учителей-предметников

в  теч. года

3. Работа с социумом

Наименование учреждений,

работающих с учащимися и их семьями

Время

проведения

1.

Школа традиционно поддерживает отношения с учреждениями, участвующими в работе с учащимися и их семьями:

  • школой искусств;
  • библиотеками городского поселения;
  • сектором социальной защиты населения в Дорогобужском районе;
  • КЦ «Химик»;
  • ДК «Лира»;
  • ДЮСШ;
  • СОГБУ Дорогобужский СРЦН «Родник»;
  • ГБУЗ «Дорогобужская ЦРБ»
  • ПДН;
  • КДНиЗП

в  теч. года по отдельным планам

Ожидаемые результаты

  • Формирование единых педагогических требований.
  • Создание банка данных учащихся и их семей.
  • Составление социальных паспортов семей.
  • Раннее выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.
  • Своевременное выявление детей, требующих особого педагогического внимания и контроля.
  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.
  • Сокращение количества неблагополучных семей.
  • Улучшение микроклимата в семьях, требующих особого педагогического   внимания и контроля.
  • Реабилитация и социальная адаптация учащихся «группы риска».
  • Своевременная социально-психолого-педагогическая помощь семьям в различных ситуациях.
  • Создание единого педагогического пространства «родители – дети – учителя».
  • Создание условий для развития родительских общественных организаций.
  • Формирование правосознания родителей и гражданской ответственности за воспитание детей.
  • Создание методических разработок в помощь классным руководителям
  • Расширение культурно-воспитательного пространства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всему начало отчий дом.

Сценарий классного родительского собрания...

Круг общения "Всему начало - отчий дом"

Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества....

Всему начало - отчий дом

Презентация к классному часу....

Внеклассное занятие "Всему начало - отчий дом"

внеклассное занятие по нравственному воспитанию...

Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"

Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...

Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе» из цикла «Всему начало - отчий дом»

Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе»  из цикла  «Всему начало - отчий дом», традиционно проводится в ноябре, программа приурочена к праздник...

рабочая программа "Всему начало-отчий дом"

Работа с кровными родителями, лишенными  или ограниченными в родительских правах, с целью  возвращения детей в биологическую семью....