рабочая программа "Всему начало-отчий дом"
рабочая программа на тему

Шестакова Лидия Борисовна

Работа с кровными родителями, лишенными  или ограниченными в родительских правах, с целью  возвращения детей в биологическую семью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vozvrashchenie_v_krovnuyu_semyu.docx920.16 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user 1\Pictures\2018-01-25 ира\ира 001.jpg

C:\Users\user 1\Pictures\2018-01-25 ири\ири 001.jpg

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ДОМ «ХУРЫ ТЫН»

Г. ВЛАДИКАВКАЗ, РСО - АЛАНИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ:

«Программа по возвращению воспитанников ГКОУ ДД «Хуры тын»

в кровные семьи –

«Всему начало - отчий дом».

Раздел 1. Введение в курс программы по возвращению детей, оставшихся без попечения родителей, в кровные семьи. – 2 часа.

Тема 1.1. Содержание, цели и задачи программы по возвращению воспитанников, оставшихся без попечения родителей, в кровные семьи (биологические родители, кровные родственники).

Цели программы:

  • Обеспечение прав и интересов ребенка на воспитание в родной (кровной) семье.
  • Поддержка родственных связей (осознание ребёнком собственного «Я», своих корней – повышение уверенности в себе, в своих силах).
  • Привлечение их к вопросам воспитания детей кровных родственников (бабушек, дедушек, тётей, совершеннолетних братьев и сестёр и др.).
  • Восстановление и развитие позитивных родительско-детских отношений, восстановление субъектов кровной семьи.
  • Устройство детей в семью кровных родственников, с последующим социальным сопровождением данной семьи.
  • Повышение уровня психолого-педагогической компетентности кровных родителей, формирование у них чётких представлений о системе защиты прав детей, знаний о правах и обязанностях родителей, умения использовать полученные знания для анализа имеющихся собственных воспитательских компетенций, оценки воспитательского ресурса своей семьи.

Задачи программы:

  • Реабилитация кровной семьи. Развитие у родителей социальных навыков, повышение социальной компетенции и способности к адаптации для самостоятельного преодоления жизненных трудностей и проблем.
  • Формирование положительной мотивации «бывших» родителей на восстановление детско-родительских отношений.
  • Восстановление семейного и социального окружения кровной семьи.
  • Восстановление в родительских правах родителей и возврат ребёнка в кровную семью (восстановление детско-родительских отношений).
  • Реализация права ребёнка жить и воспитываться в семье, создание условий для его физической и эмоциональной безопасности
  • Психолого-педагогическая подготовка детей к возврату в кровные семьи.
  • Сопровождение кровной семьи для предотвращения рецидивов.
  • Создание эффективно работающего механизма по работе с кровными семьями.

Современное состояние проблемы деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Деинституционализация – сокращение численности детей в учреждениях интернатного типа посредством развития семейных форм устройства, перепрофилирование детских домов в службы сопровождения замещающих семей.

Тема 1.2. Понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей». Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые основания для устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в кровную семью.

Раздел 2. Установление контингента биологических родителей, с которыми может проводиться работа по реабилитации, восстановлению в родительских правах. Работа с кровными семьями. - 7 часов.

Тема 2.1. Сбор информации о родственниках воспитанников детского дома

Установление контингента биологических родителей, с которыми может проводиться работа по реабилитации, восстановлению в родительских правах. Проведение с отобранными родителями, а также с кровными родственниками индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приёма ребёнка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребёнка).

Заполнение бланка данных о кровных родственниках воспитанника. Выделение из всего списка кровных родственников тех, кто мог бы стать кандидатом на устройство в его семью (в том числе и гостевую) воспитанника детского дома.

Беседа с ребёнком, проведение анкеты-опроса «Что я знаю о своих родственниках». Сопоставление информации, полученной из документов и личной беседы с ребёнком.

Информационно-просветительская работа, психодиагностика, консультирование, социально-психологический тренинг.

Содержание социально – психологического тренинга. Правила работы участников тренинга в группе. Знакомство участников тренинга. Ожидания и опасения участников тренинга.

Тема 2.2. Диагностика психологического потенциала семьи и её готовности к самосохранению, определение приоритетных направлений работы с семьёй.

Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьёй, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьёй.

Этапы диагностики: сбор информации, анализ информации, постановка социального диагноза.

Принципы диагностики: методологические, этические.

Методы диагностики: наблюдение, беседа, анкета, тесты.

Приоритетные направления работы с семьёй: консультирование, беседа, включённое наблюдение, убеждение, одобрение или осуждение, метод легенд.

Формы работы с семьёй: индивидуальные, групповые, коллективные, наглядно-информационные.

Тема 2.3. Изучение ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые необходимы для нормального проживания и воспитания ребёнка).

Первичное знакомство с семьёй: установление контакта с семьёй и её членами, поддерживание позитивных моментов жизни семьи, выявление текущих проблем (социально-экономических, социально-психологических, бытовых, педагогических и др.). Встреча с родственниками специалистов социально-психологической службы детского дома (в сложных случаях  - организация встречи при директоре). Обсуждение возможности и желания устройства ребёнка в их семью.

Раздел 3. Лишение родительских прав (ограничение родительских прав). Понятие. Основные характеристики. Последствия.- -2 часа.

Тема 3.1. Причины и порядок лишения (ограничения) родительских прав в соответствии с действующим законодательством.

Обзор статей Семейного кодекса РФ по данным вопросам – ст. 69, ст. 70, ст. 73, ст. 77.

Причины и условия лишения родителей или одно из родителей родительских прав.

Причины и условия ограничения родителей или одного из родителей родительских прав.

Причины немедленного отобрания ребёнка у родителей.

Тема 3.2. Последствия лишения (ограничения) родительских прав.

Родители, лишённые (ограниченные) родительских прав, теряют не только все права, основанные на факте родства с ребёнком (право на воспитание и образование ребёнка, право на защиту прав и интересов детей, право на истребование ребёнка от других лиц, право на получение назначенных ребёнку пенсии, пособия, алиментов, иных платежей и др.), но и право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение (ограничение) родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребёнка.

Раздел 4. Коррекционная работа по восстановлению родителей в родительских правах. – 4 часа.

Тема 4.1. Технологии социальной работы по восстановлению родителей в родительских правах.

Проблемы отдельных членов семьи - это всегда проблемы семьи в целом, и наоборот. Поэтому работа с семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование, наблюдение.

Специалист по социальной работе не может разрешить проблему: он может помочь семье в разрешении их проблем.

Методы, используемые в коррекционной работе по восстановлению родителей в родительских правах:

а). Групповая беседа и групповая терапия.

б). Карта социальных связей (генограмма).

в). Семейный договор

г). Технология «Семейная сетевая терапия», с применением метода «Сеть социальных контактов», (составление сетевой карты ребёнка и семьи и проведение сетевой встречи).

Технологии социальной работы по восстановлению родителей в родительских правах.

Условия, при которых допускается восстановление в родительских правах:

если родители (один из них) изменили

- свое поведение; 

- образ жизни; 

- отношение к воспитанию ребенка. 

О восстановлении родительских прав могут просить только родители.

Средства, используемые в работе (в зависимости от характера, пола, возраста  человека свойственно сравнительно лучшее восприятие какого-либо одного из методов): 

1) цикл лекций; 

2) эпизодические лекции, беседы, групповые беседы;

3) тематические вечера, вечера вопросов и ответов;

4) научно-популярные брошюры, листовки, памятки, плакаты; 

 5) семейная психопрофилактика;

6) группы взаимопомощи, объединяющие людей имеющих общие или сходные проблемы и нужды, которые они сами не могут решить и поэтому совместно обсуждают и тем самым их облегчают и преодолевают.

Тема 4.2. Технологии «преобразующего свойства» 

1.Технологии регулирования внутренних состояний семьи:

  • техники, приемы снижения (устранения) эмоциональной напряженности в семье; 
  • техники профилактики агрессивных устремлений, намерений или подавленных состояний; 
  • методики, техники первичной беседы с жертвой насилия в семье; 
  • техники, приемы работы с лицами с признаками предсуицидных состояний, вызванных различными причинами (смерть близкого человека, супружеская измена, боязнь ответственности и другие). 

2. Коррекционно-реабилитационные технологии в работе с семьей:

  • методики работы с семьей алкоголиков и наркоманов; 
  • техники развития индивидуальной и групповой стрессоустойчивости. 

3. Технологии регулирования внутрисемейных отношений:

  • техники, беседы с родителями, детьми с признаками асоциального поведения; 
  • методика восстановления доверия между родителями и детьми, нарушенного по различным причинам; техника регулирования социально-ролевой структуры семьи;
  • техника психолого-педагогической поддержки семьи. 

4. Технологии «интервенции» (внутрисемейного воздействия, «вмешательство»). 

5. Технология командной работы.

Организация командной работы с родителями по восстановлению в родительских правах и её аспекты:

1.Медицинский;

2.Социально-административный;

3.Психолого-педагогический.

Тема 4.3. Рекомендации по восстановлению родителей в родительских правах.

Для достижения главной цели – реабилитации семьи и возвращения детей на воспитание родителям необходимо установление доверительных отношений, получение необходимой для планирования и последующей организации работы информации, знакомства родителей с условиями проживания их ребёнка, правилами общения. Данная беседа проводится на территории учреждения, где родители всё могут увидеть собственными глазами. Очень важным в ходе их проведения дать родителям правильное представление относительно сложившейся ситуации в их семье и мотивировать на дальнейшее сотрудничество.

Формы сотрудничества по реабилитации семьи:

1. Составление договора сотрудничества с родителями ребёнка.

2. Разработка мероприятий для плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего и реабилитации семьи.

3. Использование индивидуальных форм работы: беседы, мини-консультации, беседы с элементами презентаций.

4. Социальный патронаж семьи. 

Комплекс мероприятий, способствующий восстановлению родителей в родительских правах и возвращению ребёнка на воспитание в родную семью:

  • Содействие в трудоустройстве родителей;
  • Лечение от алкогольной зависимости;
  • Консультативная помощь по социальным, социально-правовым, социально-педагогическим, социально-медицинским, социально-психологическим вопросам.
  • Привитие здорового образа жизни.

Раздел 5. Последствия разрыва с кровной семьёй для ребёнка, оставшегося без попечения родителей. – 4 часа.

Тема 5.1. Психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей. Причины возникновения эмоциональной депривации, ее последствия.

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах): слабая ориентированность на будущее, эмоциональная упрощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа «Я», сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и другое.

Создание развивающей среды для развития личности ребёнка.

Причины особенностей в психическом развитии детей, оставшихся без попечения родителей:

Депривация, содержание и виды: материнская депривация, сенсорная депривация, двигательная депривация, эмоциональная депривация.

Причины возникновения, проявления и последствия того или иного вида депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Тема 5.2. Привязанность и семья в жизни ребенка. Основные характеристики привязанности.

Определение понятия «привязанность». Последствия отсутствия привязанностей. «Я никому не нужен», «Я – плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент» - это убеждения, к которым в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями. Один мальчик, попавший в детский дом, говорил о себе: «Я – лишенный родительских прав».

Причины диспропорционального развития детей.

Основные характеристики привязанности:

*конкретность (привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку);

*эмоциональная насыщенность (значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль);

*напряжение (появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца);

*продолжительность (чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь);

*врожденный характер потребности в отношениях привязанности;

*ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям.

Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Тема 5.3. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы переживания горя, связанного с потерей семьи.

Разлука с семьей, даже неблагополучной,- утрата для ребенка, которая сопровождается процессом переживания горя.

Понятие «горя и потери» и их разрушительное влияние на все уровни жизнедеятельности человека.

Процесс переживания горя. Стадии переживания горя: начальная (шок), острая (дезорганизация), утихающая (реорганизация). Признаки реорганизации.

Личностные характеристики ребёнка, помогающие ему пережить горе и потерю:

  • активность и самостоятельность ребенка
  • самоуважение и вера в себя
  • уживчивость и способность обращаться за помощью, когда это необходимо
  • гибкость и способность приспосабливаться к новому
  • ответственность за кого-то, кроме себя.

Способы реагирования и снятия напряжения в стрессе:

  • удаляться в безопасное место;
  • отойти от окружающих на некоторое время, чтобы «прийти в себя»;
  • использовать различные приемы для успокоения самого себя;
  • отреагировать с помощью символических игр и фантазии.

Тема 5.4. Советы, как помочь ребенку, пережившему разлуку с семьей.

Определенность: ребенку важно знать, что будет с ним дальше, какие порядки в том месте, куда он попал или попадёт.

Утешение: если ребенок подавлен, и проявляет другие признаки горя (физическая забота, любимая ребенком еда, спокойный сон, забота о нем, восполнение  нехватки тактильных ощущений).

Инициатива: нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.

Воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было. Важно поговорить с ребенком. Помните - ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет.

Помощь в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни.

Простого перемещения в новую ситуацию и помощи в переживании утраты не всегда достаточно для того, чтобы «новая» жизнь сложилась хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с ребенком.

Раздел 6. Адаптация ребенка в кровной семье. – 2 часа.

Тема 6.1. Понятие психологической адаптации в современной психологии. Стадии адаптации.

Определение понятий «адаптация» и «психологическая адаптация». Факторы, определяющие успешность и скорость адаптации ребёнка в семье.

Стадии адаптации ребёнка в кровной (приёмной) семье.

Тема 6.2. Способы преодоления трудностей адаптации.

Способы преодоления трудностей адаптации ребёнка в семье: слова поощрения; телесный контакт, прикосновения; подарки; внимание со стороны родителей или родственников; помощь ребенку в том, что он сам пока не может сделать самостоятельно.

Способы определения, что для вашего ребенка важнее всего в качестве подтверждения любви:

- подумать о том, как ребенок выражает свою любовь окружающим;

- вспомнить, о чем он просит чаще всего;

- обратить внимание, на что ваш ребенок жалуется чаще всего;

- дать ему возможность выбрать из нескольких вариантов.

Раздел 7. «Трудное поведение» ребенка в семье, навыки управления «трудным поведением» ребенка. – 3 часа.

Тема 7.1. Понятие «трудного поведения» ребенка. Типы «трудного поведения» ребенка.

Формы «трудного» поведения ребёнка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (приём алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы сними.

Методы воспитания ребёнка. Эффективность и приемлемость наказаний ребёнка. Критерии оценки методов воспитания ребёнка.

Формирование моральных норм у ребёнка. Причины задержки усвоения ребёнком этических ценностей и общественных норм. Понимание биологическими и замещающими родителями, каким образом у ребёнка  формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.

Понимание биологическими и замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением , осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Типы и степень педагогической и социальной запущенности.

Причины неуспеваемости, педагогической запущенности и школьной дезадаптации – факторы школьных неудач.

Выстраивание отношений с ребенком в период адаптации: помощь в освоении нового жизненного опыта, определение границ дозволенного, правил жизни в семье, формирование связей с различными членами семьи, развитие чувств безопасности и доверия. Создание условий для реализации индивидуальных возможностей и интересов ребенка.  Принципы воспитания. Их роль в развитии и становлении личности.

Ранняя профилактика – основа предупреждения педагогической, социальной запущенности, неуспеваемости и школьной дезадаптации.

Девиантное поведение подростков: типы, причины, конвенции девиаций.

Тема 7.2. Методы и приемы поддержания дисциплины, способствующие преодолению «трудного поведения» ребенка.

Процесс дисциплины – весьма сложное явление, но мы можем воспользоваться целым рядом дисциплинарных подходов, методов и приемов. Один из наиболее действенных способов помочь ребенку справиться с негативным поведением  – это стимулирование положительного поведения. Ни один ребенок не ведет себя плохо постоянно. Заметить ребенка, когда он ведет себя хорошо, не менее важно, чем определить поведенческие проблемы.

Приемы,  стимулирующие положительное поведение ребенка:

похвала: устная, невербальная, физическая, передача положительных чувств;

вознаграждение: материальное, привилегии;

игнорирование.

Приемы реагирования на нежелательное поведение ребенка:

установление правил;

изменение окружающей обстановки;

логические последствия (разумные наказания). 

Как привить ребенку дисциплину (памятка родителю):

Постоянно информируйте ребенка и поддерживайте его вовлеченность в события.

Предотвращайте малейшее непонимание простыми объяснениями.

Избегайте приказного тона, обращайтесь с детьми уважительно.

Выполняйте свои обещания.

Реагируйте на любую ситуацию без проволочек.

Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Никогда не унижайте детей – никогда!

Если все-таки необходимо сделать «внушение», сделайте это наедине.

Обсудите с ребенком его поведение, вызвавшее необходимость «внушения». А потом побудьте вместе и убедитесь, что он правильно все понял.

Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.

Всегда объясняйте им, почему вы даете им какие-то инструкции.

Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании. Хорошенько подумайте об этом аспекте!

Ваша поддержка их действий должна выражаться, прежде всего, в формировании у них чувства безопасности. Избегайте порицания и криков по отношению к ним. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания.

Не забывайте быть последовательным, даже если вы чувствуете, что вам не хватает сил претворять в жизнь ваши планы относительно дисциплины. В противном случае дети поймут, что им совершенно не требуется следовать правилам, потому что эти правила все время меняются.

Вместо запрета лучше скажите ребенку: «Объясни мне, почему ты хочешь это сделать. Как ты думаешь, что из этого получится? Давай проиграем ситуацию. Как ты думаешь, что случится, если ты поступишь так?». Когда ребенок расскажет вам, что, по его мнению, произойдет, спросите: «Хорошо, что ты будешь делать в таком случае?». И он поведает вам о своих действиях.

Тема 7. 3. Эффективность и приемлемость наказаний  и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

Проблема поощрения и наказания ребёнка в семье. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка. Определение понятия «методы воспитания». Основные методы воспитания: метод убеждения; метод требование; метод внушение; игра, режим дня; пример родителей; поощрение и наказание.

Виды поощрений: материальное поощрение; социальное поощрение; поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т.д. Правила поощрения ребёнка в семье.

Определение понятия «наказание». Виды наказаний (справедливые и несправедливые). Категории наказаний: потеря привилегии, запрет на приятные для ребёнка занятия, лишение поощрения, вербальные наказания, физическое наказание.

Правила наказаний. Неприемлемые способы наказаний. О чём нужно помнит, прибегая к наказаниям.

Раздел 8. Роль общения детей и взрослых в семье. – 4 часа.

Тема 8.1. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка. Базовые навыки общения.

     Определение общения. Механизмы общения как процесса установления контактов между взрослыми и детьми. Уровни общения. Стили общения. Последствия авторитарного общения. Психологическая и этическая защита личности в общении.

Влияние предшествующего опыта и личностных установок на успешность общения. Условия и критерии успешного общения; позиции в общении, предпочитаемые стратегии, особенности личностных проявлений в общении.

Создание познавательной среды в семье. Ознакомление с окружающим миром, прогулки и специально организованные экскурсии. Формирование позитивного взгляда на мир.

Игры детей в семье: от манипуляционной до сюжетно-ролевой. Усложнение игры с возрастом. Участие родителей в игре. Специальные игры и упражнения. Домашнее чтение. Художественное и техническое творчество в семье. Использование детских поделок в хозяйстве.

Стимулирование творческих способностей детей. Интересы и увлечения ребенка. Развивающие интересы. Творческие кружки, секции, школы в жизни детей.

Использование современных средств общения для достижения успеха ребенком.

     Стороны коммуникативного фактора:

эмоциональные контакты,

контакты в ходе совместных действий,

голосовые контакты

Тема 8.2. Этапы развития потребности в общении ребёнка со взрослыми.

Основные формы общения детей и взрослых:

- непосредственно-эмоциональное общение;

- деловое;

- внеситуативно-познавательное;

- внеситуативно-личностное.

Три основные этапа в процессе общения ребёнка со взрослым:

  • на первом этапе таким центром является предмет;
  • на втором этапе центром ситуации становится взрослый;
  • на третьем этапе центром ситуации становится слово.

Тема 8.3. Роль отношений и общения ребенка со взрослыми. Детско-родительские отношения.

Общение как один из видов деятельности.

Потребность ребёнка в общении в соответствии с возрастом.

Последствия недостаточности общения ребёнка со взрослыми. Синдром госпитализма.

Определение детско-родительских отношений (Д.-р.о.): а) собственно эмоциональные отношения детей и родителей, б) характер взаимодействия ребенка со взрослым, характер родительского воспитания, как реализация одной из основных функций семьи.

Причины трудностей общения в детско-родительских отношениях являются: 1) неадекватность образа ребенка у родителя, при котором в ориентирующем образе неадекватно отражены потребности и мотивы ребенка, его возрастно-психологический статус, индивидуально-личностные особенности; 2) неадекватность образа «Я как родитель», выступает в форме нереалистического образа «идеального родителя» и несогласованности образов «Я-реальное» и «Я-идеальное»; 3) неадекватность образа детско-родительских отношений у родителя и у ребенка, обусловлена ценностными установками каждого из участников и ошибочными атрибуциями; 4) неадекватность образа родителя у ребенка обусловлена возрастно-психологическими особенностями ребенка, характером детско-родительских отношений.

Тема 8.4. Основные модели поведения детей в семейных конфликтах.

Конфликты в семье и способы их разрешения.

Уровни конфликта:

-социально-психологический, мотивированный неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции;

-психологический, обусловленный несовместимостью с некоторыми сторонами отношения родителей и угрозой потери «я»;

-психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.

Зависимость психического здоровья или нездоровья ребенка от стиля родительского воспитания, характера взаимоотношений родителей и детей.

Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.

Совершенствование жизни семьи /взрослых и детей/ - ее уклада, стиля отношений, духовной культуры – имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.

Общение – основное условие развития ребенка. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Суть последней причины – некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, их неправильное поведение в общении с детьми.

Неправильное – это значит:

без уважения к личности ребенка, т. е. в унижающих, оскорбительных формах общения с детьми;

без учета возрастных потребностей детей в нормальном отдыхе, в эмоциональном благополучии;

без принятия и понимания ребенка, без доверия к нему.

Трудности, возникающие в семьях, воспитывающих единственного ребёнка.

Раздел 9. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. – 7 часов.

Тема 9.1. Потребности развития ребенка и необходимость их обеспечения родителями.

Выделяют пять потребностей ребёнка, которые родители должны удовлетворять:

1. Потребность в защищенности.

2. Потребность в любви.

3. Потребность в научении.

4. Потребность быть своего возраста.

5. Потребность быть самим собой.

С одной стороны, задача родительского воспитания — приучить ребенка к требованиям общества, жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно в воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью.

Кроме основных потребностей ребенка, существует еще целый ряд потребностей, которые обязаны удовлетворять родители. Одной из них является – потребность в привязанности.

Привязанность – это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже, если эти люди разделены. Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо.

Счастлив тот ребенок, который воспитывается в хорошей, доброй, умной семье. Каждый ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, имеет за плечами неблагополучную историю. В результате, как отмечают ученые, воспитанники интернатных учреждений склонны к выстраиванию «неправильной модели мира», в котором они выступают в роли беспомощных и никчемных неудачников, и кто-то другой, только не они, управляет их судьбой.

Тема 9.2. Родительские и профессиональные роли семьи.

Варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения:

  • Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник»).
  • Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение.
  • Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
  • Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа.

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий.

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

религиозность;

национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);

социальное положение;

профессиональная принадлежность;

уровень общей и педагогической культуры.

Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичные роли.

9.3. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».

Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!»

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим негодяем».

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Понятия адекватности, гибкости и прогностичности.

Стили родительского отношения.

Типы воспитания и их характерные особенности:

  • Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).
  • Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).
  • Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля).
  • Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция.

Тема 9.4. Стабильность семейных отношений родителей и возможность их развития.

Факторы стабильности семьи. Внутренние факторы. Объективные факторы. Одновременно успешность решения семейных проблем во многом зависит от особенностей осознания членами семьи семейной ситуации, их готовности и умения концентрировать усилия на сохранении семьи – залог успешности решения.

Основные факторы, формирующие стабильность брака. Супружеская совместимость как социально-психологический показатель сплоченности семьи.

Семейные цели:

  • связанные с воспитанием детей, когда для семьи особенно важно именно воспитание ребенка отцом и матерью;
  • допускают дальнейшее развитие супругов как личностей, включая совместный досуг, интенсивное и содержательное семейное общение;
  • обусловлены важностью создания своего домашнего очага.

Разногласия во взглядах супругов на семейные цели и ценности, другие аспекты жизнедеятельности семьи можно преодолеть в процессе их взаимной адаптации к совместному способу жизни.

Направления адаптации:

  • материально-бытовое (заключается в координации прав и обязанностей супругов, в формировании моделей семейного бюджета, которые удовлетворяли бы обоих);
  • морально-психологическое (базируется на согласованности интересов, установок, ценностных ориентаций, мировоззрения);
  • интимно-личностное (предусматривает достижение сексуального удовлетворения; морально-психологического удовлетворения интимными отношениями;

Вторичная негативная адаптация и условия её преодоления.

Нарушения межличностного общения — одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования.

Трудности в общении часто возникают из-за низкой коммуникативной компетентности супругов и использования ими высказываний типа коммуникационных барьеров, затрудняющих процесс эффективного общения. Типы неэффективных высказываний включают: приказания, прямое инструктирование, предостережения, угрозы, нотации, морализаторство; советы и разъяснения; прямую негативную оценку; высмеивание, навешивание ярлыков, похвалу, допрос; утешение, успокаивание, отвлечение внимания, уход от проблемы.

Тема 9.5. Роль сотрудничества всех членов семьи в процессе воспитания и полноценного развития ребенка.

Распределение ролей и характер общения определяют формы, типы взаимодействия и сотрудничества в семье:

  • сотрудничество — гибкое распределение ролей в зависимости от стадии жизненного цикла семьи, конкретной ситуации, индивидуальных особенностей членов семьи;
  • взаимная поддержка и взаимопомощь, высокий уровень эмпатии, готовность вместе решать конфликтные ситуации;
  •  паритетные отношения — союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнеров. По сравнению с сотрудничеством паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопомощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнер стремится к личной выгоде, игнорируя интересы семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером;
  • соревнование — явно выраженное стремление к первенству на фоне сохранения доброжелательности к партнеру. В семье сочетаются, с одной стороны, кооперация на основе решения общих задач, интересов, эмоциональная поддержка, эмпатия, с другой — стремление утвердить свое превосходство в чем-либо — в профессиональной деятельности, карьере, претензиях на любовь и уважение детей. Однако самоутверждение осуществляется не за счет унижения партнера, а достижения реального превосходства;
  • конкуренция — желание обойти и «подавить» партнера любыми средствами. Превосходство над ним рассматривается как единственный вариант самоутверждения. Отношения супругов окрашены завистью, ревностью к успехам друг друга, ожесточением в борьбе за лидерство и единоличное главенство. Однако и при ярко выраженной конкуренции центростремительные силы обеспечивают сохранение семьи за счет общих задач, интересов и эмоциональной привязанности;
  •  антагонизм — дисфункциональность и дисгармоничность семьи, несовместимость, противоречивость интересов ее членов, хронический всеобъемлющий конфликт, переходящий в кризис, искажение или утрата эмоциональной привязанности. Как правило, антагонизм интересов и отношений супругов приводит к распаду семьи.

Сплоченность семьи как интегративная характеристика ее функционирования и стабильности включает два момента: во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых, сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным — чувство «Мы». В психологии семьи существуют различные подходы в определении сущности и механизмов формирования сплоченности семьи.

Важным условием развития сплоченности семьи является гармоничность сочетания образа «Мы» (семья) и образа «Я».

Тема 9.6. Оценка биологическими родителями имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Не подлежит сомнению тот факт, что не каждая семья способна должным образом воспитать ребенка — в противном случае, такая мера, как лишение родительских прав, просто бы не имела места 

Оценка биологическими и замещающими родителями своей способности обеспечить потребности развития ребёнка с учетом условий жизни семьи (удалённость от инфраструктуры услуг населению, материально – бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы. Компетенции замещающих родителей по воспитанию ребёнка. Необходимость оценки биологическими и замещающими родителями имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций. Знания и умения, необходимые родителю.

Потребности развития ребенка: безопасность ребёнка, его здоровье; образование; умственное развитие; привязанность к родителям, родным и близким; непрерывное эмоциональное развитие; стабильные отношения в семье, а также социальная  адаптация - усвоение ребёнком социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания (санитарно-гигиенические и бытовые навыки). Родители и семья в целом призваны обеспечивать потребности ребёнка.

Тема 9.7. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, семейные традиции.

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

Возрастание значения института семьи. Главные задачи семьи.

Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации

Семейная история. Семейные традиции и ритуалы. Какими  могут быть семейные праздники и ритуалы?

Раздел 10. Роль семьи в формировании здоровья ребёнка. – 4 часа.

Тема 10.1. Характеристики семейного воспитания. Обеспечение безопасной среды для ребёнка. Благоустройство и гигиена жилища.

Основы безопасного воспитания ребёнка в кровной семье. Одна из основ детской безопасности – это родительская предусмотрительность. Главный ее закон: "Предвидеть, по возможности избегать, при необходимости – действовать". Что должны знать дети, чтобы защитить себя. Советы родителям, как защитить своего ребёнка.

Организация контроля за воспитанием ребёнка в кровной семье.

Основные требования к жилищно – бытовым условиям, организации быта и проживания ребёнка в семье, к уходу за ребёнком в кровной семье.

Тема 10.2. Этапы развития ребёнка. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребёнка.

Понятие о росте и развитии ребенка. Критерии развития. Показатели здоровья. Болезни новорожденных и детей младенческого возраста. Основные инфекционные заболевания. Болезни органов дыхания, сердца и системы кровообращения, почек и мочевыводящих путей, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата.

Переутомление, его профилактика. Первая помощь при заболеваниях, повреждениях и несчастных случаях. Домашние процедуры. Оздоровительные процедуры.

Понятие биологического и психологического  возраста. Факторы среды и наследственности. Социальная ситуация развития.

Периодизация возрастного развития. Содержание основных этапов развития (младенчество,  ранний возраст, дошкольник, младший школьник, подросток, юноша).

Кризисы в развитии (новорожденности, первого года, 3 лет, подростковый кризис, юношеский кризис).

Тема 10.3. Охрана здоровья ребёнка и здоровый образ жизни. Режим дня. Оздоровительные процедуры, закаливание. Факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье ребёнка.

Охрана здоровья ребёнка. Организация здорового образа жизни.

Основы гигиены и санитарии семьи. Влияние традиций семьи на физическое развитие детей (совместное проведение летнего отдыха, туристские походы, здоровый образ жизни, семейные праздники). Режим дня. Оздоровительные процедуры, закаливание. Техники и приемы восстановления психофизического состояния. Разработка программы укрепления здоровья ребенка с учётом его индивидуальных особенностей.

Факторы, влияющие на здоровье:

Факторы, укрепляющие здоровье

Факторы риска

Отсутствие вредных привычек. Рациональное питание. Адекватная физическая активность. Здоровый психический климат в семье и на работе. Внимательное отношение к своему здоровью.

Курение. Алкоголь. Наркомания. Токсикомания, злоупотребление лекарственными средствами. Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание. Гиподинамия и гипердинамия. Стрессовые ситуации. Недостаточная медицинская активность.

Отсутствие вредных факторов производства. Хорошие материально-бытовые условия. Оседлый образ жизни. Благоприятные природные условия, экологически чистая среда обитания.

Вредные условия труда и обучения. Плохие материально-бытовые условия. Миграционные процессы. Неблагоприятные природные условия. Загрязнение окружающей среды.

Здоровая наследственность. Отсутствие возрастно-половых и конституциональных особенностей, способствующих возникновению заболеваний.

Наследственная предрасположенность к заболеваниям. Возрастно-половые и конституциональные особенности, влияющие на возникновение заболеваний.

Высокий уровень медицинской помощи

Некачественное медицинское обслуживание.

Тема 10.4. Особенности здоровья и состояния воспитанников ГКОУ ДД «Хуры тын», возвращаемых в кровные семьи.

        Особенности состояния здоровья детей, изъятых из неблагополучных семей. Корректируемые и некорректируемые заболевания. Заболевания наиболее часто встречающиеся у воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

        Диспансеризация воспитанников детского дома, периодичность её проведения.

        Медицинская документация. Медицинские документы, предоставляемые организацией при передаче ребёнка на воспитание в семью.

Обязательное подтверждение в письменной форме факта ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребёнка, передаваемого на воспитание в семью.

Раздел 11. Эмоционально-психологическая подготовка ребенка к возвращению в кровную семью – 2 часа.

Тема 11.1. Компенсация последствий травматического опыта ребенка.

Компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи.

Задачи:

  1. Помочь воспитаннику стать более сенситивными по отношению к различным ситуациям, возможным чувствам и опыту других людей.
  2. Создать условия для развития большей уверенности в себе.
  3. Обучить социально-психологическим навыкам взаимодействия для расширения ролевого репертуара.
  4. Стимулировать к совместной работе и к решению возникающих проблем.
  5. Развить необходимые социокультурные, правовые, валеологические, досуговые, правовые ориентации и навыки.
  6. Помочь получить более полное представление о будущей семье, ее членах, соотнести представления и желания с реальностью.
  7. Повысить уровень социально-психологической адаптированности в социуме.

Этап подготовки детей состоит из трех разделов:

     Диагностический (включает знакомство с ребенком, оценку социальной и медицинской информации, определение проблемной области, диагностику особенностей актуального развития детей и представлений ребенка о семье.)

Обучающий - подготовительные занятия (развитие коммуникативных навыков, взаимодействия в семье с взрослыми и детьми, знакомство с правилами, традициями семейного проживания)

Гостевой - помещение детей на выходные и в каникулы в кровные семьи (с последующей диагностикой на совместимость).

Классификация отношений воспитанников детского дома к своей кровной семье:

  • дети, адекватно понимающие ситуацию. Существует взаимное доверие между родителями и детьми; идет восстановление семьи;
  • дети воспринимают родителей, в основном мать, но нет доверия, тепла в отношениях. Быстро идет восстановление родительско-детских взаимоотношений, но часто семья не восстанавливается по нескольким причинам: не соответствуют жилищно-бытовые условия; родители больны; родителей (в основном одинокая мать) устраивает положение вещей, когда она не может создать соответствующие условия своему ребенку. 
  • дети не принимают родителей. Потеря интереса к своей семье, часто желание попасть в новую семью.
  • дети полностью отвергают собственную семью.

Тема 11.2. Формирование положительной мотивации ребенка на восстановление детско-родительских отношений.

Основные направления психолого-педагогической работы с ребенком по формированию положительной мотивации на восстановление детско-родительских отношений:

  • Компенсация последствий травматического опыта ребенка.
  • Эмоционально-психологическая подготовка ребенка к возврату в кровную семью, осознание причин нахождения в детском доме.
  • Формирование положительного отношения к родителям, позитивного образа кровной семьи.
  • Формирование положительной мотивации ребенка на восстановление детско-родительских отношений.
  • Разработка и реализация индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками.

Раздел 12. Оказание кровной (биологической) семье социально-экономической и социально-педагогической помощи. – 7 часов.

Тема 12.1. Консультирование по социально-правовым вопросам. Оказание помощи в подготовке в суд исковых заявлений по восстановлению в родительских правах. Сопровождение по вопросам восстановления в родительских правах.

Оказание участникам Программы консультативной помощи по социально-правовым вопросам. Оказание помощи в подготовке искового заявления по вопросу восстановления в родительских правах с соблюдением всех норм действующего законодательства. Юридическое сопровождение по вопросам восстановления в родительских правах, оказание помощи в сборе документов.

Тема 12.2. Содействие в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат в соответствии с законодательством РФ и РСО – Алания.

12.3. Содействие в решении вопроса трудоустройства.

Содействие в решении вопроса занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной)  работы, работы с сокращённым рабочим днём, работы на дому.

Тема 12.4. Предоставление родителям консультаций по вопросам родительско-детских отношений, воспитания и развития детей, гармонизации супружеских и семейных отношений, предупреждения и преодоления педагогических ошибок, адаптации ребёнка семье.

Предоставление родителям консультаций по вопросам родительско-детских отношений, воспитания и развития детей, гармонизации супружеских и семейных отношений, предупреждения и преодоления педагогических ошибок,

адаптации ребёнка семье.

Тема 12.5. Социальное сопровождение восстановленной биологической семьи до достижения детьми совершеннолетия.

Основная цель – обеспечение психолого-педагогического сопровождения восстановленных и приёмных семей, создание условий для успешной социализации и развития воспитанников. Основные задачи:

-   оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периодов адаптации в семье, возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, помощь в решении конфликтных ситуаций;

-   развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры) биологических и/или замещающих родителей.

Раздел 13. Основы законодательства Российской Федерации и РСО – Алания по поддержке семей, имеющих детей, а также семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. – 4 часа.

Тема 13.1. Нормативно-правовые акты по защите семьи, имеющей несовершеннолетних детей. Нормативно-правовые акты по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Конвенция ООН о правах – универсальный международный документ о защите прав и интересов детей.

Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года.

Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития  РФ от 23.12.2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»

Федеральный закон «Об образовании». Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

Законодательство РСО - Алания о реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на социальную поддержку.

Тема 13.2. Нормативно-правовые основы организации жизнедеятельности замещающих семей. Основные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Процедура семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Права и обязанности опекунов, попечителей, приёмных родителей. Дети, подлежащие устройству в семью.

Система поддержки замещающих семей и материального стимулирования семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей в РФ  и РСО - Алания.

Законодательство, регулирующее положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24.04.2008 г, Закон РФ № 49-ФЗ от 24.04.2008 г «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Опыт РСО - Алания по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Службы сопровождения замещающих семей.

Формы семейного устройства детей и их характеристика: опека (попечительство), приемная семья. Дать определение замещающей семьи. Адаптация ребенка в замещающей семье. Помощь замещающим семьям в создании условий для приемных детей.

Опека (попечительство) – основная форма семейного устройства.

Приемная семья – новая модель защиты детства. Приемная семья – опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, по договору о приемной семье. Права и обязанности по договору приемных родителей.

Основания и последствия прекращения договора.

Социально-правовой статус ребенка.

Права и обязанности замещающих родителей.

Тема 13.3. Меры социальной поддержки замещающих семей и детей, воспитывающихся в них. Защита личных неимущественных и имущественных прав детей, ставшихся без попечения. Сопровождение замещающих семей.

Определение общих принципов содержания и социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Дать определение данных понятий в федеральном и региональном законодательстве

Определение дополнительных гарантий на образование, права на медицинское обслуживание, право на имущество и жилое помещение, права на труд. Законодательство РСО - Алания: «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания» № 51 –РЗ от 27 октября 2006 года; Закон РСО - Алания «Об обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» № 68-РЗ от 22.12.2005 года. Постановление Правительства РСО - Алания от 3 августа 2007 года № 185 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». Работа территориальных органов опеки и попечительства г. Владикавказа и районов РСО - Алания и Межведомственной комиссии при Правительстве РСО - Алания по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Сопровождение замещающих семей:
  • Систематическое отслеживание и оценка безопасности и условий, созданных для жизни и развития ребенка в кровной семье.
  • Отслеживание эмоционального благополучия ребенка в кровной семье.
  • Поддержание контактов с ребенком и его кровной семьей: по телефону, e-mail, индивидуальные собеседования, приглашения на развивающие тренинги, праздники и т.д.
  • Консультации по актуальным вопросам социального, психологического, медицинского и правового плана.

Раздел 14. Взаимодействие замещающей и/или восстановленной биологической (кровной) семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. – 1 час.

Тема 14.1. Информирование биологических (кровных) и приёмных родителей о доступной инфраструктуре социальных услуг для семей, имеющих детей, и приёмных семей по месту их проживания.

Информирование биологических (кровных) и приёмных родителей о доступной инфраструктуре социальных услуг для семей, имеющих детей, и приёмных семей по месту их проживания: Управления социальной защиты населения, детские поликлиники, детские сады, школы, учреждения дополнительного образования.

Раздел 15. Подведение итогов усвоения слушателями материала программы по возвращению воспитанников детского дома в кровные семьи. – 2 часа.

Тема 15.1. Обсуждение результатов освоения курса подготовки биологическими родителями и кровными родственниками.

Обсуждение результатов освоения курса подготовки биологическими родителями и кровными родственниками. Выявление готовности биологических родителей к процессу по восстановлению в родительских правах, к возврату ребёнка из детского дома в семью.

Выявление готовности кровных родственников к приёму ребёнка, воспитанника детского дома, на воспитание в свою семью.

Круглый стол.

Раздел 16. Тренинговый блок.- -24 часа.

16.1. Групповая психологическая работа с биологическими родителями и кровными родственниками. – 8 часов.

Тренинг № 1. «Приглашение к сотрудничеству» - 1 час.

Цели занятия:

  1. Определение целей и задач проекта «Кровная семья».
  2. Ознакомление с формой проведения занятий и их примерным содержанием.
  3. Разработка правил работы группы.
  4. Введение в проблематику.

План занятия:

  1. Встреча с кровным родственником.
  2. Правила работы проекта.
  3. Упражнение «Снежный ком».
  4. Знакомство в парах.
  5. Мозговой штурм «Какими качествами должен обладать родитель».
  6. Упражнение «Опасение и надежды».
  7. Мозговой штурм «Почему дети оказываются в детском доме».
  8. Психологический портрет родителя и ребенка.
  9. Подведение итогов.
  10. Ритуал завершения работы.

Тренинг № 2. «Внутренний мир ребенка: как его сохранить?» - 1 час.

Цели занятия:

  1. Сознание важности воспоминания о прошлом для ребенка.
  2. Восприятие собственного прошлого, своего детского, в том числе негативного, опыта как средства, которое может помочь понять чувства ребенка.
  3. Знакомство со стадиями переживания горя ребенка.
  4. Определение собственных ресурсов, которые могут помочь ребенку справиться с чувством утраты.

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Мини-лекция «Особенности психического состояния детей, попадающих в приют».
  3. Упражнение «Мои ценности».
  4. Упражнение «Путешествие в прошлое».
  5. Дискуссия «Почему важны  воспоминания».
  6. Мини-лекция «Стадии переживания горя».
  7. Дискуссия «Как помочь ребенку пережить горе».
  8. Подведение итогов.
  9. Ритуал завершения работы

Тренинг № 3. «Поощрение и наказание». – 2 часа.

Цели занятия:

  1. Профилактика жестокого обращения с детьми.
  2. Установление доверительных отношений в группе.
  3. Развитие потребности в самонаблюдении и самоанализе действий  по отношению к ребёнку.
  4. Тренировка навыка вербального общения.

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Руки здороваются».
  3. Упражнение «Моё настроение».
  4. Беседа «Как часто Вы ругаете и хвалите своего ребёнка?».
  5. Упражнение «Что слышит ребёнок, когда его ругают?»- Шеринг.
  6.  Упражнение «Комплимент»- Шеринг.
  7. Подведение итогов занятия «Что узнал, что понял, что почувствовал?».
  8.  «Моё настроение».
  9. Ритуал завершения работы.

Тренинг № 4. «Сложные ситуации взаимодействия с ребенком» - 2 часа.

Цели занятия:

  1. Развить у участников навыки взаимодействия и взаимопонимания.
  2. Подготовка к взаимодействию в сложных ситуациях интеграции ребенка в семью.
  3. Отработать модель поведения членов семьи в сложных ситуациях взаимодействия (ситуация воровства и обмана).

План занятия:

1. Приветствие.

2. Обсуждение мыслей и чувств.

3.Психогимнастика.

4. Ролевая игра «Обман».

5.  Беседа «Трудный разговор или что делать, если ребенок ворует».

6.Ролевая игра «Трудный разговор».

7.Упражнение «Горячий стул».

8. Подведение итогов.

9. Ритуал завершения работы.

Тренинг № 5. «Поведение в конфликте» - 2 часа.

Цель занятия:

  1. Расширение представлений о потенциальном значении конфликтных ситуаций.
  2. Знакомство со способами поведения в конфликтных ситуациях.
  3. Диагностика собственного профиля поведения.

    План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Разминка «Чемпионат борьбы на пальцах».
  3. Игра «Вавилонская башня».
  4. Ролевая игра «Сглаживание конфликтов».
  5. Анализ конфликтных ситуаций (на выбор).
  6. Упражнение «  Если бы….,я стал бы…..».
  7.  Игра «Доверяющее падение».
  8. Подведение итогов.
  9.  Ритуал завершения работы.

16.2. Групповая психологическая работа с воспитанниками детского дома (детьми, которые могут быть переданы на воспитание в семьи кровных родственников) – 10 часов.

Тренинг № 1. «Наши страхи» -2 часа.

Цели занятия:

  1. Уменьшение тревожности, развитие уверенности в себе.
  2. Выявление и снятие реальных страхов детей.
  3. Помощь в преодолении негативных переживаний.
  4. Дать детям почувствовать, что необходимо для возникновения доверия.

План занятия:

  1. Приветствие
  2. Беседа о страхах
  3. Упражнение «Расскажи свои страхи»
  4. Рисование на тему «Я тебя не боюсь», «Нарисуй свой страх»
  5. Упражнение «победа над страхом»
  6. Упражнение «Ночные звуки»
  7. Игра «испуганный ежик»
  8. Подведение итогов
  9.  Ритуал завершения работы

Тренинг № 2. «Что такое семья?» - 2 часа.

Цели занятия:

  1. Осознание роли семьи, общности ее членов, защищенности.
  2. Эмоциональная поддержка участниками друг друга, создание положительного эмоционального фона.

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Создай свой герб».
  3. Рисунок «Семейный портрет».
  4. Упражнение «Скульптура семьи».
  5.  Чтение сказки «Семья медведей».
  6. Упражнение «хорошее настроение».
  7.   Упражнение «Семь-Я».
  8. Подведение итогов.
  9. Ритуал завершения работы.

Тренинг№ 3. «Моя семья» - 2 часа.

Цель занятия:

  1. Формирование чувства принадлежности к своей семье, творческое самовыражение.
  2. Формирование позитивного отношения к своей семье.

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Упражнение семья (работа с карточками).
  3. Игра «Дружная семья».
  4. Игра «Верно-неверно!».
  5. Деловая игра «Что значит любить родителей?».
  6. Вопросы к «хозяюшкам», «настоящим мужчинам».
  7.  Упражнение «Обыграй ситуацию».
  8. Подведение итогов.
  9. Ритуал завершения работы.

Тренинг № 4. « Конфликты: взрослые и дети – 2 часа.

Цель занятия:

  1. Содействие созданию конструктивных отношений в диаде «ребенок-взрослый» через повышение психологической компетентности детей и взрослых по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.
  2. Повышение уровня знаний подростков о культуре семейных взаимоотношений.

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Разминка «До десяти».
  3. Беседа «Все, что мы знаем о конфликтах».
  4. Обсуждение басни «Лебедь, Рак и Щука».
  5. Беседа «взаимоотношения в семье».
  6. Упражнение «Анализ конкретных ситуаций».
  7. Мозговой штурм «Как предупредить конфликты детей и взрослых».
  8. Подведение итогов.
  9. Ритуал завершения работы.

Тренинг № 5. «Всему начало - отчий дом» - 2 часа.

Цель занятия:

  1. Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
  2. Формирование позитивного отношения к своей семье.

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Как вы себя чувствуете?».
  3. Беседа «Всему начало - отчий дом».
  4. Упражнение «Идеальная семья».
  5. Упражнение «связанные одной цепью».
  6.  Упражнение «Дерево».
  7.  Упражнение «Моя жизнь».
  8. Подведение итогов.
  9. Ритуал завершения работы.

16.3.Групповая психологическая работа совместно с воспитанниками детского дома и их кровными родственниками – 6 часов.

Тренинг № 1. «Пространство семьи» - 3 часа.

Цель занятия:

  1. Содействовать созданию эмоционально благоприятного психологического пространства в  семье посредством развития у родителей и детей  доверия и толерантности по отношению друг к другу.
  2. Способствовать осознанию того, что не бывает идеальных родителей и детей; развивать у родителей и детей чувства принятия друг друга такими, какие есть.

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Давайте поздороваемся».
  3.  Упражнение «Идеальный родитель – идеальный ребенок».
  4. Упражнение «Слепой и поводырь».
  5. Упражнение «Конкурс хвастунов».
  6. Упражнение «Семейный герб и гимн».
  7. Упражнение «Я дарю тебе это сердце, потому что … ».
  8. Подведение итогов.
  9. Ритуал завершения работы.

Тренинг № 2. «Семейные нормы и правила» - 3 часа.

Цель занятия:

  1. Формирование нравственных норм, ценностных ориентаций и стандартов поведения ребенка.
  2. Улучшение взаимоотношений между детьми и родителями. 

План занятия:

  1. Приветствие.
  2. Разбор правил семьи.
  3. Упражнение «Семейные обязанности».
  4. Упражнение «Семейные традиции».
  5. Упражнение «Семейные роли и правила».
  6. Упражнение «Поиграем в семью».
  7. Упражнение «Связанные  одной цепью».  
  8.   Подведение итогов.
  9. Ритуал завершения работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всему начало отчий дом.

Сценарий классного родительского собрания...

Круг общения "Всему начало - отчий дом"

Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества....

Всему начало - отчий дом

Презентация к классному часу....

Внеклассное занятие "Всему начало - отчий дом"

внеклассное занятие по нравственному воспитанию...

Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"

Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...

"Всему начало - отчий дом"

Коллективный проект, для которого были подготовлены и выполнены учащимися задания, демонстрирующие интересы, заботы, взаимоотношения в семье каждого ученика. Ребята узнавали о своих предках, о жизни р...

Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе» из цикла «Всему начало - отчий дом»

Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе»  из цикла  «Всему начало - отчий дом», традиционно проводится в ноябре, программа приурочена к праздник...