Беседа-тренинг для старшеклассников на тему: «Толерантность и мы»
классный час

 Бичевина Валентина Андреевна

Цель: познакомить обучающихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; способствовать развитию  адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  1. дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  2. развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  3. воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Коноваловская средняя общеобразовательная школа

Беседа-тренинг для старшеклассников на тему: «Толерантность и мы»

Социальный педагог: Бичевина В.А.

Цель: познакомить обучающихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; способствовать развитию  адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  1. дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  2. развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  3. воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Оборудование:
- мультимедийная презентация,
- сигнальные карточки (зеленые, красные),
- бумага, фломастеры, шариковые ручки,
- булавки, камушек,
- конверт с вопросами, шаблоны «следы»
- 2 коробки (красная, черная),


Возрастная категория: 15-17 лет

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).

Ход мероприятия:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Что же такое толерантность?

Немного из истории. (можно дать подготовить материал обучающимся)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация — предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Tolerangia (испанское) – способность признавать отличные от своих собственные идеи и мнения.

Tolerange (французское) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Kuan rong (китайское) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабское) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпимость.

Толерантность (русское) – способность терпеть что-то, кого-либо; быть выдержанным, выносливым, мириться существованием чего-то, кого-либо, считаться с мнением других.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

 Вопросы к учащимся:

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

  В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Тренинговые упражнения.
-Если посмотреть друг на друга, то мы увидим, что мы различаемся по каким - то признакам.
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
-Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
-Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
-Хорошо или плохо, что мы все разные?
-Как жить в мире, где столько разных людей?
-Значит можно сделать вывод: Различия дополняют и обогащают общество, чтобы жить в мире, где столько разных людей.

Упражнение «Конверт откровений»
- А сейчас я предлагаю каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из Конверта откровений один из помещенных в него вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. (Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует детей, узнать их ценности, убеждения и т. д.)
Если бы ты мог(ла) перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это.
Если бы ты смог(ла) на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты для этого выбрал(а)? Почему?
Если бы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал(а)?
Если бы ты в течение одного дня был невидим(а), то как бы ты этим воспользовался?
По каким критериям ты выбираешь себе друга?
В какой стране ты хотел(а) бы жить?
Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были бы три самые главные цели?
Если бы ты поймал(а) золотую рыбку, то какие бы три желания ты загадал(а)?
Воспитатель:
- Мы узнали, какие интересы у вас, какими прекрасными ценностями вы обладаете, что вас волнует. Хорошо, что вы были все откровенны. Спасибо.

-Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?
-Но ведь все люди разные – что помогает нам находить общий язык с другими людьми?
-А вам в группе нужно уметь находить общий язык друг с другом? Для чего?

-Иногда мы невольно обижаем людей, не замечая серьезности наших поступков, а бывает, что сами уделяем чрезмерное внимание мелочам, обижаемся по пустякам. Попробуем разобраться, на что нужно обращать внимание, а что можно считать мелочью жизни.
Упражнение «Мелочи жизни».
У детей сигнальные карточки (красные и зеленые).
-Если вы считаете поступок, о котором я скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете, то зеленую. Приготовились?
Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает -это...
Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это ...
Говорить в любой ситуации спокойным, ровным голосом – это ...
Плакать по пустякам – это …
Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами – это ...
Сердиться, если не попал на просмотр фильма – это ...
Глотать наспех завтрак в буфете – это …
Вы опоздали на запланированную встречу – это…


-Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.

-Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
- Подумайте, всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей. (ответы детей).
- А всегда ли может сказать комплименты в адрес другого человека, если мы обижены на него, или извиниться, если обидели сами?(ответы детей)
Упражнение – релаксатор «Хорошие слова для друга».
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги, который лежит рядом с вами, на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.
-Пусть все снимут свои листы бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь.
- Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
- В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.
Упражнение «Камушек в ботинке».
Выходят дети 1 или 2 человека по желанию.Педагог предлагает им положить в обувь «камешек» (можно использовать ластик). Учащиеся пытаются, взявшись за руки пройти перед классом. ( Не получается)

- Скажите, а что вам мешает красиво пройти. ( Камешек)
- Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. ( гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,) Запишите на листочках….
-Теперь сверните листок и выбросите в черную коробку. (Коробка выставляется за дверь).
- Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.
Упражнение «Жемчужина в раковине».
Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми: радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость. Запишите на листочках. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка. Это то, что помогает вам общаться, понимать и принимать других людей.

«Перед вами две дороги, выбирайте»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

 

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Есть два пути развития личности:

Толерантный

Интолерантный

 Работа учащихся по группам

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность


Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Тест на толерантность

1. Неприятна ли Вам ситуация, в которой приходится отказаться от плана, придуманного Вами, потому что принят план, предложенный другом?

а) да б) нет

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто –то предлагает начать игру. Что вы предпочтете:

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет

б) чтобы играли все желающие, даже если еще не знают правил

3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для Вас новости?

а) да б) нет

4. Вызывают ли у Вас неприязнь люди, которые появляются в общественных местах в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, Вас вообще это не интересует?

б) вам всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать

5. Можете ли Вы легко войти в контакт с обучающимися из других школ?

а) вам обычно это трудно сделать

б) вы не обращаете внимания на такие различия

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой являетесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники

б) если даже шутка будет неприятна, Вы постараетесь ответить в такой же шутливой форме

7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят на своем месте»:

а) да б) нет

8. Вы приводите в компанию друга или подругу, и он (а) становится центром внимания. Как Вы реагируете?

а) Вам неприятно, что при этом внимание отвлечено от Вас

б) Вы радуетесь за своего друга

9. Пожилой человек критикует молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?

а) промолчите или просто уйдете в сторону

б) вступите в спор

запишите себе по 2 очка за ответы:

1б, 2б, 3а, 4а,5б, 6б, 7а, 8б, 9а

От 0 до 4 очков

Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы Вы не находились, может возникнуть впечатление, что Вы склонны навязывать свое мнение другим: чтобы добиться своего, часто повышаете голос. Вы авторитарны, и с Вами трудно поддерживать продуктивный контакт людям, если они думают иначе , чем Вы; Вас раздражает, если с Вами не соглашаются

От 6 до 12 очков

Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но порой способны и излишнюю резкость, проявление неуважения к мнению собеседника. В такой момент Вы можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер

От 14 до 18 очков

Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью. Гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую позитивную идею, даже если не вполне ее разделяете. Вы достаточно самокритичны и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от своих взглядов, которые, как выяснилось , были ошибочным

Педагог: Ребята, давайте проанализируем цитаты.

Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы от других».

Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову»

Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними».

Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно тебе»

Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя».

Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

Иудаизм: «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе».

Сикхизм: «Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны»

Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что нехорошо для нее самой».

Задание:

Подумайте, какой общий смысл содержится в этих цитатах времен и народов.

Сформулируйте принцип, который мог бы выразить взаимное уважение друг к другу обучающихся в классе, в школе и взаимное уважение между учителями и обучающимися.

Резюме: жизнь учит людей реализовывать ценности, достигать цели, решать проблемы. И школа в том числе: у нас есть общие ценности, общие цели, общие проблемы. И мы их можем решать на основе принципа толерантности, т.е. снисходительности и уважения.

Уверенные в себе люди принимают других такими, какие они есть, не раздражаясь, не унижая, не навязывая своего мнения.


 

Составление с учащимися правил толерантного общения. Например:

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Обсуждение притчи

 Рефлексия:
Упражнение « В добрый путь».


- У вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Развесим их на доску под заголовком « В добрый путь».
- В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Одним словом «Мы выбираем- Толерантность», вот тогда вы будете толерантной личностью, а ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этические диалоги со старшеклассниками на тему «Гуманность и добродетель».

Гуманность - это стремление личности к деянию добра, в пользу и во имя людей....

Программа занятий для старшеклассников по теме "Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА"

Материалы к занятиям по профилактике тревожности учащихся старшей школы при подготовке к экзаменам. Занятия содержат способы преодоления организационных, когнитивных и личностных трудностей учащихся, ...

Интеллектуальная литературная игра для старшеклассников на тему «Чтение - лучшее учение»

итнеллектуальная  литературная игра для учеников старших классов...

Задания для старшеклассников по теме: Пассивный залог

Gодборка упражнений по теме Passive Voice (Пассивный залог)...

Методическая разработка проведения занятия для старшеклассников на тему: «Составление трех вариантов маршрутов экскурсии по Санкт-Петербургу на тему: «И вновь по Ленинским местам»

Данная методическая разработка поможет учителям истории и истории Санкт-Петербурга провести аналогичное занятие по составлению маршрутов экскурсии по городу на примере темы: «И вновь по Ле...

Беседа-тренинг в рамках классного часа на тему: «Снятие тревожности и борьба со стрессом»

Беседа-тренинг в рамках классного часа на тему: «Снятие тревожности и борьба со стрессом» Цель: определить понятие «стресс», понятие «страх». Познакомить обуча...

Беседа-тренинг по ОБЖ "Один дома и на улице"

Данный материал позволит разобрать с детьми правила поведения, если ребенок остается один, посредством театрализации...