Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних.
методическая разработка
Методическая разработка по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних содержит информацию для обучающихся и их родителей о конструктивных способах разрешения кризисных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_profilaktika_suitsidalnogo_povedeniya.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 10»
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
«ЖИЗНИ – ДА!»
методическая разработка
2020 г.
Пояснительная записка
Задачи:
- дать обучающимся и их родителям информацию о конструктивных способах разрешения кризисных ситуаций;
- способствовать формированию у обучающихся ценностного отношения к жизни»;
- обучить обучающихся приёмам снятия нервного напряжения, саморегуляции
Методическая разработка по профилактике суицидального поведения «Жизни – да!» включает в себя:
- Введение, в котором суицид рассматривается как общественное явление, приводится его статистика и определяются задачи профилактики суицида.
- Теоретическую часть, направленную на ознакомление с типами суицидального поведения, особенностями подросткового суицида и его психодиагностикой.
ВВЕДЕНИЕ
Суицид является способом разрешения накопившегося психологического кризиса. Конечно, кризис может возникнуть и внезапно, но гораздо чаще внутреннее напряжение накапливается постепенно, накладывается одно на другое, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадёжностью, и кризис личности оказывается настолько сильным, что предыдущий жизненный опыт не может подсказать человеку иного выхода из ситуации, которая стала для человека просто невыносимой.
Особую тревогу в последние десятилетия вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. По данным Европейского регионарного бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза.
Это, вероятно, связано с увеличением темпа нашей жизни, где подростки, впрочем, как и их родители, не справляются с кризисными ситуациями. В большинстве случаев встречается недоумение взрослых по поводу суицида их детей и растерянность, так как, чаще всего пусковым моментом была, незначительная, по мнению взрослых, обида. А она являлась только вершиной айсберга непонимания, длительной фрустрации ребенка.
Часто окружающие задают вопрос о том, что можно сделать для подростка, который решил уйти из жизни и можно ли его переубедить.
Представление о том, что суицидента нельзя отвратить от принятого им решения, базируется на неверном предположении о неотвратимости суицидального намерения у самоубийцы.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жизненных выборов, открытых для людей. Ни одна группа, национальность или класс людей не свободны от этого. Хотя человек может ни разу не произнести слово “самоубийство”, означает ли это, что он полностью свободен от желания смерти? Люди имеют тенденцию к саморазрушению, которая различается лишь по степени выраженности или интенсивности проявлений от человека к человеку и от одного общества к другому. Желание умереть является частым среди детей, а суицидальные фантазии вполне естественны для обычных взрослых людей.
Настоящее число суицидов выше статистических данных, поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти, или она скрывается под названием “смерть от несчастного случая”. Сейчас принято считать, что в среднем на одну “успешную” попытку приходится 30-40 попыток не приведшие к смерти.
ТИПОЛОГИЯ СУИЦИДОВ
Что подразумевают под понятием суицид? Термин «суицид» был впервые введен в обиход итальянским психологом Г. Дэзе в 1947г. и понимался им как «осознанное поведение с намерением лишить себя жизни».
Существует следующая типология суицидов:
Непрямое самоубийство
Существуют люди, являющиеся суицидальными личностями, но этого не признает их семья, друзья, или сталкивающиеся с ними профессионалы. Отчаявшиеся субъекты могут счесть жизнь невыносимой из-за непреодолимых препятствий, и их поведение может быть устремлено к смерти. Такое поведение называют «символическим суицидом».
Люди часто медленно убивают себя, не осознавая своих летальных намерений. Лица, к которым относится это утверждение, отрицали бы то, что их действия направлены на саморазрушение, либо причинение вреда самим себе. И все же, их образ жизни является движением в сторону саморазрушения. Те же психические силы, которые толкают человека к прыжку вниз с небоскреба, лежат в основе таких опасных привычек, как злоупотребление алкоголем, немедицинское употребление наркотиков, игнорирование серьезных болезней, переедание, чрезмерная работа или хроническое курение.
Автоцид
Машина является идеальным инструментом самоуничтожения. Многие случаи смерти, отмеченные как несчастные случаи, часто представляют собой замаскированные самоубийства. У 40% жертв транспортных аварий с летальным исходом находят повышенный уровень алкоголя в крови. Спорным вопросом остается то, насколько “случайными” были эти несчастные случаи. По мнению специалистов примерно четверть водителей, которые погибают в автокатастрофах, сами намеренно или полунамеренно способствуют этим авариям своей бесшабашностью и чрезмерно рискованными поступками. Юноши, с которыми с большей вероятностью случались аварии, преимущественно проводили время на улице, отличались бурным и неуправляемым характером, повстанческим духом или видели себя в образе “крутого парня”. В состоянии эмоционального стресса они легко употребляли алкоголь или наркотики, а затем беззаботно и импульсивно управляли автомобилем, проявляя больший интерес к мощности и скорости, чем к безопасности вождения. В целом, девушки считаются более безопасными водителями. Они, по-видимому, могут легче проявлять свои внутренние чувства, чем юноши, которые стремятся вести себя что называется по-“мужски”.
Алкоголизм
Риск суицидов очень высок у больных алкоголизмом. Это заболевание имеет отношение к 25-30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше - до 50% . Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
Пьяницы нередко чувствуют себя лишенными любви окружающих. Они выпивают для того, чтобы притупить эту боль. Поскольку алкоголь способствует возникновению депрессии, то ее начальные признаки возникают довольно быстро. После выпивки они чувствуют себя еще более подавленными и виноватыми, и это является поводом для нового приема алкоголя. Исследования показывают, что у многих пьяниц, ставящих крест на своей жизни, отмечается потеря тесных взаимоотношений с окружением, по крайней мере в течение 6 недель предшествующих суициду. Во время межличностного кризиса больной алкоголизмом отличается особенно высоким суицидальным риском. Алкоголь также усиливает агрессивность, которая может привести к саморазрушению, если оборачивается на самого себя.
Больные алкоголизмом могут не стремиться убить себя сознательно, но их хроническое пьянство, тем не мнение, является поведением, сокращающим их жизнь. Токсические эффекты алкоголя на организм человека хорошо известны и описаны в научной литературе. Кроме того, тяжелое телесное изнашивание и недоедание также входят в стиль жизни алкоголика. Когда он умирает, то его смерть может быть и не отнесена к числу суицидов, поскольку к ней привели такие соматические причины как цирроз печени. Преждевременная смерть может быть вызвана и межличностными конфликтами, которыми богат алкоголизм, а также присущим ему пагубным влиянием на телесное или эмоциональное здоровье или чаще всего различными их сочетаниями. Тем не менее, существует очень мало сомнений, что алкоголизм является существенным фактором суицидального синдрома.
Наркомания
Часто употребление алкоголя сочетается с приемом барбитуратов, транквилизаторов или героина, как в прямых суицидальных целях, так и ненамеренно. Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
Наркомания и суициды тесно связаны между собой. Длительное употребление наркотиков и их влияние на организм, также как и общий стиль жизни наркоманов в целом, в значительной мере направлены на саморазрушение, независимо от осознания ими этих намерений. Психологи наблюдали взаимосвязь полинаркомании и состояний депрессии и тревоги.
Токсические эффекты наркотиков, также как и алкоголя, предрасполагают к широкому кругу болезней: чаще всего развиваются такие серьезные заболевания как гепатит и эндокардит. У подавляющего числа наркоманов они возникают из-за сочетанного приема таблеток и инъекционных наркотиков. Они страдают от общего стиля жизни, характеризующегося стихийностью и недостаточным питанием. Наркоманы с большой вероятностью заболевают такой фатальной болезнью как СПИД.
Многие наркоманы, как и другие потенциальные самоубийцы, молодые и пожилые, чувствуют себя нелюбимыми окружением и сами не любят никого. Наркотики притупляют чувства и как бы держат семью, друзей и весь мир на расстоянии. Для некоторых людей есть только два выхода: употреблять наркотики или совершить попытку самоубийства.
Формы полунамеренных суицидов.
По обычному определению, суицид является преднамеренным лишением себя жизни. Вместе с тем, установлено, что большое число людей желают умереть, но еще не находится в том состоянии, в котором они сознательно осуществили бы это желание.
Самоубийства, скрытые под личиной несчастных случаев, не настолько редки, как это считается. Те люди, которые подвержены несчастным случаям, сами могут считать себя осторожными, и все же, как это ни странно, ведут себя саморазрушительным образом. Например, причиняют себе ножевые ранения или “случайно” принимают слишком много таблеток.
Некоторые люди, с одной стороны, не уверены в том, что хотят умереть, но при этом не убеждены и в том, что желают жить. Эта амбивалентность проявляется в так называемых “смертельных играх”, к которым относится, например, русская рулетка. В таких “играх” исход зависит от внешних сил, и решение принимается как бы за игроков. Игра со смертью, кроме того, имеет место во время других рискованных соревнований, например, при автомобильных гонках или прыжках с парашютом.
Существует много способов совершения самоубийства, кроме вскрытия вен, приема яда, попыток повесится или застрелиться.
Как бы то ни было, суицид является главной причиной напрасных смертей. По словам Джастиса Кордоза: “Крик о помощи является призывом к спасению”.
ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД
Основой суицидальной активности среди подростков является возрастной кризис.
Главная задача личностного развития в период юности – поиск своего места и закрепления в мире взрослых переживается молодыми людьми часто очень остро.
Драматическим моментом этого периода по мнению К.Г. Юнга является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которая не всегда соответствует его собственным представлениям. Если у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, то сразу возникают проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или наоборот, негативизмом.
Суицидальное поведение подростков, имея сходство с действиями взрослых, отмечаются возрастным своеобразием. При переходе к подростковому возрасту возникает высокая склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности.
Основные мотивы суицидального поведения подростков:
- переживание обиды, непонимания, одиночества;
- действительная или мнимая утрата любви родителей;
- неразделенное чувство, ревность;
- переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;
- переживания чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия;
- боязнь позора;
- страх наказания;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы;
- чувство мести, злобы, протеста, вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, уйти от проблемной ситуации;
- феномен «подражательства» - «Эффект Вертера».
В подростковом возрасте недостаточно адекватно оценивать последствия аутоагрессивных действий. «Смерть» в этом возрасте воспринимается абстрактно.
Несерьезность, мимолетность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми руководствуются подростки, совершая самоубийства, создают трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций среди этой возрастной категории населения. Нередко у подростков четко прослеживается взаимосвязь между суицидальной готовностью и поведенческими отношениями, что обусловлено незрелостью психики в этом возрасте. Данный фактор к тому же определяет некоторую специфичность подростковой депрессии, которая складывается из следующих признаков: чувство скуки, усталости, нарушение сна, беспокойство, неусидчивость, фиксация внимания на мелочах, чрезмерная эмоциональность, замкнутость, рассеянность внимания, агрессивное поведение, непослушание, склонность к немотивированному бунту, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков; плохая успеваемость, прогулы занятий; побеги из дома.
Пик суицидов приходится на молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Преобладающим способом совершения аутоагрессии являются самоотравление, прыжки с высоты и самопорезы.
У подростков чаще наблюдается манипулятивные суицидальные попытки, основанные не на желании умереть. Потому что этому желанию противодействует подсознательное чувство вечной жизни, это, скорее всего, призыв о помощи. Для суицидента этого возраста характерно стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на второе рождение.
Исследования показали, что высокий суицидальный риск характерен для подростков из неполных семей или если в семье ребенка мать и отчим, для подростков, выросших в ситуации гиперопеки или эмоционального отвержения со стороны родителей.
ПСИХОДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Суицидальная попытка – диагностируется в процессе индивидуальных бесед, наблюдений.
Некоторые суицидальные попытки не воспринимаются как серьезные.
Употребление снотворных таблеток или нанесение порезов на руке таким образом, чтобы окружающие раскрыли это действие. Но обычно семья и друзья проходят мимо или не замечают вовсе. Окружающие часто раздраженно реагируют на попытку: “Она (он) просто хотела привлечь к себе внимание”. Дело состоит в том, что к каждой суицидальной попытке надо отнестись со всей серьезностью, какой бы безвредной и легкомысленной она не казалась.
Самыми уязвимыми являются люди, которые в прошлом совершали попытки к самоубийству или тесно контактировали с теми, кто старался, или был успешен в этом стремлении. По статистике 12 % совершивших суицидальную попытку повторят ее в течение двух лет, и достигнут желаемого. Четыре из пяти суицидентов, покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом, по крайней мере, однажды. После первой неудачной попытки многие делают вывод: “Я сделаю это лучше в следующий раз”. И они вспоминают об этом, особенно испытывая психический стресс и личностный хаос.
Суицидальная угроза - диагностируется в процессе индивидуальных бесед, наблюдений.
Миф о том, что “те, кто говорят о самоубийстве, никогда не совершают его”, как доказано, является опасным и ошибочным. Наоборот, многие люди, кончают с собой, говорят об этом, раскрывая свои намерения. Вначале угроза может быть бессознательным призывом о помощи, защите и вмешательстве. Позднее, если не находится никого, действительно заинтересованного помочь, человек может наметить время и выбрать способ самоубийства. Некоторые довольно ясно говорят о своих намерениях. Существуют прямые утверждения: “Я не могу этого выдержать. Я не хочу больше жить. Я хочу покончить с собой”. Часто высказывания являются завуалированными и замаскированные: “Вы не должны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать для вас проблемы”, “Я хочу уснуть и никогда не проснуться”, “Скоро, очень скоро эта боль будет уже позади”, “Они будут очень жалеть, когда я их покину”, “Мне бы хотелось знать, где отец прячет ружье”. Принимают ли эти весьма опасные высказывания форму открытых заявлений или искусных намеков, в любом случае они не должны игнорироваться.
Иногда индикаторы суицида могут быть невербальными. Подготовка к самоубийству зависит от особенностей личности человека и внешних обстоятельств. Она зачастую состоят в том, что обычно называется “приведением своих дел в порядок”. Подросток может раздаривать сентиментально ценные личные вещи. Завершающие приготовления могут быть сделаны очень быстро, и затем мгновенно следует суицид.
Семейные факторы – диагностируются в ходе бесед, встреч с родителями, анкетирования.
Для понимания суицидника нужно хорошо знать его семейную ситуацию, поскольку она отражает эмоциональные нарушения у членов семьи. Было обнаружено, что при большинстве суицидов у подростков, их родители были подавлены, думали о самоубийстве, или уже предпринимали попытки саморазрушения. Так же членов семьи могут обуревать гнев и возмущение. Чтобы отреагировать свои эмоции, они могут бессознательно выбрать одного из близких объектом агрессии, которая может привести к самоубийству.
В семье могут возникнуть такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод родителей, серьезное заболевание или потеря работы.
Эмоциональные нарушения – диагностируются тестированием.
Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, появляется тревога и уныние. Люди могут не осознать ее начала. Часто они приходят к мысли, что больны раком, психическим или неизлечимым заболеванием. Перед суицидом они начинают думать о смерти. Им становится трудно выполнять даже простые обязанности, принять самое простое решение. Они жалуются на вялость, недостаток жизненной энергии и усталость.
Нарушение поведения – диагностируется в ходе наблюдений, анкетирования
У молодых людей наиболее явным намеком на суицидальные тенденции являются злоупотребление алкоголем и наркотиками и такие расстройства поведения как психозы, неврозы, агрессия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В техникуме складывается система профилактических мероприятий направленных на предотвращение суицида.
Работа в этом направлении организована по четырём этапам:
I этап – просветительский
В начале учебного года проводятся просветительские мероприятия по предупреждению суицидальных попыток.
1. Лекции, беседы по проблемам алкоголизма и наркомании;
3. Конкурс плакатов в классных коллективах «Жизни – да!»;
4. Книжная выставка в библиотеке «Давайте задумаемся»;
6. Выступление сотрудников ПДН МВД России «Рославльский» на общем собрании «Берегите жизнь»;
7. Выступление сотрудников ПДН МВД России «Рославльский» перед педагогическим коллективом с рекомендациями по общению с обучающимися, проявляющими признаки суицидального поведения (приложение 2).
II этап – диагностический
1. Педагог-психолог проводит в классных коллективах анкетирование и тестирование по методикам, выявляющим суицидальные склонности (приложение 3);
2. Педагог-психолог, классные руководители в результате наблюдений и индивидуальных бесед выявляют обучающихся, вызывающих тревогу;
3. Посещение неблагополучных семей и семей обучающихся, выявленных в результате исследований, с целью установления психологического климата семьи.
III этап – профилактический
1. Воспитательные часы в классных коллективах «Не сломай свою судьбу!»;
2. Работа с обучающимися, направленная на формирование жизненной цели и профилактику «антивитальных переживаний»;
3. Профилактическая работа с родителями обучающихся (в рамках работы консультационного пункта);
4. Знакомство обучающихся с комплексом саморегуляции (приложение 4).
IV этап – коррекционный
1. Установление контакта с несовершеннолетними, находящимся в кризисной ситуации (размышляющим о суициде) (2. Применение арт-терапевтических методик для гармонизации эмоционального состояния подростка;
3. Групповые тренинги: личностного развития, развития жизненных целей (проводятся, когда решение проблемы обучающегося требует проработки);
Результатом успешного коррекционного этапа является создание у несовершеннолетних активной установки на самостоятельное преодоление кризиса. Все виды применяемой помощи ориентированы на мобилизацию собственных психологических резервов обучающихся. На групповых и индивидуальных занятиях он локализует главную проблему, выделяя ее из многих сопутствующих жизненных трудностей и неудач, сам осознает желательный для него исход кризисной ситуации и находит адекватные для достижения такого исхода средства.
МЕТОДИКИ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СУИЦИДАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ
1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюссона
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» — на два, «редко» — на один и «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.
Текст опросника
Утверждения | Часто | Иногда | Редко | Никогда |
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку |
|
|
|
|
2. Мне не с кем поговорить |
|
|
|
|
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким |
|
|
|
|
4. Мне не хватает общения |
|
|
|
|
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя |
|
|
|
|
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне |
|
|
|
|
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться |
|
|
|
|
8. Я сейчас больше ни с кем не близок |
|
|
|
|
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи |
|
|
|
|
10. Я чувствую себя покинутым |
|
|
|
|
11 . Я не способен раскрепощаться и об щаться с теми, кто меня окружает |
|
|
|
|
12. Я чувствую себя совершенно одиноким |
|
|
|
|
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны |
|
|
|
|
14. Я умираю от тоски по компании |
|
|
|
|
15. В действительности никто как следует не знает меня |
|
|
|
|
16. Я чувствую себя изолированным от других |
|
|
|
|
17. Я несчастен, будучи таким отверженным |
|
|
|
|
18. Мне трудно заводить друзей |
|
|
|
|
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими |
|
|
|
|
20. Люди вокруг меня, но не со мной |
|
|
|
|
2. Методики на определение силы воли личности
Из нескольких альтернативных ответов к каждому из следующих суждений испытуемому необходимо выбрать наиболее подходящий.
1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние ваши поступки оказывают на окружающих людей:
а) очень редко;
б) редко;
в) достаточно часто;
г) очень часто.
2. Случается ли вам говорить людям что-либо такое, во что вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим:
а) да, б) нет.
3. Какие из перечисленных ниже качеств вы более всего цените в людях:
а) настойчивость,
б) широту мышления,
в) умение показать себя.
4. Имеете ли вы склонность к педантизму:
а) да, б) нет.
5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами:
а) да, б) нет.
6. Любите ли вы анализировать свои поступки:
а) да, б) нет.
7. Находясь среди людей, хорошо вам известных, вы:
а) стараетесь придерживаться правил поведения, принятых в этом кругу;
б) стремитесь оставаться самим собой.
8. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли вы не думать об ожидающих вас проблемах:
а) да, б) нет.
9. Какая из перечисленных ниже характеристик вам более всего подходит:
а) мечтатель,
б) 'рубаха-парень',
в) усерден в работе,
г) пунктуален и аккуратен,
д) любит философствовать,
е) суетлив.
10. При обсуждении того или иного вопроса вы:
а) всегда высказываете свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства;
б) считаете, что в данной ситуации лучше всего промолчать и не высказывать свою точку зрения;
в) внешне поддерживаете большинство, внутренне оставаясь при своем мнении;
г) принимаете точку зрения других, отказываясь от права иметь собственное мнение.
11. Какое чувство у вас обычно вызывает неожиданный вызов к руководителю:
а) раздражение,
б) тревогу,
в) озабоченность,
г) никакого чувства не вызывает.
12. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы:
а) отвечаете ему тем же,
б) не обращаете на это внимание,
в) демонстративно оскорбляетесь,
г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.
13. Если вашу работу забраковали, то вы:
а) испытываете досаду,
б) испытываете чувство стыда,
в) гневаетесь.
14. Если вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в первую очередь:
а) себя самого;
б) судьбу, невезение,
в) объективные обстоятельства.
15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди недооценивают ваши способности и знания:
а) да, б) нет.
16. Если друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:
а) злитесь на них;
б) стараетесь уйти от них и держаться подальше;
в) сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, подшучивая над собой;
г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.
17. Если вы очень спешите и вдруг не находите на привычном месте свою вещь, куда вы ее обычно кладете, то:
а) будете молча продолжать ее поиск;
б) будете искать, обвиняя других в беспорядке;
в) уйдете, оставив нужную вещь дома.
18. Что, скорее всего, выведет вас из равновесия:
а) длинная очередь в приемной у какого-нибудь чиновника, к которому вам необходимо срочно попасть;
б) толчея в общественном транспорте;
в) необходимость приходить в одно и то же место несколько раз подряд по одному и тому же вопросу.
19. Закончив с кем-то спор, продолжаете ли вы его вести мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения:
а) да, б) нет.
20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих возможных кандидатов в помощники вы предпочтете:
а) исполнительного, но безынициативного человека;
б) человека, знающего дело, но спорщика и несговорчивого;
в) человека одаренного, но с ленцой.
Оценка результатов
В таблице указано, какое количество баллов в этой методике может получить испытуемый за тот или иной избранный ответ.
Вариант | Порядковый номер суждения | |||||||||
ответа | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 |
б | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 |
в | 2 | - | - | - | - | - | - | - | 3 | 0 |
г | 3 | - | - | - | - | - | - | - | 2 | 0 |
д | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | - |
е | - | - | - | -- | - | - | - | - | 0 | - |
Вариант | Порядковый номер суждения | |||||||||
ответа | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
а | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 |
б | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 |
в | 2 | 1 | 0 | 0 | - | 2 | 1 | 2 | - | 2 |
г | 0 | 3 | - | -- | - | 0 | - | - | - | - |
д | - | - | - | - | - | 0 | - | - | - | - |
е | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Если сумма набранных баллов 14 и меньше, то данный человек считается человеком со слабой волей.
При сумме баллов от 15 до 25 характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.
При общей сумме баллов от 26 до 38 характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев - достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.
При сумме баллов выше 38 воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних
типы суицповедения, рекомендации...
план работы по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних
методические рекомендации...
Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних
Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних.Цель мероприятия: раскрыть проблему суицидального поведения среди несовершеннолетних.Задачи мероприятия:...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2021-2026 учебный год
В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...
памятка родителям по профилактике кризисного и суицидального поведения среди несовершеннолетних "Сохраним детям жизнь вместе"
Детский суицид является одним из самых распространенных трагедий человечества. Его наличие говорит о наличии определенных факторов риска в ближайшем окружении (семья, школа, сверстники и др.) и микрос...
Буклет "Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних"
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).Советы для родителей. Уберегите ребенка от рокового шага!...