доклад по теме: Роль классного руководителя в реализации национального проекта "Образование"
статья

Смирнова Екатерина Геннадьевна

В докладе прослеживается анализ должностных обязанностей классного руководителя в современной школе. Анализ деятельности классного руководителя осуществляется через анали програмы воспитания школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Классное руководство в национальном проекте «Образование» 

Слайд 1

Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  в качестве одной из ключевых целей в сфере образования утверждена цель – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России. Исходя из этого, процесс воспитания рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Слайд 2

Для реализации данного национального проекта были внесены соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы Образования в Российской Федерации:

-Федеральный закон об Образовании РФ, появилось определение духовно-нравственный;

-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, определяет направление развития высоконравственной личности;

-Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» определил функционал организаторов воспитательной деятельности в общеобразовательной организации;

- Требования ФГОС ООП к воспитательной деятельности в общеобразовательной организации, определяют структуру программы воспитания.

Слайд 3

В реализации программы воспитания школы активное участие принимает классный руководитель. Он с первых дней своей работы оказывается включённым во всё многообразие проблем реальной целостной образовательной деятельности, включающей в себя обучение и воспитание. Классному руководителю необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. Современный классный руководитель должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных воспитательных результатов в развитии личности школьника.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Слайд 4

В программе воспитания МБОУ СОШ №9 основные функции и направления работы классного руководителя определены в модуле 3 «Классное руководство и наставничество». Классные руководители 9 школы организуют работу как со всем коллективом класса, так и индивидуальную работу с отдельными воспитанниками; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

Остановимся подробнее на данных направлениях деятельности.

Слайд 5

Работа с классом: Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Он гармонизирует отношения между обучающимися в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психологопедагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя разновозрастному общению.

Классные руководители нашей школы инициируют участие класса во внутриклассных и общешкольных мероприятиях следующей направленности (познавательные, трудовые, спортивно-оздоровительные, духовно-нравственные, творческие, профориентационные), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них воспитанников с самыми разными потребностями, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. В процессе организации классными руководителями коллективных творческих дел происходит сплочение коллектива класса. В процессе такой работы обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом, оценивать своё поведение, а также поведение своих одноклассников, осваивать нормы и правила общения в обществе.  

Индивидуальная работа классного руководителя заключатся в изучении особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, а также в специально создаваемых педагогических ситуациях. С этой целью классными руководителями  нашей школы два раза в год проводится диагностика уровня воспитанности класса. Проследить динамику развития своих воспитанников каждый классный руководитель нашей школы может через работу с портфолио класса. В индивидуальных личных портфолио дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. Классные руководители нашей школы не только выявляют уровень одаренности своих воспитанников, но и осуществляют коррекционную работу с учащимися «группы риска», состоящими на внутришкольном учёте и учёте ГПДН.

Слайд 6

Работа классных руководителей МБОУ СОШ №9 отражается в реализации других модулей программы воспитания. Так в модуле 3.4. «Курсы внеурочной деятельности  и дополнительного образования» задачей классного руководителя является включение обучающихся своего класса в систему внеурочной деятельности (разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях).

Слайд 7

В модуле 3.5. «Профориентация» классный руководитель организует профессиональное просвещение школьников диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Например, все классные руководители нашей школы принимали активное участие в организации фестиваля профессий «Билет в будущее».

Слайд 8

Как отмечалось выше, одним из приоритетных направлений работы классного руководителя является организация взаимодействия между учителями-предметниками и обучающимися. Регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, способствуют формированию единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания,  предупреждению и разрешению конфликтов между учителями и учащимися.

Классными руководителями нашей школы ежегодно проводятся открытые мероприятия, на которые приглашаются учителя-предметники, что даёт им возможность лучше узнавать и понять своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке. Также в основной и средней школе во время  проведения родительских собраний к участию в них привлекаются учителя-предметники, которые напрямую доводят до сведения родителей свои требования к изучению предмета, раскрывают причины трудностей, которые возникают у обучающихся по их предмету.

Слайд 9

Работа с родителями, законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания. В задачи классного руководителя по данному модулю входит  информирование родителей, их законных представителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом. Именно классный руководитель является связующим звеном между родителями школьников, и администрацией школы, учителями-предметниками. Каждую четверть классные руководители нашей школы организуют проведение родительских собраний; привлекают членов семей школьников к организации и проведению творческих дел в  классе, школе. Данная работа способствует не только в решении проблем связанных с организацией обучения и воспитания, но и способствует сплочению семьи и школы.

Слайд 10

Одним из главных направлений программы воспитания нашей школы является модуль «Ключевые общешкольные дела». Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся коллективами классов при поддержке классных руководителей.

Вот основные из них:

- Проекты по благоустройству территории школы;

- «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти»;

-организованные выходы обучающихся и классных руководителей на концерты Новосибирской филармонии, концерты воспитанников ДШИ «Радуга», кинопоказы в кинотеатр «Родина»;

- организация и проведение выставок рисунков и плакатов: «В гостях у сказки», «Мама - главное слово», «Слава тебе, победитель-солдат!», «Мы – за здоровый образ жизни»;

-участие классных коллективов в 1 и 2 этапах эстафеты искусств;

- ежегодные концертные программы с включением лучших номеров по итогам конкурсов школьных этапов эстафеты искусств.

Таким образом, анализ программы воспитания  МБОУ СОШ №9 на 2021-2022 учебный год позволяет сделать вывод о том, что  в современном воспитательном процессе огромное место уделяется работе классного руководителя, прослеживается системный подход к организации воспитательной  работы в классных коллективах, что позволяет педагогам школы получать хороший результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль классного руководителя".

Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива....

Доклад на тему «Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников».

Выступление на педагогическом совете по теме "Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников"...

доклад на тему «Роль классного руководителя в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»

В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР   прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, ...

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

Доклад на тему «Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся»

Роль классного руководителя в выборе профессии учащихся....

Доклад на тему « Роль классного руководителя в воспитании в современной школе от коллективизма к взаимодействию.»

В данном докладе говорится о роли классного руководителя в формировании классного коллектива....