Доклад на тему « Роль классного руководителя в воспитании в современной школе от коллективизма к взаимодействию.»
статья (5, 6, 7 класс)
В данном докладе говорится о роли классного руководителя в формировании классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад НА ТЕМУ:
« Роль классного руководителя в воспитании в современной школе от коллективизма к взаимодействию.»
Выполнила :Суанова Ф. К.
классный руководитель 7б класса.
Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, поэтому важное значение в становлении личности имеет классный коллектив.
Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Коллектив может оказывать двойственное, как “положительное”, так и “отрицательное” влияние на личность, и важно усилить первое, сведя к минимуму второе.
Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, при наделении его, слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно высоком уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту. И я ,как классный руководитель сталкиваюсь, в процессе своей работы со сложной задачей: как, управляя развитием самого коллектива, усилить его положительное и уменьшить возможное отрицательное воздействие на личность ребенка.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален. Учащиеся моего класса, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, знаниями, умениями, многими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив .В моем классе есть как гиппертимные дети ( Томаев,Джиоев,Дзеранова) так и дистимные дети (Харебов,Кадзаева,Цабиева)
Идеал взаимоотношений между личностью и коллективом - гармонизация личности и коллектива.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Ни для кого не секрет, что я пятый по счету классный руководитель в 7 б классе, что конечно же очень сильно отразилось на морально- психологическом климате внутри коллектива. Поэтому я стараюсь воспитательную работу направить на формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка и обеспечение благоприятного психологического климата в классе. Что дается мне очень не легко.
Составляю психолого-педагогическую характеристику класса.
Классным руководителем коллектива 7 б класса я являюсь на протяжении 2-х лет.
В классе 18 уч-ся. Из них 10 учащихся воспитываются в неполных семьях и только 8 в полных. 11 семей относятся к малоимущим семьям, где родители вынуждены работать в 2 смены или ночные смены ,чтобы прокормить семью.
В своей работе я пытаюсь найти ключик к каждому ребенку, изучая его семейное положение, мир его интересов и на основе этого анализировать его поведение и поступки. Иногда ,общаясь с каждым по отдельности я ловлю себя на мысли, что ошибалась по поводу данного ребенка. За внешней агрессией у этих детей тонкий душевный мир. Их поведение это защитная реакция на происходящее вокруг них.
В своей работе я стараюсь соблюдать следующие важные правила: стремление учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Выбирать посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.
Опираюсь на коллектив учителей, работающих в моем классе, тесно сотрудничая с ними и по возможности посещая уроки.
Для того, чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности.
С этой целью мною проводились классные часы: :
«Мы все такие разные»
« Мой сосед по парте»
«Творить добро другим на благо»
«О толерантности» и т.д.
Класс принимает активное участие во всех школьных мероприятиях.
И отмечает праздники за пределами школы.
Я очень переживала за поведение детей , когда первый раз мы с ними вышли за пределы школы. Но оказалась ,что мои переживания напрасны .Я увидела детей с другой стороны.
Важно постепенно формировать у детей чувство чести коллектива, чувство ответственности перед коллективом и его органами. Над чем мы и работаем.
Предъявляя определенные требования — я проверяю, как они выполняются учащимися, довожу до их сведения свои решения по результатам проверки . Я стараюсь сочетать педагогический контроль с общественным контролем, т. е. поручать проверку выполнения отдельных требований активистам. Так от общественного контроля мы постепенно переходим к взаимоконтролю. Это дает возможность исполнение требований превращать во внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к собственному поведению.
Огромное значении имеет организация общей деятельности коллектива. В процессе подготовки к разным мероприятиям я привлекаю всех учащихся, не смотря на их активность ,даю им посильное для них задание. Их увлекают общие интересные дела.
В общей деятельности возникает новая система отношений между учениками. Если раньше все они отвечали только перед учителем, то теперь появляются такие признаки коллектива, как взаимная ответственность, формируются и новые качества, которые становятся руководящим началом в поведении детей: общественное мнение, общественный долг, честь коллектива. Возрастает значение общественного контроля.
Раньше я на каждой перемене выслушивала кто что натворил, сейчас они между собой разбирают свое поведение. И это дает результат. Я периодически осуществляю смену поручений, чтобы один ученик выступал то в роли контролера, то в роли организатора и исполнителя поручений. Конечно мне не удалось еще создать коллектив в полном смысле этого слова. Причины этого вижу в возрастной психологии и несформированности качеств учащихся и конечно же в нехватке времени. Не у всех ребят присутствует инициативность , самостоятельность и ответственность за свои действия, но мы над этим работаем.
Несмотря на взгляд со стороны , я изнутри вижу что потихоньку мой класс превращается в коллектив, они становятся дружнее.
Вместе с тем, в формировании коллектива класса остаются некоторые проблемы, над решением которых будет продолжена работа
- повышение культуры общения в школе и общественных местах;
- коллективное планирование дел в классе;
- повышение ответственности за выполнение поручений.
А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Роль классного руководителя".
Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива....
Доклад на тему «Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников».
Выступление на педагогическом совете по теме "Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников"...
доклад на тему «Роль классного руководителя в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»
В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, ...
Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»
Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...
Доклад на тему «Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся»
Роль классного руководителя в выборе профессии учащихся....
доклад по теме: Роль классного руководителя в реализации национального проекта "Образование"
В докладе прослеживается анализ должностных обязанностей классного руководителя в современной школе. Анализ деятельности классного руководителя осуществляется через анали програмы воспитания школы....
Доклад на тему "Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения с детьми»
Доклад для выступления на методическом объединении....