Программа по профилактике негативных тенденций, употреблению ПАВ несовершеннолетними "Профилактика вредных привычек"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа предназначена для работы с детьми и подростками 11-15 лет. Работа по программе дает подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_profilaktiki_vrednyh_privychek.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39 имени Петра Николаевича Самусенко»
муниципального образования города Братска
Программа коррекционно-развивающих занятий
для учащихся 5 – 9 классов
«Профилактика вредных привычек»
Составила:
Валетчик О.В., социальный педагог
2018 г.
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся среднего и старшего звена по курсу «Профилактика вредных привычек» разработана на основе программы Е. Гедзь, Н. Середенко «Профилактика девиантного поведения». Программа составлена с учётом требований нормативно – правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений.
- Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Цель: Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.
Задачи:
- Выработка адекватных и эффективных навыков общения.
- Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы.
- Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
- Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.
- Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе.
- Формирование ценности здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.
- Формирование социально-позитивного отношения к школе, к обществу, к сверстникам.
- Развитие позитивных эмоций и умение управлять отрицательными.
- Формирование у обучающихся «дальних перспектив. Усиление защитных механизмов против проявления девиантного поведения.
Содержание курса
Программа состоит из двух блоков:
- Профилактика зависимых состояний.
- Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.
Коррекционная работа направлена на:
- устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения;
- формирование у подростка положительной «Я- концепции»;
- повышение мотивированности обучения, коррекцию его поведенческих реакций;
- развитие способностей и нравственных личностных ориентаций.
Принципы коррекции: дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность.
Функции: восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до дезадаптации; компенсаторная – формирование у подростка стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности; стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности подростка, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение педагога к личности ребенка и его поступкам; исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, психотерапевтические методики, консультирование).
Возраст учащихся участвующих в реализации программы
Индивидуальные занятия по программе «Профилактика вредных привычек» рассчитаны на возраст от 11 до 15 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год. Курс состоит из 10 занятий.
Режим занятий
Индивидуальные занятия проводятся 2 раз в месяц. Продолжительность занятий 40 минут.
Ожидаемые результаты:
- Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениями и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
- Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
- Развить способности адаптивного и положительного поведения, которые позволяют личности адекватно взаимодействовать с повседневной жизнью.
Планируемые личностные результаты
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Тематическое планирование занятий (10 часов)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Вступительное. | 1 |
Профилактика зависимых состояний. | ||
2 | Употребление психоактивных веществ. Курение. | 1 |
3 | Употребление психоактивных веществ. Алкоголь. | 1 |
4 | Употребление психоактивных веществ. Наркотики. | 1 |
5 | Реклама. | 1 |
6 | Я и моё тело. Татуировка. | 1 |
Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения. | ||
7 | Я и мои социальные роли. | 1 |
8 | Принятие решений. | |
9 | Самооценка. | 1 |
10 | Неагрессивное настаивание на своём. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
«Профилактика вредных привычек»
5 – 9 классы
№ п/п | Тема тренинга | Содержание деятельности | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1. Вступительное | |||||
Профилактика зависимых состояний. | |||||
2. | Употребление психоактивных веществ. Курение. | Повысить значимость здорового образа жизни; формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам; просветительская деятельность и пропаганда здорового образа жизни; | |||
3. | Употребление психоактивных веществ. Алкоголь. | Повысить значимость здорового образа жизни; формирование негативного отношения к алкоголю; просветительская деятельность и пропаганда здорового образа жизни; | |||
4. | Употребление психоактивных веществ. Наркотики. | Повысить значимость здорового образа жизни; формирование негативного отношения к наркотикам; просветительская деятельность и пропаганда здорового образа жизни; | |||
5. | Реклама. | Познакомить учащихся с различным видами рекламы и особенностью её воздействия на человека; способствовать повышению внимания учащихся к социальным проблемам общества | |||
6. | Я и моё тело. Татуировка. | Выявить проблемы здоровья подростка, косвенно или напрямую связанные с модой; убедить учеников в важности нравственногигиенического поведения подростков. | |||
Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения. | |||||
7. | Я и мои социальные роли. | Показать спектр ролей личности; предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к реальным; смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке; дать детям возможность испытать незнакомые чувства, воспринять новые мысли и идеи; дать обратную связь. формирование границ в сложных межличностных ситуациях; осознание мотивов индивидуального поведения; формирование навыка эмпатии. | |||
8. | Принятие решений. | Рассмотреть разные варианты решения проблемных ситуаций и их последствий; обсудить опасные для здоровья ситуации, опасные ситуации, связанные с употреблением психотропных веществ. | |||
9. | Самооценка. | Знакомство с понятием «самооценка», с ее различными уровнями; получение навыков самоанализа; повышение самооценки и самоуважения; развитие навыков саморегуляции и рефлексии; воспитание уважительного отношения к товарищам. | - | ||
10. | Неагрессивное настаивание на своём. | Научить способам и приёмам адекватного реагирования в различных ситуациях; научить отстаивать свою точку зрения. |
Список литературы
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997
- Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера,
- Богданова « О нравственном воспитании подростков» О.С. Просвещение, М.:1979. - 111 с.
- «Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением» под ред. М.И, Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 240 с
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М: 1997.
- Игры - обучение, тренинг, досуг/Под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.
- Касаткин В. Н. и др. «Здоровье: Программа профилактики курения в школе». - М.: 2003. - 132 с.
- Касаткин и др. «Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» - М., 2003. - 136 с.
- Лидер А.Г. с «Психологический тренинг с подростками» [текст] / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений//Академия,М.: 2003. -256 с.
- Макаренко А.С. «Педагогические сочинения»//Т. 3, с. 158.
- Мухина В.С. «Возрастная психология» - М., 2000.
- Немов Р.Н. Общие основы психологии. - М., 1999.
- Овчарова Р.В. Технологии практического образования психолога. - М.: 2000.
- Осипова А.А. «Общая психокоррекция» // Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 512 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 160 с.
- «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» [текст]Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 2001. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика табакокурения, употребления наркотиков, вредных привычек.
В статье даются рекомендации родителям по воспитанию детей с целью профилактики вредных зависимостей....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ «НАРЫШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»: ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ: «НЕТ!»
ПРОГРАММА ЯВЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКСНОЙ, ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ, РАЗНОУРОВНЕВОЙ, РАСЧИТАНННОЙ НА ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ ОТ 13 ДО ...
ПРОГРАММА: "Профилактика негативных тенденций в молодежной среде"
Помощь детям и молодежи группы риска в нынишних условиях приобретает особую актуальность. Проблема организации эффективной работы с детьми группы риска является острой и актуальной для нашей школы т.к...
урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"
Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Вредные привыч...
Программа по профилактике правонарушений, преступлений, употребления ПАВ среди обучающихся "Сделай правильный выбор"
Данная программа разработана на основе анализа ситуации в школе методами наблюдения, тестирования, анкетирования, целью которых являлось выявление среди обучающихся табакокурения, употребления алкогол...
Программа профилактики злоупотребления психоак-тивным веществами Предупреждение вредных привычек у детей
Программа профилактики злоупотребления психоактивным веществамиПредупреждение вредных привычек у детей Целевое назначение программыЦели программы могут быть условно разделены на общие (напр...
Онлайн-программа по профилактике негативных социальных явлений для специалистов по работе с молодежью и детьми, педагогов и наставников.
Федеральным агентством по делам молодежи разработанаонлайн-программа по профилактике негативных социальных явлений для специалистов по работе с молодежью и детьми, педагогов и наставников....