ПРОГРАММА: "Профилактика негативных тенденций в молодежной среде"
материал по теме
Помощь детям и молодежи группы риска в нынишних условиях приобретает особую актуальность. Проблема организации эффективной работы с детьми группы риска является острой и актуальной для нашей школы т.к трудный ребенок испытывает затруднения как в обучении так и в социализации. Чаще всего это дети из неблагополучных семей, которые ствлкиваясь с неблагополучной атмосферой дома, быстро преобретают опыт жизненных неудач.При неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома уних закркпляется низкая самооценка, еще больше нарушается ихуспеваемость и поведение, и в результате искажается вся система их ценностей и жизненная ориентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_shkoly.doc | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование муниципальный район «Сыктывдинский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» им. В.П.Налимова
ПРОГРАММА:
«Профилактика негативных проявлений
в молодежной среде».
Автор: | Власова Г.Ф. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе. |
с.Выльгорт 2010г.
1. Актуальность
Помощь детям и молодежи группы риска в нынешних условиях приобретает особую актуальность.
Проблема организации эффективной работы с детьми «группы риска» является острой и актуальной для нашей школы, т.к. «трудный ребенок» испытывает затруднения, как в обучении, так и в социализации. Чаще всего это дети из «неблагополучных» семей, которые, сталкиваясь с неблагополучной атмосферой дома, быстро приобретают опыт жизненных неудач. При неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома у них закрепляется низкая самооценка, ещё больше нарушается их успеваемость и поведение, и в результате искажается вся система их ценностей и жизненная ориентация.
Социальный паспорт школы
2007-2008 уч.год 431 чел. | 2008-2009 уч.год 446 чел. | 2009-2010 уч.год 444 чел. | |
Детей из неполных семей | 34% | 30% | 35% |
Детей, находящихся под опекой | 20 (4,3%) | 18 (4%) | 18 (4%) |
Детей из многодетных семей | 32 (7,3%) | 53 (9,1%) | 45 (9,3) |
Детей-инвалидов | 8 (1,8%) | 8 (1,7%) | 7 (0,2%) |
Детей из семей с матерями-одиночками | 5% | 5% | 6% |
Детей из неблагополучных семей (с пьющими родителями) | 23 (5,2%) | 10% (2,2%) | 8 (1,8%) |
Детей из семей безработных родителей | 5% | 5% | 5% |
Учащихся, состоящих на учете в ОПДН, КПДН | 12 (2,7%) | 12 (2,6%) | 4 (0,9%) |
Учащихся, состоящих на внутришкольном контроле (с проявлением девиантного поведения) | 18 (4,1%) | 18 (3,8%) | 11 (2,5%) |
Оставлены на повторное обучение | 2 (0,5%) | 1 (0,2%) | - |
Скрытый отсев | - | - | - |
Занятость учащихся в кружках и секциях | 80% | 75% | 80% |
Занятость учащихся «группы риска» | 62% | 50% | 75% |
Как видно из данных социального паспорта на протяжении трёх лет, сохраняется количество учащихся из семей риска. К таким семьям мы относим: неполные семьи, семьи, находящиеся в социально-опасном положении, неблагополучные. Среди учащихся, состоящих на внутришкольном учете (прогулы, недисциплинированность, хулиганские проявления) из неполных семей примерно 65%. Наметилась тенденция лишения родительских прав пьющих родителей (2007-2008г.г. – 1 родитель, 2008-2009г. – 1 родитель).
По сравнению с 2008-2009 учебным годом сократилось количество преступлений в 2 раза, совершенных учащимися школы. Частой причиной совершения преступлений и правонарушений бывает незанятость детей после уроков интересной и полезной деятельностью. Увеличивается количество детей, находящихся под опекой. Анализируя данные по внеурочной деятельности, следует отметить, что процент занятости сохраняется стабильно на уровне 80 %.
Одной из проблем школы является педагогическая запущенность учащихся, следствием которой становится неуспеваемость.
В школе существует проблема табакокурения. Если в начальной школе курящих нет, то уже в 5 классе пробовали – 15% учащихся, в 6-7 классах – 25%, в 8-9 классах – 26%, в 10-11 классах – 10% (данные 2008-2009 учебного года). Имеются случаи употребления спиртных напитков (пиво) учащимися школы на вечерах и дискотеках.
Таким образом, по результатам социальных исследований выявлены категории детей, требующие первоочередной социально-педагогической помощи и поддержки:
- дети из семей «риска»;
- опекаемые;
- учащиеся с проявлением девиантного поведения;
- состоящие на учете в ОПДН.
2.Цели и задачи
Главной целью является создание системы специализированной адресной помощи детям «группы риска».
Новый подход должен включать в себя: определение и выработку мер по удовлетворению образовательных и социальных потребностей детей и подростков «группы риска».
Задачи:
- Анализ причин социальных проблем учащихся школы.
- Организация мероприятий по охране и защите прав учащихся в образовательном учреждении.
- Организация мероприятий по профилактике девиантного поведения учащихся.
- Организация мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ).
- Организация работы с проблемной семьей.
- Разработка программы работы школьного социального центра «Стратегия жизни».
- Апробация программы работы центра «Стратегия жизни».
- Текущий мониторинг и анализ реализации программы, выработанных мер и подходов.
Место реализации программы:
МОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 2»
Срок реализации: 2010 – 2013 г.г.
Исполнители: учащиеся школы, семьи, в которых воспитываются наши учащиеся, специалисты ОУ, специалисты всех служб системы профилактики.
Предмет программы:
Формирование активной жизнедеятельной позиции и ключевых компетентностей учащихся, устойчивых социальных ценностей.
Ожидаемые результаты
- соблюдение конституционных прав и обязанностей всеми участниками образовательного процесса;
- сокращение числа учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
- сокращение числа учащихся, состоящих на учете ОПДН и ТКПДН и ЗП;
- сокращение числа «второгодников» или отсутствие их;
- отсутствие «скрытого отсева»;
- сокращение числа курящих, случаев употребления алкоголя;
- отсутствие наркозависимых;
- увеличение числа учащихся, включенных в разные формы общественно-полезной досуговой деятельности;
- Просветительская зрелость родителей;
- Сформированность нравственно-патриотических качеств учащихся;
- Успешная социальная адаптация выпускников
Принципы деятельности:
- взаимное уважение и партнерство;
- уважение индивидуальности и свободы выбора деятельности;
- управление сотрудничеством, основанное на предвидении и координации;
- многообразие форм деятельности;
- активность и самостоятельность.
Критерии оценивания результативности
Освоенность учащимися учебной образовательной программы.
- Сформированность учебной деятельности.
- Сформированность основных нравственных качеств личности ребенка.
- Повышение социальной активности учащихся через участие в районных и республиканских конкурсах, смотрах, соревнованиях.
- Укрепление и сохранение здоровья.
- Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
- Комфортность, защищенность личности учащихся в школе.
- Сокращение учащихся, состоящих на учете в ОПДН, ТКПДН в 2 раза.
- Отсутствие «скрытого отсева» и второгодничества.
- Сокращение числа курящих учащихся в 3 раза.
- Отсутствие учащихся в школе, употребляющих ПАВ.
- 100%-ый охват учащихся «группы риска» разными формами общественно-полезной досуговой деятельностью.
- Отсутствие учащихся, совершивших преступления.
Нормативно-правовые основания программы и локальные акты.
– Закон Российской Федерации, Республики Коми «Об образовании»
– Конституция Российской Федерации
– Конвенция о правах ребёнка
– Федеральный закон об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации
– Федеральный Закон от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
– Федеральный Закон №148 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
– Постановление Главы МО МР «Сыктывдинский» от 13.05.2009г. № 5/1349 «О межведомственных взаимодействии служб, учреждений Сыктывдинского р-на, входящих в систему профилактики в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимся в социально-опасном положении»
– Семейный кодекс
– Уголовный кодекс
– Устав УО;
– Правила поведения учащихся МОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2;
– Правила поощрения и наказания;
– Положение о Совете школы;
– Положение об общешкольном родительском комитете;
– Положение о Совете профилактике;
– Положение о обучении больных детей;
– Положение о школьном историко-краеведческом музее им. В.П. Налимова;
– Положение о школьном детском объединении «Новое поколение»
– Положение о малом педсовете;
– Положение о летнем лагере труда и отдыха.
Этапы реализации программы.
I этап программы: Подготовительный. (2010-2011г.г).
Задачи :
– Разработать план реализации программы.
– Разработать план мероприятий с родителями учащихся.
– Разработать программу работы школьного социального центра «Cтратегия жизни».
– Разработать тематику кружка «Клуб общения»
Ожидаемый результат:
– План реализации программы.
– Работа кружка «Клуб общения».
– Уголок правовых знаний.
– Программа школьного социального центра «Cтратегия жизни».
II этап программы: Реализация программы. (2011-2012г.г).
Задачи:
– Корректировка программы.
– Работа кружков, анализ занятости учащихся во внеурочное время.
– Анализ удовлетворенности учащихся учебно-воспитательным процессом.
– Реализация мероприятий в работе с родителями.
– Работа по обновлению содержания правого уголка.
– Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов.
Ожидаемый результат:
– Активизация занятости учащихся.
– Активность учащихся в общественной жизни.
– 100% успеваемость учащихся.
– Активность родителей в жизни школы.
– Положительная динамика мониторинговых исследований.
– Уменьшение числа подростков состоящих на учете в ОПДН и школе.
– Сокращение числа курящих, случаев употребления спиртных напитков.
– Отсутствие второгодников.
– Просветительная зрелость родителей.
– Успешная социальная адаптация выпускников.
– Положительная динамика сформированности нравственно-патриотических качеств.
– Уровень воспитанности до 4,0 балла.
III этап программы: Заключительный. (2012-2013г.г)
Задачи:
– Анализ результатов работы.
– Соотнесение результатов с поставленными целями.
Ожидаемый результат:
– Распространение положительного опыта работы среди зам-директоров по воспитательной работе района.
– Участие в районном конкурсе программ по профилактике негативных проявлений в молодежной среде.
Ведущие направления работы школьного социального центра «Стратегия жизни»:
- Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
- Профилактика безнадзорности и приобщения подростков к употреблению ПАВ.
- Поддержка старшеклассников в личностном и профессиональном самоопределении.
- Создание в рамках центра «Стратегия жизни» дискуссионных клубов, волонтерского движения, киноклубов, обеспечивающих формирование социальных и жизненных навыков, способствующих успешной адаптации детей группы риска в современных социальных условиях (клуб для подростков «Клуб общения», спортивный клуб «Динамовец», детское объединение «Новое поколение», школьный краеведческий музей, спортивные секции и клубы и т.п.).
- На базе социального центра «Стратегия жизни» будет функционировать пресс-центр. Его работа будет направлена на обучение подростков поиску, анализу и использованию необходимой информации, освоению новых информационных технологий и навыков социальной активности.
- Ещё одним направлением работы является привлечение подростков «группы риска» к творческой, исследовательской деятельности, а также социальной поддержке своих сверстников.
- Существенное место в работе центра отводится приобретению начальных профессиональных навыков (профильная подготовка).
Схема взаимодействия школьного социального центра
«Стратегия жизни»
План реализации социального проекта «Стратегия жизни» по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек в МОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2»
- Профилактика правонарушений, безнадзорности, бродяжничества среди обучающихся:
- Организационная работа.
Содержание | Сроки | Ответственные |
| сентябрь 2010, 2011, 2012г.г. | зам.диреткора по воспитательной работе, соц.педагог, инспектор ОПДН, КПДН |
| сентябрь 2010-2012г.г. | зам.директора по ВР, соц.педагог |
| август - сентябрь | директор школы, зам.директора по ВР, соц.педагог, психолог |
| в течение учебного года | классные руководители, инспектор ОПДН, члены социально-психолого-педагогической службы |
| в течение года | классный руководитель, зам.директора по ВР, инспектор ОПДН |
| сентябрь-октябрь, апрель-май | классные руководители, педагоги дополнительного образования, социально-психологическая служба |
| сентябрь-октябрь, январь-февраль | классные руководители, зам.директора по ВР, соц.педагог |
| перед каникулами (в течение года) | соц.педагог, классные руководители, зам.директора по ВР |
| в течение года | зам.директора по ВР, классные руководители, соц.педагог, инспектор ОПДН |
| в течение года | зам.директора по ВР |
| сентябрь, апрель (рейды всеобуча) | зам.директора по ВР, классные руководители, соц.педагог, управление по социальным вопросам, инспектор по охране прав детей |
| ноябрь, апрель | службы системы профилактики: КПДН, ОПДН, соц.защита, ОИБДД, прокуратура |
| в течение года | зам.директора |
| в течение года | инспектор, соц.педагог, зам.директора по ВР |
| в течение года | зам.директора по ВР, классные руководители, инспектор ОПДН, соц.педагог |
| в течение года | зам.директора по ВР, классные руководители, вожатая |
| в течение года | социально-психологическая служба |
| март-август | зам.директора по ВР, соц.педагог |
| март-август | зам.директора по ВР |
| в течение года | зам.директора по ВР, соц.педагог, психолог, «Красный Крест» |
| сентябрь 2010г.-сентябрь 2011г. | зам.директора по ВР, соц.педагог, психолог, директор |
| сентябрь 2010г. | зам.директора по ВР, психолог, соц.педагог |
- Профилактическая работа
Содержание | Сроки | Ответственные |
| 1 раз в четверть, во время месячников профилактики | классные руководители, специалисты служб системы профилактики, зам.директора по ВР |
| 1 раз в четверть | классные руководители, зам.директора по ВР, инспектор ОПДН |
| во время дней профилактики | зам.директора по ВР |
| в ходе месячников профилактики | зам.директора по ВР, классные руководители |
| в течение года | зам.директора по ВР, классные руководители, психолог, врачи |
| в течение года | психолог |
| в течение года | зам.директора по ВР |
| октябрь, декабрь, апрель | зам.директора по ВР, члены социально-психологической службы, инспектор ОПДН |
| в течение месячников и дней профилактики | зам.директора по ВР |
| 7 апреля | зам.директора по ВР, учителя физкультуры, мед.работники |
| сентябрь, в течение года | классные руководители, зам.директора по ВР, педагоги ЦДО |
| в течение года | члены социально-психолого-педагогической службы |
| март 2011г. | зам.директора по ВР, учителя истории |
| в течение года | зам.директора по ВР, Совет старшеклассников, вожатая |
| в течение года | зам.директора по ВР, Совет старшеклассников, вожатая |
| 1 раз в четверть | зам.директора по ВР, соц.педагог, Совет старшеклассников |
| в течение года | пресс-центр, зам.директора по ВР, вожатая |
| в течение года | зам.директора по ВР, Совет старшеклассников, учителя физкультуры, вожатая |
| в течение года | классные руководители, психолог |
- Индивидуальная профилактическая работа с учащимися, состоящими на разных формах учета:
Содержание | Сроки | Ответственные |
| сентябрь | классные руководители, зам.директора по ВР |
| в течение года | классные руководители, специалисты служб системы профилактики |
| в течение года | классные руководители, специалисты служб системы профилактики |
Изучение семейных взаимоотношений; социального окружения учащихся. | в течение года | классные руководители, социально-психолого-педагогическая служба |
| в течение года | зам.директора по ВР, соц.педагог |
| в течение года | классные руководители |
| в течение года | психолог, соц.педагог |
| в течение года | классные руководители, соц.педагог, зам.директора по ВР |
| в течение года | психолог, соц.педагог, инспектор ОПДН, зам.директора по ВР |
| в течение года | зам.директора по ВР, Совет старшеклассников, соц.педагог |
| 1 раз в четверть | зам.директора |
| сентябрь, в течение года | директор школы, Совет школы |
- Профилактическая работа с родителями:
Содержание | Сроки | Ответственные |
| в течение года | классные руководители, соц.педагог, зам.директора по ВР, инспектор ОПДН |
| во время рейдов, месячников профилактики, родительских собраний | социально-психолого-педагогическая служба, классные руководители, зам.директора |
| в течение года | классные руководители, соц.педагог, соц.защита, зам.директора по ВР |
| в течение года | социально-психолого-педагогическая служба, классные руководители |
| в течение года | классные руководители, психолог |
| в течение года | психолог |
| октябрь, апрель | зам.директора по ВР |
| в течение года | зам.директора по ВР |
| в течение года | зам.директора по ВР |
| в течение года | зам.директора по ВР, классные руководители |
| в течение года | директор |
- Работа с педагогическими кадрами:
Содержание | Сроки | Ответственные |
| в течение учебного года | зам.директора по ВР, психолог |
| в течение года | зам.директора по ВР, психолог, МО классных руководителей |
| в течение года | зам.директора |
| каникулы (2010-2011уч.год) | психолог |
| 2010-2011г.г. | зам.директора по ВР, психолог |
| 2010-2011г.г. | зам.директора по ВР |
| декабрь, апрель ежегодно | зам.директора |
| декабрь-январь ежегодно | зам.директора по ВР, классные руководители, психолог, соц.педагог, мед.работник |
| февраль ежегодно | зам.директора по ВР |
| 2008-2012 г.г. | зам.директора по ВР |
- Участие в районных профилактических мероприятиях:
Содержание | Сроки | Ответственные |
| в течение года | пед.коллектив, Совет школы, Совет старшеклассников |
| в течение года | зам.директора по ВР, инспектор ОПДН, соц.педагог |
| в течение года | зам.директора по ВР, инспектор ОПДН, соц.педагог |
| май-август | зам.директора по ВР, соц.педагог |
| сентябрь, ноябрь-декабрь, апрель, май | зам.директора по ВР, соц.педагог |
- Профилактика наркомании, негативных привычек:
Содержание | Сроки | Ответственные |
| сентябрь 2010г. | зам.директора по ВР, специалисты служб системы профилактики, соц.педагог |
| сентябрь 2010г. | зам.директора по ВР, соц.педагог, психолог |
| март 2010г. | соц.педагог, психолог |
| в течение года | социально-психологическая служба, мед.работники |
| 2010-2011 уч.год | классные руководители, зам.директора по ВР |
| в течение года | соц.педагог, учителя изо, русского языка |
| на классных часах, информационных часах | классные руководители |
| в течение года (по плану) | зам.директора по ВР, соц.педагог, мед.работники |
| в ходе месячников профилактики | зам.директора по ВР |
| декабрь | зам.директора по ВР, вожатая, соц.педагог |
| в течение года | зам.директора по ВР, классные руководители, педагоги УДО |
| в течение года | соц.педагог, психолог, классные руководители |
| в течение года | учитель изо, вожатая |
| 1 раз в четверть | классные руководители |
| на классных часах | классные руководители |
| декабрь | вожатая, соц.педагог, зам.директора по ВР |
| 7 апреля | зам.директора по ВР, классные руководители |
| апрель | учителя физкультуры, ОБЖ, зам.директора по ВР |
| 1 декабря | зам.директора по ВР, вожатая, мед.работник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа профилактики безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков.
Программа отражает актуальность данного вопроса. Прилагается план реализации программы....
Молодежь в зоне риска (негативные явления в молодежной среде)
Молодежь в зоне риска (негативные явления в молодежной среде): Рек. указ. / Обл. юнош. б-ка им. И.П. Уткина; Информ.-библиогр. отд.; Сост. Л.Г. Куликова, С.Ю. Тынянкина. – Иркутск, 2003. –...
Доклад на тему: "Негативные явления в молодежной среде и профилактика здорового образа жизни"
В докладе рассмотрены проблемы алкогольной и наркотической зависимости среди молодежи, а также отношение современных подростков к абортам и ассоциальным поведениям. Представлены мероприятия по поддерж...
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...
Проект по профилактике социально=негативных явлений в молодежной среде "Дорога к миру"
Проект «Дорога к миру» это инструмент к пониманию родителями своих детей, к устранению причин «плохого поведения», к разрешению конфликтных ситуаций между взрослым и ребенком, ...
План работы по реализации комплексной Программы «Профилактика экстремизма и терроризма в подростковой среде»
Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.Тенденци...
Профилактика негативного влияния в молодежной среде
Профилактика негативного влияния в молодежной среде...