Подросток и закон
рабочая программа

Марочкина Наталья Владиславовна

Программа курса внеурочной деятельности "Подростогк и закон".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostok_i_zakon_novaya.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

«Согласовано»

Каткова С. Г.

заместитель директора по УВР


          «    » августа 2021   г.

                                                        «Утверждено»

                                       приказом директора гимназии от

                                         

                                       «      » сентября 2021    г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Подросток и закон»
(социальное, духовно-нравственное направление)

6 – 8 классы
(основное общее образование)

Количество часов: 35

Составитель: Марочкина Н.В., социальный педагог
МБОУ гимназии г. Советский

2021 – 2022 г.

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Практическая значимость курса.

      Важнейшим средством педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание. Программа «Подросток и закон» направлена на создание условий для формирования правовой культуры подростков. Участвуя в занятиях и мероприятиях в процессе реализации программы, подростки узнают о правах и свободах гражданина России, закреплённых в Конституции РФ,

об устройстве государственной власти, органах государственного и муниципального

управления, а также о том, что государство защищает их свободы, их неприкосновенность, собственность, достоинство.

Знакомство с основными правовыми документами, законами и кодексами, анализ реальных ситуаций судебной практики позволяют подросткам узнать нормы отечественного права в отношении несовершеннолетних, помогают убедить в неотвратимости наказания за проступки или

преступления. Необходимость правового воспитания доказывает и то, что юридически грамотный и осторожный человек гораздо реже попадает в неловкие или криминальные ситуации, поэтому знание причин преступности, понятие об административной и уголовной ответственности помогут подросткам более осознанно относиться к своим поступкам, повысят их социальную компетентность.

Таким образом, дети, получив даже элементарные правовые знания, смогут более легко ориентироваться во взрослой самостоятельной жизни.

Целью данной программы является - развитие социально - правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения правовых норм.

В процессе реализации данного курса были поставлены следующие задачи:

1. Формировать систему представлений о личном достоинстве человека, его правах и обязанностях.

2. Развивать навыки правового поведения, базирующегося на осознании неразрывной связи свободы и ответственности, прав и обязанностей, на соблюдении правовых норм.

3. Повышать правовую грамотность и правовую культуру подростков.

Программа предназначена для подростков 13–17 лет, рассчитана на 35 занятий, которые могут проводиться с группой или индивидуально.

Формы и методы работы:

лекции с элементами беседы;

беседа, дискуссия;

семинар;

круглый стол.

Ожидаемые результаты:

повышение правовой грамотности и правовой культуры подростков;

пополнение системы знаний о правах и обязанностях человека, гражданина России;

формирование умений реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности.

Место курса в базисном учебном плане: 35 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40 минут.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа к курсу «Подросток и закон» обеспечивает достижение учащимися 6 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Освоение социальных норм и правил поведения.
  2. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  3. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся научится:

  • способам эффективного взаимодействия в социуме (классе);
  • объяснять содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений.

Обучающиеся имеет возможность научиться:

  • общаться и сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБУЧАЮЩИЕСЯ научится:

  • навыкам коммуникации в соответствии с целями и задачами;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • регулировать собственные эмоции, состояния, решать внутриличностные конфликты.
  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • понимание проблем правонарушений.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Ваши права и обязанности

Ознакомление с документами, защищающими права человека, с обязанностями несовершеннолетних

3

Лекция с элементами беседы

Познакомить обучающихся с идеей возникновения прав человека, с принятыми  документами. Научить  цивилизованно защищать и отстаивать свои права, знать свои обязанности.

Изучаем документы

Изучение  основных документов, удостоверяющих личность гражданина, дающих право на трудоустройство.

4

 семинар

Расширить у обучающихся представление о значимости документов: паспорт гражданина РФ, ИНН, СНИЛС.

Моё здоровье

Изучение понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», профилактика вредных привычек

6

Лекция с элементами беседы

Формировать у обучающихся понятие  «здоровье», «здоровый образ жизни», показать их значимость в жизни человека

Учимся строить отношения

Изучение понятий «конфликт», способы решения конфликтов

5

Лекция с элементами беседы

Формировать у обучающихся понятие «конфликт», научить цивилизованно разрешать конфликты

Проступок, правонарушение, преступление

Изучение понятий «проступок», «правонарушение», «преступление»

6

семинар

Формировать у обучающихся понятие «проступок», «правонарушение», «преступление»

Вина и ответственность

Изучение понятий «вина», «ответственность» несовершеннолетних

2

Лекция с элементами беседы

Формировать у обучающихся  понятие «вина»,  «ответственность»

Правовая ответственность несовершеннолетних

Изучение понятий «административная ответственность», «уголовная ответственность» несовершеннолетних

3

Лекция с элементами беседы

Формировать у обучающихся  понятие «административная ответственность», «уголовная ответственность»

Виды наказаний за совершенные преступления.

Изучение понятия «наказание», видов наказания, применяемых к несовершеннолетним

2

Лекция с элементами беседы

Расширить представление о видах наказания, применяемых к несовершеннолетним.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема урока

Кол – во

часов

Дата

план

факт

1

Права ребенка, необходимость защиты детства

1

1 неделя

06.09

2

Основные правовые документы: «Закон об образовании», Конвенция ООН о правах детей,  

закон 109 – оз по ХМАО – Югре.

1

2 неделя

13.09

3

Права и обязанности обучающихся МБОУ гимназии. Устав  образовательного учреждения.

1

3 неделя

20.09

4

Что такое здоровье? Необходимость здоровья.

1

4 неделя

27.09

5

Вредные привычки: суд над курением «за» и «против»

1

5 неделя

04.10

6

Профилактика употребления алкогольной продукции

1

6 неделя

11.10

7

Профилактика употребления наркотической продукции

1

7 неделя

18.10

8

Занятие – практикум: « В счастливой жизни нет места вредным привычкам»

1

8 неделя

25.10

9

Что такое конфликт?

1

9 неделя

08.11

10

Последствия конфликта

1

10 неделя

15.11

11

Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?

1

11 неделя

22.11

12

Кому быть лидером?

1

12 неделя

29.11

13

Как стать толерантным человеком

13 неделя

06.12

14

Занятие – практикум: «Игры на формирование групповой сплоченности»

1

14 неделя

13.12

15

Административная ответственность несовершеннолетних

1

15 неделя

20.12

16

Мелкое хищение чужого имущества

1

16 неделя

27.12

17

Уничтожение или повреждение чужого имущества

17 неделя

06.02

18

Нарушение правил безопасности дорожного движения

1

18 неделя

13.02

19

Заведомо ложный вызов специализированных служб

1

19 неделя

20.02

20

Мелкое хулиганство

1

20 неделя

27.02

21

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции

1

21 неделя

07.03

22

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

22 неделя

14.03

23

Преступления, совершаемые подростками: побои, кража

1

23 неделя

21.03

24

Преступления, совершаемые подростками: вымогательство, угон

1

24 неделя

04.04

25

Преступления, совершаемые подростками: вандализм

1

25 неделя

11.04

26

Изучение понятий  «вменяемость», «невменяемость»

1

26 неделя

18.04

27

Наказания, применяемые к несовершеннолетним

1

27 неделя

25.04

28

Ответственность за ложное сообщение об акте терроризма

1

28 неделя

02.05

29

Ответственность за преступления террористической направленности

1

29 неделя

16.05

30

Ответственность за экстремистские преступления

1

30 неделя

23.05

31

Правила безопасного поведения

1

31 неделя

30.05

32

Резервный урок.

1

32 неделя

33

Резервный урок.  

1

33 неделя

34

Резервный урок.

1

34 неделя

35

Резервный урок.

1

35 неделя

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Битянова Марина Ростиславовна Консультация психолога. Ваш беспокойный подросток // Народное образование. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konsultatsiya-psihologa-vash-bespokoynyy-podrostok (дата обращения: 13.07.2021).
  2. Бочкарникова Эдуарда Георгиевна Девиантный подросток // Бюллетень науки и практики. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnyy-podrostok (дата обращения: 13.07.2021).
  3. Кайгородова В. И., Богомаз С. Г. Подросток и закон // Социальная педагогика. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostok-i-zakon (дата обращения: 13.07.2021).
  4. Лопатин Андрей Владимирович Подросток как субъект социальной активности // ТРУДЫ СПБГИК. 2013. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostok-kak-subekt-sotsialnoy-aktivnosti (дата обращения: 13.07.2021).
  5. Печкова Римма Хадиевна Семья и подросток. Как уберечь от вредных привычек // Эксперимент и инновации в школе. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-podrostok-kak-uberech-ot-vrednyh-privychek (дата обращения: 13.07.2021).
  6. Плотникова А.Н. Подросток в условиях социальной изоляции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostok-v-usloviyah-sotsialnoy-izolyatsii (дата обращения: 13.07.2021).
  7. Степанова Ирина Борисовна, Явчуновская Татьяна Михайловна Подросток и насилие: проблемы и факты // Всероссийский криминологический журнал. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostok-i-nasilie-problemy-i-fakty (дата обращения: 13.07.2021).
  8. Юшкевич Елена Викторовна Современный подросток: педагогические возможности его саморазвития // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podrostok-pedagogicheskie-vozmozhnosti-ego-samorazvitiya (дата обращения: 13.07.2021).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

     1. Конституция РФ.

     2. Конвенция ООН о правах ребенка.

     3. Гражданский Кодекс РФ

     4. Семейный Кодекс РФ.

     5. Уголовный Кодекс РФ.

     6. Трудовой Кодекс РФ.

     7. Кодекс об административных правонарушениях.

     8. Сайт МБОУ гимназии г. Советский  https://86gmz-sov.edusite.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа правового воспитания "Подросток и закон"

Программа  "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....

Элективный курс "Подросток и закон"

Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития ...

ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.

В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...

Классный час "Подросток и закон"

На данном классном часе рассматриваются основные права и обязанности детей....

Программа деятельности кружка "Подросток и закон"

Данная программа предназначена для работы социального педагога с детьми группы и зоны риска...

Классный час "Подросток и Закон"

Классный час предназначен для подростков старших классов (9-11), учащиеся знакомятся с понятиями правонарушение, проступок, преступление, шалость....

презентация "Подросток и закон"

Презентация для учащихся 5-8 классов, направленная на формирование правовой грамотности несовершеннолетних, на изучение таких понятий как "права", "обязанности", "отвественность"....