Подросток и закон
рабочая программа
Программа курса внеурочной деятельности "Подростогк и закон".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostok_i_zakon_novaya.docx | 41.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
«Согласовано» Каткова С. Г. заместитель директора по УВР
| «Утверждено» приказом директора гимназии от
« » сентября 2021 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Подросток и закон»
(социальное, духовно-нравственное направление)
6 – 8 классы
(основное общее образование)
Количество часов: 35
Составитель: Марочкина Н.В., социальный педагог
МБОУ гимназии г. Советский
2021 – 2022 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Практическая значимость курса.
Важнейшим средством педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание, которое формирует самостоятельную форму сознания — правосознание. Программа «Подросток и закон» направлена на создание условий для формирования правовой культуры подростков. Участвуя в занятиях и мероприятиях в процессе реализации программы, подростки узнают о правах и свободах гражданина России, закреплённых в Конституции РФ,
об устройстве государственной власти, органах государственного и муниципального
управления, а также о том, что государство защищает их свободы, их неприкосновенность, собственность, достоинство.
Знакомство с основными правовыми документами, законами и кодексами, анализ реальных ситуаций судебной практики позволяют подросткам узнать нормы отечественного права в отношении несовершеннолетних, помогают убедить в неотвратимости наказания за проступки или
преступления. Необходимость правового воспитания доказывает и то, что юридически грамотный и осторожный человек гораздо реже попадает в неловкие или криминальные ситуации, поэтому знание причин преступности, понятие об административной и уголовной ответственности помогут подросткам более осознанно относиться к своим поступкам, повысят их социальную компетентность.
Таким образом, дети, получив даже элементарные правовые знания, смогут более легко ориентироваться во взрослой самостоятельной жизни.
Целью данной программы является - развитие социально - правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения правовых норм.
В процессе реализации данного курса были поставлены следующие задачи:
1. Формировать систему представлений о личном достоинстве человека, его правах и обязанностях.
2. Развивать навыки правового поведения, базирующегося на осознании неразрывной связи свободы и ответственности, прав и обязанностей, на соблюдении правовых норм.
3. Повышать правовую грамотность и правовую культуру подростков.
Программа предназначена для подростков 13–17 лет, рассчитана на 35 занятий, которые могут проводиться с группой или индивидуально.
Формы и методы работы:
—лекции с элементами беседы;
—беседа, дискуссия;
—семинар;
—круглый стол.
Ожидаемые результаты:
— повышение правовой грамотности и правовой культуры подростков;
— пополнение системы знаний о правах и обязанностях человека, гражданина России;
— формирование умений реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности.
Место курса в базисном учебном плане: 35 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа к курсу «Подросток и закон» обеспечивает достижение учащимися 6 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Освоение социальных норм и правил поведения.
- Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся научится:
- способам эффективного взаимодействия в социуме (классе);
- объяснять содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений.
Обучающиеся имеет возможность научиться:
- общаться и сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБУЧАЮЩИЕСЯ научится:
- навыкам коммуникации в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- регулировать собственные эмоции, состояния, решать внутриличностные конфликты.
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- понимание проблем правонарушений.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел | Содержание раздела | Количество часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности |
Ваши права и обязанности | Ознакомление с документами, защищающими права человека, с обязанностями несовершеннолетних | 3 | Лекция с элементами беседы | Познакомить обучающихся с идеей возникновения прав человека, с принятыми документами. Научить цивилизованно защищать и отстаивать свои права, знать свои обязанности. |
Изучаем документы | Изучение основных документов, удостоверяющих личность гражданина, дающих право на трудоустройство. | 4 | семинар | Расширить у обучающихся представление о значимости документов: паспорт гражданина РФ, ИНН, СНИЛС. |
Моё здоровье | Изучение понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», профилактика вредных привычек | 6 | Лекция с элементами беседы | Формировать у обучающихся понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», показать их значимость в жизни человека |
Учимся строить отношения | Изучение понятий «конфликт», способы решения конфликтов | 5 | Лекция с элементами беседы | Формировать у обучающихся понятие «конфликт», научить цивилизованно разрешать конфликты |
Проступок, правонарушение, преступление | Изучение понятий «проступок», «правонарушение», «преступление» | 6 | семинар | Формировать у обучающихся понятие «проступок», «правонарушение», «преступление» |
Вина и ответственность | Изучение понятий «вина», «ответственность» несовершеннолетних | 2 | Лекция с элементами беседы | Формировать у обучающихся понятие «вина», «ответственность» |
Правовая ответственность несовершеннолетних | Изучение понятий «административная ответственность», «уголовная ответственность» несовершеннолетних | 3 | Лекция с элементами беседы | Формировать у обучающихся понятие «административная ответственность», «уголовная ответственность» |
Виды наказаний за совершенные преступления. | Изучение понятия «наказание», видов наказания, применяемых к несовершеннолетним | 2 | Лекция с элементами беседы | Расширить представление о видах наказания, применяемых к несовершеннолетним. |
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема урока | Кол – во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Права ребенка, необходимость защиты детства | 1 | 1 неделя | 06.09 |
2 | Основные правовые документы: «Закон об образовании», Конвенция ООН о правах детей, закон 109 – оз по ХМАО – Югре. | 1 | 2 неделя | 13.09 |
3 | Права и обязанности обучающихся МБОУ гимназии. Устав образовательного учреждения. | 1 | 3 неделя | 20.09 |
4 | Что такое здоровье? Необходимость здоровья. | 1 | 4 неделя | 27.09 |
5 | Вредные привычки: суд над курением «за» и «против» | 1 | 5 неделя | 04.10 |
6 | Профилактика употребления алкогольной продукции | 1 | 6 неделя | 11.10 |
7 | Профилактика употребления наркотической продукции | 1 | 7 неделя | 18.10 |
8 | Занятие – практикум: « В счастливой жизни нет места вредным привычкам» | 1 | 8 неделя | 25.10 |
9 | Что такое конфликт? | 1 | 9 неделя | 08.11 |
10 | Последствия конфликта | 1 | 10 неделя | 15.11 |
11 | Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия? | 1 | 11 неделя | 22.11 |
12 | Кому быть лидером? | 1 | 12 неделя | 29.11 |
13 | Как стать толерантным человеком | 13 неделя | 06.12 | |
14 | Занятие – практикум: «Игры на формирование групповой сплоченности» | 1 | 14 неделя | 13.12 |
15 | Административная ответственность несовершеннолетних | 1 | 15 неделя | 20.12 |
16 | Мелкое хищение чужого имущества | 1 | 16 неделя | 27.12 |
17 | Уничтожение или повреждение чужого имущества | 17 неделя | 06.02 | |
18 | Нарушение правил безопасности дорожного движения | 1 | 18 неделя | 13.02 |
19 | Заведомо ложный вызов специализированных служб | 1 | 19 неделя | 20.02 |
20 | Мелкое хулиганство | 1 | 20 неделя | 27.02 |
21 | Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции | 1 | 21 неделя | 07.03 |
22 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | 22 неделя | 14.03 |
23 | Преступления, совершаемые подростками: побои, кража | 1 | 23 неделя | 21.03 |
24 | Преступления, совершаемые подростками: вымогательство, угон | 1 | 24 неделя | 04.04 |
25 | Преступления, совершаемые подростками: вандализм | 1 | 25 неделя | 11.04 |
26 | Изучение понятий «вменяемость», «невменяемость» | 1 | 26 неделя | 18.04 |
27 | Наказания, применяемые к несовершеннолетним | 1 | 27 неделя | 25.04 |
28 | Ответственность за ложное сообщение об акте терроризма | 1 | 28 неделя | 02.05 |
29 | Ответственность за преступления террористической направленности | 1 | 29 неделя | 16.05 |
30 | Ответственность за экстремистские преступления | 1 | 30 неделя | 23.05 |
31 | Правила безопасного поведения | 1 | 31 неделя | 30.05 |
32 | Резервный урок. | 1 | 32 неделя | |
33 | Резервный урок. | 1 | 33 неделя | |
34 | Резервный урок. | 1 | 34 неделя | |
35 | Резервный урок. | 1 | 35 неделя |
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Битянова Марина Ростиславовна Консультация психолога. Ваш беспокойный подросток // Народное образование. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konsultatsiya-psihologa-vash-bespokoynyy-podrostok (дата обращения: 13.07.2021).
- Бочкарникова Эдуарда Георгиевна Девиантный подросток // Бюллетень науки и практики. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnyy-podrostok (дата обращения: 13.07.2021).
- Кайгородова В. И., Богомаз С. Г. Подросток и закон // Социальная педагогика. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostok-i-zakon (дата обращения: 13.07.2021).
- Лопатин Андрей Владимирович Подросток как субъект социальной активности // ТРУДЫ СПБГИК. 2013. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostok-kak-subekt-sotsialnoy-aktivnosti (дата обращения: 13.07.2021).
- Печкова Римма Хадиевна Семья и подросток. Как уберечь от вредных привычек // Эксперимент и инновации в школе. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-podrostok-kak-uberech-ot-vrednyh-privychek (дата обращения: 13.07.2021).
- Плотникова А.Н. Подросток в условиях социальной изоляции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostok-v-usloviyah-sotsialnoy-izolyatsii (дата обращения: 13.07.2021).
- Степанова Ирина Борисовна, Явчуновская Татьяна Михайловна Подросток и насилие: проблемы и факты // Всероссийский криминологический журнал. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostok-i-nasilie-problemy-i-fakty (дата обращения: 13.07.2021).
- Юшкевич Елена Викторовна Современный подросток: педагогические возможности его саморазвития // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-podrostok-pedagogicheskie-vozmozhnosti-ego-samorazvitiya (дата обращения: 13.07.2021).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Конституция РФ.
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. Гражданский Кодекс РФ
4. Семейный Кодекс РФ.
5. Уголовный Кодекс РФ.
6. Трудовой Кодекс РФ.
7. Кодекс об административных правонарушениях.
8. Сайт МБОУ гимназии г. Советский https://86gmz-sov.edusite.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа правового воспитания "Подросток и закон"
Программа "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....
Элективный курс "Подросток и закон"
Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития ...
ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.
В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...
Классный час "Подросток и закон"
На данном классном часе рассматриваются основные права и обязанности детей....
Программа деятельности кружка "Подросток и закон"
Данная программа предназначена для работы социального педагога с детьми группы и зоны риска...
Классный час "Подросток и Закон"
Классный час предназначен для подростков старших классов (9-11), учащиеся знакомятся с понятиями правонарушение, проступок, преступление, шалость....
презентация "Подросток и закон"
Презентация для учащихся 5-8 классов, направленная на формирование правовой грамотности несовершеннолетних, на изучение таких понятий как "права", "обязанности", "отвественность"....