Час общения "Я человек"
классный час
данная беседа позволит ученикам разобраться кто же такой человек, трудно ли быть человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_ya_chelovek.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час:
«Я - человек»
Цель: содействие в становлении, развитии, воспитании духовно-нравственных качеств учащихся.
Задачи:
- учить выбирать жизненные ориентиры;
- способствовать: умению критически относиться к себе;
- давать оценку своих поступков,
- формировать у учащихся жизненные ценности.
- воспитывать дружбу, убеждая, что добрые отношения люди создают в жизни сами.
- находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование: видеоролик, презентация, стихи, задания для групповой работы.
Ход занятия:
Учитель:
- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами на тему: Кто же такой человек?
Как вы думаете, трудно ли быть человеком? (Ответы детей)
Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть человек и как ему нужно строить отношения с другими людьми.
Видеоролик.
Учитель:
Как вы думаете, вот таким должен быть человек? Что хотел нам сказать автор этого ролика?
Осознавать и думать, понимать, взвешивать свои поступи, быть человеком - значит чувствовать и мыслить, внешне все люди одинаковы (голова, руки, ноги), но не внешний вид делает человека человеком.
Давайте попробуем произнести высказывание писателя Максима Горького «Человек - это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор.
А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек - это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше?
Учитель: Ребята, у меня к вам вопрос.
Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто сказать: «Совести у тебя нет!».
Как вы думаете, что страшнее? ( ответы детей)
(Только не родителей, А мне все равно, Лучше минута позора перед классом, чем родители и т.д.).
Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется.
Слайд №1
Учитель:
Послушайте небольшую историю:
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, он кинул в его кружку кусок битого стекла и пошел дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение- все уже у него было, только это не давало ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился, увидел нищего с той же кружкой. «Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло? Это был я. Прости меня», - сказал человек. «Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет», - ответил слепой.
- Скажите, пожалуйста, почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
- Как вы думаете, хороших ли детей воспитывает герой рассказа?
- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем старике?
- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести. (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)
- Как бы вы озаглавили этот рассказ?
Физ. минутка.
Игра «Потопай-похлопай».
Я буду называть положительные и отрицательные поступки, которые иногда совершают дети. Если поступок хороший – похлопайте, если плохой – потопайте.
- Девочка выучила много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшими, с одноклассниками грубит.
- Марина перед сном желает всей семье спокойной ночи, даже кошке Мурке.
- Олег старательно выполняет домашнее задание, но только в том случае, если родители пообещали ему денежное вознаграждение.
- Захар при входе в школу всегда пропускает вперед учителей, завучей, но не делает этого по отношению к уборщицам.
- Вася очень веселый мальчишка. Он придумал каждому однокласснику прозвище-дразнилку.
- Намусорив в коридоре возле окна, принесенными из дома семечками. Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщицы.
- Лена каждый день после уроков заходит к одинокой соседке, чтобы навестить ее, помочь по хозяйству.
- Денис встает в 6 часов утра, чтобы совершить утреннюю пробежку.
Слайд №2
Учитель:
Давайте рассмотрим три ситуации.
Трудно ли вам будет поступить по совести?
1) Ты увидел, что у твоего одноклассника сосед по парте, твой друг, взял телефон и положил себе в карман, после чего одноклассник сообщил учителю о пропаже телефона. Какие твои действия? (Дети высказываются по поводу ситуации).
2) Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите? (Дети высказываются по поводу ситуации).
3) Заболел учитель, учащиеся решили, что их отпустят с последнего урока. Они собрались уходить, были уже в раздевалке, когда кто-то принес известие, что будет замена и уходить нельзя. Большая часть класса ушла, а два ученика остались, так как им нужно было исправлять оценки по предмету. Прогулявшие ученики получили двойки. Если бы ушли все, можно было бы подумать, что класс не знал о замене, и наказания не было бы. Правильно ли поступили те ребята, которые остались в классе? (ответы детей).
Слайд №3
Учитель:
Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся.
Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают свои поступки.
- Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
(Ответы детей).
Учитель:
- Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.
Слайд №4
Второе полезное упражнение – просить прощение.
Вы все знаете о Масленице. А вот последний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощение. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».
- Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощение у тех, кого они обидели?
(Дети по желанию поднимают руки, просят прощение у одноклассников, у учителя).
- Советую вам провести такое упражнение дома и в Прощеное воскресение попросить прощение у всех.
Подведение итогов.
Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? Заставит ли задуматься о своих поступках?
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть, потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
Большее начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах и наедине с собой. И мы, порой не замечая, делаем выбор. Не замечаем тяжелую мамину сумку, позволяем себе взять с тарелки лучший кусок, подставить подножку малышу, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, оправдывая свои плохие поступки, человек идет на сделку со своей совестью, разрушая свою личность.
- Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.
Мы приходим в мир маленькими детьми для того, чтобы, став взрослыми, оставить свой след на земле, прожить жизнь настоящими людьми.
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, думай, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека, не причиняй своими поступками, поведением боли, оскорбления, беспокойства, переживаний другим людям.
Совершай поступки по велению собственной совести, а не для того, чтобы тебя за них похвалили.
Ты рожден человеком, но человеком надо стать.
Так что же делает человека человеком? Умение работать над собой.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час общения "Семья в жизни человека"
Семья в жизни человека играет важную роль. В ходе круглого стола учащиеся обсуждают проблемные вопросы семейных отношений. Данную тему предлагается обсудить на часах общения в старших классах....
Человек среди людей. Общение как восприятие людьми друг друга.
Счастье или несчастье человека во многом определяется характером общения с людьми, его наличием или отсутствием. Данный урок позволит учащимся в будущем выбрать правильный стиль общения, нужную тактик...
Воспитанность, общение и его роль в жизни человека.
План-конспект воспитательного мероприятия Тема: « Воспитанность, общение и его роль в жизни человека?»....
Час общения 5-9 классы "Два мира есть у человека"
Час общения и презентация "Два мира есть учеловека" по формированию духовно-нравственной культуры....
Час общения "Человек рождается для добрых дел"(обсуждение фильма "Чучело")
За два месяца родителям на родительском собрании, студентам – на часе общения было предложено вместе посмотреть фильм «Чучело»; попытаться определить основные проблемы и...
Час общения "Человек и его будущее"
Каждый школьник, как правило, задумывается о своем будущем. Как объяснить детям, что их дальнейшая жизнь зависит во многом и от них самих? Разговор об этом нужно вести, чтобы помочь учащимся сделать п...
Презентация по обществознанию по теме: "Мир общения, человек в группе"
Презентация по обществознанию по теме: "Мир общения, человек в группе"Тип урока: комбинированный урок.Урок расчитан: на 90 минут.Цель урока: На примере изучения общения развить такие качества, как вни...