Исследовательская работа "Донаучное социальное знание у дошкольников и детей младшего школьного возраста
статья (11 класс)
В докладе представлены результаты исследования донаучного социального познания у детей. Проведён опрос детей дошкольного и младшего школьного возраста (1-2 класс), проделан анализ данных. На базе полученных данных и теоретических представлений о развитии детского мышления делаются выводы о ранней стандартизации картины мира детей, которая в донаучной форме несет больше творческих черт и самостоятельных суждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donauchnoe_sotsialnoe_znanie_u_doshkolnikov_i_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx | 117.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. Герцена»
Исследовательская работа по теме:
«Донаучное социальное знание у дошкольников и детей младшего школьного возраста».
Работу выполнили
студенты 1 курса ИИСН:
Рахматуллина Анастасия
Куликов Данила
Научный руководитель:
профессор кафедры социологии ИИСН
Крокинская Ольга Константиновна
Санкт-Петербург
2021 год
Здравствуйте. Мы – студенты первого курса РГПУ им. Герцена, института истории и социальных наук. Мы обучаемся по направлению педагогическое образование, обществоведческое. Наша тема исследовательской работы звучит следующим образом: «Донаучное социальное знание у дошкольников и детей младшего школьного возраста». Данная тема заинтересовала нас, в первую очередь, своим интересным названием, кроме того, наша будущая профессия связана с преподаванием. Нам стало любопытно, как формируются донаучные и научные социальные знания у детей разных возрастных групп.
Цель нашего исследования: найти отличия в социальном знании у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем проведения социологического опроса – то есть выявить влияние школы, школьного образования, на развитие социальных представлений детей – представлений об основных элементах общества.
Наша задача – ответить на следующие вопросы:
- В чем именно выражаются различия социального знания у дошкольников и младших школьников, в каком направлении школа изменяет эти знания?
- Значительны ли это отличия?
Именно на эти вопросы мы попробуем найти ответ в нашей работе.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время с огромной скоростью развиваются инфокоммуникационные технологии, многие дети уже умеют пользоваться смартфонами и различными другими гаджетами. Кроме того, интерес вызывает и изменение способов обучения в школе и до школы. В детских садах обучение происходит в основном через игру, т.е. используется творческий подход, больше свободы фантазии. В школе же знания имеют научный вид, они структурируются. Мы имеем великую возможность сравнить исследования Ж. Пиаже, выявить сходства и различия с его выводами, которые были сделаны в 20 веке.
- Можно ли сказать, что развитие техники повлияло на уровень знаний детей дошкольного возраста?
- Какой уровень социального знания у дошкольников и младших школьников?
- Можно ли сказать, что выводы Ж. Пиаже в настоящее время потеряли свою актуальность?
- Как агенты социализации (детский сад, школа) справляются со своими «обязанностями» в современном мире?
«Детские определения всегда интересны, но истолкование их трудно». Данное выражение принадлежит швейцарскому психологу, ученому-исследователю и доктору философии – Жану Вильяму Фриц Пиаже. Он стал известен благодаря изучению психологии детей и созданию теории когнитивного развития. Кроме того, психолог работал с Альфредом Бине, создателем IQ теста, который помогал ему изучать тесты, проведённые у детей. Основал Женевскую школу генетической психологии, впоследствии развил такую науку, как генетическая эпистемология.
Так как наша работа посвящена изучению мыслительного процесса у детей, их уровня социального знания, мы несомненно должны обратиться к трудам Ж. Пиаже. Среди его многочисленных трудов стоит отметить выделение 4-ех стадий развития интеллекта у ребёнка:
1. Сенсомоторная стадия (0-2 года) – ребёнок начинает познавать с помощью органов чувств, видеть последствия своих действий. Он начинает понимать, что он нечто самостоятельное, отдельное от внешнего мира.
2. Дооперационная стадия (2-7 лет) – в этом возрасте у детей появляются первые социальные отношения со сверстниками, они начинают участвовать в учебном процессе не только дома, но и в детском саду. Именно в этом возрасте у детей появляется интерес к знаниям, они начинает задавать различные вопросы (как? почему? зачем?). Также, в этом возрасте ребенок эгоцентричен – ему тяжело принять то, что есть некая точка зрения, отличная от его собственной.
3. Стадия конкретных операций (7-12 лет) – на данной стадии дети уже могут использовать логическое мышление, хоть и в ограниченном виде. Они все ещё обладают абстрактным мышлением, однако, понимают сохранение веществ и обратимость операций, способны решать задания, используя логические и математические операции.
4. Стадия формальных операций (после 12 лет) – именно с этого возраста дети обладают как абстрактным, так и конкретным мышлением. Они могут решать задачи не по аналогии, полностью обладают логическим мышлением, могут строить гипотезы, пользоваться прошлым опытом, строить планы на будущее.
Стоит также отметить особенности развития детского мышления, с точки зрения Ж. Пиаже:
- трудность осознания (отсутствие возможности объяснить, как он пришел к тому или иному умственному заключению);
- неспособность к логике (непринятие и непонимания наличия иных точек зрения);
- неспособность к синтезу (отсутствие понятия частного к целому);
- синкретизм (слишком сильная, необоснованная связь между предметами);
- предпричинность (неспособность выделять причинно-следственные связи);
- узость поля наблюдения (дети могут замечать больше мелких деталей, чем взрослые, однако, не могут концентрировать внимание на более, чем одной вещи из-за неспособности устанавливать связи между деталями);
- трансдукция (отсутствие надобности в доказательствах для заключения какого-то вывода);
- нечувствительность к противоречию (множество противоречивых фактов в мыслях ребенка);
- интеллектуальный реализм (неспособность к восприятию реального мира, т.е. дети попеременно живут и в реальности, и в выдуманном мире).
Таким образом, мы можем заключить, что детское мышление не только отличается от взрослого, но и обладает своими отличиями, которые известны нам благодаря работам Ж. Пиаже, и могут быть частично общими для всех детей того или иного возраста.
Кроме того, в силу изучения детей из разных социальных групп, соответственно с разными социальными нормами, не стоит забывать об еще одной важной теме – социализации. Ф. Гиддингс, американский социолог, впервые ввёл данное понятие, определив, что «социализация – развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». Однако, французский учёный, Э. Дюркгейм заключил, что «образование – и есть социализация молодого поколения, потому что с его помощью общество подготавливает в детях сущностные условия своего существования». Можно заключить, что «социализация - процесс, в ходе которого новорожденный младенец как биологическое существо постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился».
Теперь, раскрыв основные ресурсы, которыми мы пользовались в работе над нашим исследованием, можно приступить к самой работе.
Мы проводили исследование в виде опроса среди детей дошкольного (детский сад) и младшего школьного возраста (1-2 класс). Среди опрошенных было 28 дошкольников и 28 школьников. Ребятам задавались следующие вопросы: «что такое человек?», «что такое общество?», «что такое государство?» и «что такое культура?». Так как эти вопросы являются не определением каких-либо конкретных знаний, то есть их в любом случае можно описать своими словами и они относятся к социогуманитарной сфере, то мы имеем возможность выявить насколько сильно отличаются представления о самом себе, обществе, государстве и культуре у детей дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста, поскольку у первых в большей степени работает воображение, отсутствует или только начинает проявляться логическое мышление, основным видом деятельности является игра, а у последних уже начинается активное развитие логического мышления, их главным видом деятельности является учение.
Анализ ответов
«Что такое человек?»
«Определение через отождествление с собой или с понятием»:
36% дошкольников сказали, что это они сами или кто-то из их родственников. Иными словами, мы можем сказать, что они приводили конкретные примеры (конкретных представителей вида) человека в виде себя или людей, которых они знают (родственники): «Человек – это человек – 6/ Это Я (показывая на себя) – 2/ Это мы, люди Земли / Это я, папа, мама, Вика (сестра), Бабушка Алла, Бабушка Вера и остальные…». Школьники уже приводили более абстрактный пример, говоря о том, что «Человек – это человек - 2 / Ну человек — это тот человек, который находится и живёт в нашем Мире, пока не умрёт». Среди школьников определение через отождествление с собой или с понятием дали 11% опрошенных.
«Живое существо, живой организм»:
«Это животное, которое умеет ходить на двух ногах и говорить / это живое существо – 5 / это живой организм / это существо, которое получается, когда Папа и Мама женятся / это организм – 3» - такой ответ дали большинство дошкольников (39%). Школьники же сказали, что «это животное» и таких ответов было 7%. По смыслу ответы одинаковы, но стоит заметить и тот факт, что дети дошкольного возраста к своим ответам поясняют, что они имели ввиду, возможно, из-за плохо понимания слова, которое они пишут. Животные – это в любом случае существа, которые умеют ходить и издавать какие-либо звуки. Школьники, вероятнее всего, понимая это, писали просто «это животное», зачем пояснять то, что и так понятно. Такой ответ у школьников имеет наименьший процент – 7%. По сравнению с дошкольниками, у школьников уменьшается число ответов данного типа и идет рост понимания человека, как существа, связанного с умом и разумом. Стоить напомнить о том, что школьники уже изучают это в предмете «Окружающий мир».
«Ум, разум»:
Дошкольники дали наименьшее количество ответов на вопрос, используя в них понятия «разума», «ума» и т.п. Скорее всего, это связано с тем, что они сами пока не сталкивались с логическим мышлением или с наукой, в их возрасте преобладает работа воображения. Поэтому их ответы были следующими: «Это умное животное – 5 (такое большое кол-во данных ответов объясняется тем, что они стояли рядом и услышали ответ первого мальчика и согласились с ним и, скорее всего, стеснялись интервьюера) / это умный человек / это умное существо, которое умеет говорить и в школе учится писать» (25%). Ребята просто добавили к «животному» слово «умный/разумный». По ответам ребят 1 и 2 классов можно понять, что они уже учатся в школе. В их определениях есть конкретная информация, они понимают, что значит «разум», как его использовать, в чем он проявляется, сразу заметны первые научные знания: «Это умное существо на Земле / Человек – это бывшая обезьяна, которая за миллионы лет стала умнее, научилась ходить на двух ногах и говорить / живое разумное существо – 3 / это умный человек – 2 / это тот кто умеет писать, говорить, думать – 4 / это существо у которого мозг лучше развит и он умнее животных / это живое умное существо / это умное создание, которое подчинило себе нашу планету / это тот у кого есть разум – 5» (68%).
«Что такое общество?»
«Много людей, несколько людей»:
«Группа»:
35,5% дошкольников ответили, что общество «Это наш садик (имея ввиду свою группу) – 2 / Я и мои родители – 2 / это группа людей – 3 / это я и мои друзья, родители, бабушки и дедушки / это наша группа и все воспитатели / это группа хороших людей». Как и в первом вопросе, ребята дошкольного возраста ассоциируют общество в первую очередь с собой, с конкретными людьми из своего окружения. То есть они не могут описать свои мысли, в силу своих возможностей, поэтому они приводят пример. Наибольшее кол-во школьников (53%) ответили, что «Это группа людей – 8 / Это наш класс – 2 / Это когда люди заняты одни делом / Это знакомые люди / Это собрание людей / Это я и друзья / Это люди, которые вокруг меня». У последних можно заметить попытки дать определение, однако, все ещё присутствует отсутствие каких-то точных знаний. Школьники говорят об обществе, в большинстве своем, конкретно.
«Общение, общее дело»:
«Это когда люди общаются / Это когда я разговариваю с кем-то / Это когда люди разговаривают между собой – 3 / Общество – это когда я маме что-то рассказываю (после небольшого молчания добавил) по секрету» - именно так ответило наименьшее кол-во дошкольников (21,5%). Вновь мы можем отметить их конкретный пример в виде себя, общения с родителями, со своими друзьями. Они не могут привести какое-то абстрактное определение, поэтому приводят примеры из жизни. 38% школьников ответили, что «Это родительское собрание / Это когда люди разговаривают между собой / Когда люди говорят друг другу что-то / Если я кому-то что-то рассказываю, то это общество / Группа людей, которые ведут между собой разговор / Это когда мы делаем общее дело, например поделки / Это любое собрание людей, где они о чём-то рассказывают / Это общение – 4». При ответе на данный вопрос, можно отметить сходство у детей дошкольного и школьного возрастов. В большей степени обе группы описывают процесс общения на конкретных примерах из жизни. Однако, среди школьников можно отметить такие обобщенные определения «…люди разговаривают между собой».
«Что такое государство?»
«Город»:
У большей части опрошенных дошкольников – 61% - государство определяется следующим образом: «Наш город – 12 / Санкт- Петербург – 3 / Москва – 1 / Город – 1». Из этого мы можем сделать вывод, что дошкольники обладают конкретным мышлением. Это мы можем увидеть по использованию притяжательного местоимения «наши», а также по конкретным примерам государства в их понимании: Санкт-Петербург, Москва. Эти города у всех на слуху, поэтому для ребенка дошкольного возраста такие масштабные понятия будут восприниматься как нечто безразмерное, как государство. Можно предположить, что если бы опрос проводился в другом городе, например, в Саратове, то дошкольники в Саратове ответили бы, что государство – это Саратов или близлежащие города к нему. В данном признаке изучаемого явления оказалось и большее количество школьников (75%). Однако, ответы школьников демонстрируют нам начало развития абстрактного мышления, они определяют государство так: «Объединение городов / это страна из многих городов / Города России / Города /1». Иными словами, для них государство – не что-то конкретное, не свой и не какой-то отдельный город, а совокупность городов, которые образуют единое целое. Возможно, эти города имеют общее название («Города России»).
«Страна, наша страна, Россия»:
Примерно равные доли опрошенных дошкольников (21%) и школьников (17%) связывают определение государства с такими понятиями, как «страна, наша страна, Россия». Всё же стоит отметить, что у дошкольников этот круг ограничен: «Наша страна – 2 / Россия – 4». У школьников можно наблюдать такие ответы: «Это Россия, Англия, Австралия, Америка, Беларусь /Это наша страна / Страна в которой мы живём / Россия – 2 .». Среди сходств можно назвать то, что они не дают описания «государству», опрошенные приводят примеры для определения слова. Среди отличий стоит отметить то, что дети дошкольного возраста в качестве примера приводят свою страну – Россию, школьники – список разных государств мира (Россия, Англия, Австралия и т.д.). Это также может сказать нам об уровне развития научного социального знания у детей разных возрастных групп.
«Правительство»:
14 % школьников сказали, что государство «Это правительство – 4». Сложно сказать, что они имели ввиду, но можно догадаться, что, услышав в новостях «Правительство США» или «Правительство России», дошкольники предположили, что правительство = государство. Иными словами, дети услышали ряд слов в одном предложении, допустим «правительство», «государство», «Россия» и решили, что это синонимы. Среди школьников такой ответ был один и он составляет 4% от общего числа опрошенных.
Что такое культура?
«Хорошее, правильное поведение»:
«Это полезные дела – 4 / Это когда человек здоровается с другим / Это хорошее поведение – 4 / Культура – это воспитание / культура – это все что делает человек для мира / это когда человек знает, что надо говорить всем «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста» / Культура – это правила поведения / Это помощь бабушкам и дедушкам / Это когда люди здороваются / Правила поведения среди людей / Пропускать девочек, уступать место, здороваться и всё / Хорошее поведение из-за которого ты станешь культурным человеком» - такие ответы дало наибольшее количество дошкольников (68%). Это говорит нам о том, что они понимают духовную форму культуры – манеры и правила поведения, нормы морали, традиции и обычаи. Можно предположить, что это влияние родителей, потому что другого источника получения данных знаний у них еще не было. Среди школьников таких ответов гораздо меньше. Всего 11% школьников ответили, что «Это хорошие дела, которые человек делает для других людей / Это соблюдение этикета / это правило, как себя вести». Можно заметить влияние школы и, соответственно, научного знания, потому что в дальнейшем мы узнаем, что большинство школьников уже определяет культуру как искусство. Также можно сделать поспешный вывод: с возрастом дети утрачивают значение культуры как норм поведения, забывают о них, и начинают воспринимать культуру исключительно как архитектурные сооружения, памятники, картины, фильмы или музыкальные композиции.
«Знание, образование»:
Ответов дано не было.
«Искусство, исторические памятники»:
Как мы и озвучили ранее, больше половины школьников ответили, что культура «Это все созданное человеком – 5 / Это памятники – 7 / Это «Медный всадник» и Петропавловская крепость / Это картины / Это все музеи Мира / Это театры, дворцы, музеи, памятники / это хорошие знания про свою страну / Это патриотизм / Это когда ты путешествуешь, набираешь знания про памятники и тогда ты становишься культурным человеком» - 68%. Это подтверждает наш вывод о том, что с возрастом восприятие духовной формы культуры сменяется на материальную. Иными словами, дети забывают свои прежние знания о культуре как о правилах поведения и начинают относить к культуре только произведения искусства. Это мы можем заметить и в обычной жизни: в большинстве случаев, чем старше становится человек, тем больше правил поведения он нарушает, это мы можем понять, сравнивая себя в детстве и сейчас.
Разные специальные занятия (музыка, спорт и пр.):
Среди дошкольников ответов по этому признаку нет. Среди детей младшего школьного возраста 10% считают, что культура это: «Это занятие спортом, ведь у нас есть предмет Физическая КУЛЬТУРА / это занятие творчеством рисование например / это занятие в театральной студии». Ответы детей показывают на то, что десятая часть опрошенных ставят знак равенства между культурой и творчеством (рисование, занятие в театральной студии) и один из опрошенных считает, что это занятия спортом, потому что слово «культура» используется в названии школьного предмета физическая культура, это наталкивает нас на мысль, что у ребенка начинает развиваться логическое мышление.
Выводы
В качестве вывода мы можем озвучить следующие положения:
- Наше исследование выявило предполагаемые различия в социальном знании детей дошкольного и младшего школьного возрастов;
- Данные отличия являются довольно значительными;
- Они заключаются в том, что школа начинает обучать детей научным знаниям, тогда как дошкольники черпают свои знания из самых разнообразных источников. Несмотря на это, дети дошкольного возраста могут осмысливать полученные знания, делать какие-либо выводы, которые доступны в пределах их знаний. Интересно то, что они самостоятельно осмысляют социальную сферу.
В заключении всего вышеизложенного, можно сказать, что выводы Ж. Пиаже остаются актуальными и в настоящее время. Проведенный нами опрос, а впоследствии и его анализ, подтверждает существующее уже около ста лет учение об психологии и умственном развитии детей, а также о стадиях развития интеллекта у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа: "Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста"
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимо...
Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста в условиях ОУ
Мой опыт работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы....
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ Развивающие занятия для детей младшего школьного возраста
Комплексный подход к решению проблемы реабилитации инвалида, которые направлены восстановление и развитие способностей детей – инвалидов; создание условий для развития интеллектуальных способнос...
Занятие, посвященное Дню космонавтики, для дошкольников и детей младшего школьного возраста..
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/637954/ЦЕЛЬ:Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникатив...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...
Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...
- Мне нравится (1)