Учебно-методическое пособие для работы социальных педагогов по профилактике употребления ПАВ
учебно-методическое пособие (7, 8, 9 класс)
Цель: Формирование ценностного отношения своему здоровью.
Задачи:
· формирование негативного отношения школьников наркотическим веществам;
· формирование мотивации к сохранению здоровья;
· информирование учащихся о влиянии наркотиков на здоровье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие для работы социальных педагогов по профилактике употребления ПАВ
Цель: Формирование ценностного отношения своему здоровью.
Задачи:
∙ формирование негативного отношения школьников наркотическим веществам;
∙ формирование мотивации к сохранению здоровья;
∙ информирование учащихся о влиянии наркотиков на здоровье.
Целевая аудитория:
Учащиеся общеобразовательных учреждений 7-9 классов
Время работы: 45минут.
Ход работы
Приветствие.
Упражнение «Знакомство».
Каждый участник по очереди называет своё имя и качество, которое ему присуще, начинающееся с буквы его имени (например: Антон – артистичный, Сергей – симпатичный и т.д.).
ПАВ – это любое вещество, которое при попадании в организм человека изменяет настроение человека, восприятие, поведение и двигательные функции. Обычно
Психоактивными веществами именуются наркотики, однако, это и алкоголь, и табак, и др.
Упражнение «Мяч».
«Ребята, как вы думаете, почему люди начинаю употреблять психоактивные вещества? Я прошу каждого по очереди ответить на вопрос, но следите, чтобы ваши ответы не повторялись». (за компанию, из-за любопытства, чтобы казаться взрослее, круче, уход от проблем, неумение сказать «нет», под давлением взрослых, друзей, чтобы быть как все, не быть «белой вороной» и т.д.) «Скажите, если человек употребил психоактивное вещество один раз, второй, что у него начинает формироваться? (зависимость)
Правильно, а зависимость – это процесс многократного поглощения небольших доз ПАВ, который вызывает привыкание, пристрастие, как следствие – организм постепенно требует увеличения дозы.
Беседа «Этапы зависимости»
Зависимость – это процесс. Он имеет 4 стадии.
1 этап. Первый опыт.
∙ Любопытство, желание «просто попробовать»
∙ Неумение сказать «нет»
∙ Страх быть «белой вороной» или «маменькиным сынком»
2 этап. Начинает нравиться
∙ Осознанное желание закурить (принять какое-либо другое
вещество)
∙ Планирование употребления, поиск подходящей компании
∙ Поиск разумных оправданий употребления
∙ Использование ПАВ как средства против комплексов
3 этап. Возникают проблемы
∙ Проблемы со здоровьем (проигрывается с мячом, каждый
ребенок по очереди называет конкретные проблемы, возникающие у
человека, употребляющего ПАВ)
∙ Финансовые трудности
∙ Социальные трудности
4 этап. Употребление становится целью
∙ Употребление ради употребления
∙ Постоянная потребность в употреблении
∙ Серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний
Упражнение «Доска удовольствий»
В виде мозгового штурма детям предлагается выполнить упражнение. Они должны ответить на вопрос: «Как можно получать удовольствие в повседневной жизни, не принимая при этом никаких психоактивных веществ?».
Варианты записываются на доску. Затем подводится фигурная скобка и пишется ЖИЗНЬ. Справа пишется ПАВ и ставится знак равно. Детям задается вопрос «Могу ли я поставить знак равно?».
Обсуждение.
Упражнение с мячом (или на листке бумаги)
Задача каждого участника – продолжить предложение: «Если бы люди не знали о существовании ПАВ, то…». Обсуждение.
А скажите, ребята, вы знаете, что такое здоровье?
Ответы детей.
После вешается табличка Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (устав ВОЗ).
Упражнение «Альтернативная реклама»
А сейчас мы с вами разделимся на команды (по 2-4 человека) и сделаем рекламу и слоган на одну из тем «За здоровый образ жизни» или «Против психоактивных веществ». Детям раздаются чистые листы, и они рисуют.
Обсуждение.
Заключение
Ритуал «Ладони»
– выражение своего отношения прошедшему занятию:
∙ открытые ладони – «Мне понравилось занятие»;
∙ скрытые ладони – «Мне не понравилось занятие»;
∙ одна ладонь открыта, другая скрыта «Я не определился».
Занятие № 2
ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
Цель: Формирование негативного и непримиримого отношения учащихся к употреблению наркотических веществ.
Задачи:
∙ Уточнить понимание подростками термина «наркотики»;
∙ Формирование понимания у учащихся негативных последствий наркотической зависимости;
Целевая аудитория: учащиеся общеобразовательных организаций 7-9 классов
Время работы: 45 минут
Ход работы
Приветствие.
Упражнение «Пирамида»
Психолог выбирает одного участника и просит его выбрать из присутствующих по два человека, в свою очередь те двое выберут себе каждый по двое участников и т. д. Таким образом, каждый приглашенный должен пригласить к себе еще по два человека. Игра заканчивается, когда не останется никого, кто ещё сидит на своем
Социальный педагог: Кто может сказать, какие вещества относятся к разряду психоактивных? (возможные ответы: сигареты, алкоголь)
Социальный педагог: Верно, каждый из нас имеет общее представление о данных веществах. Но давайте рассмотрим, что же из себя представляют данные вещества.
Сигарета – бумажный цилиндр, внутри которого находится измельчённый табак для курения, содержащий концентрацию ядовитых веществ во вдыхаемом дыме.
Алкоголь – чаще всего подразумевают этанол (этиловый спирт или просто спирт), который получают при ферментации сахаров (брожение). Под словом алкоголь часто подразумевают алкогольные напитки – это название для напитков, содержащих этиловый спирт.
Наркотическая зависимость от этих напитков называется алкоголизм. Алкоголь относится к наркотическим ядам.
Наркотики – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе конвенцией о наркотических средствах 1961 года.
Мозговой штурм «Последствия употребления наркотиков, сигарет и алкоголя»
Социальный педагог предлагает учащимся подумать: какие существуют вредные последствия употребления наркотиков, сигарет и алкоголя?
Социальный педагог для наглядности прикрепляет к доске заранее заготовленные
таблички, на которых написаны группы последствий (медицинские, экономические, социальные)
Дискуссия «Как подростки страдают от наркотиков, табака и алкоголя?»
Хорошо, мы отметили вредные последствия, которые возникают при употреблении ПАВ. А теперь давайте поговорим о том, с какими вредными последствиями курения, употребления наркотиков и алкоголя сталкивались ваши знакомые, друзья.
Напоминаю наши правила: мы не рассказываем за пределами нашей группы о том, что услышали здесь о личной жизни других людей. Чтобы никому не навредить, вы можете не называть их имена.
(Рассказ социальный педагог о структуре зависимости)
Затем социальный педагог предлагает ребятам обсудить следующий вопрос: Как «выглядит» зависимость от наркотиков? Социальный педагог показывает на доске ребятам следующую таблицу:
Действие | Эффект | Результат | Состояние человека после прекращения употребления | Чем жертвуют люди ради употребления |
Употребление наркотиков | Эйфория, «кайф», повышение настроения, расслабление | Зависимость | «Ломка», ухудшение самочувствия (невыносимая боль, апатия, раздражение) | Семья, друзья, любовь, дружба, деньги, уважение со стороны окружающих, здоровье, внешний вид |
Курение табака | Удовольствие, успокоение | Зависимость | Дискомфорт | |
Употреблени е алкоголя | Улучшение настроения, повышение уверенности в себе | Зависимость | Похмелье |
Упражнение «В шкуре зависимого»
Социальный педагог: Ребят я надеюсь, вам стали понятны негативные последствия зависимости от ПАВ. А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в маленьком эксперименте. Давайте посмотрим, какого жить человеку, попавшему в состояние зависимости. Для этого мне нужны три-четыре добровольца, которые могли бы
рассказать нам о какой-нибудь одной своей привычке.
Социальный педагог обсуждает с добровольцами их житейские привычки (попить кофе по утрам, сделать зарядку и так далее) и записывает все это в таблицу.
После этого психолог расспрашивает, какой эффект или какие чувства вызывает выполнение привычного действия, что они испытывают и как себя ведут, если привычное действие выполнить не удалось, и на что они готовы пойти (чем пожертвовать), чтобы все-таки его выполнить. Когда социальный педагог обсудит три-четыре привычки, у оставшихся учащихся тоже может возникнуть желание
рассказать о своих привычках и их чертах, по возможности социальный педагог
дает высказать всем ребятам.
Социальный педагог (резюмирует проделанную работу): Видите ребят, ваши привычки не такие разрушительные, как привычка употреблять ПАВ, однако они также могут доставлять дискомфорт. Представляете, как живется людям, которые стали зависимыми от наркотиков? А избавиться от употребления наркотических средств намного труднее, чем от наших житейских безобидных привычек.
Упражнение «Интересное-полезное».
Итоговый круг
Ребята по очереди по кругу высказывают свои мнения о прошедшем занятии.
Социальный педагог: Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным, полезным. Пожалуйста, поделитесь своим мнением.
Домашнее задание
Социальный педагог:
А теперь послушайте, пожалуйста, домашнее задание. Подумайте, если бы вам предложили бы попробовать ПАВ, как бы вы отказались от употребления психоактивных веществ? Надеюсь домашнее задание понятно для всех? Встретимся на следующем занятии! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социального педагога по профилактике табакокурения среди подростков
В настоящее время в центре педагогического коллектива школы стоит проблема сохранения здоровья учащихся. Как добиться успеха, как не стать жертвой алкоголя или табака - с этими вопросами подросток обр...
Работа социального педагога по профилактике алкогольной предрасположенности среди подростков
На современном этапе развития общества обострились проблемы необходимость решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возраста...
Статья "Алгоритм работы социального педагога по профилактике правонарушений в школе"
Таблица содержит краткий алгоритм работы основных участников образовательного процесса в школе по профилактике правонарушений....
Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов
Выступление на методическом объединении посвящается организации профилактики межнациональных конфликтов....
Методическая разработка "Технология работы социального педагога по профилактике зависимого поведения несовершеннолетних через включение в социально значимую деятельность"
Опыт работы с подростками девиантного поведения....
Учебно-методическое пособие для работы социальных педагогов по профилактике употребления ПАВ
Цель: Формирование ценностного отношения своему здоровью.Задачи:· формирование негативного отношения школьников наркотическим веществам;· формирование мотивации к сохранению здоровья;&mi...
Работа социального педагога по профилактике социально опасного поведения несовершеннолетних
В статье рассматриваются основные направления работы социального педагога по профилактике социально опасного поедения несовершеннолетних...