Досуговая деятельность как средство социализации подростков.
статья
Влияние организации досуга на социализацию подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosugovaya_deyatelnost_kak_sredstvo_sotsializatsii_podrostkov.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуговая деятельность как средство социализации подростков.
Современное состояние семейного воспитания и школьного образования не может оставить нас равнодушными. Воспитательный процесс зачастую строится так, что школьники оказываются слабо вовлеченными в реальную повседневную жизнь общества, а иногда и просто оторванными от реальных проблем социальной практики. Однако наибольшее опасение вызывает свободное время ребят, которое они проводят вне семьи и вне школы. Улица и двор были всегда местом особой социальной опасности.
Существующая система дополнительного образования ориентирована на мотивированных к внеучебной работе подростков. Это главная причина достаточно большого процента подростков не участвующих в работе учреждений дополнительного образования. Как следствие, свободное время подростков остается за пределами педагогического влияния семьи, школы и учреждений дополнительного образования.
Большинство проступков несовершеннолетние совершают как раз в свободное от занятий в школе время. Все больше примеров, когда дети совсем перестают посещать школу. Растет число групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Подростковая преступность молодеет, и ее рост свидетельствует о том, что наши дети не дополучают примеров положительного поведения и организованного досуга.
В значительной степени, по мнению учёных, процесс социализации ребёнка определяется общением со сверстниками, которое складывается в малых группах, классах, формальных и неформальных объединениях и т. д. Общение со сверстниками, особенно для подростка - самостоятельная и значимая сфера жизни. Здесь растущий человек имеет многообразные возможности для самореализации, обретает индивидуальность, добивается признания.
Однако нередко система ценностей, нормы общения в группах сверстников противоречат социально принятым образцам поведения. Такие факты наблюдаются в настоящее время даже в рамках школьной системы.
В этой связи особую актуальность приобретают выявление факторов, усиливающих позитивные стороны процесса социализации и корректирующих негативные влияния.
Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы и правила поведения.
На первых ступенях социализации ведущая роль принадлежит семье. Она является главным фактором социальной адаптации человека. Положение семьи в социуме, психологическая атмосфера, ее нормы и ценности - все эти факторы регулируют отношения между ее членами, на подсознательном уровне формируют у детей восприятие традиций, шаблонов поведения, способствуют самореализации или, наоборот, навязывают свои приоритеты.
Учебные заведения стоят по влиянию на социализацию человека на втором месте после семьи. Социальное воспитание, которое происходит в образовательных организациях, создает условия, помогающие развивать способности человека, его возможности, формирующие ценности, дающие знания, примеры поведения и отношений, что очень важно для общества, в котором живет ребенок.
Одна из главных задач деятельности образовательных организаций дополнительного образования – социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности, таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д.р.
Основа досуга – проведение свободного времени с целью увеличения собственной радости, развитие тех сторон личности, которые трудно реализовать в других областях жизни.
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств.
В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей.
Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям.
Общество предоставляет возможности для разнообразного досуга. Культурно-досуговая деятельность не носит обязательный характер.
В школьные года культурно-досуговая деятельность еще организуется взрослыми, но растет доля самостоятельности ребенка в выборе дел в свободное время.
Культурно-досуговая деятельность наполняет свободное время детей.
Досуг, как сфера социализации обладает большими возможностями. Досуг способен объединять отдых и труд. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, честность и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.
Внимание к проблеме - социализации подростков с ОВЗ через организацию культурно-досуговой деятельности отражён в научном анализе теории и практики подростковой куль...
Статья "Досуговая деятельность, как средство профилактики правонарушений и преступлений среди подростков"
Статья о правильном формировании досуговой деятельности подростков, а также о положительном влиянии организованного досуга на профилактику правонарушений и преступлений....
Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации учащихся с интеллектуальной недостаточностью
В детстве и юности человека закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Побуждение к обучению и само обучение различным видам досуговой деятельност...
Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации воспитанников группы "Особый ребёнок" школы-интерната VIII вида.
Данная статья включает в себя теоретические и практические аспекты внеклассной работы и досуговой деятельности, способствующие активизации процесса социализации и социокультурной реабилитации во...
Презентация «Хореографическое искусство как средство социализации подростков из неблагополучных семей»
Представлена презентация Программы «Новое Поколение» , в которой раскрыты: актуальность, новизна, цель и формы социально-культурной деятельности....
Мастер-класс по теме" "Цифровая образовательная среда как средство социализации подростка.
Страничка для родителей. Вебинар по теме" "Цифроваяобразовательная среда как ссредсво социализации подростка" . Материал поможет родителям сориентироваться в цифровом пространстве...