Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации учащихся с интеллектуальной недостаточностью
статья на тему

Набокина Светлана Николаевна

В детстве и юности человека закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Побуждение к обучению и само обучение различным видам досуговой деятельности именно в этот период жизни является прекрасной основой для социальной адаптации человека с ограниченностью в обществе. Повышение мотивации личности ученика к занятиям досуговой деятельностью является очень важным аспектом работы педагога дополнительного образования, так как он наиболее тесно соприкасается с этой стороной деятельности ребенка. В сущности, каждому ребенку, занимающемуся творческой досуговой  деятельностью (рисование, лепка, танцы, пение ит.п.), мы можем сказать: то, что ты делаешь-это хорошо, и уже тем самым повысить его заинтересованность в занятиях. Как зеркало возможностей личности, как воспроизведение её совершенно индивидуального самоощущения, творческая досуговая деятельность может быть только полезной, правильной, так как с этой точки зрения творческая деятельность не подлежит оценке по интеллектуальным критериям (правильно-неправильно). Она несет в себе самоутверждене творящего, укрепляя его чувство собственного достоинства. Тем самым создается основа для развития самосознания и уверенности в себе, что способствует дальнейшему становлению личности. Опыт показывает, что художественная деятельность положительно воздействует на развитие детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор  социализации и социокультурной реабилитации учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Набокина Светлана Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе ГКОУ РО школы – интерната VIII вида №11 г.Гуково Ростовская область

Изменения, происходящие в общественной жизни сегодня, определяют в качестве главной ценности свободного и ответственного человека, способного к самореализации в обществе, умеющего совершать сознательный выбор, принимать решения,  эффективно взаимодействовать с другими.

         Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности выпускника  школы связаны с его общественными способами самоопределения и самореализации. Современный молодой человек может и должен самостоятельно решать задачи, связанные не только с социальной адаптацией, но и с нахождением направлений и способов творческой самореализации себя в общественной жизни.

       Особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа, направленная на организацию культурно-досуговой деятельности. Досуг - совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. Культурно-досуговая деятельность имеет ряд преимуществ: она предполагает смену ролевого статуса; это свободная деятельность по интересам; участие в досуговой деятельности формирует социальную активность, способствует самоорганизации и включенности механизмов самоуправления; досуговая деятельность является фактором, позволяющим воздействовать на поведение личности и управлять им. Её специфика заключается в учёте характерных особенностей мышления обучающихся. Досуговая  деятельность  создает условия для самореализации себя, как личности, дополняет и расширяет горизонты образовательно-воспитательного процесса, способствует ученику  правильно и с пользой для своего развития и своих потребностей проводить свободное время. Приоритетной задачей культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении является создание развивающей среды жизнедеятельности на основе социальной активности личности.

«Целью  воспитания  должно  быть  создание  деятельной  личности  в  лучших  идеалах  общественной  жизни, в идеалах  истины, добра и красоты», - сказал В. Бехтерев.  Эти  слова  в  полной  мере  отражают  современный  подход к решаемой нашим ОУ проблеме  « Практическа направленность учебно- воспитательного роцесса как средство социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями», целеполаганию в  организации внеклассной работы и досуговой  деятельности, где важнейшими воспитательными задачами являются:

- развитие интеллекта обучающихся, воспитанников в различных видах деятельности, в различных ситуациях;    

- развитие познавательного интереса детей через создание блока дополнительного образования, внедрение новых педагогических  технологий в образовательно-воспитательный процесс, разнообразных форм  внеурочной  работы;

 - рост инициативы, самостоятельности, чувства  ответственности воспитанников;

 - формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков;

- формирование четкой жизненной позиции обучающихся;

- формирование социального интеллекта – способности уживаться с другими людьми;

- способности иметь дело с другими, иметь знания о людях, умения входить в их положение, ставить себя на их место;

 -способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей.

 - создание  условий  для  творческого  проявления  личности учащихся, реализации их личностного «Я»;

 - привлечение родителей к учебно-воспитательному  процессу  школы, расширение  внешних  связей  школы  для  решения  проблем  воспитания и социализации воспитанников.

Результатом воспитательной  работы должна быть ЛИЧНОСТЬ:

- уважающая  себя, признающая  ценность  другой  личности,  способная  сделать  выбор  в  ситуациях  морального  выбора  и  нести  ответственность  перед  собой  и  обществом;

- гражданин  общества, признающий  общечеловеческие  ценности,  уважающий  людей  других  национальностей;

- человек,  адекватный  современным требованиям общества, интегрированный  в культуру;

- семьянин, умный, любящий  и уважающий супруг,  родитель,  сын  или  дочь;

- человек, признающий моральные и  юридические законы  страны, общества, уважающий  свободу  выбора  и  права  других  людей;

- личность с достаточным уровнем физической  культуры, стремящаяся  осознанно вести здоровый  образ  жизни, обладающая    культурой  труда, эмоций  и  чувств, и  культурой  отношений.

     

 Для успешной реализации поставленных задач необходимо выполнение ряда условий:  

- конкретное планирование деятельности;

- кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение;      

- педагогические условия.

При планировании и организации занятий по внеклассной работе и досуговой деятельность  с обучающимися,  воспитанниками (VIII вид)   необходимо соблюдать обязательные следующие принципы:

-побуждение к обучению и самообучение различным видам досуговой деятельности является основой для социальной адаптации человека с ограниченностью в обществе;

- как зеркало возможностей личности, как воспроизведение ее совершенно индивидуального самоощущения, творческая  досуговая деятельность может быть только полезной, правильной, так как с этой точки зрения творческая деятельность не подлежит оценке по интеллектуальным критериям (правильно-неправильно). Она несет в себе  самоутверждение творящего,укрепляя  его  чувство  собственного достоинства.  Тем  самым  создается  основа  для  развития  самосознания  и уверенности в себе, что способствует дальнейшему становлению личности;

- для этого необходима поддержка и инициатива со стороны педагогического коллектива, со стороны родителей, со стороны одноклассников. Наша поддержка  и  инициатива  заключаются  в  том,  чтобы  чутко  улавливать  и  признавать индивидуальные формы самовыражения учащихся, допускать их, способствовать им;

- важным аспектом для повышения мотивации у детей к занятиям является серьезное восприятие их произведений, творений, окружающими людьми;

- для  ограниченных  детей  характерна  потребность  в  поддержке, поощрении,  что  помогает  им  полнее  осознать  свою значимость,  ощутить радость, удовольствие от похвалы;

- путем ненавязчивых корректировок действий учащихся в процессе создания какого-либо произведения (поделки, рисунка и т.п.), педагоги могут способствовать созданию у ребенка с ОВЗ представления о собственной  самостоятельности  в деятельности,  тем  самым  помогая  детям приобрести чувство свободы в творчестве, уверенности в своих способностях;

- в отличие от традиционных форм обучения учащихся с ОВЗ,  формы

досуговой деятельности предоставляют хорошую возможность взаимодействия детей  с  ограничениями  и  нормально развивающихся  сверстников;

- однако совместным  действиям  должна  предшествовать  пропепевдическая  работа, которая подготовила бы детей к восприятию друг друга;

- одним из результатов интеграции детейс ОВЗ в подобные деятельностные группы является повышение мотивации к занятиям дополнительного образования – обучению досуговой деятельности, так как учащиеся на деле осознают свои возможности быть на равных с ребятами из массовых школ.

Здесь уместно будет процитировать замечание,  высказанное  на  рубеже  XIX-XX  столетий  психиатром  Хансом Принцхорном относительно творчества пациентов психиатрических лечебниц:

«Произведение вытекает не из здоровья, не из болезни, а из изобразительной силытворящего, которая коренится в личности, независимо от того, здорова она или больна»;

- нет никаких оснований думать, что среди детей с ограничениями (даже умственными) нет художественно одаренных личностей;

- необходимость создания условий для организации благотворительных выставок - продаж творческих работ  учащихся с ограничениями. Общественности  нужно  указать  на  их произведения;

- удавшиеся  и  положительно  принятые общественностью презентации творческих работ учащихся с ОВЗ легче всего могут  убедить  окружающих  способствовать  дальнейшей  художественной активности детей, чьи работы они увидели, оказывать помощь в создании благоприятных условий, материальной базы для их досуговой деятельности в образовательном учреждении.

Это необходимо для межличностного взаимодействия наших учащихся и их успешной социальной адаптации в современном гражданском обществе.

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.   Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка с ОВЗ, которая обеспечит воспитание свободной личности в любой момент их деятельности. Наиболее продуктивно это осуществляется в свободное от обучения время.

В нашем ОУ время, отводимое на внеурочную деятельность, используются с учетом желания учащихся и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований и т.д.  Посещая кружки и секции, например, городскую СЮТ, учащиеся хорошо адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях педагоги стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в их духовном развитии.

Необходимыми  элементами досуговой  деятельности являются  коллективно-творческие дела, массовые  мероприятия. Праздники  школьного  календаря,  ключевые  общешкольные  дела, тематические  вечера, творческие  и  познавательные  игры  и  другие  воспитательные  мероприятия  стали  традиционными в нашем ОУ. Они создают особую  воспитательную  среду  для  учащихся: это  и  отдых  для  школьника,  и  свободное  общение  со  сверстниками  и  педагогами,  и  развитие  способностей  и  интересов.

         Любой  школьный  праздник, коллективное  дело  основываются  и  на  восприятии,  и на  активном  действии, связанном  с  самыми  различными  формами  самовыражения детей с интеллектуальной недостаточностью. Каждый  может  проявить  себя  и  как  исполнитель,  и  как  организатор. Развиваются  способности, формируются  организаторские  навыки,  стимулируются  творчество  и  инициатива,  укрепляются  межличностные  связи,  удовлетворяются  естественные  потребности  в  общении,  создаются  благоприятные  условия  для  дружного  детского  коллектива.

Характерной  особенностью  многих  школьных  дел  является  межвозрастное  общение  младших  школьников  со  старшими,  педагогов, учащихся  и  родителей. Коллективные  школьные  дела  становятся  событиями  не  только  для учащихся  и  педагогов,  но  и  для  родителей,  а  очень  часто  и  для  жителей  окружающего  социума. Праздники  и  совместные  дела  приносят  радость,  создают  настроение,  остаются  в  памяти  каждого  ребёнка.

Общешкольными,  традиционными     делами  стали, например,  осенние и новогодние праздники народного  календаря, КТД. Без  них  невозможно  представить нашу  школьную  жизнь. Сколько  творчества, выдумки, души  вкладывают   в  разработку  сценария, в  подготовку  коллективных  дел  взрослые  и  дети. Творческое  следование  древнему  принципу  «Развлекая,  поучать» - вот  где  поистине  волшебное  зерно,  из  которого  вырастает  успех. Массовый  праздник  сближает,  объединяет  людей: мы  вместе,  мы  рядом, нам  хорошо  и  интересно.

           Для  привлечения  ребят  к  организованному  досугу в   школе   созданы   и      успешно     работают кружки, факультативы, спортивные секции  по  интересам. Они способны заполнить  свободное  время  интересными  видами  деятельности, удовлетворить  запросы  каждого  ребёнка,  приобщить  детей  и     родителей     к  совместной  творческой    деятельности. Для этого нашими педагогами используются следующие эффективные формы досуговой  работы по направлениям воспитания:

1.Основы социализации:

  • Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;
  • Встречи с представителями ОВД, ИПДН;
  • Работа школьного совета профилактики;
  • Школьная служба социальной помощи обучающимся, воспитанникам.

2. Спортивно-оздоровительное направление:

  • Динамичные формы внеклассной работы: организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
  • Проведение бесед по охране здоровья;
  • Применение на уроках и внеклассных мероприятиях  игровых моментов, физкультминуток;
  • Участие в городских и областных спортивных соревнованиях;
  • Здоровое питание;
  • Выступления школьной постоянно действующей агитбригады «Мы за здоровый образ жизни!».

3. Художественно-эстетическое направление:

  • Организация  выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Работа кружков;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.

   

4. Научно – познавательное направление:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, викторины, экскурсии и др.;
  • Работа клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?»;
  • Факультативные занятия по информатике.

5. Гражданско-патриотическое направление:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла, «Уроки мужества», конкурысы инсценированной военно-  патриотической песни;
  • Выставки рисунков;
  • Выпуск школьных стенгазет;
  • Тематические классные часы и воспитательные беседы;
  • Оказание помощи ветеранам ВОВ и  труженикам тыла;
  • Конкурсы рисунков;
  • Конкурсы чтецов.

6. Общественно-полезная деятельность:

  • Проведение субботников;
  • Работа на пришкольном участке;
  • Дежурство по школе, общежитию, по школьной столовой;
  • Озеленение школьной территории, разведение комнатных растений;
  • Мелкий ремонт школьной мебели, одежды, зданий и сооружений.

7. Игровая деятельность:

  • Подвижные игры на свежем воздухе в рамках охранительного педагогического режима;
  • Настольные игры;
  • Сюжетно – ролевые игры.

      Сформировать мировоззрение, четкую жизненную позицию, социальный интеллект учащегося силами одной школы невозможно. Необходимо  учитывать  влияние  на  воспитание  детей различных  социальных  институтов. Для решения данной проблемы необходимо и важно развивать социальное партнерство– это  сотрудничество  школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Используя круг социальных партнёров,  наша школа-интернат ориентируется на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов.

Партнёрство школы должно носить многосторонний, социально  обусловленный характер, включает управление совместной  деятельностью  заинтересованных  субъектов  социального воспитания  и  обучения  детей: родителей, педагогов дополнительного образования, представителей учреждений культуры, здравоохранения, спорта, государственных и негосударственных структур, субъектов  хозяйствования.

               Включенность ребёнка в социальную деятельность обусловлена  стремлением быть в обществе других людей и быть индивидуальностью,   основанном на мотивах познания, самоутверждения, сотрудничества.

Работа  с социумом проводится  с целью совершенствования содержательной деятельности школы, создания условий для развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и воспитанников, реализации их возможностей с учётом  их интересов, совершенствования профилактической работы с воспитанниками «группы риска».

Информационное обеспечение внеклассной работы и досуговой деятельности В ГКОУ школе-интернате VIII вида №11 г.Гуково осуществляется по следующим направлениям:  

  • Разработка положений, рекомендаций воспитателям, классным руководителям по оформлению планов, отчетной документации и проведению занятий и мероприятий в системе досуговой деятельности с детьми разновозрастных групп.
  • Разработка и реализация диагностического материала для оценки сформированности жизненно важных компетентностей обучающихся, воспитанников с учетом требований нового образовательного стандарта в досуговой деятельности.
  • Пополнение фонда методической литературы, учебно-методических и наглядных пособий в системе организации досуга детей.
  • Мониторинг сформированности ключевых компетентностей, уровня воспитанности обучающихся  разновозрастных групп в рамках  досуговой деятельности.


Использованная литература:

1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. – М. 2012.

2. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10-17.

3. Белюшкина И.Б., Витковская Ю.Н. и др. Театр, где играют дети. – М. : Гуманит. изд-во Владос, 2001.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983 – 368 с., ил.

5. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Игровые технологии как средство успешной социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Учебно-методический материал представлен в виде реферата об испльзовании игровых технологий во внеурочной работе с детьми в коррекционной школе VIII вида...

Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.

Внимание  к  проблеме - социализации подростков с ОВЗ через организацию  культурно-досуговой деятельности  отражён в научном анализе  теории и практики подростковой куль...

Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по экологическому воспитанию»

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительнос...

Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...

Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации воспитанников группы "Особый ребёнок" школы-интерната VIII вида.

Данная статья включает в себя теоретические и практические аспекты внеклассной работы  и досуговой деятельности, способствующие активизации процесса социализации и социокультурной реабилитации во...

Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».

Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...