Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации учащихся с интеллектуальной недостаточностью
статья на тему
В детстве и юности человека закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Побуждение к обучению и само обучение различным видам досуговой деятельности именно в этот период жизни является прекрасной основой для социальной адаптации человека с ограниченностью в обществе. Повышение мотивации личности ученика к занятиям досуговой деятельностью является очень важным аспектом работы педагога дополнительного образования, так как он наиболее тесно соприкасается с этой стороной деятельности ребенка. В сущности, каждому ребенку, занимающемуся творческой досуговой деятельностью (рисование, лепка, танцы, пение ит.п.), мы можем сказать: то, что ты делаешь-это хорошо, и уже тем самым повысить его заинтересованность в занятиях. Как зеркало возможностей личности, как воспроизведение её совершенно индивидуального самоощущения, творческая досуговая деятельность может быть только полезной, правильной, так как с этой точки зрения творческая деятельность не подлежит оценке по интеллектуальным критериям (правильно-неправильно). Она несет в себе самоутверждене творящего, укрепляя его чувство собственного достоинства. Тем самым создается основа для развития самосознания и уверенности в себе, что способствует дальнейшему становлению личности. Опыт показывает, что художественная деятельность положительно воздействует на развитие детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Набокина Светлана Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе ГКОУ РО школы – интерната VIII вида №11 г.Гуково Ростовская область
Изменения, происходящие в общественной жизни сегодня, определяют в качестве главной ценности свободного и ответственного человека, способного к самореализации в обществе, умеющего совершать сознательный выбор, принимать решения, эффективно взаимодействовать с другими.
Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности выпускника школы связаны с его общественными способами самоопределения и самореализации. Современный молодой человек может и должен самостоятельно решать задачи, связанные не только с социальной адаптацией, но и с нахождением направлений и способов творческой самореализации себя в общественной жизни.
Особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа, направленная на организацию культурно-досуговой деятельности. Досуг - совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности. Культурно-досуговая деятельность имеет ряд преимуществ: она предполагает смену ролевого статуса; это свободная деятельность по интересам; участие в досуговой деятельности формирует социальную активность, способствует самоорганизации и включенности механизмов самоуправления; досуговая деятельность является фактором, позволяющим воздействовать на поведение личности и управлять им. Её специфика заключается в учёте характерных особенностей мышления обучающихся. Досуговая деятельность создает условия для самореализации себя, как личности, дополняет и расширяет горизонты образовательно-воспитательного процесса, способствует ученику правильно и с пользой для своего развития и своих потребностей проводить свободное время. Приоритетной задачей культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении является создание развивающей среды жизнедеятельности на основе социальной активности личности.
«Целью воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты», - сказал В. Бехтерев. Эти слова в полной мере отражают современный подход к решаемой нашим ОУ проблеме « Практическа направленность учебно- воспитательного роцесса как средство социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями», целеполаганию в организации внеклассной работы и досуговой деятельности, где важнейшими воспитательными задачами являются:
- развитие интеллекта обучающихся, воспитанников в различных видах деятельности, в различных ситуациях;
- развитие познавательного интереса детей через создание блока дополнительного образования, внедрение новых педагогических технологий в образовательно-воспитательный процесс, разнообразных форм внеурочной работы;
- рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности воспитанников;
- формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков;
- формирование четкой жизненной позиции обучающихся;
- формирование социального интеллекта – способности уживаться с другими людьми;
- способности иметь дело с другими, иметь знания о людях, умения входить в их положение, ставить себя на их место;
-способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей.
- создание условий для творческого проявления личности учащихся, реализации их личностного «Я»;
- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания и социализации воспитанников.
Результатом воспитательной работы должна быть ЛИЧНОСТЬ:
- уважающая себя, признающая ценность другой личности, способная сделать выбор в ситуациях морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом;
- гражданин общества, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей;
- человек, адекватный современным требованиям общества, интегрированный в культуру;
- семьянин, умный, любящий и уважающий супруг, родитель, сын или дочь;
- человек, признающий моральные и юридические законы страны, общества, уважающий свободу выбора и права других людей;
- личность с достаточным уровнем физической культуры, стремящаяся осознанно вести здоровый образ жизни, обладающая культурой труда, эмоций и чувств, и культурой отношений.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо выполнение ряда условий:
- конкретное планирование деятельности;
- кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение;
- педагогические условия.
При планировании и организации занятий по внеклассной работе и досуговой деятельность с обучающимися, воспитанниками (VIII вид) необходимо соблюдать обязательные следующие принципы:
-побуждение к обучению и самообучение различным видам досуговой деятельности является основой для социальной адаптации человека с ограниченностью в обществе;
- как зеркало возможностей личности, как воспроизведение ее совершенно индивидуального самоощущения, творческая досуговая деятельность может быть только полезной, правильной, так как с этой точки зрения творческая деятельность не подлежит оценке по интеллектуальным критериям (правильно-неправильно). Она несет в себе самоутверждение творящего,укрепляя его чувство собственного достоинства. Тем самым создается основа для развития самосознания и уверенности в себе, что способствует дальнейшему становлению личности;
- для этого необходима поддержка и инициатива со стороны педагогического коллектива, со стороны родителей, со стороны одноклассников. Наша поддержка и инициатива заключаются в том, чтобы чутко улавливать и признавать индивидуальные формы самовыражения учащихся, допускать их, способствовать им;
- важным аспектом для повышения мотивации у детей к занятиям является серьезное восприятие их произведений, творений, окружающими людьми;
- для ограниченных детей характерна потребность в поддержке, поощрении, что помогает им полнее осознать свою значимость, ощутить радость, удовольствие от похвалы;
- путем ненавязчивых корректировок действий учащихся в процессе создания какого-либо произведения (поделки, рисунка и т.п.), педагоги могут способствовать созданию у ребенка с ОВЗ представления о собственной самостоятельности в деятельности, тем самым помогая детям приобрести чувство свободы в творчестве, уверенности в своих способностях;
- в отличие от традиционных форм обучения учащихся с ОВЗ, формы
досуговой деятельности предоставляют хорошую возможность взаимодействия детей с ограничениями и нормально развивающихся сверстников;
- однако совместным действиям должна предшествовать пропепевдическая работа, которая подготовила бы детей к восприятию друг друга;
- одним из результатов интеграции детейс ОВЗ в подобные деятельностные группы является повышение мотивации к занятиям дополнительного образования – обучению досуговой деятельности, так как учащиеся на деле осознают свои возможности быть на равных с ребятами из массовых школ.
Здесь уместно будет процитировать замечание, высказанное на рубеже XIX-XX столетий психиатром Хансом Принцхорном относительно творчества пациентов психиатрических лечебниц:
«Произведение вытекает не из здоровья, не из болезни, а из изобразительной силытворящего, которая коренится в личности, независимо от того, здорова она или больна»;
- нет никаких оснований думать, что среди детей с ограничениями (даже умственными) нет художественно одаренных личностей;
- необходимость создания условий для организации благотворительных выставок - продаж творческих работ учащихся с ограничениями. Общественности нужно указать на их произведения;
- удавшиеся и положительно принятые общественностью презентации творческих работ учащихся с ОВЗ легче всего могут убедить окружающих способствовать дальнейшей художественной активности детей, чьи работы они увидели, оказывать помощь в создании благоприятных условий, материальной базы для их досуговой деятельности в образовательном учреждении.
Это необходимо для межличностного взаимодействия наших учащихся и их успешной социальной адаптации в современном гражданском обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка с ОВЗ, которая обеспечит воспитание свободной личности в любой момент их деятельности. Наиболее продуктивно это осуществляется в свободное от обучения время.
В нашем ОУ время, отводимое на внеурочную деятельность, используются с учетом желания учащихся и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований и т.д. Посещая кружки и секции, например, городскую СЮТ, учащиеся хорошо адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях педагоги стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в их духовном развитии.
Необходимыми элементами досуговой деятельности являются коллективно-творческие дела, массовые мероприятия. Праздники школьного календаря, ключевые общешкольные дела, тематические вечера, творческие и познавательные игры и другие воспитательные мероприятия стали традиционными в нашем ОУ. Они создают особую воспитательную среду для учащихся: это и отдых для школьника, и свободное общение со сверстниками и педагогами, и развитие способностей и интересов.
Любой школьный праздник, коллективное дело основываются и на восприятии, и на активном действии, связанном с самыми различными формами самовыражения детей с интеллектуальной недостаточностью. Каждый может проявить себя и как исполнитель, и как организатор. Развиваются способности, формируются организаторские навыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.
Характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение младших школьников со старшими, педагогов, учащихся и родителей. Коллективные школьные дела становятся событиями не только для учащихся и педагогов, но и для родителей, а очень часто и для жителей окружающего социума. Праздники и совместные дела приносят радость, создают настроение, остаются в памяти каждого ребёнка.
Общешкольными, традиционными делами стали, например, осенние и новогодние праздники народного календаря, КТД. Без них невозможно представить нашу школьную жизнь. Сколько творчества, выдумки, души вкладывают в разработку сценария, в подготовку коллективных дел взрослые и дети. Творческое следование древнему принципу «Развлекая, поучать» - вот где поистине волшебное зерно, из которого вырастает успех. Массовый праздник сближает, объединяет людей: мы вместе, мы рядом, нам хорошо и интересно.
Для привлечения ребят к организованному досугу в школе созданы и успешно работают кружки, факультативы, спортивные секции по интересам. Они способны заполнить свободное время интересными видами деятельности, удовлетворить запросы каждого ребёнка, приобщить детей и родителей к совместной творческой деятельности. Для этого нашими педагогами используются следующие эффективные формы досуговой работы по направлениям воспитания:
1.Основы социализации:
- Классные часы, воспитательные беседы по основам социализации;
- Встречи с представителями ОВД, ИПДН;
- Работа школьного совета профилактики;
- Школьная служба социальной помощи обучающимся, воспитанникам.
2. Спортивно-оздоровительное направление:
- Динамичные формы внеклассной работы: организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
- Проведение бесед по охране здоровья;
- Применение на уроках и внеклассных мероприятиях игровых моментов, физкультминуток;
- Участие в городских и областных спортивных соревнованиях;
- Здоровое питание;
- Выступления школьной постоянно действующей агитбригады «Мы за здоровый образ жизни!».
3. Художественно-эстетическое направление:
- Организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
- Проведение тематических классных часов и воспитательных бесед по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
- Работа кружков;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.
4. Научно – познавательное направление:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, викторины, экскурсии и др.;
- Работа клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?»;
- Факультативные занятия по информатике.
5. Гражданско-патриотическое направление:
- Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, тружениками тыла, «Уроки мужества», конкурысы инсценированной военно- патриотической песни;
- Выставки рисунков;
- Выпуск школьных стенгазет;
- Тематические классные часы и воспитательные беседы;
- Оказание помощи ветеранам ВОВ и труженикам тыла;
- Конкурсы рисунков;
- Конкурсы чтецов.
6. Общественно-полезная деятельность:
- Проведение субботников;
- Работа на пришкольном участке;
- Дежурство по школе, общежитию, по школьной столовой;
- Озеленение школьной территории, разведение комнатных растений;
- Мелкий ремонт школьной мебели, одежды, зданий и сооружений.
7. Игровая деятельность:
- Подвижные игры на свежем воздухе в рамках охранительного педагогического режима;
- Настольные игры;
- Сюжетно – ролевые игры.
Сформировать мировоззрение, четкую жизненную позицию, социальный интеллект учащегося силами одной школы невозможно. Необходимо учитывать влияние на воспитание детей различных социальных институтов. Для решения данной проблемы необходимо и важно развивать социальное партнерство– это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Используя круг социальных партнёров, наша школа-интернат ориентируется на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов.
Партнёрство школы должно носить многосторонний, социально обусловленный характер, включает управление совместной деятельностью заинтересованных субъектов социального воспитания и обучения детей: родителей, педагогов дополнительного образования, представителей учреждений культуры, здравоохранения, спорта, государственных и негосударственных структур, субъектов хозяйствования.
Включенность ребёнка в социальную деятельность обусловлена стремлением быть в обществе других людей и быть индивидуальностью, основанном на мотивах познания, самоутверждения, сотрудничества.
Работа с социумом проводится с целью совершенствования содержательной деятельности школы, создания условий для развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и воспитанников, реализации их возможностей с учётом их интересов, совершенствования профилактической работы с воспитанниками «группы риска».
Информационное обеспечение внеклассной работы и досуговой деятельности В ГКОУ школе-интернате VIII вида №11 г.Гуково осуществляется по следующим направлениям:
- Разработка положений, рекомендаций воспитателям, классным руководителям по оформлению планов, отчетной документации и проведению занятий и мероприятий в системе досуговой деятельности с детьми разновозрастных групп.
- Разработка и реализация диагностического материала для оценки сформированности жизненно важных компетентностей обучающихся, воспитанников с учетом требований нового образовательного стандарта в досуговой деятельности.
- Пополнение фонда методической литературы, учебно-методических и наглядных пособий в системе организации досуга детей.
- Мониторинг сформированности ключевых компетентностей, уровня воспитанности обучающихся разновозрастных групп в рамках досуговой деятельности.
Использованная литература:
1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. – М. 2012.
2. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10-17.
3. Белюшкина И.Б., Витковская Ю.Н. и др. Театр, где играют дети. – М. : Гуманит. изд-во Владос, 2001.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983 – 368 с., ил.
5. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».
В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....
Игровые технологии как средство успешной социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Учебно-методический материал представлен в виде реферата об испльзовании игровых технологий во внеурочной работе с детьми в коррекционной школе VIII вида...
Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации личности.
Внимание к проблеме - социализации подростков с ОВЗ через организацию культурно-досуговой деятельности отражён в научном анализе теории и практики подростковой куль...
Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по экологическому воспитанию»
В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительнос...
Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»
На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...
Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации воспитанников группы "Особый ребёнок" школы-интерната VIII вида.
Данная статья включает в себя теоретические и практические аспекты внеклассной работы и досуговой деятельности, способствующие активизации процесса социализации и социокультурной реабилитации во...
Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».
Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...