"Наставничество как механизм социализации трудного подростка"
презентация к уроку
Презентация, итоговая работа на курсах ИРОСО "Наставничество как механизм социализации трудного подростка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_novoselova_ds.ppt | 639.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики. Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Цель: Программа наставничества направлена на достижение следующей цели: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших специалистов, проживающих на территории РФ.
Задачи: Адаптировать молодых и вновь прибывших специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций с целью закрепления их в образовательной организации. 2)Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения. 3)Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения младших школьников. 4)Ежегодно отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога на основании рефлексивного анализа ИППР и качества обучения школьников через сформированный отчёт Дневника. ру. 5)Оценить результаты программы и ее эффективность.
Срок реализации программы: Данная программа наставничества рассчитана на 1 год. Это связано с тем, что план кафедры учителей начальных классов составляется на год, в котором назначаются наставники для молодых и новых специалистов, а так же по причине того, что через год может поменяться кадровый состав кафедры или руководитель кафедры, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности. Начало реализации программы наставничества с 1.09.2020 г., срок окончания 1.09 2021 года.
Формы и технологии : Основной формой наставничества данной программы является «учитель-учитель». Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку. Технологии, которые будут применяться в данной программе на 2020 – 2021 учебный год, подобраны исходя из практики работы опытных учителей с наставниками, с учётом нехватки времени наставников и в связи со сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе и стране. Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное, тьюторство, медиация, проектная.
Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов. Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя: ● администрация организации - участников; ● наставники - участники программы; ● педагог-психолог, социальный педагог. Куратором программы наставничества является руководитель кафедры учителей начальных классов.
III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 3.1 Организация контроля и оценки Контролировать и оценивать работу наставляемых, наставников и всей программы в целом будет руководитель кафедры. Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля. Текущий контроль будет происходить 1 раз в четверть по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчёта по форме, на заседании кафедры, как один из рассматриваемых вопросов, а так же на совещании при директоре. Итоговый контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании кафедры начального образования на основании таблицы результативности программы наставничества за истёкший год, а так же рефлексивного самоанализа наставляемых реализации ИППР.
IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА УЧЕБНЫЙ ГОД Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги - наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Среди оцениваемых результатов: ● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; ● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе / образовательной организации; 30 ● качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах; ● сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами; ● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
План реализации мероприятий программы наставничества на 2020/21учебный год
№ п/п Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации Сроки проведения Ответственные -Представление молодых педагогов, заполнение информационной карты.-Беседа: Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы.-Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы.-Требования к оформлению школьной документации.-Закрепление за молодыми специалистами наставников.-Определение темы по самообразованию.-Практические занятия: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление рабочих программ, знакомство с УМК, методической литературой, поурочное планирование); Изучение инструкций: Как вести классный журнал, личные дела обучающихся; Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей. август-сентябрь Директор школы, зам. директора по УВР, руководитель МО,наставники -Организация работы наставников.-Торжественное чествование новых специалистов на мероприятии «День учителя».-Составление плана работы молодого специалиста.-Выявление профессиональных затруднений в работе на начало года.-Семинар классных руководителей-Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов сентябрь - октябрь Зам. директора по УВР, руководитель МО,наставники -Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока.-Занятие: Работа с школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти; Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся.-Занятие: Современный урок и его организация.-Практикум: Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. ноябрь Зам. директора по УВР, руководитель МО,наставники -Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности.-Тренинг: Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций; Посещение молодым специалистом уроков учителя – наставника.-Круглый стол «Основные проблемы начинающего педагога» декабрь Зам. директора по УВР, руководитель МО,наставники -Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся.-Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда.-Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания».-Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов. январь Зам. директора по УВР, руководитель МО,НаставникиПедагог-психолог -Занятие: Формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к ВПР и комплексным работам.-Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы.-Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.-Посещение открытого урока молодого учителя-коллеги с целью знакомства с опытом работы. Анализ и самоанализ урока.-Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе" февраль Зам. директора по УВР, руководитель МО,наставники -Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё.-Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее).-Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.-Круглый стол «Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе» (встреча с педагогами-новаторами).-Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов. март Зам. директора по УВР, руководитель МО,наставники -Неделя молодого педагога.-Практическое занятие: Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры).-Участие молодого специалиста в заседании кафедры (выступление по теме самообразования).-Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с родителями. апрель Зам. директора по УВР, руководитель МО,наставники -Подготовка методических рекомендаций в помощь молодому специалисту.-Посещение и взаимопосещение уроков-Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами В течение года Зам. директора по УВР, руководитель МО,наставники -Оказание социально-психологической помощи молодым педагогам В течение года Социально-психологическая служба -Знакомство с новинками методической литературы и ЭОР ежемесячно Зав. Библиотекойруководитель МО,наставники -Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя.-Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе.-Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником.-Анализ и самоанализ результатов работы всех участников программы наставничества.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская организация как механизм социализации сельских школьников
Стремление к единению - естественная потребность детей и подростков. Объединяясь, они самоутверждаются, самосовершенствуются, самореализуются как личности. ...
КАДЕТСКИЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ КАК АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ
Статья напечатана в Журнале Уральского Государственного Гуманитарного Университета в разделе "Проблемы современного образования". Выпуск №3 2007 г....
ОПТИМИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Словарь С.И.Ожегова дает такое определение нравственности: «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения в социуме». Общество су...
Творческая работа «Социализация – сущность и этапы. Механизмы социализации.»
Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемы...
"Развитие адаптационных механизмов личности трудного подростка"
Тематический план коррекционно-развивающих занятий в 5 - 8 классе ОСШИ.Цель: помочь учащимся лучше познать себя и раскрыть свои возможности.Задачи: 1. Раскрытие личностных особенностей учащихся......
Особенности социализации трудного подростка.
« Трудный ребенок — несчас...
Детская субкультура, как механизм социализации детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья по теме социализации детей в условиях социально - реабилитационного центра....