Особенности социализации трудного подростка.
статья по психологии на тему

Ленина Елена Анатольевна

                                                 « Трудный ребенок — несчастливый ребенок.

                                                  Он находится в состоянии войны с самим

                                                  собой, а, следовательно, и со всем миром.»

Александр Сазерленд Нилл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lenina_e.a._statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Ленина,

педагог дополнительного образования

МОУ «Архангельская средняя общеобразовательная школа», д.Шелоховская

 

Особенности социализации трудного подростка.

                                                 « Трудный ребенок — несчастливый ребенок.

                                                  Он находится в состоянии войны с самим

                                                  собой, а, следовательно, и со всем миром.»

Александр Сазерленд Нилл.

 

  В современной России чрезвычайно актуальна проблема социализации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это обусловлено, в первую очередь, социально – экономическим кризисом последних десятилетий, значительно повлиявшим на положение подрастающего поколения и повлекшим негативные явления в таких значимых для развития подростка сферах, как семья, образование, досуг, здоровье. В настоящее время сохраняется тенденция роста числа заболеваний, смертности, самоубийств подростков, злоупотребления психоактивными веществами; по – прежнему актуальны проблемы безработицы, бедности, социального сиротства, проблемы досуга и качественного образования. Эти и другие проблемы могут стать причиной трудной ситуации в жизни ребенка или усугубить ее. [3, с.34]

В результате  социально - экономического кризиса появилось довольно много детей, которых можно отнести к категории трудных. Эти дети имеют множество проблем в учебе, в общении со взрослыми и сверстниками. В подростковом возрасте трудности обучения и воспитания таких детей проявляются особенно сильно в связи с кризисом переходного возраста. Педагогу очень важно знать причины, которые приводят к трудновоспитуемости, а также особенности социализации трудных подростков для того, чтобы правильно оказывать воспитательное воздействие на них с целью коррекции их поведения, а также для того, чтобы конструктивно выстраивать отношения с семьей подростка, проводить разъяснительную и просветительскую работу. В трудной ситуации оказываются не только подростки, но и семья ребенка, которым необходима поддержка и внимание со стороны опытного педагога.

 Проблему трудновоспитуемости рассматривали в своих работах А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Н. Сорока-Росинский, Э.Г. Костяшкин, Ю.П. Азаров, В. Леви. Значительный вклад в разработку проблемы внесли такие педагоги и психологи, как А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская, И.А. Невский, Л.М. Злобин. В. А. Сухомлинский занимался исследованием причин, способствующих появлению трудновоспитуемости. А. С. Макаренко работал с трудными детьми, изучая их личностные особенности и способы влияния на поведение данной категории детей.

      Особый вклад в изучение трудновоспитуемых детей внесли также психологи Л. С. Славина, Г. Г. Аракелов. Они отнесли к категории трудновоспитуемых неуспевающих и недисциплинированных детей.

      В настоящее время внимание проблемами «трудных» подростков в рамках социально-педагогической деятельности занимаются  Мудрик А.В., Бочарова В.Г., Василькова Ю.В. и др.

На протяжении всего развития отечественной школы представления о трудновоспитуемости детей постоянно меняются, поскольку появляются новые причины, меняются сущность, содержание, основные признаки данного явления.

Личность ребёнка не всегда формируется по восходящей линии. В силу различных причин, почему-то не поддающихся контролю, в её становлении наблюдаются отклонения. Такая ситуация объясняется действием многих причин как внутренних, так и внешних, которые осложняют развитие личности и отношения со взрослыми. Кроме трудностей взросления сказываются ошибки семейного и школьного воспитания.

  Понятие “трудный” ребенок  очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык. В характеристике этих детей можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических). Им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.[1]

 По мнению профессора А. А. Ефимовой,  термин трудновоспитуемость означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости  чаще всего  - отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д.,  и как тревожный результат — трудные дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении. Неверно приравнивать их к категории педагогически запущенных учащихся. Педагогическая запущенность — это причина, а не характеристика личности ребенка. [2, с. 7]

Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания. Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель, в аморальности подростка винят улицу.[4, с.110] Семья самоустраняется от процесса воспитания. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.

  Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

   В подростковом возрасте неправильное поведение рождено не только отставанием в психическом развитии, но и ограниченным жизненным опытом. Отрицательные свойства формируются также на основе неправильного отношения к труду. Подросток избегает труда – возникает увертливость, а потом и лживость, стремление жить за чужой счет.

Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность психологов, родителей и педагогов -  создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитывать гражданина-патриота, формировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитывать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развивать творческие способности, организовывать интересный и плодотворный досуг [ 5 ]

    У большинства трудных детей отсутствуют желание учиться, мотивация на учебу в целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что сопровождается большими пробелами в знаниях.  Усвоение программного материала по различным предметам вызывает затруднения у большинства трудных подростков в связи со слабым развитием мышления и памяти, отсутствием навыков учебной деятельности.

   Известно, что неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей (равнодушие к людям, лицемерие, грубость,   нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи) создают ту неблагоприятную ситуацию социального развития подростка. Положение подростков в неблагополучных семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основной метод наказания подростков, дополняющий оскорбления, брань и угрозы, - телесные наказания. И, как следствие, подросток сбегает из дома, а отсюда и рост беспризорности, и проявления жестокости, и суицид среди подростков.

   Следует отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, мелких правонарушениях, но и в таких социальных пороках, как курение и алкоголизм.

   Стихийно складывающиеся нормы могут существенно искажать протекание процесса социализации, приводя к социально дезадаптированному поведению. Однако, как ни важны в подростковом и юношеском возрасте товарищеские отношения и чувство «принадлежности», групповые контакты обычно предполагают соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все   его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием товарищеских отношений старший школьный возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

   На помощь подростку должны прийти организации дополнительного образования, досугового центра, спортивные организации. Организовать досуг для трудных подростков, занятия их по интересам в кружках, секциях, клубах. Привлечь подростков к участию в праздниках, школьных спектаклях и мероприятиях.

   Таким образом, социализация трудного подростка проходит сложно и неоднозначно. Ему нелегко учиться и общаться со сверстниками, возникают проблемы в общении с родителями и учителями. Задача школы и семьи -   помочь подростку пройти процесс социализации наименее болезненно, объединив усилия по созданию условий для развития увлечений ребенка, организовав его свободное время (кружки, секции, школьные и внешкольные мероприятия). Ребенок в любом возрасте должен чувствовать себя любимым, значимым, защищенным, полезным, тогда процесс социализации пройдет более спокойно и плодотворно.

Список литературы

  1. Долганина, В.В. Особенности работы психолога с трудными подростками/ В.В. Долганина[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedagog.pspu.ru
  2. Ефимова, А.А. Трудные дети/ А.А. Ефимова// Здоровье. – 2009. - № 2. – С. 7 – 9.
  3. Киржой, Е.В. Особенности процесса социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации: методический материал/ Е.В. Киржой// Воспитание шк. – 2012. № 6. – (Социальному педагогу). – С. 34 – 39.
  4.  Кочетов, А.И. Организация самовоспитания школьников/ А.И. Кочетов. – Минск. Народная асвета. – 1990. – 207 с.
  5. Социализация подростка глазами школьного психолога [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www. uchportal. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционно–развивающей работы с "трудными" подростками (методические рекомендации)

В данном материале даны рекомендации, которые помогут организовать корекционно-развивающую работу с подростками, имеющими девиантное поведение....

КАДЕТСКИЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ КАК АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ

Статья напечатана в Журнале Уральского Государственного Гуманитарного Университета в разделе "Проблемы современного образования". Выпуск №3 2007 г....

Статья по теме: "Особенности социализации современного подростка"

В данной статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у школьников  и обосновывается ее актуальность, а также представлены результаты исследования данной п...

"Наставничество как механизм социализации трудного подростка"

Презентация, итоговая работа на курсах ИРОСО "Наставничество как механизм социализации трудного подростка"...

Особенности воспитания "Трудных" подростков

Методический комплекс с видеоресурсом в гиперссылкахhttps://disk.yandex.ru/d/TNuZWjURrfYeuw...