Методическая разработка профилактического занятия: "Конфликт и пути его разрешения"
план-конспект
Профилактическое занятие для обучающихся 5-6 класса, направленное на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 798.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 49
Приморского района Санкт-Петербурга
План-конспект профилактического занятия:
«Конфликт и пути его разрешения»
Составитель:
Касаткина Татьяна Александровна
Социальный педагог
Санкт-Петербург
2017-2018 уч. год
Пояснительная записка
Человек по природе своей социален. С первых дней существования он включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Этот процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта носит название социализация. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относится школа.
Как и для любого социального института, для школы характерны разнообразные конфликты. Конфликты сопровождают человека на протяжении всей жизни и касаются различных ее сторон. Конфликты болезненно переживаются всеми участниками, часто являются причиной стрессов, разрыва отношений, могут вызвать различные психосоматические заболевания, депрессию, породить разного рода комплексы. Последствия неразрешенных в детстве конфликтов сказываются на всей дальнейшей жизни, являются источником многих трудностей и проблем взрослого человека.
Конфликты в школе имеют специфические особенности:
- всегда задействованы дети;
- последствия конфликта непосредственно отражаются на их личностном развитии, а зачастую и на дальнейшей судьбе выпускников школы;
- сталкиваются интересы, ценности, идеи, функционально-ролевые позиции представителей разных социальных групп;
- основная роль в разрешении конфликта отводится учителю или администрации;
- в конфликт обычно вовлекается достаточно большое число участников, которое в случае затягивания конфликта постоянно растет.
Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Поэтому представляется важным и актуальным развитие умений по разрешению и профилактике конфликтов в школьной среде, особенно в младшем школьном возрасте.
Цель занятия: профилактика конфликтности у обучающихся 5-6 класса, формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов
Задачи занятия:
- продемонстрировать обучающимся, какие способы решения конфликтов они используют в процессе общения;
- познакомить обучающихся с понятием конфликт;
- сформировать представление о видах конфликтов и причинах их возникновения;
- познакомить обучающихся со способами разрешения конфликтов, формирование регулятивных УУД: самооценка своего поведения в конфликте и планирование своих действий при решении разных видов конфликтов
- формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов и коммуникативных УУД: участие в диалоге со сверстниками, соблюдение норм речевого взаимодействия, сотрудничество с одноклассниками при групповой работе
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Деятельность обучающихся | Деятельность педагога | Условия проведения |
Организационный | Приветствуют педагога, выполняют упражнение | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания | Упражнение «Рукопожатие или поклон» |
Мотивационный | Слушают поговорки пословицы, вместе с педагогом формулируют тему занятия | Педагог зачитывает пословицы и поговорки про конфликт, ссоры, совместно с обучающимися формулирует тему занятия, его цель. Мотивация учебной деятельности детей. | Пословицы поговорки и на тему: «Конфликт» |
Основной | Участвуют парами в проведении упражнения. Смотрят мультфильм. Участвуют в обсуждении. Слушают объяснения педагога, задают вопросы, комментируют. Участвуют в групповом обсуждении, выполняя упражнение «Конфликтный эскалатор» | Педагог проводит упражнение «Встреча на узком мостике». Проводит обсуждение результатов. Показывает мультфильм «Мост» Информационный блок. Педагог рассказывает обучающимися о том, что такое конфликт, какие бывают конфликты, способы разрешения конфликтов. По ходу объяснения проводит упражнение «Конфликтный эскалатор» | Упражнение «Встреча на узком мостике» Листы бумаги для мостика Мультфильм «Мост» Мультимедийная презентация Флипчарт или доска, маркеры |
Рефлексивный | Оценивают занятие, распределяя свои цветы по вазам Прощаются с педагогом | Подводит итоги занятия, проводит рефлексию. Просит обучающихся оценить значимость занятия и полученных знаний. Педагог благодарит детей за работу, прощается с ними. | Рисунок трех разных ваз, бумажные цветы (оригами) разных цветов для детей |
Упражнение "Рукопожатие или поклон"
Цель: настрой на работу, воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу.
Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.
Педагог рассказывает детям о жестах приветствия, принятых у разных народов. И просит попробовать использовать их. Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.
Варианты приветствия:
- пожатие руки (Россия);
- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
- взгляд в глаза, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
Список пословиц про ссоры и конфликт разных стран:
- Худой мир лучше доброй ссоры
- На сердитых воду возят
- Всякая ссора красна миром
- Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит
- Ссора как искра к огню приводит
- Не страшны ссоры, где мирятся скоро (Русские пословицы)
- Когда двое ссорятся, радуется третий (Немецкая пословица)
- Когда любовь остывает, согревает ссора (Болгарская пословица)
- Кого сдружила выгода, те ссориться будут век (Азербайджанская пословица)
- У любой тучи есть светлый край. (Английская пословица)
- Миролюбивый человек ни с кем не поссорится (Армянская пословица)
- Кто ветер посеет, бурю пожнет (Грузинская пословица)
- Аппетит приходит с первым куском, а ссора с первым словом (арабская пословица)
Упражнение-разминка «Встреча на узком мостике»
Цель проведения: обратить внимание обучающихся, на то, какие способы разрешения конфликтов они используют в процессе общения.
Упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.
Двое участников становятся на линии, проведенной на полу, лицом друг к другу так, чтобы между ними было расстояние около 3 м. Педагог объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом.
При обсуждении педагог задает следующие вопросы:
- Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения?
- Что помогало, а что мешало успешно выполнить его?
- Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?
Педагог подводит обучающихся к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто прежде всего старался помочь партнеру.
Информационный блок
Педагог рассказывает детям о понятии конфликт, о причинах его возникновения, о видах конфликтов и путях их разрешения. В рассказе опирается на презентацию.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Формы поведения в конфликте
Противоборство: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такое поведение оправданно, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает наше достоинство и достоинство наших близких, подвергает риску благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить человеку репутацию скандалиста и неприятного человека.
Уступчивость: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого человека. Можно возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, мама не любит ту музыку, которую вы слушаете. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего вас человека? Попробуйте уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.
Компромисс: это соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, можно договориться с родителями, что можешь прийти домой с прогулки на час позже при условии, что заранее сделаешь уроки, приберешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.
Уклонение: при этом способе решения вы делаете вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует выдержки. Однако этим способом можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет особого значения. Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, эмоции, которые мы чувствуем в конфликте, но не проговариваем, могут негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.
Сотрудничество: при этом способе мы рассматриваем своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаемся встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с нами, извлечь максимальную пользу из его возражений.
Упражнение «Конфликтный эскалатор»
Цель: способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов.
Педагог отмечает, что спор часто выходит из-под контроля (как на эскалаторе, став на который, вы уже не сможете сойти с него).
Рисует на доске конфликтный эскалатор. Предлагает кому-нибудь предложить фразу, с которой обычно начинается спор. Пишет её на ступеньке в середине лестницы. Затем спрашивает, какой типичный ответ последует за ней, и какой фразой на неё ответят. Записывает ответы детей на нескольких ступеньках, показывая при этом, как спор становится все напряженней.
После педагог просит детей предложить, как можно заставить двигаться эскалатор в обратную сторону. Записывает предложенные варианты ответов на нижних ступеньках.
Рефлексия
Перед вами на рисунке три вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос: «Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?»
- Интересно, полезно
- Сложно, но интересно
- Бесполезно, безразлично
Литература
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология : учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 551 с.
2. Белкин, А.С. Педагогическая конфликтология : учеб.пособие / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, И.С. Зимина. – Екатеринбург: «ГЛАГОЛЬ», 1995. – 96 с.
3. Грецов, А.Г. Психологические тренинги с подростками. – СПб.: Питер, 2008. – 368с.
4. Журавлев, В.И. Основы педагогического конфликта [Текст] / В.И. Журавлев. – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство». 1995. – 184 с.
5. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
6. Левин К. Разрешение социального конфликта / Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2000. – 210 с. Серия: Классики современной психологии.
7. Мелетичев, В.В. Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение: учеб.пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 122 с.
8.Микляева, А.В., Румянцева, П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
9. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Текст]: учебник для вузов / Н.Б. Самоукина. – М. : Новая школа, 1995. – 144 с.
10. Темина, С.Ю. Конфликты в школе. Или «Школа конфликтов?» (Введение в конфликтологию образования). Москва – Воронеж, 2002. – 144 с.
11. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. – 541 с.
12. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/07/picture-263812-1375898433.jpg)
Методическая разработка мастер - класса для педагогов «Пути выхода из стрессовых ситуаций»
Цель работы: повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение имеющихся знаний по охране здоровья.Задачи: сориентировать участников на изучение психолого-педагогических основ, необходимы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-546309-1417968833.jpg)
Методическая разработка конспекта занятия по теме "Путь истины"
Цель игры: формирование толерантного отношения восьмиклассников Гимназии искусств к своим товарищам через коллективное обсуждение поставленной проблемы (по выбору воспитанников) в ходе технологической...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/20/picture-625660-1429544881.jpg)
Методическая разработка профилактического занятия для учащихся "О вреде алкоголя"
Методическая разработка профилактического занятия для учащихся "О вреде алкоголя"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/03/picture-592396-1585943060.jpg)
Методическая разработка профилактического воспитательного мероприятия «Осенние забавы» 2017 год
Методическая разработка профилактического воспитательного мероприятия «Осенние забавы» направленное на укрепление здоровья детей (с целью популяризации здорового образа жизни) ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/06/picture-1247109-1588753065.jpg)
методическая разработка профилактического занятия "курить - здоровью вредить".
Методическая разработка профилактического занятия «Курить – здоровью вредить» направлена на воспитание у подростков 8 – 11 классов осознанного негативного отношения к вре...
Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"
Методическая разработка "Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов"...
Методическая разработка профилактического мероприятия «Сделай свой выбор»
Мероприятте по профилактике употребления табачной и никотиносодержащей продукции...