Взаимодействие социального педагога с семьей группы риска
методическая разработка
Данная методическая разработка будет полезна педагогам и специалистам, работающим с семьями группы риска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие социального педагога с семьей группы риска
Деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в образовательном учреждении характеризуется разнообразием направлений. И это уже всеми не раз отмечалось.
Социально-психологическая служба школы, при ее наличии, создает условия, прежде всего ребенку, для его успешного развития и самораскрытия путем оказания разносторонней помощи, и поддержки. Система же самоуправления образовательного учреждения оказывает в этом решающее воздействие на подростка, так как сам подросток получает подпитку своим позитивным и негативным качествам как со стороны педагогов, так и со стороны сверстников.
Существует определенный алгоритм помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. С учетом изменений и дополнений совместные действия различных ведомств и служб помощи семье и детям могут выглядеть следующим образом:
Если семья характеризуется недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей, можно сформулировать основные виды помощи семье и детям, выраженные в наблюдении и консультации учителя, психолога, социального педагога; проведение семинаров, бесед на темы воспитания; вовлечение детей в кружки, студии, центры; постановка на учет в КДН, к психиатру, наркологу.
Если в семье отмечается жестокое обращение с ребенком, то в работе с данной семье привлекаются, учителя, психологи, социальные педагоги, юристы. Семье оказывается психотерапевтическая помощь, консультации вышеуказанных специалистов, родители привлекаются к работе семинаров, с ними проводятся беседы о воспитании в семье.
Если в семье один или оба родителя алкоголики, то за данной семьей устанавливается наблюдение и осуществляется социально-педагогический патронаж; специалистами оказывается психиатрическая, наркологическая помощь. С ребенком проводятся дополнительные занятия по оказанию помощи в учебе, подросток вовлекается в систему дополнительного образования.
В неполной семье возможен вариант привлечения ближайших родственников к воспитанию ребенка; привлечение родителей семьи к занятиям родительской группы; вовлечение ребенка в разнообразные кружки, секций; проведение родительского лектория по обучению одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя.
Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь, педагогически несостоятельные требуют вовлечения учителем подростка в систему дополнительного образования; консультацию психолога образовательного учреждения и социального педагога; индивидуальную работу как с родителями, так и с ребенком; возбуждение образовательным учреждением ходатайства о лишении опекуном прав на опеку; направлении ребенка на ПМПК.
В любом случае требуется координация действий всех ведомств и служб по защите интересов детей.
Семья может получить помощь в следующих учреждениях: школа, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОДН, социальный приют для детей и подростков, органы социальной защиты, психолого-медико-педагогический консилиум.
На семьи группы риска и подростка составляется характеристика для взаимодействия с учреждениями и службами помощи семье.
С учетом российского законодательства, устава образовательного учреждения и положения о социально-психологической службе школы, социальным педагогом также были разработаны рекомендации взаимодействия с семьей «группы риска».
Общие рекомендации успешного взаимодействия:
Никогда не предпринимать воспитательных воздействий в плохом настроении.
Четко и ясно определить для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижения действий семьи.
Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в неё, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.
Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
Не показывать, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней, то есть ближайшей.
Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Своеобразным продолжением могут служить разработанные рекомендации по взаимодействию с семьей группы риска и механизм воздействия на нее, представленные в таблице.
Таблица
Рекомендации взаимодействия с различными категориями семей и механизм воздействия.
Тип семьи | Рекомендации | Механизм воздействия |
Конфликтные семьи | Отказаться от намерений ради «красного словца» или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. |
|
Проведение тренингов, консультации по вопросам воспитания и разрешения конфликтов. Использование гуманистических принципов в работе не только с родителями, но и с ребенком. Проведение любых мероприятии с позиции личностной заинтересованности не только педагогов, но и родителей. |
| |
Семьи с недееспособными родителями | Взаимодействие с семьей строится на доверии и оказании социально-педагогической помощи и поддержки. Семье оказывается консультация по вопросам льготного обеспечения, осуществляется патронирование ребенка в семье |
|
Семьи с прямым десоциализирующим влиянием | Применяются общие вышеперечисленные рекомендации. К семье требуется индивидуальный подход с учетом причин неблагополучия. Необходимо взаимодействие с позиции доверия и клиентоцентризма. Данная категория семей легче идет на контакт, если не ощущает на себе «груз нотации» и давление. Требуется детальное изучение семьи и постепенное решение проблем, при условии, что они не угрожают жизни и здоровью ребенка. |
|
Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием | Рекомендации общие для всех типов семей. Строятся на тех же положения, что и взаимодействие с конфликтными семьями. |
|
Асоциально-аморальные семьи. | Взаимодействие с семьей предполагает интеграцию принципов работы с конфликтными семьями и с семьями с прямым десоциализирующим влиянием на ребенка. Отличие заключается в том, что следует учитывать социальный статус семьи, процесс оказания помощи семье более длителен, а результат чаще всего отсрочен во времени. Подход к семье несколько отличается, он более мягкий, строится на доверии и выполнении всех рекомендации, которые семье даются специалистом. |
|
Анализируя современную ситуацию в рассмотренных типах семей, стоит отметить, что наличие фактора «риск» сбрасывать со счетов категорически нельзя. Состояние семьи напрямую зависит от целого ряда параметров: это и материальное благополучие, и моральное удовлетворение, и, наконец, влияние прежнего окружения семьи. Невозможно родителям резко переменить свой, сложившийся месяцами и годами образ жизни от простого получения информации. Необходима социально-психологическая помощь длительного характера при постоянном патронировании семьи всеми службами, занимающимися ее проблемами. Рецидивы возможны, и иногда они более серьезны, тем тот риск, который семья испытывала ранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
"Профилактическая работа социального педагога с семьей "группы риска"
Презентация опыта работы социального педагога с семьями "группы риска"....
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
Работа социального педагога с семьей "группы риска"
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей....
Статья "Работа социального педагога с семьей "группы риска"
1. Психо-педагогическое обоснование проблемы социально-педагогической деятельности с семьей "группы риска"2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с семьей "группы риска"...
Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения
Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...
Взаимодействие социального педагога и семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних группы риска
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются, изменению, развитию. Одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи....