Организация досуга как средство профилактики девиантного поведения подростка
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Китаева Оксана Олеговна

С каждым годом в учебных заведениях среднего образования увеличивается количество детей, которые проявляют поведение, отличное от норм. Такое поведение называют девиантным (отклоняющимся).Организация досуга как средство профилактики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация досуга как средство профилактики девиантного поведения подростка

С каждым годом в учебных заведениях среднего образования увеличивается количество детей, которые проявляют поведение, отличное от норм. Такое поведение называют девиантным (отклоняющимся).

Ученые отмечают, что существует множество причин, по которым дети становятся подвержены девиантному поведению, и каждая причина носит свой конкретный характер. Как правило, дети отличающиеся ненормальным поведением в обществе живут в неблагополучных семьях. Они берут пример с родителей и переносят его на иные социальные связи и взаимоотношения. Однако, данная проблема может возникнуть и в благополучной семье, где родители заняты на работе и не имеют возможности уделять своему ребенку достаточно времени и контролировать его.

В школе ребенок проходит этап вторичной социализации, ему приходится воспринимать совершенно новые нормы и ценности, которые он недополучил в семье. Здесь и появляются трудности: сложность в адаптации к новым условиям, нежелание воспринимать общепринятые нормы и ценности. Также дети, находясь в школе, могут испытывать трудности во взаимоотношениях с преподавателями и сверстниками, поскольку они отличаются от других.

Отличия могут быть следующие:

- физическое состояние ребенка;

- психологическая нестабильность;

- интеллектуальные способности (ребенок или отстает в развитии от своих сверстников, или наоборот обгоняет их, поэтому становится изгоем).

В подростковом возрасте дети чаще всего начинают опробовать различные формы девиантного поведения – употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, табачных изделий. Все это делается скорее для того, чтобы продемонстрировать своим сверстникам, что подросток может позволить себе такое поведение, а значит он «круче» и «более продвинутый», чем все остальные. Как результат – временный авторитет в глазах одноклассников, который довольно быстро угасает, поскольку вредные привычки не всегда могут сделать человека популярным, но зато могут навредить его здоровью, как психическому, так и физическому.

В школе очень важную роль занимает работа с проблемными детьми, которые проявляют отклоняющееся поведение. Во-первых, это обязательные беседы с классным руководителем, который наблюдает за ребенком на протяжение всего его учебного процесса. От педагога зависит состояние ребенка, его настроение как по отношению к обучению, так и в отношении коллег по учебному процессу (одноклассников и учителей). Во-вторых, беседа с родителями в присутствии школьного психолога. Психолог также проводит беседы с детьми девиантного поведения, выявляет основные причины и предлагает возможные варианты по разрешению поставленной проблемы. Социальный педагог ведет работу по созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению.

Одной из важнейших проблем детей подросткового возраста является использование свободного времени вне школы. Наличие неорганизованного свободного времени и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам и формированию у них девиантного поведения. Важной задачей профилактики является правильное использование свободного времени. Досуг может стать огромным стимулом для развития личности. В этом заключен его воспитательный потенциал. Однако, свободное время, не организованное должным образом, может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира человека. Содержание досуга многолико, как и многолики человеческие интересы, увлечения. В работе с подростками важно понять и принять их желания, создать благоприятные условия для реализации и творческого воплощения многообразных детских интересов. Определяя форму организации досуга, необходимо, прежде всего, ориентироваться на содержание деятельности детей, их интересы и потребности.

Досуг – это такой вид деятельности, в котором органично сочетаются обучение и воспитание. С одной стороны, он способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеустремленность, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с другими детьми. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит укрепление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, формирование норм поведения в обществе. Ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Полноценно проводимый досуг в большой степени способствует формированию таких качеств характера ребенка, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность. Досуг может стать и важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Таким образом, досуговая деятельность детей должна быть многообразной, включать различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей. Особое внимание должно уделяться созданию условий для свободного выбора видов деятельности подростка. Учитывая важность проблемы организации свободного времени, необходимо:

  • формировать в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха (рисование, ручной труд, спортивные мероприятия);
  • вырабатывать навыки ответственного поведения через занятия коллективным детским творчеством; через развитие трудовых навыков посредством включения в общественно-полезный труд (дежурства по школе, уборка класса, трудовые десанты по уборке территории, личные поручения);
  • развивать творческий потенциал ребенка через организацию конкурсов, познавательных и развлекательных экскурсий, посещение театров, выставок, просмотра научно-популярных фильмов;
  • научить ребенка вести здоровый образ жизни через организацию тематических занятий (по здоровому образу жизни, профилактике употребления табака, алкоголя, психоактивных веществ);
  • воспитывать нравственную личность через беседы и лекции по формированию толерантности, развитию правовой грамотности, эстетическому воспитанию, профилактике правонарушений.

Во время организованного досуга подростки приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

«Включение сельских подростков в художественную деятельность, как средство профилактики девиантного поведения»

Факультет педагогики и психологии детстваКафедра социальной педагогики и социальной работыВыпускная квалификационная работа«Включение сельских подростков в художественную деятельность, как средство пр...

Программа Профилактика девиантного поведения подростков

Программа Профилактика девиантного поведения подростков...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Существующие в стране социальные проблемы - наркомания, агрессивность, бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь подростков от подобного будущего. Актуальность д...