Социальная адаптация выпускников центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
статья (9 класс)

Калашникова-Жукова Лилия Сергеевна

Рассматриваются вопросы социализации в условиях жизни ребенка в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделены факторы негативно влияющие на процесс социализации. Рассматриваются методы для успешной социализации выпускников социозащитных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Л.С Калашникова-Жукова

(Санкт-Петербург)

Рассматриваются вопросы социализации в условиях жизни ребенка в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделены факторы негативно влияющие на процесс социализации. Рассматриваются методы для успешной социализации выпускников социозащитных учреждений.

               Адаптация к социальной среде выпускников центров для детей-сирот

                                и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время адаптация выпускников Центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к социальной среде является очень актуальным вопросом в обществе. Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более для детей, которые остались без попечения своих родителей,  были помещены в Центры, и выросли на полном государственном обеспечении.

Воспитанники социозащитных учреждений имеют «вынужденный» круг общения, коллективное проживание, ограничение свободы выбора и принятия решений, все это затрудняет дальнейшую адаптацию к реальной жизни.

Зачастую судьба выпускников складывается неблагополучно: не могут найти себе работу, попадают в места заключения, начинают увлекаться алкоголем и наркотическими веществами, тем самым порождают «вторичную волну сиротства». Не умея строить семейные отношения и сохранить свою собственную семью, помещают своих детей в те же детские социальные учреждения.

Основной, и пожалуй главной задачей Центров, где проживают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей остается возврат ребенка в биологическую семью или приемную, но, к сожалению, не всегда есть возможность это реализовать. Поэтому сами Центры, и вся система органов профилактики,  ведут работу в оказании содействия выпускникам в их дальнейшем устройстве. Работа в этом направлении ведется с самого начала устройства ребенка в учреждение. Важной составляющей, на данный момент, является обеспечение совместного проживания и воспитания в одном Центре детей, как с ограниченными возможностями здоровья, так и не имеющих нарушений в физическом и психическом развитии. В Центрах создаются условия приближенные к семейным , не только созданием групп по типу квартир, а всем содержанием воспитательной работы, взаимоотношениями, самой атмосферой. Воспитанники проживают в многокомнатных разновозрастных семейных группах, с учетом родственных связей. Детям обеспечена возможность иметь личные вещи в свободном, беспрепятственном доступе, в том числе одежда, игрушки, книги, мобильные телефоны и планшеты и другие вещи. Воспитанники имеют собственные фотоальбомы «Истории жизни», вещи, связывающие их с родителями, родственниками, прошлой жизнью (если при этом не наносится вред ребенку). Дети дошкольного возраста посещают детские дошкольные образовательные учреждения. Школьники обучаются в образовательных учреждениях, согласно выбранному образовательному маршруту. (в общеобразовательных учреждениях и специальных школах компенсирующего вида).

 В Санкт-Петербургском бюджетном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «ЦССВ№10» воспитанники участвуют в мероприятиях и социальных проектах, в рамках сотрудничества с волонтерскими организациями : Санкт-Петербургское региональное общественное движение помощи детям, оставшимся без попечения «Петербургские родители»; СПб ОБФ «Родительский мост»; БФ «Детская православная миссия имени преподобного Серафима Вырицкого»:

- реализуется программа Клуб приемных родителей «Беседка»;

-реализуется духовно-просветительское и патриотическое воспитание;

-реализуется проект «Право выбора»;

- реализуется проект «Значимый взрослый»;

- Реализуется проект «Дети ждут»

 Все эти создаваемые условия способствуют формированию навыков самостоятельной жизни, социальной ответственности , а так же позволяют подготовить их к проживанию вне стен учреждения. Преодолевание социальных, личностных, жилищных и бытовых трудностей является успешной социальной адаптацией выпускников и залогом успеха в различных областях их уже самостоятельной жизни.

Воспитательные системы, и все субъекты профилактики должны обеспечить успешное вхождение выпускников Центров, интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в систему общественных отношений, ввести в систему воспитания целенаправленные действия, которые помогут выпускникам приспособиться к другой социальной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе   основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...

Индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, находящегося в ГБУ Республики Марий Эл "Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

С ребёнком работаем на протяжении всего времени нахождения его в центре, разрабатывается индивидуальный план развития и жизнеустройства ребнка. Учитывается и уровень развития познавательной деятельнос...

Программа "Технология сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их состояния здоровья"

Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется в МОУ «Наш дом» - в соответствии с Постановлением Правительства ...

Памятка выпускнику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Может быть использован как раздаточный материал при выпуске детей из учреждения и в качестве дополнительного материала к открытым занятиям...

Трудности адаптации, социализации и постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают быть одной из самых уязвимых...