Диспут "Художественный фильм Марка Хермана «Мальчик в полосатой пижаме»
методическая разработка (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsuzhdenie_filma_malchik_v_polosatoy_pizhame.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обсуждение художественного фильма Марка Хермана «Мальчик в полосатой пижаме»
Цель: формирование ценностного отношения воспитанников к нравственным категориям «справедливость, порядочность, страх, трусость, дружеские отношения, толерантность».
Задачи:
- пробуждение у школьников интереса к истории Холокоста;
- формирование сочувствия к жертвам массового убийства;
- формирование подлинно гражданского сознания;
- моделирование собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о справедливости, порядочности, милосердия.
- воспитание у школьников стремления противостоять насилию и жестокости в современном мире
Форма: диспут по фильму «Мальчик в полосатой пижаме»
Ход мероприятия
Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети
никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.
И. Бауэр, исследователь Холокоста
I. Оргмомент
II. Мотивация
- На свете существует много видов искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр и поэзия. Эти виды искусства существуют уже многие тысячи лет. Сравнительно недавно среди них появилось и ещё одно – искусство кино. Кино совсем ещё малыш – ему всего чуть больше ста лет! Но этот малыш родился на свет под счастливой звездой – ведь все просто обожают его!
III. Работа с эпиграфом
- Прочитайте слова исследователя Холокоста израильского историка Иегуды Бауэра.
- Объясните значение слова Холокост.
Холокост (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня), наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 – 1945 гг).
- Как вы думаете, почему наш сегодняшний разговор мы начинаем именно с этого высказывания?
- Объясните, как вы его понимаете.
IV. Обсуждение фильма
- Сегодня мы с вами посмотрели художественный фильм «Мальчик в полосатой пижаме», снятый режиссёром Марком Херманом в 2008 году. В фильме раскрывается судьба мальчика, который жил непосредственно рядом с лагерем смерти, он думал, что все, что происходит в лагере - это детская игра, где каждый играет свою роль. История, происходящая во время Второй мировой войны и показанная глазами невинного и ничего не подозревающего о происходящих событиях Бруно, восьмилетнего сына коменданта концентрационного лагеря. Его случайное знакомство и дружба с еврейским мальчиком по другую сторону ограды лагеря, в конечном счете, приводит к самым непредсказуемым и ошеломительным последствиям.
- Приглашаю вас к открытому микрофону и прошу высказать свое мнение, продолжив предложение.
- Я считаю, что этот фильм нужно посмотреть, потому что...
- Я считаю, что этот фильм можно не смотреть, так как...
V. Дискуссия
Вопросы для обсуждения:
- Как воспринимают дети жизнь в концлагере?
- В чем трагичность событий, рассказанных Марком Херманом?
- Могла ли на воле быть дружба между этими двумя мальчиками?
- А что для вас дружба?
Учитель: Мальчик случайно встречает своего ровесника, и эта встреча стала для обоих роковой. Из-за детской наивности Бруно не понимает, почему Шмуль странно одет, огражден проволокой, постоянно работает.
Бруно — ребенок, для него все вокруг кажется игрой, он не замечает что отец его все не такой и «хороший» как кажется, что сестра становится ожесточенной, что учитель, который его учит на дому, на подсознательном уровне «давит» на мальчика.
- Бруно - восемь лет, разве мир может быть плохим для такого возраста?
- Мог ли отец Бруно спасти своего сына? Если мог, почему он этого не сделал?
- Почему Бруно хочет помочь своему другу еврею Шмулю найти отца?
- Что для отца важнее: работа, репутация или семья?
- О какой политике немцев говорится в фильме?
- Как вы думаете, мог бы Бруно простить своего отца?
- Всё ли можно простить?
Наум Коржавин
ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.
Жаль, что дружба не может быть вечной и независимой от обстоятельств. Ведь детскими глазами мир кажется еще более суровым, а они, понимали ли они, за что взрослые так к ним относятся, за что их ненавидят, за что убивают?
VI. Итоги
- Ребята, но ведь все о чем мы сегодня говорили было больше шестидесяти лет назад. Надо ли возвращаться к данной теме? Неужели у нас в современности мало проблем? Терроризм, теракты например…
Учитель: Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. И крах фашизма – самое грозное предупреждение всем, кто и в наши дни проповедует эти опасные идеи, пытается оправдать преступления нацистов и подвергает ревизии итоги Второй мировой войны. Это не только оскорбляет память павших, но и фактически открывает путь для возрождения человеконенавистнических теорий, порождает недоверие во взаимоотношениях между народами.
Работа с терминами
Нацизм – сокращенно от фашистской национал-социалистической партии Германии – одно из названий германского фашизма.
Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.
Лагерь смерти – территории, специально выделенные и оборудованные для массового уничтожения людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с аутентичными материалами. Использование художественного фильма на уроке иностранного языка
Данная работа представляет собой выступление на семинаре-практикуме для учителей иностранного языка. Я рассказываю о том, как мы с учениками 10 класса работали с отрывком из художественного фильма, сн...
Интегрированный урок (литература + английский) по теме «Война и мир» Льва Толстого в экранизациях на основе художественного фильма «Война и мир» (СССР, 1968 г) и "War and Peace" (США, 1956) 18 апреля 2013г.
Урок по литературе в 10 классе по роману "Война и мир" Л.Толстого позволяет не только проанализировать эпизод из романа, но и провести сравнительный анализ данного эпизода в двух экранизациях ро...
Статья на тему: "Развитие устной речи на основе аутентичного художественного фильма"
Предназначена для развития устной речи на уроке английского языка...
презентация "Развитие устной речи на основе отрывка из аутентичного художественного фильма на английском языке"
презентация "Развитие устной речи учащихся на основе отрывка из аутентичного художественного фильма"...
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МЕСТАМ СЪЕМОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Данный материал может быть полезен всем интересующимся историей съемок художественных фильмов в Ростовской области...
Методическое сопровождение к просмотру художественного фильма на английском языке «David Copperfield»(part 2), снятого по одноименному роману Чарльза Диккенса.
Методическое сопровождение к просмотру художественного фильма на английском языке «David Copperfield»(part 2),снятого по одноименному роману Чарльза Диккенса....
Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны "Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста"
Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны«Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста»Цель мероприятия – познакомить с судьбами еврейски...