Анализ работы социального педагога
МБОУ «СШ №19" за 2019-2020 учебный год
- Аналитическая часть
Основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав и законных интересов несовершеннолетних обучающихся, создание благоприятных условий для их развития, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
В своей работе социальный педагог школы |
1. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. |
2. Международным документом - Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. |
3. Международным документом - Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года. |
4. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. 5. Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ. 6. Федеральным Законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». |
7. Федеральным Законом от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 8. Нормативно-правовыми актами муниципального уровня. 9. Концепцией воспитательной системы школы. 10. Уставом школы. 11. Планом работы социального педагога на текущий учебный год. 12. Школьными локальными актами. 13. Должностной инструкцией социального педагога. - организует и осуществляет просветительскую, консультативную деятельность среди обучающихся, родителей и педагогов школы по правовым, организационным, профилактическим вопросам;
- изучает социальные проблемы обучающихся;
- ведет учёт и профилактическую работу с детьми, находящимися в социально опасном положении, и их семьями, и семьями, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях;
- осуществляет социальную защиту детей из «группы риска»;
- поддерживает тесную связь с родителями;
- осуществляет меры по трудоустройству, вовлечению обучающихся «группы риска» в культмассовые, трудовые мероприятия, систему дополнительного образования;
- организует и поддерживает тесную связь с муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города (далее МКДН и ЗП), с УМВД, с органами опеки и попечительства, с при департаментом образования администрации города, с учреждениями социальной защиты населения, с учреждениями дополнительного образования.
|
Цель деятельности социального педагога в школе - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально – педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также социальная защита ребенка в его жизненном пространстве.
|
Основные задачи деятельности социального педагога: |
1) обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, защита несовершеннолетних от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации; |
2) своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; 3) незамедлительное информирование учреждений системы профилактики о нарушении прав и свобод несовершеннолетних, о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; 4) профилактика девиантного поведения обучающихся, социальная адаптация и реабилитация обучающихся группы «социального риска» 5) учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательной организации; 6) организация просветительской деятельности среди обучающихся их родителей (законных представителей); 7) участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; 8) разработка и внедрение в практику работы образовательной организации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; 9) организация межведомственного взаимодействия с субъектами системы профилактики; 10) проведение консультаций с педагогическим составом школы по правовым и организационным вопросам.
Для реализации поставленных задач в 2019-2020 учебном году предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога: 1. диагностическая; 2. прогностическая; 3. посредническая; 4. охранно-защитная; 5. предупредительно-профилактическая; 6. просветительная. Основные направления социально – педагогической деятельности в школе:
|
| - социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса; |
| - выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным обучающимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций; |
| - помощь обучающимся в устранении причин, негативно влияющих на их учебную успеваемость и посещение учебных занятий; |
| - привлечение обучающихся, их родителей (законных представителей), общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций; |
| - распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий; |
| - индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, воспитания детей в семье, конфликтов и т. п.; - профилактика правонарушений обучающихся.
- Организационные вопросы
| В начале учебного года был проведён мониторинг ученического коллектива школы, в ходе которого были составлены списки обучающихся по определённым статусным категориям. Данные были получены путем изучения школьной документации, составления социальных паспортов классных коллективов, собеседования с родителями, обучающимися, через анкетирование, опросы. В результате всей работы был составлен социальный паспорт школы. На основании этой работы был определен следующий круг семей и обучающихся школы: № | Характеристика | 01.09.2019 | 01.06.2020 |
| Общее количество детей | 1256 | 1239 |
| Категории семей |
|
|
| Неполные семьи | 244 | 244 |
| Многодетные | 276 | 302 |
| Малоимущие | 81 | 109 |
| Семьи СОП | 4 | 2 |
| Мигранты | 17 | 17 |
| Семьи коренных малочисленных народов Севера | 10 | 10 |
| Семьи, в которых родители принимали участие в военных действиях (Афганистан, Чеченская республика) | 12 | 12 |
| Семьи, проживающие в СОТы и жилпоселках | 8 | 8 |
| Семьи из п.г.т. Излучинск | 1 | 1 |
| Категории детей |
|
|
| Дети – инвалиды | 5 | 5 |
| Дети с ОВЗ | 4 | 7 |
| Дети-инвалиды с ОВЗ | 3 | 4 |
| Дети, находящиеся на домашнем обучении | 4 | 4 |
| Обучающиеся, состоящие на профилактическом учете в УМВД | 6 | 5 |
| Обучающиеся, в отношении которых организована профилактическая работа | 10 | 8 |
|
|
|
- Профилактическая работа с обучающимися
В целях предупреждения правонарушений, преступлений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения обучающихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности образовательной организации и учреждений системы профилактики в работе по этому направлению был проведен комплекс мероприятий согласно плану. Во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности несовершеннолетних в течение 2019-2020 учебного года проводился ежедневный мониторинг посещаемости учебных занятий обучающимися. В случае пропусков уроков обучающимся поддерживалась тесная связь классных руководителей с родителями и социальным педагогом, и соблюдался следующий алгоритм действий: - педагоги - предметники ставят в известность классного руководителя, социального педагога, администрацию школы о пропусках уроков обучающимися; - о пропуске уроков классный руководитель незамедлительно сообщает родителям, выясняет причины отсутствия или опоздания ребенка; - классными руководителями заполняются страницы пропусков уроков в классном журнале; - обучающиеся, имеющие систематические пропуски уроков без уважительной причины, ставятся на внутришкольный контроль, с ними проводится профилактическая работа, ведется контроль над их посещаемостью со стороны классного руководителя и социального педагога. Своевременно информация о таких обучающихся подаётся в департамент образования администрации города. Классным руководителем и социальным педагогом организуются рейды в семьи обучающихся, имеющих систематические пропуски уроков без уважительных причин, с составлением акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, направляется характеризующий материал в МКДН и ЗП. В течение 2019-2020 учебного года было проведено 9 рейдов в семьи обучающихся, имеющих проблемы в учебной успеваемости, а также систематически пропускающих учебные занятия. В 2019-2020 учебном году социальным педагогом был собран и передан в УМВД 1 материал (ст.5.35 ч.1) на родителей несовершеннолетних, которые допускали систематические пропуски учебных занятий по неуважительной причине (Кайкалесов А.Н.). 1 раз в триместр проводился рейд «Внешний вид» с целью достижения следующего результата: соответствия внешнего вида обучающихся требованиями образовательной организации. В течение учебного года с обучающимися проводились индивидуальные профилактические беседы, направленные на формирование законопослушного, ответственного поведения, урегулирование конфликтных ситуаций, организацию занятости в свободное от учебы время и в каникулярный период. В течение 2019-2020 учебного года было проведено около 250 индивидуальных профилактических бесед с обучающимися, даны рекомендации. В течение учебного года систематически (1 раз в месяц) классными руководителями проводился мониторинг социальных сетей обучающихся в целях выявления фактов распространения информации, склоняющей несовершеннолетних к асоциальному поведению. Социальным педагогом были распространены памятки «Памятка безопасного поведения и общения в сети Интернет» среди классных руководителей с целью распространения среди обучающихся и их родителей посредством программ мгновенного обмена информацией (мессенджеров) Viber, WhatsApp. В течение учебного года классным руководителям распространялись ссылки на группы подозрительного характера с целью их мониторинга. На сайте ОО были размещены памятки для обучающихся.
- Профилактическая работа с обучающимися, совершившими правонарушения
Особое внимание было уделено несовершеннолетним, совершившим правонарушения. Обучающиеся данной категории поставлены на профилактический учет в УМВД, либо в отношении них организуется профилактическая работа на основании постановления МКДН и ЗП. На каждого обучающегося и его семью составлена межведомственная индивидуальная программа реабилитации, заведена личная учётная карточка, в которой фиксируются все данные обучающегося и его семьи, характеристика обучающегося, ведется журнал бесед с несовершеннолетним и его родителями, составляются акты обследования жилищно-бытовых условий семьи (за период учебного года было составлено около 30 актов ЖБУ), табель успеваемости, посещаемости занятий, а также промежуточный анализ эффективности проведенных мероприятий 1 раз в триместр и аналитический отчет 1 раз в полгода с отражением динамики изменений в поведении и обучении обучающегося. Классным руководителем и социальным педагогом ежедневно осуществлялся контроль за учебной успеваемостью, посещаемостью учебных занятий, поведением, внеурочной и каникулярной занятостью несовершеннолетних, совершивших правонарушение. Профилактическая работа с данной категорией обучающихся проводилась согласно индивидуальной программы реабилитации. Для продуктивной работы с обучающимися, совершившими правонарушение, в школе было организовано сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, в частности с: МКДН и ЗП, УМВД, учреждениями дополнительного образования, управлением по опеке и попечительству, БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения», КУ ХМАО-Югры «Нижневартовский центр занятости населения». Одним из важнейших направлений в работе с обучающимися, совершившими правонарушение, является организация их внеурочной и каникулярной занятости. Для реализации этой задачи осуществлялось взаимодействие с учреждениями системы дополнительного образования: МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот», МАУДО «Центр детского творчества», МАУ «Молодежный центр», МАУДО «Детская школа искусств №2», МАУДО «СШОР «Самотлор», а также с КУ ХМАО - Югры «Нижневартовский центр занятости населения». Специалисты учреждений системы дополнительного образования информировали обучающихся, находящихся в социально опасном положении, о формах организации занятости несовершеннолетних в их учреждениях, вручали буклеты. В период 2019-2020 учебного года осуществлялось тесное взаимодействие с МАУДО «Детская школа искусств №2», которое имело положительные результаты в работе с обучающимися, совершившими правонарушения. На базе МАУДО «ДШИ №2» было проведено 2 мероприятия с участием обучающихся школы, состоящих на профилактическом учете в УМВД: - 03.12.2019 - открытие выставки преподавателей художественного отделения "ДШИ №2" "Мы в творчестве своем едины", посвященную 89-летию со дня образования ХМАО - Югры в конференц-зале Центральной городской библиотеки им. М.К. Анисимковой; - 17.02.2020 - экспозиция городской выставки-конкурса декоративно-прикладного искусства "Навстречу друг другу" в выставочном зале МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ №2". В 2019-2020 учебном году наблюдается положительная динамика в профилактической работе с обучающимися, совершившими правонарушения: их количество снизилось и составило 12 обучающихся, в 2018-2019 учебном году их было 14. Положительная динамика была достигнута благодаря эффективной работе социально-психологической службы школы.
Динамика количества обучающихся, совершивших правонарушения, в 2019-2020 учебном году, в сравнении с 2018-209 учебным годом
В течение 2019-2020 учебного года в работе с 7 обучающимися, совершившими правонарушение, была достигнута положительная динамика, и профилактическая работа с этими обучающимися была завершена. В работе с этими обучающимися были достигнуты положительные результаты. В 2018-2019 году положительная динамика была достигнута в работе с 5 обучающимися, совершившими правонарушение.
Количество обучающихся, совершивших правонарушения, в работе с которыми была достигнута положительная динамика, в 2019-2020 учебном году в сравнении с 2018-2019 учебным годом
|
IV. Обеспечение социальных прав и гарантий обучающихся
В 2019-2020 учебном году работа социального педагога была направлена на выявление интересов и потребностей обучающихся, их трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде. Социально-педагогическая защита прав ребенка выражалась в следующих формах работы: выявление обучающихся, нуждающихся в социальной защите (дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети- инвалиды, дети с ОВЗ, дети-инвалиды с ОВЗ, дети из семей-мигрантов, беженцев, семей, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, проживающих в жилпоселках и СОТах.), консультирование обучающихся и их родителей по мерам социальной поддержки (проведено более 40 консультаций), организация льготного питания в школьной столовой для определенных категорий обучающихся (многодетных, малообеспеченных, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов с ОВЗ, детей с ОВЗ). Для принятия мер по социальной защите обучающихся из малообеспеченных и многодетных семей было организовано взаимодействие со специалистами центра социальных выплат БУ ХМАО-Югры «Управление социальной защиты населения по городу Нижневартовску и Нижневартовскому району» (направлено более 30 запросов).
- Профилактическая работа с родителями обучающихся (законными представителями)
Достижение положительных результатов в работе возможно только в том случае, когда задействованы все субъекты образования и воспитания: обучающиеся, педагоги и родители. В течение 2019-2020 учебного года в школе велась работа с родителями, использовались традиционные формы профилактической работы:
- индивидуальные беседы с родителями совместно с классными руководителями, администрацией школы;
- родительские лектории;
- рейдовые выезды.
В течение учебного года было проведено около 150 профилактических бесед с родителями обучающихся, 12 родительских лекториев, 9 патронажей было совершено в семьи обучающихся, имеющих проблемы в обучении и посещении учебных занятий.
Цель проводимых мероприятий – повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. Но в этом вопросе школа сталкивается с такой проблемой, как низкий уровень взаимодействия родителей со школой, недостаточный контроль времяпрепровождения несовершеннолетних со стороны родителей, низкий уровень заинтересованности родителей в выполнении рекомендаций педагогов, неорганизованное внеурочное и каникулярное время у несовершеннолетних как следствие недостаточной заинтересованности родителей (законных представителей) в организации внеурочной и каникулярной занятости несовершеннолетних.
Посредством программ мгновенного обмена информацией (мессенджеров) Viber, WhatsApp, а также путем размещения на сайте ОО среди родителей были распространены рекомендации и памятки по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних, формированию навыков ЗОЖ у детей, профилактике правонарушений, формированию ответственного родительства, по обеспечению безопасного поведения несовершеннолетних в сети Интернет, профилактике суицидальных проявлений.
VI. Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.
На протяжении учебного года проводилась работа с семьями, находящимися в социально опасном положении (далее СОП). Эта работа включала в себя социально-психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей данной категории.
В рамках оказания помощи семье в обучении детей образовательная организация:
- обеспечивала внутришкольный контроль посещаемости учебных занятий несовершеннолетними, доводила результаты до сведения родителей и совместно с ними принимала меры по недопущению пропусков уроков данными детьми;
- проводила разъяснительную работу с родителями по поводу повышения родительской ответственности за получение несовершеннолетними образования, надлежащее исполнение родительских обязанностей по обучению несовершеннолетних;
- при наличии возможностей бесплатно обеспечивала детей из семей, находящихся в социально опасном положении, учебной литературой и иными принадлежностями, необходимыми в образовательном процессе, если такие семьи в силу тяжелого материального положения не могли приобрести их самостоятельно.
В рамках оказания помощи семье в воспитании детей образовательная организация:
- проводила специальную социально-психолого-педагогическую работу с обучающимися;
- проводила специальную социально-психолого-педагогическую работу с родителями, направленную на повышение их ответственности воспитание, содержание несовершеннолетних, надлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних
- принимала меры по организации внеурочной и каникулярной занятости обучающихся в образовательной организации в рамках группы продленного дня, системы дополнительного образования, занятий в рамках внеурочной деятельности, факультативов, походов и экскурсий и т. д. в целях недопущения безнадзорности, правонарушений, преступлений несовершеннолетних;
- принимала меры по вовлечению детей во внеклассные мероприятия, подростковые клубы в целях обеспечения дополнительного воспитания;
- при наличии возможностей организовывала консультации родителей с профессиональными педагогами и психологами по вопросам воспитания детей;
- разрабатывала формы и методы воспитательной работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении.
Совместно с классными руководителями, инспектором ПДН, специалистами по социальной работе БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» осуществлялся патронаж семей, в которых родители ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности, злоупотребляют алкоголем, осуществляют недостаточный контроль времяпрепровождения и поведения несовершеннолетних.
В течение года было проведено около 10 патронажей в семьи, находящиеся в СОП.
В течение 2019-2020 учебного года работа проводилась с 2 семьями, находящимися в СОП. В 2017-2018 учебном году профилактическая работа была проведена в отношении 4 семей, находящихся в СОП. Уменьшение количества семей, находящихся в СОП, связано с эффективной работой социально-психологической службы школы с семьями данной категории.
Динамика количества обучающихся, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, в 2019-2020 учебном году в сравнении с 2018-2019
В течение 2019-2020 учебного года профилактическая работа была завершена в отношении 5 семей, находящихся в социально опасном положении. В работе с 3 семьями, находящимися в социально опасном положении, была достигнута положительная динамика и профилактическая работа была завершена. В работе с 2 семьями, находящимися в социально опасном положении, дети были переданы под опеку. Положительные результаты в работе с семьями, находящимися в СОП и ТЖС, были достигнуты благодаря эффективной профилактической работе с родителями, активному взаимодействию с учреждениями системы профилактики: УМВД, МКДН и ЗП, БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения».
В 2018-2019 году профилактическая работа была завершена в отношении 5 семей, находящихся в социально опасном положении, в связи с положительной динамикой.
Количество семей, находящихся в СОП, в 2019-2020 учебном году, в отношении которых профилактическая работа была завершена по причине положительной динамики, в сравнении с 2018-2019 учебным годом
На сегодняшний день профилактическая работа проводится в отношении 2 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживают 2 несовершеннолетних обучающихся школы. В настоящее время в отношении 1 семьи решается вопрос о лишении родителей (законных представителей) родительских прав, во второй семье решается вопрос об определении места жительства несовершеннолетней с отцом (законным представителем).
VII. Совет профилактики
На базе школы cоздан и функционирует Совет профилактики. Его основными задачами являются: - - оказание социально - психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, либо проблемы в обучении, и их родителям (законным представителям); - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательной организации; - выявление фактов жесткого обращения с детьми и семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей. Деятельность Совета профилактики – это целенаправленный, системный, планируемый процесс, организуемый в соответствии с нормативными документами международного, регионального, муниципального и локального уровня, что закреплено в положении о Совете профилактики. Совет профилактики - та инстанция, на которой возможно своевременно выявить проблемы обучающихся, их родителей и найти пути их решения на уровне образовательной организации, либо принять решение о выходе на муниципальный уровень. В 2018-2019 учебном году проведено 9 заседаний Совета профилактики. Количество обучающихся, прошедших через Совет профилактики в 2018-2019 учебном году – 24. На заседаниях Совета профилактики были рассмотрены следующие вопросы: - рассмотрение персональных дел обучающихся «группы риска»; - организация занятости обучающихся «группы риска» во внеурочное время и в период каникул; - рассмотрение представлений УМВД о причинах и условиях совершения несовершеннолетними правонарушений, самовольных уходов; - анализ посещаемости учебных занятий обучающимися; - изучение опыта работы классных руководителей с обучающимися с девиантным поведением; - анализ эффективности профилактической работы с обучающимися, находящимися в социально опасном положении.
VIII. Работа по взаимодействию с педагогическим коллективом.
В течение года проводилась работа по оказанию помощи классным руководителя и педагогам-предметникам по следующим вопросам: - составление социального паспорта класса; - составление педагогических характеристик и социальных представлений на обучающихся (составлено 10 социальных представлений на обучающихся и около 40 характеристик); - организация работы с обучающимися, находящимися в социально опасном положении; - проведение профилактических бесед с обучающимися и их родителями по следующим причинам: низкий уровень учебной успеваемости, конфликтные ситуации между обучающимися, нарушения школьной дисциплины, ненадлежащее исполнение школьных обязанностей (проведено около 150 бесед). Для классных руководителей по вопросам профилактики правонарушений, самовольных уходов и бродяжничества несовершеннолетних, работы с обучающимися с девиантным поведением были подготовлены методические рекомендации по проведению классных часов по профилактике правонарушений и преступлений (видеоролики, методический материал), разработаны и распространены памятки и буклеты. |
IX. Просветительская работа
С целью правового просвещения обучающихся социальным педагогом совместно с педагогом-психологом и классными руководителями были проведены следующие мероприятия: - 16.11.2019 – «День толерантности»; - 29.11.2019 - показ видеороликов «Выбор профессии, «ТОП-10 популярных профессий» в рамках недели профориентации; - 26.12.2019 – «День подарков»; - 03.02.2020 – «День борьбы с нецензурной бранью»; - 18.03.2020 - «Неделя психологии»; - 15.04.2020 – видеоконференция «День культуры»; - 22.04.2020 – видеоконференция «Профилактика вредных привычек»; - 29.04.2020 – видеоконференция «Безопасность в сети Интернет»; - 15.05.2020 – видеоконференция «Права и обязанности несовершеннолетних. Ответственность родителей в отношении несовершеннолетних»; - 29.05.2020 – видеоконференция «Международный день отказа от курения». - на информационно-консультационном стенде, на сайте ОО размещены памятки по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности, профилактике зависимостей, суицидального поведения для обучающихся и их родителей (законных представителей); - на сайте ОО размещены социальные ролики по профилактике правонарушений, краж, пропаганде ЗОЖ, по формированию безопасного поведения в сети Интернет; - посредством программ мгновенного обмена информацией (мессенджеров) Viber, WhatsApp среди обучающихся и их родителей (законных представителей) распространены памятки профилактического характера. |
|
|
|
X. Межведомственное взаимодействие.
В рамках межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики была проделана следующая работа:
►предоставлены ежемесячные отчеты о проведенных мероприятиях по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности в департамент образования администрации города;
► в управление по опеке и попечительству 1 раз в квартал направлены характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
►в течение 5 дней направлены в МКДН и ЗП индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей;
► в МКДН и ЗП направлены анализ эффективности проведенных мероприятий с обучающимися, находящимися в социально опасном положении, а также заключения по результатам работы, проведенной с обучающимися, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;
► незамедлительно проинформированы субъекты профилактики в случае изменения, ухудшения ситуации в отношении несовершеннолетних и их семьи (Хайруллин Т.Р., Раупов А.Р., Мамедов А.С. и Мамедова Д.С.).
► приглашен инспектор ПДН для проведения лекций с обучающимися;
►осуществлено взаимодействие с учреждениями системы дополнительного образования с целью организации внеурочной и каникулярной занятости детей: МАУДО «Детская школа искусств №2», МАУДО «СШОР «Самотлор». С участием специалистов этих учреждений было проведено 5 мероприятий.
►с целью пропаганды ЗОЖ приглашены специалисты БУ ХМАО-Югры «Центр медицинской профилактики» (1 мероприятие);
►при проведении профилактической работы с обучающимися, находящимися в социально опасном положении, организовано взаимодействие с БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения», проводились совместные патронажи в семьи, находящиеся в СОП;
►по вопросам организации льготного питания осуществлено взаимодействие с центром социальных выплат БУ ХМАО-Югры «Управление социальной защиты населения по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району»;
► по фактам совершенных несовершеннолетними правонарушений организовано взаимодействие со Следственным отделом по г. Нижневартовск следственного управления следственного комитета РФ по ХМАО-Югре.
Только при условии функционирования гибкой системы взаимодействия всех участников системы профилактики работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних будет эффективна.
XI. Анализ затруднений в работе (проблемы и пути их решения).
В образовательной организации в течение года проводилась объемная социально-педагогическая работа. В этой работе зачастую приходилось сталкиваться с трудностями, преодолеть которые не всегда возможно в необходимые сроки.
Трудности разные:
- не всегда согласованное взаимодействие с инспектором ПДН, управлением по опеке и попечительству, КУ ХМАО-Югры «Нижневартовский центр занятости населения»;
- ослабленная ответственность родителей за воспитание и обучение своих детей, а именно: недостаточный родительский контроль времяпрепровождения несовершеннолетних, недостаточная заинтересованность родителей в организации внеурочной и каникулярной занятости детей;
- труднопреодолимое негативное влияние интернета, СМИ;
- отрицательный пример взрослых;
- недостаточность знаний законов РФ, касающихся несовершеннолетних, их прав и обязанностей, как со стороны педагогов, так и со стороны детей;
- большое количество документов по социально-педагогической работе, необходимых для исполнения в определенные сроки;
- большое количество обучающихся, находящихся в социально опасном положении, с которыми организуется и проводится профилактическая работа (на сегодняшний день их 7);
- низкий уровень обеспеченности участия социальных педагогов, классных руководителей в лекциях, семинарах, конференциях, мастер-классах, и других мероприятиях по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Анализируя проделанную работу и результаты мониторингов, можно сделать следующие выводы:
- запланированные мероприятия на 2018-2019 учебный год социальным педагогом выполнены;
- остается значительным число несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении – 6 обучающихся. Данная категория детей требует повышенного внимания в социального педагогической работе;
- в полной мере не устраняются трудности в организации внеурочной и каникулярной занятости несовершеннолетних, находящихся в СОП.
Из анализа работы и полученных результатов мониторинга можно сделать следующий вывод - необходимо продолжить работу над поставленными целями и задачами.
Определены цель и задачи на 2020-2021 учебный год:
Цель: оказание обучающимся комплексной социально – педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также социальная защита ребенка в его жизненном пространстве.
Задачи:
1. предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика девиантного поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся;
2. организация своевременной, комплексной, личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся и родителям, которые имеют проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находятся в социально опасном положении;
3. повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей;
4. осуществление делового партнерства по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и детьми, требующими особого педагогического внимания, с учреждениями системы профилактики;
5. разработка программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Анализ профилактической работы за 3 года
Учебный год | Количество обучающихся, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводилась профилактическая работа
| Количество обучающихся, в отношении которых профилактическая работа была завершена | Количество обучающихся, в отношении которых профилактическая работа была завершена в связи с положительной динамикой |
2017-2018 | 27 | 12 | 11 |
2018-2019 | 27 | 11 | 9 |
2019-2020 | 18 | 15 | 12 |
Количество обучающихся, находящихся в СОП, за 3 учебных года
Количество обучающихся, находящихся в СОП, в отношении которых профилактическая работа была завершена в связи с положительной динамикой, за 3 учебных года