ЧТО СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОНИМАЕТ ПОД ПАТРИОТИЗМОМ? ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
статья
Исследовательская работа «Гражданско-патриотического воспитания обучающихся 14-18 лет» выполнена на базе школы № 2 города Валдая.
Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. В последние годы в стране произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти ценности привели к снижению воспитательного воздействия российской культуры как одного из главного фактора формирования патриотизма. Рассматривая актуальность данного вопроса, хочется обратиться к выступлению Президента РФ В. В. Путин на встрече с представителями общественности, которое состоялось в Краснодаре 12 сентября 2012 года. Он сказал о патриотическом воспитании молодежи:
«Мы сегодня поговорим об очень важном вопросе, о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху: вопрос о патриотическом воспитании молодёжи… От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке…. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам.
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.
Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства».
Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.
Есть мнение, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но мы все-таки остановились на утверждении, что, как и всякое социальное явление патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться?
Все это поднимает проблему патриотического воспитания на первостепенный уровень.
Проблема исследования: кризис патриотических чувств у граждан РФ.
Объект исследования: граждане РФ в возрасте от 14-18 лет. Количество респондентов: 80.
Предметом педагогического исследования является отношение респондентов к патриотизму.
Цели исследования заключается в выявлении степени патриотизма у граждан РФ в возрасте от 14-18 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическое исследование | 575 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СШ №2 г.Валдай»
__________________ И.Г. Хрусталева
ЧТО СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОНИМАЕТ
ПОД ПАТРИОТИЗМОМ?
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Автор работ: Гаврилова
Надежда Ивановна
учитель русского языка и
литературы
Валдай
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................................................................................2
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания в российской школе...........................................................................................................................7
1.1 Патриотическое воспитание в общеобразовательной школе на современном этапе.............................................................................................................................7
2.2. Особенности патриотического воспитания во внеурочной деятельности.....9
Глава 2. Методика и результаты педагогического исследования..................16
2.1 Подготовительный этап исследования.............................................................16
2.2 Практический и обобщающий этап исследования..........................................20
Заключение..............................................................................................................32
Список литературы................................................................................................34
Сноски и примечания............................................................................................34
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Исследовательская работа «Гражданско-патриотического воспитания обучающихся 14-18 лет» выполнена на базе школы № 2 города Валдая.
Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. В последние годы в стране произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти ценности привели к снижению воспитательного воздействия российской культуры как одного из главного фактора формирования патриотизма. Рассматривая актуальность данного вопроса, хочется обратиться к выступлению Президента РФ В. В. Путин на встрече с представителями общественности, которое состоялось в Краснодаре 12 сентября 2012 года. Он сказал о патриотическом воспитании молодежи:
«Мы сегодня поговорим об очень важном вопросе, о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху: вопрос о патриотическом воспитании молодёжи… От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке…. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам.
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее.
Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства».
Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.
Есть мнение, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но мы все-таки остановились на утверждении, что, как и всякое социальное явление патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться?
Все это поднимает проблему патриотического воспитания на первостепенный уровень.
Проблема исследования: кризис патриотических чувств у граждан РФ.
Объект исследования: граждане РФ в возрасте от 14-18 лет. Количество респондентов: 80.
Предметом педагогического исследования является отношение респондентов к патриотизму.
Цели исследования заключается в выявлении степени патриотизма у граждан РФ в возрасте от 14-18 лет.
Для этого необходимо выполнить ряд поставленных задач:
- Определить смысл понятия «патриотизм» для респондентов;
- Выявить позицию респондентов относительно того, считают они себя патриотами или нет;
- Обозначить спектр предметов, вызывающих патриотические настроения у респондентов;
- Установить количество респондентов, готовых покинуть свою страну;
- Узнать делают ли жители России что-то для улучшения своей страны, своего города.
В связи с планируемым исследованием выдвигается ряд гипотез:
- У наибольшего количества респондентов патриотизм ассоциируется с любовью, почитанием к своей Родине.
- Больше половины опрошенных считают себя патриотами.
- Малый процент населения хочет что-то делать для улучшения своей окружающей среды безвозмездно.
Новизна заключается в целевом назначении работы. Анкетирование, презентация и обсуждение его результатов становятся не констатирующим, а мотивационным фактором для участников воспитательного процесса.
Базой исследования является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 г. Валдай» Новгородской области.
Сроки реализации проекта: 2015-2016 гг.
Методы исследования: изучение и качественный анализ документов; контент - анализ документов (анкет), созданных специально для исследования; методы опроса (беседа, анкетирование); методы статистического исследования: сводка, ряды распределения, метод ранжирования, метод попарных сравнений. Их применение обусловлено замыслом и структурой работы.
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
- Конституция Российской Федерации;
- Государственные программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ;
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №135128/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;
- Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №3051131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
- Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №135108/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации” и др.
- Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 2206626 “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ”.
- Письмо Министерства образования РФ от 02.04.02г. № 135128/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”.
10. Письмо Министерства образования РФ от 31.01.01г. № 90/3016 “ О направлении обобщенных материалов по итогам проведения Всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей”.
Выбор метода – анкетный опрос.
Основные понятия:
Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания
в российской школе
1.1 Патриотическое воспитание в общеобразовательной школе на современном этапе
В России патриотическое воспитание всегда входило в область важнейших государственных интересов. Важностью патриотического воспитания для нынешней России объясняется издание постановления Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»». Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Патриотическое воспитание детей и молодёжи считается приоритетным направлением программы, при этом акцент делается на осуществление в образовательных учреждениях совместной воспитательной работы школы, семьи, других учреждений и общественных организаций. «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество - всё равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», - писал А. С. Макаренко1.
В настоящее время сложились основные направления работы: приобщение к боевым и трудовым традициям народ, Российской и Советской Армии; разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа; воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им; формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время, успешно выполнять боевые задачи в условиях войны (трудолюбие, дисциплинированность); формирование у учащихся основ военных знаний, военно-профессиональных и военно-технических умений и навыков, которые необходимы для успешного овладения оружием и современной боевой техникой в короткие сроки после призыва в вооружённые силы.
Однако нельзя не упомянуть и множество проблем, возникших, во многом из-за резкой смены официальной идеологии государства, и, соответственно, поменявшихся взглядов на концепцию патриотического воспитания в нашей стране.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.- Т.5. - С. 109-225.
Во-первых, демилитаризация школы, которая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учебных планов курс начальной военной подготовки, хотя и сохранила в лексике учителей и администрации «вооружение знаниями». Еще совсем недавно можно было сказать только «военно-патриотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Однако многие общеобразовательные школы до сих пор сводят всё патриотическое воспитание к проведению подобных мероприятий, игнорируя прочие направления в данной области.
Во-вторых, наблюдается неоправданное пренебрежение многими российскими школами краеведческой работой - как урочной, так и внеурочной. Главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами»2.
Сегодня патриотическое воспитание трактуется уже не как политическая, военно-идеологическая, а как культурно-историческая ценность. Пришло осознание необходимости ориентации на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребёнка в условиях современной школы.
- Лещинин Н.П. Литературный музей и школа.- М., Исток, 1976-98с.
В основе кризиса патриотического воспитания лежат и противоречия мирового развития. В эпоху всемирной глобализации, отрицающей существование национальных государств, создаётся иллюзия ненужности и даже вредности патриотического воспитания, ведущего к национализму и фундаментализму. Патриотизм стал подменяться космополитизмом - идеологией мирового гражданства, нацеливающей на взаимодействие и сближение народов. Космополитизм не исключает, но и не исчерпывает всего его содержания, и сутью космополитизма является критерий пользы и сиюминутной выгоды: «Родина там, где мне хорошо». А ведь порой Родина бывает не только доброй матерью, но и злой мачехой3.
3.В.С. Кукушин. Теория и методика воспитания/ В.С. Кукушин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. – Стр. 245-246
2.2. Особенности патриотического воспитания во внеурочной деятельности
О приобщении ребенка к культуре своего народа написано много, потому что обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, ответственность, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Важной составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Цели патриотического воспитания реализуются на уроках гуманитарного цикла – истории, обществознании, литературе, но наибольший воспитательный эффект воздействия на детей принадлежит внеурочной деятельности. Основные особенности патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.
В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.
У учащихся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа.
В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России4.Важно прививать школьникам чувство патриотизма на этапе 5-8-х классов, когда приходит понимание ценности человеческой жизни, уважения достоинства, способности к состраданию; приходит осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, сохраняет и приумножает историко-культурное и духовное наследие; происходит осознание учащимися смысла своего существования на планете, любовь и бережное отношение к природе.
Большое значение в воспитании патриотизма имеет эмоциональное воздействие. Важен эмоциональный фактор, поскольку эмоции оказывают мотивирующее влияние на результативность деятельности. Они в воспитании чувства патриотизма, как, впрочем, и любого другого нравственного качества, - необходимейшее слагаемое эффективности. Чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спортсменов, восторг перед красотой и неповторимостью природы страны, чувство благодарности ратным подвигам русского народа, спасшего Европу от нашествия наполеоновской армии и фашистской чумы, и тут же – горечь за огромные людские жертвы XX столетия, беспокойство и боль за экономические и социальные проблемы сегодняшней России, а главное – чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа, в формировании которого и заключается эффективность развития патриотизма у подростков .Следование традициям в воспитании подрастающего поколения играет важную роль. В ряде наиболее важных традиций можно назвать такие: беспредельная преданность народу, непримиримость к врагам Отечества, верность общественному, воинскому долгу, готовность к самопожертвованию, высокий гуманизм поступков. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе. Героические традиции не только становятся элементом нашего мировоззрения, нашей духовной культуры, но и материализуются в экспонатах музеев и комнат боевой славы, историях частей и кораблей, памятниках и мемориалах,
4 Особенности патриотического воспитания средствами праздничной культуры [Электронный ресурс] // Персональный сайт учителя и администратора Ярошенко Галины Павловны. URL: http://yaroshenkogp.jimdo.com/2013/02/25/тема-особенности-патриотического-воспитания-средствами-праздничной-культуры/ (дата обращения: 15.08.2014).
празднованиях выдающихся дат истории нашего народа. Многие из традиций закреплены ритуалами. Они торжественны, строги, лаконичны и исполнены глубокого внутреннего смысла. Носителями традиций являются не только отдельные герои, воины, прославившие себя и Отечество подвигами, но и целые коллективы, воинские части, корабли, соединения. Героические традиции, как живой сгусток прошлого военного опыта, который мы получили в наследство, используется в самых различных отношениях и формах. Традиция дает возможность бережного отношения к героической истории, сохранения наиболее рациональных форм поведения и действия, а также позволяет, с помощью определенных ритуалов, воздавать должное героям-творцам подвигов. Героические традиции как бы зовут новые поколения продолжать и развивать благородные обычаи. В героических традициях всегда есть яркие образы героев, коллективов, которым подростки стремятся подражать, быть похожими на них5 .
Не менее важным условием патриотического воспитания учащихся является тесная связь с родителями. Неверно полагать, что воспитывая любовь в семье, тем самым уже прививается любовь к Родине, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. К сожалению, в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в семьях, особенно в молодых, вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и нередко вызывают лишь недоумение.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, селу, посещение с родителями музеев, участие в каких-либо конкурсах.
Работу по патриотическому воспитанию можно осуществлять через семинары, кружки, факультативы, организацию различных праздников. Интересны и познавательные встречи со знаменитыми людьми своего края. Знакомство учащихся со своей малой Родиной можно начать с экскурсии по родному селу, городу, по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением будут открывать для себя красоту этих домов.
5 Д.А. Волкогонов . Феномен героизма. – М.,: Политиздат, 1995. Стр. 160
Повысится их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний о малой Родине, о народных традициях6. Всё это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется в каждом ученике в лично заинтересованном, неравнодушном отношении к ней.
Большое значение для воспитания патриота имеют также тематические месячники, недели, классные часы, волонтерские акции. Рассказывая о природе, можно связать её с событиями, которые происходили, например, во время Великой Отечественной войны. Говоря о лесе, связываем его с партизанским движением, потому что он стал защитой и охраной для партизан, освобождавших свою Родину – Россию – от немецко-фашистских захватчиков. Патриотизм – по мнению методистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой.
В ходе своей педагогической практики мы с учащимися 5 класса провели классный час, посвященный 70-летию освобождения Ленинграда от немецко-фашистских войск. Учащиеся активно включились в работу – одни учили стихи, другие готовили рассказы о своих дедушках и бабушках, все вместе просматривали видеоролики на данную проблематику. Все это позволило ребятам пропустить данную историю через свое сознание, у кого-то дрожал голос при чтении стихотворения о роли народа, а у кого-то наворачивались слезы при рассказе о своих близких. Именно в такие моменты ребенок начинает чувствовать по-новому, по-другому смотреть на привычные вещи.
6 М.Е. Главацкий. Одна на всех победа. – М.,: Учебная книга, 2005 Стр. 44
Основная деятельность направлена на изучение истории, природы, экономики, культуры страны, края, города; проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий, посвященные судьбоносным событиям в истории нашей страны, края, города; изучение истории своей семьи; сохранение памяти о героических событиях, подвигах, формирование уважения к военной профессии; бережное отношение и сохранение памятников героям.
Особенностью данного клуба является то, что стать его членом может не каждый, только самые ответственные, целеустремленные учащиеся, которые готовы вести активную работу: готовить проекты, участвовать в дискуссиях и т. п. У остальных ребят появляется дополнительная мотивация к вступлению в патриотический клуб, так как это престижно и полезно. И там их друзья.
Еще одним примером является патриотический праздник, организованный студентами исторического факультета Алтайской государственной педагогической академии в детском оздоровительном лагере к Дню России «О, Россия, с великой судьбою страна!». С учетом условий, в которых проводился праздник, студенты использовали интересные формы работы, в том числе элементы театрализации. В гости к ребятам пожаловали исторические личности – Рюрик, Иван III, Петр I и другие. Это вызывало интерес у детей, которые внимательно рассматривали и слушали героев, активно включались в решение заданных ими вопросов. В награду за выполненное задание команды получали части карты Российской Федерации, из которых в конце все вместе собрали большую карту России. Кроме этого ребята обмакнули свои ладошки в белую, красную и синюю краску и рисовали флаг РФ. Это произвело на ребят большое впечатление, и даже спустя несколько лет, они будут помнить об этом ярком в их жизни событии.
Для такого мероприятия важна включенность детей в работу, когда они не умом, а сердцем впитывают патриотическое содержание, «проживают» его и усваивают эмоционально, а значит прочно и надолго.
Не смотря на обилие отдельных разработок мероприятий патриотического содержания, роль и место внеурочной деятельности в воспитании патриотизма подростка изучены недостаточно. Мы уверены, что именно мобильная, динамичная внеурочная деятельность, имеющая общественно полезную направленность и ценностный потенциал, позволит обновить содержание, методы, формы, приемы патриотического воспитания подростка, где приоритетами являются актуализация чувства Родины, ориентация на служение интересам Отечества, уважение к истории, ценностям культуры.
2. МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
- ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Подготовительный этап исследования
Данное исследование основывается на положении о том, что патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
На подготовительном этапе было организовано:
Анкетирование обучающихся «Состояние патриотического воспитание в школе» (младшее, среднее, старшее звено) Приложение 1
На педагогическом совете разобраны результаты анкетирования Приложение 2.
Проведение теоретического семинара для учителей и педагогических работников школы по теме «Формирование гражданско-патриотических ценностей»
Внеклассные мероприятия направленные на патриотическое воспитание
- Классные часы в 1-11 классах на военно – патриотическую тематику:
- Герб, флаг, гимн России»
- История моего города»
- Отец, Отчизна, Отечество»
- Твои права и обязанности»
- Я патриот своей Родины»
- День космонавтики;
- Об этом нельзя забыть;
- У войны не детское лицо;
- Герои земли Новгородской;
- День памяти А.С. Пушкина
- Я - гражданин России;
- Сталинградская битва;
- С чего начинается Родина;
- Русские народные обычаи и обряды;
- Семейные ценности;
- Награды Родины;
- Великие сыны Отечества;
- Родину готовлюсь защищать;
- Служба в армии: за и против;
- Конституция основной закон;
- Символы государства российского.
- Беседы с настоятелем Свято-троицкого Собора отцом Игорем «Русская православная церковь и патриотизм»;
- Беседы с участниками военных действий, представителями Валдайского Союза десантников, представителями общественной организации Валдайского района «Дети Войны», членами поисковых отрядов;
- Встречи с представителями военкомата;
- Урок-беседа «Мы вместе» (посвященный присоединению Крыма);
- Уроки-мужества;
- Оформление стенда «О долге солдатском», «Служба по контракту».
- Оформление книжной выставки в школьной библиотеке;
- Просмотры: видеофильма посвященного А. Аушевому, презентаций “Детство, опаленное войной», «Забвению не подлежит»;
- Проведены экскурсии в музей города;
- Круглый стол «Афганистан болит в моей душе»;
- Школьный конкурс чтецов «Мы – дети России»;
- Школьный мероприятие «Вечер военных песен»;
- Школьный конкурс «Костюмов народов мира»;
- Школьный конкурс фотографий «Россия – Родина моя»;
- Проведен конкурс рисунков и оформлена выставка «Война глазами детей»;
- Спортивный праздник «А, ну-ка, мальчики» (1-4 классы), «Будем в армии служить!» (9-11 классы);
- Участие в субботнике;
- Волонтерская акция: (поздравления ветеранов педагогического труда — ко Дню Учителя.)
- Участие в районных и областных конкурсах и мероприятиях патриотической направленности.
- Конкурс «Семья – малая церковь»;
- Участие в общегородском конкурсе стихов о войне;
- Участие в конкурсе «Я помню, я горжусь»;
- Участие в конкурсе «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству»
- Участие в конкурс научно-исследовательских работ обучающихся туристско-краеведческого движения «Отечество»;
- Молодежный фестиваль патриотической песни «Россия»;
- «Музы не молчат, когда гремит оружие», посвященный столетию начала Первой мировой войны
- Смотр строя и песни среди допризывной молодежи;
- Практические занятия по сборке и разборке автомата совместно с Центром допризывной молодежи.
- Операция «Чистый берег»;
- Участие в митинге у Вечного огня, посвященного памяти командира 3 Ленинградской партизанской бригады, Героя Советского союза – Александра Викторовича Германа;
- Концерт хора ветеранов труда «Военные песни»;
- Участие в митинге, посвященного Дню памяти и скорби (22 июня);
- Мероприятия, посвященные 71 годовщине Победы в Великой Отечественной войне:
- Участие в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы;
- Операция «С добрым утром, ветеран!»;
- Участие в районном параде;
- Участие в Митинге у памятника павшим в годы Великой Отечественной войне в с возложением венка;
- Участие в захоронении останков воинов, павших в боях в годы Великой отечественной войны (д. Язвищи);
- Волонтерская акция «Георгиевская ленточка».
2.2. Практический и обобщающий этапы исследования
План работы:
1. Анкетирование - опрос (по желанию) в социальной сети « Вконтакте» (https://vk.com/id52456095)
- Проведение родительской конференции.
3. Проведение семинара для учителей и родителей.
4. Реализация школьного проекта по увековечению памяти воинов, принимавших участие в локальных военных конфликтах «Памяти павших — во имя живых!»
5. Составление аналитической справки по результатам анализа анкет .
Диаграмма № 1. Пол.
В ходе исследования приняли участие 80 респондентов, среди которых 30 мужчин (37, 5 %) и 50 женщин (62, 5 %).
Диаграмма № 2. Возраст.
Возрастной состав респондентов распределился следующим образом: наибольшая часть опрошенных представляет возрастную группу 18-25 лет – 61 респондент (76, 3 %) , вторая по численности группа – менее 18 лет – 10 респондентов (12, 5 %), затем – 26-35 лет – 5 респондентов (6,3 %) и самая малочисленная из 4-х опрошенных – более 35 лет (5 %).
Диаграмма № 3. Образование.
Наибольшее количество из числа опрошенных (61 респондент – 76,3 %) имеют высшее образование или на данный момент находятся на стадии его получения, затем идет группа с общим (школьным) образованием – 12 (15 %), и наконец, респонденты со средним (техникум, колледж, лицей) образованием – 7 (8,8 %).
Диаграмма № 4. Что для Вас значит патриотизм? (выбор нескольких вариантов ответов).
- Большинство респондентов (60 ответов – 75 %) под «патриотизмом» отметили Любовь к Родине. Это, в принципе, ожидаемо и неудивительно, так как Родина для многих ассоциируется с домом, природой, жизнью в родных местах.
- Затем идет уважение культуры своей страны (51 – 63,8 %).
- Готовность сделать свою страну лучше, трудиться на благо своей страны (46 – 57,5 %).
- Одинаковое количество ответов было отдано гордости за прошлое и настоящее страны и стремлению защищать интересы своей Родины (41 – 51,3 %).
- Чувство долга перед страной (27 – 33,8 %).
- Любовь к семье, близким (18 – 22,5 %).
- Преданность к государству (17 – 21,3 %).
- Вера в то, что свой народ лучше всех (11 – 13,8 %).
- Ощущение превосходства своей страны перед другими государствами (4 – 5 %).
- Любовь ко всему человечеству (1 – 1,3 %).
Диаграмма № 5. Думаете ли Вы, что патриотизм – обязательное качество для каждого человека?
На данный вопрос мнения респондентов распределились практически пополам. (7 респондентов затруднились с ответом).
За то, что патриотизм должно быть обязательным качеством отметило 35 человек (43, 8 %), «Нет» ответило 38 человек из опрошенных. (47, 5 %).
Диаграмма № 6. Как Вы предполагаете, сколько в России людей, считающих себя патриотами?
Как и следовало ожидать, по мнению населения, число патриотов в России велико.
Диаграмма № 7. Сделали ли Вы что-то бесплатно за последний год для своего города, района, дома, подъезда и т. д. ?
Примерно треть процентов из числа респондентов за последнее время сделала что-то безвозмездно для улучшения их места проживания.
В большинстве случаев было отмечено: уборка подъезда, общей кухни, ремонт в подъезде – 5 ответов; затем, уборка мусора, уборка территории - 3 ответа; участие в субботниках – 3 ответа; волонтерская деятельность - 2 ответа; и далее по одному ответу; участие в выборах, покраска стен в государственном учреждении, сдача книг в сельскую библиотеку, денежная помощь приюту для детей, а также приюту животных, работа в лесопитомнике, проведение уроков патриотического воспитания в школах.
Гипотеза не подтверждена, все же люди делают что-то бескорыстно для улучшения жизни в стране, в своем городе. Это свидетельствует о гражданской сознательности и участии в жизни страны на благо ее процветания.
Диаграмма № 8. Готовы ли Вы безвозмездно что-то делать для улучшения своего города?
Практически все респонденты ответили «Да» (97, 5 %). Что говорит о том, что население стремится жить в удобных условиях, хочет трудить на благо своего города, его внешнего вида, а также о его жителях.
Диаграмма № 9. Участвуете ли Вы в патриотических акциях?
Участие в патриотических акциях достаточно низкое, что связано, скорее всего с незаинтересованностью в этой области.
Диаграмма № 10. Считаете ли Вы себя патриотом?
Большая часть опрошенных все же относит себя к патриотам. Точно ответило «Да» 28,8 % (23 человек). «Скорее да, чем нет» - 42,5 % (34 человека)
Точно «Нет» - 8,8 % (7 человек).
«Скорее нет, чем да» - 20 % (16 человек)
Диаграмма № 11. В какие моменты Вашей жизни Вы чувствуете патриотические настроения? (возможны несколько вариантов ответа).
Наибольшие проценты 62,5 % (50 ответов) испытывают патриотические чувства во время военных мероприятий и парадов, во время просмотра исторических объектов, музеев 56,3 % (45 ответов) и во время прослушивания военных песен 47,5 % (38 ответов). Это связано с победой в Великой Отечественной Войне, гордостью за Родину, за силу и мужество своих предков, которые героически сражались в те тяжелые годы. Также жители чтут и уважают историю своей страны, ее наследие.
Далее идет – во время чтения художественной литературы 35 % (28 ответов).
И всего 7 ответов (8,8 %) – Не испытываю таких чувств.
Также сами респонденты отметили, что кто-то всегда испытывает патриотические чувства, кто-то во время спортивных соревнований, при просмотре программ по телевидению, для кого-то такие чувства проявляются, когда на страну наступает опасность, для кого-то нет причин уважать РФ.
Диаграмма № 12. При наличии возможности, переехали бы Вы за границу?
Результаты получились неоднозначными, примерно половина на половину за «Да» и «Нет», в связи с затруднением ответа у некоторых респондентов. Это показывает, что условия жизни в РФ далеко не безупречны.
Заключение
Цель исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Что современное поколение понимает под патриотизмом?» можно сделать ряд выводов.
На основе изучения эволюции понятия «патриотизм» и анализе современного его понимания, мы выявили, что в разные периоды развития патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.
В основной части исследования были установлены проблемы, возникшие во многом из-за резкой смены официальной идеологии государства, и, соответственно, поменявшихся взглядов на концепцию патриотического воспитания в нашей стране.
К ним стоит отнести то, что многие общеобразовательные школы до сих пор сводят всё патриотическое воспитание к проведению неких мероприятий, игнорируя прочие направления в данной области. Кроме того, наблюдается неоправданное пренебрежение многими российскими школами краеведческой работой - как урочной, так и внеурочной. Наконец, за последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Во многом это происходит из-за чрезмерного рвения в прививании любви к Родине, по сути являясь обратной стороной патриотического воспитания, необдуманным доведением патриотических идей до абсурда.
Проблемы, существующие сегодня в воспитании – это проблемы живых связей, отношений. Есть мозаика дел, событий, уроков, мероприятий, которые не имеют закономерной, естественной, внутренней связности. А нужен контекст живой жизни, определенная системообразующая деятельность, в которую встраиваются любые другие виды деятельности, позволяющие расширять картинку мира детей и развивать у них определенные личностные качества и способности.
Проведя социологическое исследование, можно сказать, что большая доля патриотизма всё же присутствует. Большинство опрошенных причисляют себя к патриотам, и кроме того, стараются участвовать в жизни своего государства, следят за окружающих их средой, помогают нуждающимся, любят свою Родину, уважают и чтят культуру своей страны, что служит хорошим уровнем патриотизма.
Список литературы
Сноски и примечания
1 М.В. Богуславский. С чего начинается Родина // Народное образование, Победа, 2012, № 9 Стр. 45
2 В.А.Сухомлинский. Родина в сердце. – М., 1980, Стр. 175
3А.С.Миловидов. Коммунистическая нравственность и военно-патриотическое воспитание – М, 1979
4 Д.С. Лихачёв. Великий путь: становление русской литературы XI -XVII веков. – М., 1987. – Стр.26.
5 Н.С. Дробленкова. Новая повесть о преславном Российском царстве и современная ей агитационная патриотическая письменность. – М.-Л., 1960.-Стр. 189-190.
6 Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. – М.: Педагогика, 1990. Стр.152
7 М.М. Кром. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России// Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). -М., 1994. – Стр.27- 28.
8 И.А. Пушкарева. Идея патриотизма в советской и русской педагогики / Все для классного руководителя. М – Пилотный выпуск, 2011
9 А.К. Быков. Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. —2010. — № 9.
10 В.А. Кобылянский. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика- 1998-№ 5-Стр.112
11 Д.С. Лихачёв. Великий путь: становление русской литературы XI -XVII веков. – М., 1987. – Стр.26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое исследование: "Психолого – педагогические условия профессионального самоопределения учащихся кадетского класса
Педагогическое исследование...
Статья "Эстафета поколений" из книги "Педагогические династии школы №2006".
Искренне горжусь историей своей семьи. Предлагаю вашему вниманию статью "Эстафета поколений" из книги "Педагогические династии школы №2006"....
Статья "Отцы и дети современной прозы, или может ли современное поколение прожить без литературы"
Недавно в выступлении известного педагога меня поразило точное наблюдение: "Вот мы говорим всюду и всегда - без Пушкина, Гоголя, Толстого нельзя прожить. Нет, можно и даже довольно безбедно, ведь живе...
СТатья "Отцы и дети современной прозы",или может или современное поколение прожить без литературы
Недавно в выступлении известного педагога меня поразило точное наблюдение: "Вот мы говорим всюду и всегда - без Пушкина, Гоголя, Толстого нельзя прожить. Нет, можно и даже довольно безбедно, ведь живе...
Педагогическое исследование на тему: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС II поколения"
Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный и...
Современный урок с позиции стандартов нового поколения: изучение инновационного педагогического опыта, новых методов и приемов обучения.
Инновационное образование модель образования, ориентированная преимущественно на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольн...
Сертификат участие в исследовании об использовании цифровых ресурсов в образовании и современных методов повышения квалификации педагогических работников!
Сертификат участие в исследовании об использовании цифровых ресурсов в образовании и современных методов повышения квалификации педагогических работников!...