Программа "Закон и подросток"
рабочая программа
Работа по профилактике правонарушений, воспитания правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер ориентированная: на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм; на оздоровление условий семейного, школьного воспитания; на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников и социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zakon_i_podrostok.docx | 44.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
имени Героя Советского Союза Д.Е.Кудинова
г. Вязьмы Смоленской области
215111, Смоленская область, г. Вязьма, ул. Плотникова , д.10,
телефон 8 (48131) 2-65-55, 3-54-82
СОГЛАСОВАНО: педагогический совет протокол № 1 от « 01 » сентября 2015г. | УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ СОШ №10 ______________Сидорова С.А. |
Программа
«Закон и подросток»
по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию законопослушного поведения
обучающихся
на 2015 – 2020 уч.г.
г. Вязьма
2015 г.
- Пояснительная записка
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни большей части населения страны, культ денег, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом
«вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных веществ. А как следствие возрастает количество правонарушений и преступлений совершенных
несовершеннолетними. Детская преступность молодеет.
Семьям приходится бороться за выживание, наблюдается рост неблагополучных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении, не занимающихся воспитанием, содержанием детей. Все это является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как обучающихся, так и их родителей.
Работа по профилактике правонарушений, воспитания правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся – это целенаправленная система мер ориентированная: на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм; на оздоровление условий семейного, школьного воспитания; на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников и социума.
При решении этих задач необходимо объединение усилий учителей,
социального педагога, педагога-психолога, родителей, работников ОПДН, КДНиЗП, учреждений дополнительного образования.
Работа по профилактике асоциальных явлений, воспитания правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся в образовательном учреждении строится в соответствии со следующими правовыми актами:
- Конвенцией ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.)
- Конституцией Российской Федерации.
- Семейным кодексом
- Административным кодексом
- Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
«Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
Цель программы
Формирование правовых знаний и правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности, оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников. Адаптация обучающихся в социуме. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Социальная защита прав детей.
Задачи программы
- Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
- Воспитание у обучающихся уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
- Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения обучающихся.
- Создание целостного представления о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом.
- Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, беспризорности и асоциального поведения обучающихся.
- Активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
- Формирование у детей мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей через систему знаний о здоровье человека.
- Раскрытие творческого потенциала обучающихся через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
- Социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних,
находящихся в социально – опасном положении.
- Организация внеурочной, досуговой занятости и летнего отдыха обучающихся.
- Контроль за обучающимися с девиантным поведением и неблагополучными семьями.
Общая характеристика содержания работы
Реализация поставленной в программе цели и задач предполагает следующую систему работы.
Взаимодействие школы по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; отделом по делам несовершеннолетним; отделом опеки и попечительства Вяземского района; учреждениями дополнительного образования; работу с обучающимися, родителями и педагогами.
Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:
- Выпуск и распространение информационно-методических материалов
для обучающихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;
- Проведение лекций, бесед, классных часов, консультаций
информационного характера для обучающихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.
Практическая деятельность предусматривает проведение для обучающихся и их родителей семинаров, лекториев, круглых столов, акций, конкурсов, организацию встреч, дискуссий с привлечением специалистов межведомственных организаций.
Приоритетные направления профилактической работы
- Помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка.
- Помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления.
- Выявление обучающихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права и отстающих в учебе.
- Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных обучающихся.
- Вовлечение «трудных» обучающихся в различные виды положительной деятельности (творческие объединения, секции по интересам, досуговая деятельность).
- Привлечение детей, родителей к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций.
- Изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий.
- Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций.
- Помощь конкретным обучающимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций.
- Пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей. Работа по данным направлениям проводится с обучающимися, родителями, педагогами.
Формы, методы и принципы профилактической работы
- Диагностика – выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых обучающихся.
- Анкетирование, тестирование - формирование информационного банка неблагополучных семей и детей группы риска - составление списков обучающихся, состоящих на различных видах учета, уклоняющихся от учебы и пропускающих занятия.
- Просвещение обучающихся по правовой тематики – проведение классных часов, бесед.
- Просвещение обучающихся по формированию ЗОЖ, профилактика вредных привычек – проведение классных часов; бесед; конкурсов рисунков, газет.
- Приглашение специалистов для бесед и лекций.
- Правовой лекторий для родителей с приглашением специалистов.
- Наглядная агитация (информационный стенд, плакаты).
- Проведение конкурса рисунков и газет, викторин, брейн-ринга, интеллектуальных игр, ролевых игр, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, просмотр фильмов по профилактике правонарушений, безнадзорности и формированию правовой культуры и законопослушности.
- Проведение индивидуальных бесед, консультаций.
- Организация досуговой деятельности.
- Вовлечение обучающихся в школьную систему дополнительного образования.
- Работа библиотеки по данной проблеме – выставки книг «Береги здоровье смолоду». «Знай свои права».
- Проведение праздников, экскурсий, походов.
Принципы:
- Взаимодействие – сотрудничество с работниками школы, со всеми
социальными институтами, занимающимися профилактикой правонарушений, безнадзорности среди подростков.
- Личностно-ориентированный подход:
- гуманное отношение к личности;
- уважение прав, как обучающегося, так и педагога;
- оказание содействия в саморазвитии и социализации личности;
- поощрение творческой социализации.
- Принцип позитивного восприятия личности:
- принятие ребенка и взрослого такими, какими они есть;
- поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности.
- Принцип конфиденциальности:
- установление отношений открытости;
- уверенности в надежности информации;
- сохранение профессиональной тайны.
Методы:
- Переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков).
- Метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью).
Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на пять лет реализации и будет проведена в период с сентября 2015 года по август 2020 года.
Этапы реализации программы
Первый этап - подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2015).
- Анализ состояния профилактической работы за 2015 - 2016 учебный год.
- Диагностика трудностей и проблем.
- Обработка результатов.
Второй этап - деятельностный (ноябрь 2015 г. - июнь 2020 г.).
- Реализация программы.
- Отслеживание результатов.
- Коррекция программы.
- Отработка технологий и методов работы.
Третий этап - обобщающий (сентябрь 2020 г.).
- Анализ и обобщение результатов.
- Соотнесение результатов с поставленными целями.
- Оформление и описание результатов.
- Выработка методических рекомендаций.
- Описание опыта работы по реализации программы.
- Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
Кадровое обеспечение программы
- заместители директора по УВР и ВР,
- социальный педагог,
- педагог-психолог,
- классные руководители,
- педагоги дополнительного образования,
- учителя-предметники.
- ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(ЕЖЕГОДНО)
2015 – 2016, 2016 - 2017, 2017 – 2018, 2018-2019,2019-2020
№ п/п | Практические мероприятия | Срок исполнения | Ответственные |
1. Организационно – распорядительская деятельность. | |||
1 | Издание приказа о назначении членов Совета профилактики на текущий учебный год. | Сентябрь | Директор |
2 | Планирование работы Совета профилактики. | Сентябрь | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
3 | Работа Совета профилактики. | В течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог, члены Совета |
4 | Выявление учащихся, находящихся в социально – опасном положении, учащихся с девиантным поведением. | Сентябрь | Зам. директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители |
5 | Посещение по месту жительства учащихся, состоящих на учете в КДН, ОПДН, ВШК, имеющих отклонения от норм поведения. | В течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители |
6 | Взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Работа с комитетом образования Вяземского района, КДН, ОПДН по Вяземскому району. | В течение года | Директор, зам. директора по ВР, соц. педагог |
7 | Организация общественно – полезной занятости несовершеннолетних в течение учебного года и в летний период. | В течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
8 | Организация летнего отдыха и занятости не- совершеннолетних, состоящих на учете в КДН, ОПДН, ВШК. | Июнь – август | Зам. директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители |
9 | Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений и безнадзорности на заседаниях, педсоветах, совещаниях с классных руководителями. Знакомство классных | Сентябрь | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
руководителей с ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.99 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. нормативными документами. | |||
10 | Организация рейдов всеобуча по микрорайону школы с целью получения информации о детях, не посещающих школу. | Ноябрь | Педагогические работники |
11 | Организация социально – педагогической защиты прав ребенка. | В течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
2. Информационно – аналитическая деятельность. | |||
1 | Проведение операция «Семья». Выявление и учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, корректировка данных о несовершеннолетних данной категории. | Сентябрь | Зам. директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители |
2 | Выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине учебные занятия. Коррекция информации банка данных. | Ежемесячно | Соц. педагог, кл. руководители |
Контроль за состоянием успеваемости и посещаемости учащихся. | Еженедельно | Зам. директора по УВР, ВР, кл. руководители | |
3 | Организация информационной деятельности классных руководителей по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности:
| Сентябрь, в течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители |
4 | Подготовка информации о положении по правонарушениям за летний период. | Август | Соц. педагог |
5 | Подача оперативной информации о постановке несовершеннолетних на учет и сдача информации о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления. | Каждый месяц | Комитет по образованию |
6 | Проведение информированности родительской общественности по вопросам обеспечения защиты от информации, наносящей вред здоровью детей, их физическому, нравственному и духовному развитию. | Ноябрь, март | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
7 | Организация родительского всеобуча по вопросам профилактики правонарушений, беспризорности, безнадзорности, | Декабрь, март | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
заболевания СПИДом, профилактики вредных привычек с привлечением представителей соответствующих структур. | |||
8 | Анализ работы по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности за прошедший год. | Май | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
9 | Координация работы всех школьных структур, способствующих профилактике повторного года обучения. | В течение года | Директор, зам. директора по УВР, ВР, соц. педагог |
3. Мероприятия воспитательной направленности. | |||
1 | Привлечение несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета и имеющих отклонения от норм поведения в спортивные секции и кружки творческой направленности. | В течение года | Зам. директора по ВР, кл. руководители |
2 | Проведение Недели права (по плану). | Ноябрь | Зам. директора по ВР, учителя- предметники, специалисты |
3 | Знакомство учащихся с законами РФ, локальными актами школы. | В течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог |
4 | Проведение викторин, дискуссий, классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения:
| В течение года | Зам. директора по ВР, учителя- предметники, кл. руководители, библиотекарь |
5 | Проведение школьных конкурсов:
| Декабрь | Зам. директора по ВР, учителя- предметники |
6 | Проведение классных часов по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, вредных привычек, заболевания СПИДом с | В течение года | Зам. директора по ВР, кл. руководители |
привлечением специалистов. | |||
7 | Проведение правовой недели по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (по плану). | Ноябрь | Зам. директора по ВР, учителя- предметники |
8 | Оформление и обновление в школе информационно-консультационных стендов по праву, законам (правовые странички для школьников, родителей, педагогов, социально-психологический калейдоскоп). | В течение года | Соц. педагог, педагог-психолог |
9 | Организация в школе досуговой деятельности. Привлечение в досуговую деятельность учащихся, состоящих на различных видах учета. | В течение года | Зам. директора по ВР, руководители кружков |
10 | Проведение индивидуальных бесед с учащимися, состоящими на различных видах учета. | В течение года | Зам. директора по ВР, соц. педагог,педагог-психолог |
11 | Организация и проведение недели по профилактике табакокурения, спиртосодержащих напитков, наркомании, СПИДа, (по плану). | март | Зам. директора по УВР, ВР, соц. педагог |
12 | Оформление документов на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. | По мере необходимости | Соц. педагог |
4. Организация работа социально – психологической службы. | |||
1 | Организация индивидуальной профилактической работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации. | В течение года | Соц. педагог, педагог – психолог |
2 | Профилактическая работа с семьями и деть- ми, нуждающимися в оказании помощи на ранней стадии их социального неблагополучия, в целях своевременного оказания комплексного социально – психологического сопровождения семьи и ребенка. | В течение года | Соц. педагог, педагог – психолог |
3 | Проведение информационно – разъяснительной работы с родительской общественностью по вопросам профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности. | В течение года | Зам.директора по ВР, соц. педагог |
Прогнозируемые результаты реализации программы.
В результате реализации программы «Подросток и закон» по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию законопослушного поведения учащиеся должны:
- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать права и законы и соблюдать их;
- быть законопослушным, активно участвовать в законодательном творчестве;осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
Ожидаемые результаты.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
- Снижение численности учащихся, состоящих на различных видах учета.
- Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
- Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях.
- Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
- Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения учащихся.
- Формирование положительной мотивации на учебную деятельность. Повышение обученности учащихся.
- Создание благоприятной образовательной среды, способствующей
сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
- Формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов.
- Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
- Обучение навыкам социально поддерживающего, развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Координация и контроль реализации программы.
Координацию и контроль реализации программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, который
- осуществляет организационное, информационное и научно- методическое обеспечение программы;
- координирует взаимодействие классных руководителей с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
- анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа правового воспитания "Подросток и закон"
Программа "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....
Программа деятельности кружка "Подросток и закон"
Данная программа предназначена для работы социального педагога с детьми группы и зоны риска...
Программа деятельности кружка "Подросток и закон"
Целью данной программы является формирование правового сознания школьников....
Программа правового воспитания «Подросток и закон»
соц.педагог...
ПРОГРАММА краткосрочного курса «Подросток и закон. Мой безопасный город»
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание подростком отрицательного поведения, желание изменить его, отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе; прекра...
Программа дополнительного образования Подросток и закон
Цель программы - правовое просвещение учащихся, находящихся в социально-опасном положении и требующие особого внимания, задачи проекта - 1. Познакомить учащихся с основами гражданского...