Разрешение конфликтов в образовательном учреждении
статья

Медведева Ирина Анатольевна

Разрешение конфликтов в образовательном учреждении

 

Медведева Ирина Анатольевна

 социальный педагог,

куратор школьной службы медиации

ГБОУ СОШ № 96

Калининского района

Санкт-Петербурга.

 

    В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.

    Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

 

    На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.

    Школьная жизнь - это сложный процесс, который включает в себя взаимодействия большого количества людей (в процессе обучения, воспитания, управления коллективом, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.). В ходе такого взаимодействия возникают различные конфликтные ситуации:

- ученик-ученик;

- ученик-родитель (законный представитель);

- ученик-учитель;

- учитель-родитель (законный представитель).

    Школа это то, место, где при самых благоприятных условиях контакта и постоянного взаимодействия, совместной дея­тельности при относительно равном статусе, отсутствии явных различительных признаков, у детей мигрантов или вынужденных пе­реселенцах, а также их родителей или законных представителей, могут возникнуть сложности и на­пряженность при общении с одноклассниками или с учителями. Поэтому большое значение приобретает изучение межкуль­турной адаптации, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса, это важно для самого мигранта. А для учителя, особенно при общении, для взаимопонимания, важно знать культуру мигранта. Обычно выделяют внутреннюю сторону адапта­ции, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни в новом классном коллективе. То есть ребенок, попавший в новый коллектив должен принять его, влиться, приспособиться и присвоить ценности, которые характерны для данной общности.

    Каким способом разрешить конфликт, и к какому результату прийти, зависит только от культуры конфликтующих сторон. Одним из способов разрешения конфликтов в современной школе стала процедура медиации.

    Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

     Метод «Школьная медиация» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

     Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

     В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

      Создание «Школьной Службы примирения и восстановительной медиации» позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.

Методическую составляющую деятельности службы примирения образуют принципы восстановительной медиации, задачами которой являются:

1. Создание условий для организации диалога конфликтующих сторон, способствующего освобождению от негативных состояний и определения ресурса для совместного поиска выхода из ситуации: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям.

2. Создание условий для обсуждения сторонами вопроса о заглаживании вреда, разработки механизмов и процедур заглаживания вреда, сроков и условий выполнения договоренностей.

3. Разработка организационных основ деятельности службы примирения:

- механизма передачи на медиацию информации о конфликтных ситуациях;

- юридических последствий медиации (заключение договоров, примирительных соглашений);

- категории случаев, передаваемых на медиацию

В школьную службу медиации составляет команда взрослых и учащиеся 6-10 классов, обученных медиативным техникам.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка

Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Источники

1. http://www.studfiles.ru/preview/5551008/page:56/#84

2. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70447852/#ixzz3K0GtNAPm

3.Технология медиации в урегулировании школьных конфликтов и формирование профессиональной культуры современного учителя ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (49) 2014 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разрешение конфликтов в образовательном учреждении

Медведева Ирина Анатольевна

 социальный педагог,

куратор школьной службы медиации

ГБОУ СОШ № 96

Калининского района

Санкт-Петербурга.

    В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.

    Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

    На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.

    Школьная жизнь - это сложный процесс, который включает в себя взаимодействия большого количества людей (в процессе обучения, воспитания, управления коллективом, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.). В ходе такого взаимодействия возникают различные конфликтные ситуации:

- ученик-ученик;

- ученик-родитель (законный представитель);

- ученик-учитель;

- учитель-родитель (законный представитель).

    Школа это то, место, где при самых благоприятных условиях контакта и постоянного взаимодействия, совместной деятельности при относительно равном статусе, отсутствии явных различительных признаков, у детей мигрантов или вынужденных переселенцах, а также их родителей или законных представителей, могут возникнуть сложности и напряженность при общении с одноклассниками или с учителями. Поэтому большое значение приобретает изучение межкультурной адаптации, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса, это важно для самого мигранта. А для учителя, особенно при общении, для взаимопонимания, важно знать культуру мигранта. Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни в новом классном коллективе. То есть ребенок, попавший в новый коллектив должен принять его, влиться, приспособиться и присвоить ценности, которые характерны для данной общности.

    Тенденции увеличения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении приводят к размышлениям о необходимости применения различных методов их урегулирования. Ведь от успехов в этом направлении зависит усвоение знаний со стороны учащихся, развитие личности, ее социальная адаптация.

    В исследованиях Анцупова А.Я., Леонова Н.И., Рыбаковой М.М. и других, выделяется, что межличностные и межгрупповые конфликты имеют негативный характер и влияют на все процессы жизнедеятельности школы:

- конфликты между учениками отрицательны как для самих конфликтующих, так и для всего ученического коллектива;

- конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на качество воспитательного и образовательного процесса;

- конфликт между учителем и родителем, всегда страдающей стороной является ученик.

    Каким способом разрешить конфликт, и к какому результату прийти, зависит только от культуры конфликтующих сторон. Одним из способов разрешения конфликтов в современной школе стала процедура медиации.

    Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

     Метод «Школьная медиация» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

     Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.

     В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.

      Создание «Школьной Службы примирения и восстановительной медиации» позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.

Методическую составляющую деятельности службы примирения образуют принципы восстановительной медиации, задачами которой являются:

1. Создание условий для организации диалога конфликтующих сторон, способствующего освобождению от негативных состояний и определения ресурса для совместного поиска выхода из ситуации: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям.

2. Создание условий для обсуждения сторонами вопроса о заглаживании вреда, разработки механизмов и процедур заглаживания вреда, сроков и условий выполнения договоренностей.

3. Разработка организационных основ деятельности службы примирения:

- механизма передачи на медиацию информации о конфликтных ситуациях;

- юридических последствий медиации (заключение договоров, примирительных соглашений);

- категории случаев, передаваемых на медиацию

В школьную службу медиации составляет команда взрослых и учащиеся 6-10 классов, обученных медиативным техникам.

Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка

Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

СТРУКТУРА

разрешения конфликтов

       

Источники

1. http://www.studfiles.ru/preview/5551008/page:56/#84

2. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70447852/#ixzz3K0GtNAPm

3.Технология медиации в урегулировании школьных конфликтов и формирование профессиональной культуры современного учителя

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (49) 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

Доклад для педсовета на тему: "Психолого-педагогические аспекты предупреждения и разрешения конфликтов в образовательном учреждении."

Материал будет полезен всем педагогам без исключения. Дана развернутая характеристика причин и видов конфликтов, особенностей их преодоления....

Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации

Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администра...

«Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации».

Конфликт в коллективе может проявляться открыто (в форме дискуссии, спора, выяснения взаимоотношений) или скрытно (без словесных и действенных проявлений), тогда он скорее ощущается в тягостной атмосф...

Конфликты в образовательном учреждении

Конфликты в образовательном учреждении...