Разрешение конфликтов в образовательном учреждении
статья
Разрешение конфликтов в образовательном учреждении
Медведева Ирина Анатольевна
социальный педагог,
куратор школьной службы медиации
ГБОУ СОШ № 96
Калининского района
Санкт-Петербурга.
В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.
Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.
На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.
Школьная жизнь - это сложный процесс, который включает в себя взаимодействия большого количества людей (в процессе обучения, воспитания, управления коллективом, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.). В ходе такого взаимодействия возникают различные конфликтные ситуации:
- ученик-ученик;
- ученик-родитель (законный представитель);
- ученик-учитель;
- учитель-родитель (законный представитель).
Школа это то, место, где при самых благоприятных условиях контакта и постоянного взаимодействия, совместной деятельности при относительно равном статусе, отсутствии явных различительных признаков, у детей мигрантов или вынужденных переселенцах, а также их родителей или законных представителей, могут возникнуть сложности и напряженность при общении с одноклассниками или с учителями. Поэтому большое значение приобретает изучение межкультурной адаптации, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса, это важно для самого мигранта. А для учителя, особенно при общении, для взаимопонимания, важно знать культуру мигранта. Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни в новом классном коллективе. То есть ребенок, попавший в новый коллектив должен принять его, влиться, приспособиться и присвоить ценности, которые характерны для данной общности.
Каким способом разрешить конфликт, и к какому результату прийти, зависит только от культуры конфликтующих сторон. Одним из способов разрешения конфликтов в современной школе стала процедура медиации.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Метод «Школьная медиация» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.
В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.
Создание «Школьной Службы примирения и восстановительной медиации» позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.
Методическую составляющую деятельности службы примирения образуют принципы восстановительной медиации, задачами которой являются:
1. Создание условий для организации диалога конфликтующих сторон, способствующего освобождению от негативных состояний и определения ресурса для совместного поиска выхода из ситуации: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям.
2. Создание условий для обсуждения сторонами вопроса о заглаживании вреда, разработки механизмов и процедур заглаживания вреда, сроков и условий выполнения договоренностей.
3. Разработка организационных основ деятельности службы примирения:
- механизма передачи на медиацию информации о конфликтных ситуациях;
- юридических последствий медиации (заключение договоров, примирительных соглашений);
- категории случаев, передаваемых на медиацию
В школьную службу медиации составляет команда взрослых и учащиеся 6-10 классов, обученных медиативным техникам.
Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка
Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Источники
1. http://www.studfiles.ru/preview/5551008/page:56/#84
2. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70447852/#ixzz3K0GtNAPm
3.Технология медиации в урегулировании школьных конфликтов и формирование профессиональной культуры современного учителя ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (49) 2014
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разрешение конфликтов в образовательном учреждении
Медведева Ирина Анатольевна
социальный педагог,
куратор школьной службы медиации
ГБОУ СОШ № 96
Калининского района
Санкт-Петербурга.
В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение. При этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.
Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.
На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.
Школьная жизнь - это сложный процесс, который включает в себя взаимодействия большого количества людей (в процессе обучения, воспитания, управления коллективом, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.). В ходе такого взаимодействия возникают различные конфликтные ситуации:
- ученик-ученик;
- ученик-родитель (законный представитель);
- ученик-учитель;
- учитель-родитель (законный представитель).
Школа это то, место, где при самых благоприятных условиях контакта и постоянного взаимодействия, совместной деятельности при относительно равном статусе, отсутствии явных различительных признаков, у детей мигрантов или вынужденных переселенцах, а также их родителей или законных представителей, могут возникнуть сложности и напряженность при общении с одноклассниками или с учителями. Поэтому большое значение приобретает изучение межкультурной адаптации, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса, это важно для самого мигранта. А для учителя, особенно при общении, для взаимопонимания, важно знать культуру мигранта. Обычно выделяют внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и ее внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни в новом классном коллективе. То есть ребенок, попавший в новый коллектив должен принять его, влиться, приспособиться и присвоить ценности, которые характерны для данной общности.
Тенденции увеличения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении приводят к размышлениям о необходимости применения различных методов их урегулирования. Ведь от успехов в этом направлении зависит усвоение знаний со стороны учащихся, развитие личности, ее социальная адаптация.
В исследованиях Анцупова А.Я., Леонова Н.И., Рыбаковой М.М. и других, выделяется, что межличностные и межгрупповые конфликты имеют негативный характер и влияют на все процессы жизнедеятельности школы:
- конфликты между учениками отрицательны как для самих конфликтующих, так и для всего ученического коллектива;
- конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на качество воспитательного и образовательного процесса;
- конфликт между учителем и родителем, всегда страдающей стороной является ученик.
Каким способом разрешить конфликт, и к какому результату прийти, зависит только от культуры конфликтующих сторон. Одним из способов разрешения конфликтов в современной школе стала процедура медиации.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Метод «Школьная медиация» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.
В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.
Создание «Школьной Службы примирения и восстановительной медиации» позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.
Методическую составляющую деятельности службы примирения образуют принципы восстановительной медиации, задачами которой являются:
1. Создание условий для организации диалога конфликтующих сторон, способствующего освобождению от негативных состояний и определения ресурса для совместного поиска выхода из ситуации: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям.
2. Создание условий для обсуждения сторонами вопроса о заглаживании вреда, разработки механизмов и процедур заглаживания вреда, сроков и условий выполнения договоренностей.
3. Разработка организационных основ деятельности службы примирения:
- механизма передачи на медиацию информации о конфликтных ситуациях;
- юридических последствий медиации (заключение договоров, примирительных соглашений);
- категории случаев, передаваемых на медиацию
В школьную службу медиации составляет команда взрослых и учащиеся 6-10 классов, обученных медиативным техникам.
Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка
Основная цель служб школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
СТРУКТУРА
разрешения конфликтов
Источники
1. http://www.studfiles.ru/preview/5551008/page:56/#84
2. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70447852/#ixzz3K0GtNAPm
3.Технология медиации в урегулировании школьных конфликтов и формирование профессиональной культуры современного учителя
ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (49) 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.
Скажите в ваших ОУ есть ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...
Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.
Скажите в ваших ОУ есть ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...
Доклад для педсовета на тему: "Психолого-педагогические аспекты предупреждения и разрешения конфликтов в образовательном учреждении."
Материал будет полезен всем педагогам без исключения. Дана развернутая характеристика причин и видов конфликтов, особенностей их преодоления....
Психология конфликта и основы медиации в образовательных организациях. Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении.
Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении....
Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации
Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администра...
«Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации».
Конфликт в коллективе может проявляться открыто (в форме дискуссии, спора, выяснения взаимоотношений) или скрытно (без словесных и действенных проявлений), тогда он скорее ощущается в тягостной атмосф...
Конфликты в образовательном учреждении
Конфликты в образовательном учреждении...