Внеклассное мероприятие "Что значит быть терпимым?"
классный час (5 класс)

Тема: Что значит быть терпимым?

Цели: 1. определить уровень толерантности детей;

2. помочь прочувствовать необходимость быть терпимым к другим;

3. формировать первичные представления о толерантности как качество личности;

4. воспитывать чувство терпимости к людям не похожим на нас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

Тема: Что значит быть терпимым?

Цели: 1. определить уровень толерантности детей;

2. помочь прочувствовать необходимость быть терпимым к другим;

3. формировать первичные представления о толерантности как качество личности;

4. воспитывать чувство терпимости к людям не похожим на нас.

Оборудование: рисунок с изображением вороны; два рисунка с изображением мальчиков; рисунок с изображением голубого щенка; изображение цветка столетника; изображение розы, тюльпана, георгина, мака, нарцисса; цветные карандаши; рисунки чёрного и красного сердца, чёрно-белого квадрата, радуги, рабочие листы.

Ход урока

  1. орг. момент.
  2. Повторение изученного материала.
  3. Дорогие ребята сегодня у нас урок необычный, А почему? (Сегодня у нас много гостей) Перед уроком мне передали три конверта. Хотите узнать что в них? Распределитесь в группы по рядам. Выполните задание.

- Как вы думаете почему в конвертах оказалось слово ПДАРОК.

Вспомните как по гостевому этикету нужно дарить подарки и принимать их.

- Дома вы приготовили подарки своими руками. Давайте вручим их друг другу с пожеланиями, а затем поблагодарим, как это принято по гостевому этикету. (дети вручают друг другу подарки и выражают благодарность.)

3. изучение нового материала.

- Прочитайте тему нашего занятия Что значит быть терпимым?

Как вы можете ответить на этот вопрос? Более подробно вы ответите на этот вопрос в конце урока, когда мы будем подводить итоги.

- А сейчас выполним задание, у вас на столах зелёные листочки. Прочитайте первое высказывание. С помощью баллов выразите на сколько верно это высказывания по отношению к вам. Отвечайте честно.

Если высказывание

«неверно» - поставьте - 0 баллов

« немножко верно» - 1 балл

«почти верно» - 2 балла

« точно про меня» 3 балла

- Я не выношу детей, которые очень отличаются от меня самого. Мне хочется их стукнуть, толкнуть.

- Я не приму в свою игру малыша, ученика из другого класса, одетого не так , как я.

- Я очень сержусь, когда кто-то в игре делает по – своему, а не так как хочется мне.

Всего баллов:

- Ребята, поднимите руку, кто из вас поставил 3 балла в первом высказывании.

- а кто поставил три балла прочитав второе высказывание?

- А кто в третьем высказывании поставил 3 балла?

- Вы видите , что у нас в классе есть дети, которые не терпимы к другим, а есть, которые наоборот понимают других. В основном у нас в классе дети которые понимают других людей.

- На каждой парте у вас есть листочки жёлтого цвета. Прочитайте слова.. От слов которые вы связываете по смыслу со словом «чужой» проведите стрелочки в левую сторону. От слов близких по значению к словам «Свои», «наши», в правую сторону. От слов, которые вы не знаете куда отнести, проведите стрелочки вниз. Работу выполняем в паре.

Проверим, что у вас получилось. Прочитайте слова, которые вы связали со словом «чужой», а которые вы связали со словами «Свои», «наши»,

непонятный

близкий

понятный

далёкий

хороший свои, наши

чужой опасность

открытость

злой

спокойствие

настороженность

?

Посмотрите на картинку на экране. Кого вы видите? Что необычного в нём? Какое слово подходит к этому щенку, свой или чужой.

- Почему?

- Нелегко быть чужим, новеньким, и это в полной мере испытал на себе герой мультфильма «Голубой щенок», который раздражал остальных собак только своим голубым окрасом.

Влад прочитаем нам стихотворение «Голубой щенок»

(чтение стихотворения)

Он получал одни пинки

И трёпку по затылку.

А чёрно-белые щенки

Придумали дразнилку:

Тремти-бремти-тремти-там!

Это кто ж такой

Весь от носа до хвоста

Очень голубой?!

Голубое ухо!

Голубое брюхо!

Голубой чубчик!

Как дела… голубчик?!

Не бывало до сих пор

Голубых собак.

Ты – позоришь целый двор

Ты – бесспорный брак!

Голубой! Голубой!

Не хотим играть с тобой!

В его глазах печаль-тоска,

Но не подал он вида.

Ведь гордость есть и у щенка, хоть на душе обида.

Неужели из-за масти

Мне не будет в жизни счастья?!

Я обижен злой судьбой…

Ах, зачем я голубой?

Отыскать хочу я друга,

Но пока одну лишь ругань

Всюду слышу за собой…

Ах, зачем я голубой?

Мне нигде приюта нету.

Я один бреду по свету,

А мечтал гулять гурьбой…

Ах, зачем я голубой?

- Какие чувства вы испытали к голубому щенку? А к собакам, которые были к нему нетерпимы?

А сейчас посмотрите на это растение, подойдите потрогайте его. Кто знает как оно называется? ( В народе это растение называется столетник, а научное его название Алоэ древовидное. Это растение живёт сто лет. Оно лекарственное)

Послушайте историю об этом удивительном растении.

По ходу чтения на доску помещаются другие цветы.

- Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в своих рабочих листах, пользуясь следующей цветовой гаммой.

Красный;

Зелёный;

Розовый;

Коричневый;

Жёлтый;

В одном ботаническом саду жила – была красавица роза. Все цветы этого сада восхищались её красотой. ( на доске появляется роза)

Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был не красив. Они стали дразнить его за это.

- Какое чувство вы испытываете, находясь на месте этого столетника? (Мнения)

- Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник

(дети раскрашивают)

Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его.

- Какое чувство вы испытываете, находясь на месте этого столетника? (Мнения)

- Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник

(дети раскрашивают)

Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой. (На доску помещаются цветы мака, тюльпана, нарцисса, георгина)

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник

(дети раскрашивают)

Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния, прогремел сильный гром. Розе стало страшно. Все цветы мужчины испугались грозы т забыли о розе. Лишь один столетник стал укрывать её своими листьями.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник

(дети раскрашивают)

Он прикрывал её своими толстыми мясистыми, но хрупкими листочками, и вдруг его стебель разломился пополам.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник

(дети раскрашивают)

Храбрый столетник упал около горшочка розы. Прекрасная роза и все цветы сада подумали, что отважный столетник погиб.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник

(дети раскрашивают)

Но, вдруг… из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым. Потом стал розовым, красным, фиолетовым и, наконец окрасился в траурный чёрный цвет. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник

(дети раскрашивают)

Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который ровно сто лет будет некрасивым, колючим растением. Но один единственный раз расцветёт так, что его красоте не будет равных.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник

(дети раскрашивают)

Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет – столетнике.

По мотивам А,Куприна «столетник»

- рассмотрите раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение.

Красный – чувство возбуждения

Зелёный – чувство спокойствия

Розовый – чувство счастья

Коричневый – чувство угнетённости

Жёлтый – уверенности

Соотнесите своё настроение с выбранным вами цветом. (обмен мнениями)

Столетнику было очень трудно, плохо находиться среди цветов, потому что они были к нему нетерпимы, нетолерантны.

Если брат ваш не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвёте его на части,

Словно он вам уже и не брат.

(Б. Заходер)

- Что значит быть терпимым?

- Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание, не на то, что у нас разное, а на то, что нас сближает.

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру которая называется «Комплимент». Все мы с вами разные, у каждого из нас есть положительные качества, давайте постараемся в каждом увидеть, что-то хорошее

А СЕЙЧАС НА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЯХ давайте поучимся проявлять снисходительность, терпимость, научимся прощать. Распределитесь В группы по 6 человек. Обсудите ситуацию. Выскажите своё мнение.

Первая ситуация. Катя плохо одета, дети подсмеиваются над ней.

- Можно ли назвать их терпимыми, толерантными? ( мнения детей).

- Что делают толерантные дети? ( Они не обращают внимание на стоимость одежды).

Вторая ситуация. – Тебя на перемене случайно толкнул мальчик из соседнего класса. Ты весь урок думаешь, как отомстить ему.

- Можно ли назвать такое поведение толерантным, терпимым?

- Как в таком случае поступают толерантные дети? ( Они сразу забывают об этом)

Третья ситуация: Все ребята на большой перемене идут завтракать в столовую, а Витя остаётся в классе и ест бутерброды, которые мама дала ему из дома. Дети показывают на него пальцем и обзывают.

Можно ли детей назвать толерантными, терпимыми?

- Как в таком случае поступают толерантные терпимые дети?

Четвёртая ситуация. Маленькая сестрёнка сломала твою любимую игрушку. Ты подошёл к ней, и попытался объяснить, что это была твоя любимая игрушка, потому что тебе её подарили, когда ты был таким же маленьким, как и сестра, и что когда она вырастет, она тоже будет дорожить своей любимой игрушкой.

- Так чем же толерантный, терпимый человек отличается от нетолерантного , нетерпимого?

Давайте попробуем это выяснить. Первое качество толерантного человека мы выявим из мини сценки.

- 1-ая девочка. Мне так не нравятся мальчишки! Вечно они балуются бегают и вообще оеи глупые.

2- ая девочка. А я ничего плохого не могу сказать о них, мне мальчики кажутся интересными, без них нам было бы скучно.

Какую черту толерантного человека вы подметили в этой ситуации? (Вывешивается чёрно – белый квадрат и радуга)

Ребята нетолерантные дети делят мир на две части чёрную и белую. Для них не существует полутонов и есть только два сорта людей плохие и хорошие. Они всегда подчеркивают различия между своими и чужими. Толерантный же человек видит жизнь во всём её многообразии.

Давайте посмотрим ещё одну сценку.

  1. ая девочка. Я стараюсь не общаться с этой Катей из бедной семьи.

2-ая девочка. А мне всегда хочется поддержать её.

( На доску вывешивается чёрное и красное сердце)

( Действительно толерантный человек в отличии от нетолерантного очень чувствителен к проблемам других людей.

- А сейчас вы узнаете одно очень важное качество толерантного человека.

- 1-ый мальчик. Ты часто отвечаешь на вопросы учителя не правильно.

2- ой мальчик. Да уж, иногда я выгляжу как Незнайка на луне. Но если больше читать, то этого не будет.

- Что это за черта толерантного человека.

( на доску вывешивается рисунок улыбки)

Чувство юмора и способность посмеяться над собой – вахная черта толерантного человека. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, они не стремятся к превосходству над другими.

Давайте сейчас ещё раз повторим какими качествами должен обладать толерантный человек. (Слайд)

Ребята мы с вами много говорили что нужно делать, чтобы сохранить здоровье человека не заболеть. А вот некоторые учёные считают, что кроме здоровья тела человека, есть ещё и здоровье души, которое так же нужно беречь. И если не терпимо относиться к тем, кто не похож на тебя и отличается своими мыслями, одеждой цветом кожи, поведением, вкусами, разрезом глаз, цветом волос, то это приведёт к болезни

Как же нам сохранить здоровье своей души

Физ мин. Сейчас я научу вас одному приёму. Если вам не нравится какой-то человек, который чем-то отличается от вас и кажется вам плохим, и вы вот- вот скажете ему, что-нибудь неприятное, а значит, начнёте заболевать сами, то нужно сделать следующее. Задержите дыхание и спокойно про себя сосчитайте до десяти, наполняя своё сердце добротой до тех пор пока вам не расхочется ссорится с ним. Попробуйте.

Толерантные люди ищут в других людях, в первую очередь хорошее, доброе. Давайте и мы с вами будем проявлять толерантность.

А теперь выполним следующее задание (в парах). Прочитайте характеристику на двух детей, которые по разным причинам отличаются от других ребят и потому чувствуют себя чужими в классе. Проявите толерантность и постарайтесь увидеть в этих детях , хорошее. Наложите на текст сетку- шифр. (он добрый) ( с ней весело)

На что похож этот лист? Давайте посадим на этой поляне цветы. Выберите те цвета которые подошли бы к толерантным людям.

Так что же значит быть терпимым???


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Что значит быть успешным?"

Внеклассное мероприятие на тему: "Что значит быть успешным?"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО внеклассного мероприятия по теме «Что значит быть патриотом сегодня?»

Федеральное  государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»         МЕ...

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Быть здоровым – значит быть красивым!

Классный час для учащихся 5-6 классов...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Внеклассное мероприятие "Что значит быть патриотом сегодня?"

Внеклассное мероприятие "Что значит быть патриотом сегодня?"...

Сценарий внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию «Что значит быть патриотом?»

Формирование активной гражданской позиции и патриотизма у молодежи....