Организация профилактической работы в школе
статья

Мышкина Лариса Владимировна

Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, так как появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из различных семей – с хорошим доходом и, наоборот, из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, из семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками. В настоящее время ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей  за содержание и воспитание детей, родители безразличны к успеваемости своих детей, их не интересует окружение детей, с кем дружит ребёнок, с кем проводит свободное время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_profilakticheskoy_raboty_v_shkole.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Система профилактической работы в школе.

Кто-то, когда-то должен ответить,

 Высветив правду, истину вскрыв.

Что же такое «трудные дети» –

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, взгляните:

Сжался пружиной, отчаялся он,

 С миром оторваны тонкие нити,

Словно стена, без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти

Поздно заметили, поздно учли.

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, так как появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из различных семей – с хорошим доходом и, наоборот, из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, из семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками. В настоящее время ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей  за содержание и воспитание детей, родители безразличны к успеваемости своих детей, их не интересует окружение детей, с кем дружит ребёнок, с кем проводит свободное время. Современные родители много времени уделяют работе, зарабатывают деньги, или, разочаровавшись в первом браке, устраивают свою личную жизнь, а детей оставляют на бабушек и дедушек, или вообще оставляют без присмотра и не подозревают о проблемах, возникающих у детей, в результате чего дети, как правило, предоставлены сами себе. Либо, наоборот, родители оставляют своих младших детей на старших братьев и сестёр, которые заменяют им родителей, следят за ними, водят их в детский сад, делают с ними уроки, ухаживают за ними, когда они болеют, и прочее. На этой почве у детей возникают конфликты с родителями, которые сопровождаются неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома. Все выше перечисленные причины ведут к росту безнадзорных подростков. Отсюда появляется бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, увеличение распространения в детской среде наркотиков, различных психотропных веществ, алкоголя, рост правонарушений среди несовершеннолетних. Безусловно, таким детям необходима помощь. И если взаимопонимания нет в семье, помочь ребёнку обязаны мы, специалисты школы. Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи наших педагогов, ведь большую часть своего времени дети проводят именно в школе. В школе мы создаём условия, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и интересов, контроль за соблюдением законодательства в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально – психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней – вот важнейшие проблемы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом. Для решения проблем несовершеннолетних нужно заниматься ранней профилактикой. Мы считаем ее одной из самых актуальных в деятельности школы и используем для этого разнообразные методы и формы работы. В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Если между школой и семьёй не сложатся доверительные и доброжелательные отношения, говорить об объединении усилий в создании условий для формирования у ребенка качеств, необходимых для его самоопределения и самореализации невозможно. Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой школе, в каждом классе. И школа, в первую очередь, не должна принимать меры к избавлению от таких детей и семей, а должна найти к каждому ребёнку, к каждой семье такой индивидуальный подход, который поможет и ребёнку, и семье реабилитироваться в социуме и встать на путь исправления.

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений школа опирается на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, Забайкальского края, нормативные документы муниципального района, школы.

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность школы в вопросе профилактики правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями). 

Вся профилактическая работа в части реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних строится на основе комплексной целевой программы по профилактике безнадзорности, правонарушений, разработанной на 2018-2021 годы. Основными блоками программы являются:

- организационная, информационно-просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом;

- диагностическая работа;

- профилактическая работа с детьми и подростками;

- профилактическая работа с родителями

Реализуя направления комплексной программы со всеми участниками образовательного процесса проводятся различные мероприятия групповых и индивидуальных форм.

Школа проводит большую работу по своевременному выявлению учащихся и семей, предположительно находящихся в социально-опасном положении.

Большую помощь в своевременном выявлении семейного неблагополучия оказывает формирование социальных паспортов класса, а затем социального паспорта школы, который даёт представление полной картины о социальных категориях семей обучающихся.

В школе разработаны правила поведения учащихся в школе.

Совет профилактики создан в школе для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся

Состав совета профилактики учреждается педагогическим советом школы состоит из председателя, его заместителей и членов Совета.

 Совет профилактики правонарушений :

- изучает и анализирует состояние правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной работы и профилактической работы, направленной на их предупреждение;

- рассматривает персональные дела учащихся нарушителей порядка; ставит их на внутришкольный учёт на основании положения о постановки на ВШУ

- осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на учёте в ПДН ОП по Дульдургинскому району, в КДН и ЗП администрации МР «Дульдургинский район»; в КДН и ЗП СП Дульдурга

- выявляет трудновоспитуемых учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), не выполняющих свои обязанностей по воспитанию детей, сообщает о них в ОП;

вовлекает подростков, склонных к правонарушениям, в спортивные в секции, в кружки технического и художественного творчества;

- осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями.

Обсуждает поведение родителей (лиц, их заменяющих), не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей. В необходимых случаях ставит вопрос о привлечении таких родителей (лиц, их заменяющих) к установленной Законом ответственности перед соответствующими государственными организациями;

- заслушивает на своих заседаниях отчёты закреплённых общественных воспитателей о работе по предупреждению среди учащихся, о выполнении рекомендаций и требований о совете профилактики;

-заслушивает классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактики правонарушений;

- вносит проблемные вопросы на обсуждение педсовета и для принятия решения руководством школы;

- принимает решение о постановке учащегося на внутришкольный учет и снятии его с внутришкольного учёта;

- ходатайствует перед ОП и  КДН и ЗП;  о постановке на учёт и о снятии с учёта учащихся, исправивших свое поведение;

Сегодня мы работаем над организацией индивидуального шефства, над трудными подростками назначение общественных воспитателей;

2.2 Совет профилактики рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих заседаниях, которые проводят не реже одного раза в два месяца (кроме экстренных случаев).

Заседание протоколируется одним из членов совета профилактики.

2.3 При разборе персональных дел вместе с учащимися приглашаются классный руководитель и родители (лица, их заменяющие) учащегося.

2.4 работа совета профилактики планируется на учебный год.

План работы обсуждается на заседании совета профилактики и утверждается директором школы.

2.5  Свою работу совет профилактики проводит в тесном контакте с правоохранительными органами, родительским комитетом школы.

При положительной динамике состоящих на учёте , предложения о снятии ребёнка или семьи с учёта выносится на Совет профилактики.

На всех учащихся, состоящих на профилактических учётах в ПДН КДНи ЗП, внутришкольном учёте ведутся дневники индивидуальной профилактической работы, куда помещаются все материалы, касающиеся успеваемости, пропусков уроков, характеристики, переписка с учреждениями системы профилактики и прочие материалы. Если работа на уровне учреждения не даёт положительных результатов, школа взаимодействует с другими учреждениями системы профилактики для принятия мер воздействия к несовершеннолетним и их родителям, а также для оказания помощи родителям в воспитании и обучении детей.

Взаимодействие школы осуществляется со всеми учреждениями системы профилактики. Кроме того, мы сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования в вопросах занятости учащихся в свободное от учёбы время, Центром занятости населения по вопросам трудоустройства, отделом социальной защиты населения организация бесплатного питания, социально-реабилитационным центрам по вопросам оздоровления детей.

Ежегодно для привлечения наибольшего количества детей и подростков в кружки и секции, в учреждении развивается система дополнительного образования.

Таким образом, в образовательном учреждении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профилактической работы в школе

О профилактической работе в школе...

Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профилактической работы в школе. Автор Василевская Т.Н.

Данная статья была создана педагогом-организатором Василевской Татьяной Николаевной сотрудником ГБОУ СОШ № 251...

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...