Организация профилактической работы в школе
статья
Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, так как появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из различных семей – с хорошим доходом и, наоборот, из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, из семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками. В настоящее время ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей, родители безразличны к успеваемости своих детей, их не интересует окружение детей, с кем дружит ребёнок, с кем проводит свободное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_profilakticheskoy_raboty_v_shkole.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Система профилактической работы в школе.
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв.
Что же такое «трудные дети» –
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, взгляните:
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оторваны тонкие нити,
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти
Поздно заметили, поздно учли.
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, так как появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из различных семей – с хорошим доходом и, наоборот, из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, из семей, где родители злоупотребляют спиртными напитками. В настоящее время ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей, родители безразличны к успеваемости своих детей, их не интересует окружение детей, с кем дружит ребёнок, с кем проводит свободное время. Современные родители много времени уделяют работе, зарабатывают деньги, или, разочаровавшись в первом браке, устраивают свою личную жизнь, а детей оставляют на бабушек и дедушек, или вообще оставляют без присмотра и не подозревают о проблемах, возникающих у детей, в результате чего дети, как правило, предоставлены сами себе. Либо, наоборот, родители оставляют своих младших детей на старших братьев и сестёр, которые заменяют им родителей, следят за ними, водят их в детский сад, делают с ними уроки, ухаживают за ними, когда они болеют, и прочее. На этой почве у детей возникают конфликты с родителями, которые сопровождаются неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома. Все выше перечисленные причины ведут к росту безнадзорных подростков. Отсюда появляется бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, увеличение распространения в детской среде наркотиков, различных психотропных веществ, алкоголя, рост правонарушений среди несовершеннолетних. Безусловно, таким детям необходима помощь. И если взаимопонимания нет в семье, помочь ребёнку обязаны мы, специалисты школы. Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи наших педагогов, ведь большую часть своего времени дети проводят именно в школе. В школе мы создаём условия, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и интересов, контроль за соблюдением законодательства в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально – психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней – вот важнейшие проблемы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом. Для решения проблем несовершеннолетних нужно заниматься ранней профилактикой. Мы считаем ее одной из самых актуальных в деятельности школы и используем для этого разнообразные методы и формы работы. В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Если между школой и семьёй не сложатся доверительные и доброжелательные отношения, говорить об объединении усилий в создании условий для формирования у ребенка качеств, необходимых для его самоопределения и самореализации невозможно. Неблагополучные подростки, к сожалению, есть в каждой школе, в каждом классе. И школа, в первую очередь, не должна принимать меры к избавлению от таких детей и семей, а должна найти к каждому ребёнку, к каждой семье такой индивидуальный подход, который поможет и ребёнку, и семье реабилитироваться в социуме и встать на путь исправления.
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений школа опирается на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, Забайкальского края, нормативные документы муниципального района, школы.
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность школы в вопросе профилактики правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).
Вся профилактическая работа в части реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних строится на основе комплексной целевой программы по профилактике безнадзорности, правонарушений, разработанной на 2018-2021 годы. Основными блоками программы являются:
- организационная, информационно-просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом;
- диагностическая работа;
- профилактическая работа с детьми и подростками;
- профилактическая работа с родителями
Реализуя направления комплексной программы со всеми участниками образовательного процесса проводятся различные мероприятия групповых и индивидуальных форм.
Школа проводит большую работу по своевременному выявлению учащихся и семей, предположительно находящихся в социально-опасном положении.
Большую помощь в своевременном выявлении семейного неблагополучия оказывает формирование социальных паспортов класса, а затем социального паспорта школы, который даёт представление полной картины о социальных категориях семей обучающихся.
В школе разработаны правила поведения учащихся в школе.
Совет профилактики создан в школе для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся
Состав совета профилактики учреждается педагогическим советом школы состоит из председателя, его заместителей и членов Совета.
Совет профилактики правонарушений :
- изучает и анализирует состояние правонарушений и преступности среди учащихся, состояние воспитательной работы и профилактической работы, направленной на их предупреждение;
- рассматривает персональные дела учащихся нарушителей порядка; ставит их на внутришкольный учёт на основании положения о постановки на ВШУ
- осуществляет контроль за поведением подростков, состоящих на учёте в ПДН ОП по Дульдургинскому району, в КДН и ЗП администрации МР «Дульдургинский район»; в КДН и ЗП СП Дульдурга
- выявляет трудновоспитуемых учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), не выполняющих свои обязанностей по воспитанию детей, сообщает о них в ОП;
- вовлекает подростков, склонных к правонарушениям, в спортивные в секции, в кружки технического и художественного творчества;
- осуществляет профилактическую работу с неблагополучными семьями.
Обсуждает поведение родителей (лиц, их заменяющих), не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей. В необходимых случаях ставит вопрос о привлечении таких родителей (лиц, их заменяющих) к установленной Законом ответственности перед соответствующими государственными организациями;
- заслушивает на своих заседаниях отчёты закреплённых общественных воспитателей о работе по предупреждению среди учащихся, о выполнении рекомендаций и требований о совете профилактики;
-заслушивает классных руководителей о состоянии работы по укреплению дисциплины и профилактики правонарушений;
- вносит проблемные вопросы на обсуждение педсовета и для принятия решения руководством школы;
- принимает решение о постановке учащегося на внутришкольный учет и снятии его с внутришкольного учёта;
- ходатайствует перед ОП и КДН и ЗП; о постановке на учёт и о снятии с учёта учащихся, исправивших свое поведение;
Сегодня мы работаем над организацией индивидуального шефства, над трудными подростками назначение общественных воспитателей;
2.2 Совет профилактики рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих заседаниях, которые проводят не реже одного раза в два месяца (кроме экстренных случаев).
Заседание протоколируется одним из членов совета профилактики.
2.3 При разборе персональных дел вместе с учащимися приглашаются классный руководитель и родители (лица, их заменяющие) учащегося.
2.4 работа совета профилактики планируется на учебный год.
План работы обсуждается на заседании совета профилактики и утверждается директором школы.
2.5 Свою работу совет профилактики проводит в тесном контакте с правоохранительными органами, родительским комитетом школы.
При положительной динамике состоящих на учёте , предложения о снятии ребёнка или семьи с учёта выносится на Совет профилактики.
На всех учащихся, состоящих на профилактических учётах в ПДН КДНи ЗП, внутришкольном учёте ведутся дневники индивидуальной профилактической работы, куда помещаются все материалы, касающиеся успеваемости, пропусков уроков, характеристики, переписка с учреждениями системы профилактики и прочие материалы. Если работа на уровне учреждения не даёт положительных результатов, школа взаимодействует с другими учреждениями системы профилактики для принятия мер воздействия к несовершеннолетним и их родителям, а также для оказания помощи родителям в воспитании и обучении детей.
Взаимодействие школы осуществляется со всеми учреждениями системы профилактики. Кроме того, мы сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования в вопросах занятости учащихся в свободное от учёбы время, Центром занятости населения по вопросам трудоустройства, отделом социальной защиты населения организация бесплатного питания, социально-реабилитационным центрам по вопросам оздоровления детей.
Ежегодно для привлечения наибольшего количества детей и подростков в кружки и секции, в учреждении развивается система дополнительного образования.
Таким образом, в образовательном учреждении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация профилактической работы в школе
О профилактической работе в школе...
Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профилактической работы в школе. Автор Василевская Т.Н.
Данная статья была создана педагогом-организатором Василевской Татьяной Николаевной сотрудником ГБОУ СОШ № 251...
Анализ деятельности ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №18 Центрального района Санкт-Петербурга по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
Предлагаю Вашему вниманию анализ деятельности школы по организации профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних....
Интерактивные технологии по организации профилактической работы с учащимися МБОУ "Школа №3"
Беседа с учащимися...
Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).
в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...
Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...