Проявления нарушения социального взаимодействия при аутизме
статья

Кожевникова Ольга Николаевна

Проявления нарушения социального взаимодействия при аутизме

Степень нарушения зависит от тяжести заболевания. В тяжёлых случаях ребёнок вообще не общается с окружающими: не откликается на своё имя, не смотрит в глаза, лицо обычно не выражает никаких эмоций.

Важным звоночком может служить именно отсутствие эмоций. Необходимо вспомнить приводило ли что-то ребёнка в восторг, вызывало ли смех и улыбку. А если Вы упали и Вам больно, понимает ли это ребёнок, сопереживает ли Вам? Нормотипичные дети часто отвечают улыбкой на улыбку, заливаются смехом, если им смешно и плачут, если Вы тоже плачете.

Умение просить - это тоже один из базовых коммуникативных навыков, нормальной реакцией просить что -то считается указательный жест, который дети приобретают до года (в некоторых источниках указывается возраст 1.5 года). Ребёнок указывает указательным пальцем на желаемый предмет или может просто звать маму. Способность звать родителей - это тоже очень важный коммуникативный навык, который дети быстро берут в оборот, как только учатся произносить свои первые слова.

А вот просьба ввиде толкания взрослого к нужному предмету не считается нормальной, так же как и указание на предмет рукой взрослого.

Типичная реакция аутичного ребенка на посторонних людей - это избегание, обычно таких детей называют очень стеснительными, не верно интерпретируя ситуацию и полагая что с возрастом эта проблема уйдёт, но ,к сожалению, с возрастом она не проходит.

Нарушение зрительного контакта - это тоже одна из очень распространенных форм нарушения коммуникации при аутизме. Правильный зрительный контакт - это "глаза в глаза". Если ребёнок проводит своим взглядом мимо ваших глаз,не смотря на все Ваши попытки привлечь к себе внимание, это может указывать на проблему.

Ещё одним из важных признаков аутизма служит задержка речевого развития. В 2.5 года в активном словарном запасе у ребёнка должны быть десятки слов, понимание речи, множество жестов и способов выразить свои потребности и эмоции. В три года ребёнок должен уже говорить предложениями.

Многих родителей может ввести в заблуждение так называемая эхолалия или отражённая речь, родители могут говорить, что их ребёнок иногда говорит и повторяет большие предложения со сложными словами, которые слышит от них или по телевизору. Но это будет лишь бессмысленное произношение ребёнком слов, которые никак не укладываются в ситуацию. А отсроченная эхолалия должна насторожить родителей вдвойне.

Слова должны употребляться по теме, значение произнесенных слов ребёнок должен понимать и применять их правильно.

 

А теперь самое главное! Те нарушения коммуникации и социального взаимодействия, которые я перечислила должны быть у ребёнка с аутизмом: сразу вместе и многие из них. Если Ваш ребёнок просит и зовёт Вас, может выполнить просьбу, понимает речь, но плохо отзывается на имя, тогда просто тренируйте его отзываться на имя. Подумайте может Вы постоянно называете его разными именами, используете котиков, птенчиков и т.д.

Не бывает аутистов, которые применяют обращённую речь, умеют просить, используют жесты и мимику для выражения своих потребностей и, например, только не смотрят в глаза. Нет! Нарушение коммуникации и социального взаимодействия - это совокупность нескольких признаков, которые я перечислила выше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_vzaimodeystvie.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное взаимодействие - это способность жить в социуме. Коммуникация - это способность общаться.Ни первое, ни второе друг без друга существовать не могут, они взаимодействуют вместе, дополняют друг друга.

Проявления нарушения социального взаимодействия при аутизме

Степень нарушения зависит от тяжести заболевания. В тяжёлых случаях ребёнок вообще не общается с окружающими: не откликается на своё имя, не смотрит в глаза, лицо обычно не выражает никаких эмоций.

Важным звоночком может служить именно отсутствие эмоций. Необходимо вспомнить приводило ли что-то ребёнка в восторг, вызывало ли смех и улыбку. А если Вы упали и Вам больно, понимает ли это ребёнок, сопереживает ли Вам? Нормотипичные дети часто отвечают улыбкой на улыбку, заливаются смехом, если им смешно и плачут, если Вы тоже плачете.

Умение просить - это тоже один из базовых коммуникативных навыков, нормальной реакцией просить что -то считается указательный жест, который дети приобретают до года (в некоторых источниках указывается возраст 1.5 года). Ребёнок указывает указательным пальцем на желаемый предмет или может просто звать маму. Способность звать родителей - это тоже очень важный коммуникативный навык, который дети быстро берут в оборот, как только учатся произносить свои первые слова.

А вот просьба ввиде толкания взрослого к нужному предмету не считается нормальной, так же как и указание на предмет рукой взрослого.

Типичная реакция аутичного ребенка на посторонних людей - это избегание, обычно таких детей называют очень стеснительными, не верно интерпретируя ситуацию и полагая что с возрастом эта проблема уйдёт, но ,к сожалению, с возрастом она не проходит.

Нарушение зрительного контакта - это тоже одна из очень распространенных форм нарушения коммуникации при аутизме. Правильный зрительный контакт - это "глаза в глаза". Если ребёнок проводит своим взглядом мимо ваших глаз,не смотря на все Ваши попытки привлечь к себе внимание, это может указывать на проблему.

Ещё одним из важных признаков аутизма служит задержка речевого развития. В 2.5 года в активном словарном запасе у ребёнка должны быть десятки слов, понимание речи, множество жестов и способов выразить свои потребности и эмоции. В три года ребёнок должен уже говорить предложениями.

Многих родителей может ввести в заблуждение так называемая эхолалия или отражённая речь, родители могут говорить, что их ребёнок иногда говорит и повторяет большие предложения со сложными словами, которые слышит от них или по телевизору. Но это будет лишь бессмысленное произношение ребёнком слов, которые никак не укладываются в ситуацию. А отсроченная эхолалия должна насторожить родителей вдвойне.

Слова должны употребляться по теме, значение произнесенных слов ребёнок должен понимать и применять их правильно.

А теперь самое главное! Те нарушения коммуникации и социального взаимодействия, которые я перечислила должны быть у ребёнка с аутизмом: сразу вместе и многие из них. Если Ваш ребёнок просит и зовёт Вас, может выполнить просьбу, понимает речь, но плохо отзывается на имя, тогда просто тренируйте его отзываться на имя. Подумайте может Вы постоянно называете его разными именами, используете котиков, птенчиков и т.д.

Не бывает аутистов, которые применяют обращённую речь, умеют просить, используют жесты и мимику для выражения своих потребностей и, например, только не смотрят в глаза. Нет! Нарушение коммуникации и социального взаимодействия - это совокупность нескольких признаков, которые я перечислила выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

1) познакомить с основными формами соци­альных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) раз­вивать умения осущ...

ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОЧАГАХ РАЗЛИЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ

В раннем восстановительном периоде при очаговых поражениях головного мозга наряду с нарушениями высших психических функций наблюдаются различные нейродинамические расстройства:  трудности концент...

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...

Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.

Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...

Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.

Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...

Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.

По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...

Социальные интересы и формы социального взаимодействия.

Тест к уроку обществознания в 11 классе....