ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОЧАГАХ РАЗЛИЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ
статья на тему
В раннем восстановительном периоде при очаговых поражениях головного мозга наряду с нарушениями высших психических функций наблюдаются различные нейродинамические расстройства: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, нарушения кратковременной памяти, снижение мотивации, патологические изменения эмоционального фона. Эти расстройства являются не первичными, а обусловленными поражением системы проводящих путей и нарушениями гемо - и ликвородинамики мозга. И степень их выраженности может быть настолько велика, что перекрывает основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 43.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОЧАГАХ РАЗЛИЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ
Панарина В.В., Гурякова С.А.
Центр патологии речи и нейрореабилитации, Москва
Аннотация. В раннем восстановительном периоде при очаговых поражениях головного мозга наряду с нарушениями высших психических функций наблюдаются различные нейродинамические расстройства: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, нарушения кратковременной памяти, снижение мотивации, патологические изменения эмоционального фона. Эти расстройства являются не первичными, а обусловленными поражением системы проводящих путей и нарушениями гемо - и ликвородинамики мозга. И степень их выраженности может быть настолько велика, что перекрывает основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения,
Восстановление высших психических функций и в особенности речи больных с локальными поражениями мозга является одним из приоритетных направлений комплексной нейрореабилитации. В восстановлении высших психических функций больных после острого повреждения головного мозга (ОНМК, ЧМТ) выделяют три основных периода [3]: острейший (первые 3 – 5 суток); острый (с 5 – 21 день); ранний (до 6 мес.) и поздний (от 6 мес. до 2 лет). Перечисленные временные критерии отражают среднестатистические данные и могут варьировать в зависимости от локализации очага поражения, объема поврежденных тканей, состояния сердечно-сосудистой системы, возраста больного и т.п.
Проведенное нами статистическое исследование, данные которого представлены в таблице 1, свидетельствуют о том, что за последние несколько лет в ЦПРиН существенно увеличилось количество пациентов, поступивших на курс нейрореабилитации в ранний восстановительный период. В таблице 1 приведены подтверждающие это данные.
Таблица 1. Сроки обращения в ЦПРиН больных с очаговыми поражениями мозга
Год Время обращения | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Общее количество первичных обращений (чел) | 748 | 693 | 727 | 782 | 1138 | 1281 |
Менее месяца с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ). | 6,5 | 8,9 | 12,9 | 18,2 | 22,9 | 50,2 |
До 2 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ). | 21,6 | 20,6 | 17,8 | 19,8 | 21,2 | 19,4 |
До 3 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ). | 8,2 | 13,2 | 12,6 | 10,9 | 10,5 | 9,9 |
До 4 месяцев с момента заболевания(% от общ. числа перв . обращ). | 5,3 | 7,2 | 7,6 | 5,6 | 5,5 | 4,5 |
До 5 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ). | 3,8 | 4,3 | 3,4 | 3,3 | 2,8 | 3,9 |
До 6 месяцев с момента заболевания (% от общ. числа перв. обращ). | 3,2 | 3,8 | 3,4 | 2,5 | 3,6 | 2,2 |
Из таблицы 1 видно, что в 2011 г. число больных, первично обратившихся в ЦПРиН в первые 6 месяцев после мозговой катастрофы по сравнению с 2006 г. возросло почти на 45%.
При нейропсихологическом обследовании у 89,7% больных, поступивших в ЦПРиН в ранний восстановительный период, были выявлены нарушения нейродинамических характеристик психической деятельности, которые проявлялись в модально-неспецифических нарушениях произвольного внимания (его динамических и регулирующих характеристик), нарушениях кратковременной памяти, снижении мотивации, нарушениях эмоционального фона. По данным современной нейропсихологии, такие нарушения характерны для недостаточного функционирования срединных неспецифических структур мозга, а также лобных и височных долей (префронтальных и медиобазальных отделов коры) (1 и 3 структурно-функциональный блок по А.Р.Лурия) [6]. В зависимости от уровня и глубины поражения данные симптомы обнаруживают определенные различия.
Вообще, в неврологической и нейропсихологической литературе достаточно хорошо освещены нейродинамические нарушения, возникающие при непосредственном расположении очага в подкорковых структурах. В частности, Е.Д. Хомская [9], обобщая данные различных исследований, отмечает, что наиболее характерными симптомами поражения нижних неспецифических структур (уровня продолговатого и среднего мозга) являются быстрая истощаемость больного, резкое сужение объема внимания и нарушение его концентрации. Эти симптомы проявляются в любом виде деятельности (сенсомоторной, гностической, интеллектуальной). Для таких больных свойственен повторный «всплеск» активности, после периода выраженного истощения. На фоне астении наблюдаются модально-неспецифические нарушения кратковременной памяти. Как указывает ряд авторов [4, 5, 7] введение дополнительной мотивации деятельности больных дает выраженный компенсаторный эффект.
При поражении диэнцефальной (гипатоламо-гипофизарной) области и лимбических структур также отмечаются грубые нарушения произвольного внимания [9] , однако компенсация вследствие ослабления механизмов произвольной регуляции либо отсутствует, либо длится недолго [5, 6]. Н.К.Корсакова и Л.И. Московичюте [7] указывают на так называемый «амнестический синдром», возникающий при поражении данной зоны. Модально-неспецифические нарушения памяти могут иметь различную степень выраженности – от легкой, выявляемой в специальных условиях, до массивной, с патологическим забыванием больным текущих событий. При сохранной мотивации, сохранном непосредственном воспроизведении и воспроизведении заучиваемого материала через 2 – 3 минуты (пустая пауза), эти больные не могут вспомнить предложенный материал, если в паузу между заучиванием и воспроизведением ввести любую побочную деятельность. Повышенная тормозимость следов является основой данного мнестического нарушения. Отмечаются у данной категории больных и нарушения эмоционально-личностной сферы: повышенная реактивность, неадекватность эмоциональных реакций, некритичность к своим дефектам.
При поражении коркового уровня неспецифической системы (медиабазальных отделов лобной и височной коры) у больных наблюдаются нарушения сознания, проявляющиеся в трудностях ориентировки в окружающем и конфабуляциях. Нарушения эмоциональной сферы могут колебаться от состояния тревоги, страхов и резкой эмоциональной неустойчивости (при поражении височной коры) до эмоционального безразличия и эйфории, общей расторможенности и импульсивности (медиальные отделы лобных долей). Дефекты внимания носят регуляторный характер и проявляются в невозможности выполнения последовательных операций в соответствии с заданной программой, снижении контроля за своей деятельностью и полученными результатами. В тяжелых случаях у таких больных наблюдается «полевое поведение» Модально-неспецифические нарушения мнестической деятельности возникают из-за распада самой структуры деятельности, нарушения механизма произвольного запоминания и произвольного воспроизведения материала [6,7].
Однако, как показывает опыт клинических исследований, нарушение функций, возникающее вследствие очагового поражения мозга в острый и ранний восстановительный периоды бывает более обширным, чем того можно было бы ожидать, исходя из месторасположения очага в мозге (по данным МРТ). Это связано с тем, что поражение мозга сопровождается перифокальным отеком, нарушениями гемо - и ликвородинамики, и явлениями диашиза - выпадением функций отделов головного мозга, непосредственно не поврежденных, но связанных с участками поражения системой проводящих путей. Такое состояние развивается вследствие прекращения поступления возбуждающих импульсов к неразрушенным нейронам. В зависимости от типа проводящих волокон, C.Monakow [8, 6] выделял ассоциативный (волокна объединяют различных участки коры внутри одного полушария), комиссуральный (волокна, соединяющие топографически идентичные участки правого и левого полушарий) и цереброспинальный (проекционные волокна несущие импульсы к нижележащими отделами мозга) диашиз.
Как показал анализ нейропсихологической и логопедической литературы, нарушения нейродинамики при локализации непосредственных анатомически выявляемых очагов поражениях коры головного мозга, в частности при афазиях, остаются значительно менее исследованными. Между тем, по данным нейропсихологической статистики ЦПРиН, в раннем восстановительном периоде они выявляются у 87,5% больных с афазиями и у 89,2% больных со смешанными речевыми расстройствами (афазия+дизартрия) и проявляются в разной степени: от грубых, перекрывающих основную симптоматику, вызванную непосредственно очагом поражения, до легких, проявляющихся в сенсибилизированных пробах и на утомлении.
Распределение нейродинамических нарушений у данной категории больных при разных речевых расстройствах видно из следующей диаграммы на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение нарушений нейродинамики у больных с различными речевыми расстройствами на ранней стадии восстановления.
В связи с этим представляются крайне необходимыми пересмотр и уточнение методов нейропсихологической и топической диагностики, а также разработки адекватных методов восстановительного обучения больных с нейродинамическими нарушениями.
Литература
1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010.
2. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. - СПб.: Речь, 2005.
3. Григорьева В.Н., Козявина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга: учебное пособие. – М.: УМК ˝Психология˝; Московский психолого-социальный институт, 2006.
4. Ениколопова Е.В. Динамические характеристики психических процессов и их роль в нейропсихологической диагностике / Хрестоматия по нейропсихологии. – М.: Институт общегосударственных исследований, Московский психолого-социальный институт, 2004.
5. Лобные доли и регуляция психических процессов / под редакцией А.Р. Лурия и Е.Д.Хомской. – М.: Издательство московского университета, 1966.
6. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008.
7. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
8. Monakow C. Die Lockalisation im grosshirn und der Abbau der Funktionen durch corticale Herde. Wiesbaden, Bergmann, 1914.
9. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.: Питер, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям
Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям...
Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.
Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...
Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.
Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...
ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАЧАЛА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Раскрывается понимание и значение культурного наследия для развития у детей творчества, проявления его в изобразительной деятельности. Показана специфика работы педагога дополнительного образова...
«Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности».
Роль театральной деятельности в детском саду....
Проявления нарушения социального взаимодействия при аутизме
Проявления нарушения социального взаимодействия при аутизмеСтепень нарушения зависит от тяжести заболевания. В тяжёлых случаях ребёнок вообще не общается с окружающими: не откликается на своё имя...
Программа семинара-практикума «Реализация моделей обучения детей с ОВЗ, в том числе имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, РАС»
Программа семинара-практикума «Реализация моделей обучения детей с ОВЗ, в том числе имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психиче...