Программа профилактики правонарушений
рабочая программа
Рабочая программа социального педагога определяет ход деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в контексте календарного круга праздников (вальдорфская педагогика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sots.ped_.19-20.docx | 104.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Кировского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮДиректор ГБОУ СОШ №… __________ …
«___»__________2019 г. |
ПРОГРАММА
«Профилактика правонарушений
среди несовершеннолетних ГБОУ СОШ № …
в контексте реализации календарного годового круга праздников»
АВТОРЫ:
Е.М. Мельничук, Л.В. Рыжова
социальные педагоги
ГБОУ СОШ № …
Санкт-Петербург
2019 г.
Содержание
Стр.
- Пояснительная записка……………………………………….3-7
1. Актуальность темы…………………………………………………………3
2. Анализ условий и оснований для реализации программы
профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
в ГБОУ СОШ № …………………………………………………………….3-6
3. Нормативно-правовая база……………………………………………….6-7
II. Концептуальные подходы……………………………………….7-13
1. Концепция системы воспитательной работы школы…………………...7-10
2. Значение основных понятий.
Уровни профилактической деятельности………………………………10-12
3. Научно-методические основания...……………………………………..12-13
- Основная часть……………………………………………….13-21
1. Цель и задачи программы…………………………………………………...13
2. Этапы реализации программы…………………………………………..13-14
3. План реализации программы по направлениям социально педагогической деятельности………………………………………………………………...14-20
4.Условия реализации программы…………………………………………….20
5. Ожидаемые результаты и точки риска при реализации программы….20-21
IV. Список литературы………………………………………………...21
- Приложения
- План недели правовой грамотности
с 9 по 13 сентября 2019 г........…………………………..………………22-23
- Перечень основных традиционных мероприятий годового календарного круга праздников ГБОУ СОШ № … с кратким описанием………..23-27
- Пояснительная записка
- Актуальность темы
Личность подростка подвергается различным социальным влияниям. Однако, в современной действительности возможности негативного влияния зачастую могут превышают ресурсы влияния позитивного. Подростки постоянно нуждаются в педагогическом сопровождении взрослых, в силу подвижности мировоззрения, подверженности внешнему влиянию несовершеннолетние могут совершать противоправные деяния, приводящие к негативным, подчас разрушительным последствиям. Важно оптимизировать профилактическую и воспитательную составляющую педагогического процесса.
- Анализ условий и оснований для реализации программы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
в ГБОУ СОШ № …
На современном этапе данная профилактическая работа в ГБОУ СОШ № 658 опирается на комплексную систему деятельности, включающую такие направления, как:
- социально-педагогическая работа,
- система воспитательной работы школы, основанная на календарном годовом круге праздников,
- постоянная работа педагогических коллегий,
- работа Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних, малых педагогических коллегий (аналог педагогических консилиумов), поклассных совещаний;
- психологическое сопровождение и консультирование участников образовательного процесса,
- работа конфликтной комиссии и службы медиации,
- антикоррупционная работа в школе,
- работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий,
- организация внеурочной деятельности,
- работа школьных кружков спортивной и художественно-эстетической направленности,
- участие родительского клуба в проблемах школы, школьных мероприятиях.
Особым преимуществом школы в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних представляется наличие элементов вальдорфской педагогики в учебном плане школы и воспитательной системе. Данный аспект будет рассмотрен в разделе «Концептуальные подходы».
Работа по профилактике правонарушений среди учащихся ГБОУ СОШ № … не утрачивает актуальность, т.к. ежегодно некоторые подростки оказываются в трудных жизненных ситуациях в связи с болезнью или смертью родителя, конфликтами в семье, психофизическими нарушениями, материальными проблемами семьи и т.д.
В ГБОУ СОШ № … имеется достаточный кадровый потенциал и материальная база для проведения комплексной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Данная программа содержит описание механизма профилактической работы, выраженного через планирование и организацию мероприятий годового календарного круга праздников, являющегося основой воспитательной системы школы.
Социально-педагогический паспорт ОУ № …
На сентябрь 2019 года | ||
№ п/п | Разделы | Количество |
1 | Общее количество учащихся (сумма 1.1+1.2) | 323 |
1.1. | Из них: девочек | 176 |
1.2. | мальчиков | 147 |
1.3. | Количество учащихся в начальной школе | 119 |
1.4. | Количество учащихся в основной школе | 156 |
1.5. | Количество учащихся в старших классах | 48 |
2. | Дети, требующие особого педагогического подхода | |
2.1. | Дети с ОВЗ (по заключению ТПМПК и ЦПМПК) |
|
2.2. | Дети-инвалиды (Только при наличии справок МСЭ) (сумма 2.2.1+2.2.2+2.2.3+2.2.4) из них: | 4 |
2.2.1. | дети-инвалиды с нарушением функций органов зрения | 0 |
2.2.2. | дети-инвалиды с нарушением функций органов слуха | 0 |
2.2.3. | дети-инвалиды с нарушением функций опорно-двигательного аппарата | 0 |
2.2.4. | дети-инвалиды с прочими нарушениями | 4 |
2.3. | Дети, обучающиеся на дому (по мед. показаниям) | 1 |
2.5. | Дети, оставленные на повторный курс обучения в 2019-2020 учеб. г. | 0 |
2.6. | Дети, находящиеся на семейном обучении | 0 |
2.7. | Дети, получающие образование в дистанционной форме | 0 |
2.8. | Дети, получающие образование в заочной форме | 0 |
2.9. | Дети, обучающиеся в инклюзивном классе | 0 |
2.10. | Дети, не имеющие гражданства РФ | 3 |
2.11. | Дети, не имеющие постоянной регистрации в Санкт-Петербурге | 2 |
2.12. | Дети, родители которых инвалиды (по информации родителей) | 0 |
2.13. | Дети из многодетных семей | 66 |
2.14. | Опекаемые дети | 3 |
2.15. | Дети из приемной семьи | 0 |
2.16. | Дети из неполных семей (один родитель) | 3 |
2.17. | Дети из неполных семей вследствие потери кормильца (по документам) | 0 |
2.18. | Дети из семей, говорящих на 2-х языках | 2 |
2.19. | Дети, находящиеся в федеральном розыске | 0 |
2.20. | Дети из социозащитных учреждений (д/дома, приюты и т.п.) из них: | 0 |
2.20.1. | дети из воспитательного дома | 0 |
3 | Дети, испытывающие трудности в общении | 0 |
3.1. | со сверстниками | 0 |
3.2. | с родителями | 0 |
3.3. | с педагогами | 0 |
4. | Дети, состоящие на внутришкольном контроле | 0 |
4.1. | Дети, не посещающие или систематически пропускающие учебные занятия без уважительных причин (2 недели подряд или по совокупности 2 недели в течение 1 месяца); | 0 |
4.2. | Дети, имеющие проблемы в обучении (неуспевающие); | 0 |
4.3. | Дети, грубо или неоднократно нарушившие Устав образовательной организации и Правила поведения учащихся; | 0 |
4.4. | Дети, причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности; | 0 |
4.5. | Дети, имеющие отклоняющееся поведение: агрессивность, жестокость; | 0 |
4.6. | Дети, имеющие предрасположенность к суицидальному поведению (суицидальные попытки); | 0 |
4.7. | Дети, поставленные на профилактический учет в ОУУПиДН | 0 |
5. | Дети, совершившие преступления | 0 |
5.1. | Дети, находящиеся под следствием | 0 |
5.2. | Дети осужденные | 0 |
6. | Дети, охваченные досуговой деятельностью | 323 |
6.1. | Дети, охваченные отделением дополнительного образования ОУ из них: | 323 |
6.1.1. | ВШК из них: | 0 |
6.1.1.1. | ОДН | 0 |
6.2. | Дети, занимающиеся во внешкольных учреждениях | 144 |
6.2.1. | В учреждениях дополнительного образования | 110 |
6.2.2. | В подростковых клубах | 0 |
6.2.3. | В спортивных школах | 7 |
6.2.4. | В других организациях | 27 |
6.3. | Дети, не охваченные досуговой деятельностью из них: | 0 |
6.3.1. | ВШК из них: | 0 |
6.3.1.1. | ОДН | 0 |
7. | Семьи, состоящие на внутришкольном контроле | 0 |
7.1. | Семьи, имеющие детей, признанных находящимися в социально опасном положении (безнадзорность или беспризорность) по постановлению КДН и ЗП; | 0 |
7.2. | Семьи, признанные находящимися в социально-опасном положении по постановлению КДН и ЗП. | 0 |
8. | Семьи, требующие особого педагогического подхода | 0 |
8.1. | Семьи, в которых установлено наличие жестокого обращения по отношению к детям (по наличию официального обращения) | 0 |
8.2. | Семьи, состоящие на учете в ОДН | 0 |
8.3. | Семьи, нуждающихся в постоянной материальной поддержке (только на основании справки) | 0 |
8.4. | Семьи, где один из родителей находится в местах лишения свободы | 0 |
8.5. | Семьи, где любой из родителей имеет судимость | 0 |
Сравнение результатов работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних учащихся ГБОУ СОШ № 658 за 5 учебных лет:
№п/п | ЗОНА РИСКА | КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ | |||||||||||||
2014 -2015 | 2015– 2016 | 2016– 2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | |||||||||||
поставлено | снято | поставлено | снято | поставлено | снято | поставлено | снято | поставлено | снято | ||||||
Учёт в ОДН | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||
Внутришкольный контроль | 1 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 1 | 1 | |||||
«Скрытый отсев» | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | |||||
Рассмотрено на заседаниях КДН | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||
Кол-во семей, состоящих в районной базе «Неблагополучные семьи» | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Исполнителями программы являются:
- администрация школы,
- педагогический коллектив ГБОУ СОШ № …,
- Совет профилактики правонарушений,
- медицинские работники школы,
- родительская общественность.
- Нормативно-правовая база
Нормативно-правовую базу программы составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
- Конвенция Организации Объединённых Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.;
- Федеральный Закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт от 17 декабря 2010 г.;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями на 21.12.2004 г.);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков № вф-1376/06 от 21 сентября 2005 г. «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» (раздел III, п. 1.6);
- Устав ГБОУ СОШ № 658.
Программа разработана с учётом следующих инструктивно-методических документов и методических рекомендаций:
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 10 марта 2009 г. N 06-224 «Рекомендации об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»;
- Письмо Министерства образовании и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 «По организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации»;
- Письмо Министерства образовании и науки Российской Федерации от 18.11.2013 № ВК-844-07 «Методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»
- Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений, разработанная АППО;
- Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Санкт-Петербурга «Методика (алгоритм) выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказание помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения в образовательном учреждении» , разработанная АППО;
- Методика сопровождения классным руководителем (социальным педагогом) обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации, разработанная АППО;
- Методические рекомендации АППО «О современных формах работы с обучающимися образовательных учреждений по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних»;
- Методические рекомендации АППО «Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»;
- Методические рекомендации АППО по созданию и организации деятельности в ГОУ служб медитации и примирения для разрешения на ранних этапах возникающих противоречий и конфликтов.
- Концептуальные подходы
- Концепция системы воспитательной работы школы.
Никогда не сравнивай ребёнка с другим ребёнком,
но всегда только с самим собой!
Песталоцци
В воспитательной системе школы нашли своё отражение элементы вальдорфской педагогической системы Рудольфа Штайнера, которая появилась в России более 20 лет назад. В 2019 году школа отмечает своё двадцатипятилетие одновременно со столетием вальдорфской педагогики. Находясь у истоков зарождения вальдорфского движения в России, школа явилась одним из учредителей ассоциации вальдорфских школ в нашей стране. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна: от Москвы и Петербурга до Ижевска, Красноярска, Тюмени, Ухты и т. д.
Вальдорфская педагогическая система нашла своё место в российском образовательном пространстве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны таким гуманистическим педагогическим системам рубежа веков и последующего времени, как педагогика Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, Ш.А. Амонашвили и др.
В основе педагогики Р. Штайнера антропологический подход к обучению и воспитанию, педагогическая система опирается на знание человеческой природы..
В основе вальдорфской педагогической системы лежат:
- возрастная ориентация учебного плана и методов обучения;
- интеграция предметов: сближение сведений из различных областей знаний благодаря теме года – своей для каждого класса;
- поддержка традиции устного рассказывания театральными постановками, являющимися важной составляющей образовательного процесса (посильное участие каждого ребёнка в классе в театральном проекте рассматривается как важный социальный опыт);
- значимость художественно-эстетического элемента в образовании: занятие живописью, музыкой, лепкой, искусством движения, рукоделием, садоводством, освоение ремёсел доступны для каждого учащегося с 1 по 11 класс;
- замена балльной системы оценивания критериальным с 1 по 7 класс;
- установка на свободное развитие ребёнка в соответствии с индивидуальными особенностями;
- метод погружения в предмет (преподавание эпохами);
- и иностранных языков методом погружения в языковую стихию (ежегодно реализуются программы международного школьного обмена, совместные спектакли, проекты);
- еженедельные педагогические коллегии, посвящаемые в первую очередь обсуждению общепедагогических вопросов в режиме дискуссии;
- особое внимание уделяется художественной организации образовательного пространства (т.н. вальдорфский интерьер, сочетающий в себе экологичность, лаконичность, домашний уют, простоту форм).
Система воспитательной работы школы выстраивается через годовой круг праздников. В подростковом возрасте особое значение для становления личности приобретает опыт заботы о других, поэтому традиционно каждый класс, с 7-го по 11-ый, отвечает за организацию и проведение одного из праздников годового календарного круга. Как правило, в традиционных школьных праздниках принимают участие все учащиеся, учителя и многие родители.
Так, семиклассники ежегодно организуют встречи с ветеранами в День снятия блокады и День Победы, пекут для них пироги. Учащиеся 8-го класса отвечают за организацию Рождественских мастерских. Девятиклассники устраивают Масленицу. Учащиеся 10-го класса готовят праздник Фонариков. 11-классники организуют спортивно-театрализованный праздник «Битва с драконом».
Как известно, каждое время года обладает особым настроением, динамикой, символикой. Праздники позволяют детям и взрослым почувствовать связь своего внутреннего мира с изменяющимся миром вокруг. В свою очередь традиции праздников знакомят с культурой разных народов, обеспечивают связь с предыдущими поколениями, дают возможность мысленно обратиться к истокам национальной культуры и жизненного уклада.
Совместное ожидание, подготовка к празднику, праздничное действо и воспоминание о нем наполняют детство особым колоритом и способны помочь подростку примириться с некоторыми обстоятельствами или людьми, преодолеть внутренние барьеры и комплексы.
Осенью традиционно всем коллективом школы отмечаются начало учебного года, день рождения школы, день учителя, а также праздник урожая. Символика празднования воплощает радость процесса сбора урожая и вкушения плодов лета, подготовку к длинной, холодной зиме, когда даров природы недостаточно и необходимо учиться находить собственные внутренние силы.
Театрализованный спортивный праздник «Битва с драконом» проводится в День архангела Михаила 29 сентября и символизирует обращение к мужеству человека в борьбе света и тьмы. Преодоление трудностей, страха пробуждает веру в себя. Этот Праздник обычно проходит в лесу: младшие учащиеся преодолевают различные препятствия, подготовленные старшими. Для каждого класса готовится свой маршрут. В финале пути все классы встречаются для главного испытания битвы с драконом. Победа добра сопровождается хоровым пением, игрой на музыкальных инструментах. Когда дракона удаётся усмирить, победа празднуется общим хороводом.
В самое тёмное время года, на последней неделе ноября в школе проходит праздник фонариков. С помощью взрослых дети изготавливают маленькие фонарики. Свет фонарика позволяет ребёнку увидеть мир вокруг в необычном таинственном свете. Пугающая темнота заботой старших преображается в необычные сказочные вещи. После путешествия по маршруту, подготовленному учащимися 5-9 классов, младшие школьники собираются на спектакль, представляемый по традиции учащимися 10 класса. Пьеса-аллегория посвящена уникальной человеческой способности к самопожертвованию, способности дарить счастье окружающим людям. Праздник фонариков даёт участникам возможность почувствовать в себе внутренний свет и поделиться им с окружающими.
Зимой, к Рождеству дети и взрослые готовят рождественские спектакли. Празднование Рождества сопровождается рождественскими мастерскими. В этот день работает кафе, которое совместно организуют учащиеся 8 класса, родители и сотрудники школьной столовой. В каждом классе организуется 2-3 мастерских по изготовлению подарков и поздравительные открытки, гаданию, рукоделию, играм. Родители, учителя могут подготовить спектакль для младших школьников и дошкольников, которые ежегодно посещают Рождественские мастерские вместе с родственниками.
В конце зимы коллектив школы отмечает Масленицу. В программу праздника входят всевозможные игры на свежем воздухе, угощение блинами. В течение масленичной недели в школе проходят спектакли, родители по очереди пекут блины на классы.
К Пасхе в каждом классе зеленеют всходы овса и пшеницы, символизируя собой пробуждение природы.
Знаменательными событиями для выпускных классов являются последний звонок и выпускной вечер. В среднем и старшем звене отмечаются праздники окончания четверти, учебного года.
Годовой круг праздников не равнозначен плану мероприятий, он символизирует собой особый календарь души, уникальный строй и уклад школы. Празднование становится искусством, важным умением, отчасти утерянным современной культурой. Возрождение этого искусства представляется нам важным для укрепления семьи и единения нации, государства[1].
Семейная атмосфера праздников, в которых традиционно участвуют представители разных поколений, проникнута атмосферой живого человеческого общения, чувства взаимной необходимости.
Погружение в атмосферу национальных праздников и практика овладения традиционными ремёслами пробуждают интерес школьников к изучению истоков национальной культуры, к истории Родины. В этом отношении интересны школьный обмен и социальные практики, являющиеся неотъемлемой частью воспитательной системы школы.
Ежегодно во время выездов учащиеся школы оказывают помощь в сельскохозяйственных работах на фермерских хозяйствах, организуют приём учащихся школ Германии, посещают партнёрские школы. Совместное разучивание русской народной песни и общий хоровод учащихся объединяют старшеклассников школ-партнёров. Через популяризацию народных промыслов осуществляется воспитание национальной идентичности, на которой основывается гражданская позиция личности. Во время социальных практик учащиеся приобретают опыт жизни, учения, общения и деятельности в условиях, приближенных к природе. Такой опыт предоставляет учащимся возможность по-новому увидеть природу родного края, оценить её красоту, почувствовать радость созидания, ощутить потребность заботиться о живых существах, беречь окружающую среду.
Другой неотъемлемой традицией школы является общий певческий круг, с которого начинается каждая учебная неделя. В этом кругу объединяются все учителя и учащиеся. Практика хорового пения благотворно влияет на эмоциональное состояние участников круга. Традиция собираться вместе в начале учебной недели сплачивает коллектив школы, создаёт особую атмосферу единения, предоставляет возможность каждому почувствовать себя участником общего творческого дела.
На имеющемся практическом опыте основывается наш вывод о том, что воспитательная система вальдорфской школы позволяет готовить и выпускать в жизнь поколения молодых людей, которые становятся достойными гражданами своей страны, органично вписываются в современное общество, способны реализовать себя в различных направлениях деятельности.
Мы полагаем, что опыт созидательной деятельности, проявления заботы и ответственности по отношению к другим, являясь не разовой акцией по требованию руководства, а традицией школы сам по себе является профилактикой негативных проявлений в поведении учащихся.
Значительные результаты обеспечиваются благодаря широкому социальному партнерству школы, ежегодному действию программ школьного обмена со вальдорфскими школами Германии, Голландии, Финляндии, Швеции. Ежегодно в школе читаются лекции по педагогике и проводятся мастер-классы учителями вальдорфских школ Европы. Это позволяет учителям школы осваивать эффективные методы работы своих иностранных коллег. 658-я школа была одним из учредителей Ассоциации вальдорфских школ России. Ассоциация организует повышение квалификации учителей вальдорфских школ, разработку и утверждение учебных программ, издание методической литературы, проведение педагогических конференций и т.д.
Школа является членом международной ассоциации вальдорфских школ в Восточной Европе (IAO).
Поддерживаются международные контакты с вальдорфскими школами Германии, Голландии, Финляндии, Швеции. Главный ресурс школы – это люди, которые видят школу завтрашнего дня, заинтересованные в творческом образовательном процессе[2].
- Значение основных понятий. Уровни профилактической деятельности
Правонарушение - вид действия, противоречащий правовым нормам[3].
На основании анализа литературы и нормативно-правовых документов можно выделить следующие определения профилактики:
- использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.
- в системе реабилитации, профилактика связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности;
- научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:
- Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению духовных и материальных потребностей людей.
- Меры педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность ребёнка.
- Индивидуальная воспитательная профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.
Индивидуальная воспитательная профилактическая работа проводится с учётом причин социального неблагополучия. Как правило, причины безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних кроются в социальной неустроенности несовершеннолетних, семейном неблагополучии, отсутствии материальных средств и невозможности трудоустроиться.
Причинами неблагополучия семьи могут являться:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярный доход, тяжёлые жилищные условия, постоянная занятость родителей на работе);
- медико-социальные факторы (хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями, отсутствие возможностей организовать полноценный отдых и сбалансированное питание);
- социально-демографические факторы (неполные семьи, многодетные, семьи с повторным браком и сводными детьми, семьи инофонов, мигрантов, беженцев);
- социально-психологические факторы (семьи с эмоционально напряжёнными, конфликтными отношениями между супругами, родителями, детьми, педагогическая несостоятельность родителей, низкий уровень культуры, искажённые ценностные ориентации).
Наличие того или иного фактора социального риска может вызывать социальные отклонения в поведении детей, беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:
- создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
- осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
- обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка.
Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.
На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микро социума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними с девиантным и асоциальным поведением (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
К осуществлению вторичной профилактики активно привлекаются социальный педагог и психолог школы (при условии, что ребенок продолжает ее посещение), родители (при условии сохранности контакта между ними и ребенком).
В государственной программе «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы ставилась задача повышения уровня профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи путем повышения уровня культурного, спортивного, правового, нравственного и военно-патриотического воспитания, дальнейшего снижения "правового нигилизма" населения, создания системы стимулов для законопослушного образа жизни[4]. Очевидно, правовой нигилизм подростка проистекает из отсутствия нормальной социализации формирующейся личности.
Социализация личности - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация включает социально-контролирующие процессы целенаправленного воздействия на личность и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование, это процесс и результат включения растущего человека в общество благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры[5].
- Научно-методические основания
В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности школы по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних, ключевыми концептуальными положениями являются следующие:
- Центром социально-педагогической системы школы является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота.
- Социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно-личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития, личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых.
- Интеграция воспитательного потенциала школы, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков, основывается на межведомственном подходе.
- Поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную социально-воспитательную деятельность.
- Создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере свободного времени подростков.
Содержание социально-педагогической деятельности школы раскрывается в совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и внеучебного времени:
- собственно учебная деятельность,
- учебно-исследовательская деятельность,
- культурно-досуговая деятельность (в сфере учебного и свободного времени),
- спортивно-оздоровительная деятельность,
- игровая деятельность (реализуется в учебное и свободное время в разнообразных формах),
- трудовая деятельность,
- туристско-краеведческая деятельность.
Такая деятельность школы направлена не только на выявление и коррекцию девиантного поведения детей, но, прежде всего на нивелирование и устранение его причин и носит превентивный характер.
При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы в сфере внеурочного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения. Вовлечение учащихся в социально значимую деятельность позволит обеспечить позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, тем самым способствуя ранней профилактике правонарушений среди несовершеннолетних[6].
Ежегодное участие в организации и проведении праздников годового календарного круга даёт учащимся опыт социально-значимой деятельности в соответствиии с возрастными потребностями, сочетая в себе практически все вышеперечисленные содержательные виды деятельности в сфере учебного и внеучебного времени. Последнее отражено в планах реализации программы по направлениям социально-педагогической деятельности – см. раздел 3, части III.
- Основная часть
- Цель и задачи программы
Цель - комплексное решение проблемы социальной адаптации обучающихся в современном обществе, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи:
1) защита прав и законных интересов учащихся школы;
2) поддержка семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетенции;
3) снижение конфликтности в подростковой среде, предупреждение проявлений агрессии;
4) формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, нетерпимости, дискриминации по каким-либо признакам, правовому нигилизму;
5) социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
6) оказание социально-психологической помощи неблагополучным семьям;
7) утверждение в школьном коллективе позитивной модели поведения, основанной на воспитании взаимной поддержки, потребности заботиться об окружающих, на особой культуре праздников, которую школа стремится возродить.
- Этапы реализации программы
Этап | Цель | Основное содержание работы |
Диагностико-прогностический (аналитический и проектировочный, планирующий) 2018-2019 учебный год | Осмысление всеми участниками образовательного процесса основных задач и направлений программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации календарного годового круга праздников | Социально-педагогический анализ деятельности школы и проектирование, выбор стратегии профилактической деятельности в контексте реализации календарного годового круга праздников. Планирование социально-педагогических механизмов, мероприятий, мер. Оценка социально-педагогических ресурсов, осмысление традиций годового календарного круга праздников в свете выдвигаемых цели и задач профилактической работы. |
Деятельностный (внедренческий и корректирующий) 2019-2020, 2020-2021 учебные годы | Реализация стратегии перехода на качественно новый уровень профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации календарного годового круга праздников | Еженедельная оценка, корректировка, планирование профилактической работы в рамках реализации программы. Реализация плана профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации календарного годового круга праздников. Мониторинг результативности программы. |
Обобщающий (обобщающе-аналитический) 2021-2022 учебный год | Определение перспективы совершенствования системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в школе в контексте реализации календарного годового круга праздников | Анализ результативности программы. Открытый информационный доклад о результатах реализации программы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в школе в контексте реализации календарного годового круга праздников на 2015-2018 г. |
Сроки реализации: 2019-2022 год.
- План реализации программы на 2019-20, 2020-21 учебные годы
Август | |||||
№ | Мероприятие | Содержание | |||
1 | Педагогический совет | Утверждение школьной программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. | |||
2 | Первая педагогическая коллегия | Оценка ресурсов, возможностей, перспектив учебного года, планирование организации Дня знаний (учащиеся 11 класса заранее подготавливают поздравление для первоклассников), годовых классных проектов. | |||
Сентябрь | |||||
№ | Мероприятие | Содержание | |||
1 | Составление, утверждение планов по на-правлениям работы по про-филактике пра-вонарушений среди несовер-шеннолетних | Планирование работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних учащихся ГБОУ СОШ № 658 предполагает такие направления, как: - профилактика употребления ПАВ; - профилактика экстремизма и иных негативных социальных проявлений; - профилактика правонарушений несовершеннолетних посредством формирования законопослушного поведения; - воспитание культуры здорового образа жизни; - профилактика жестокого обращения с детьми. | |||
2 | Анализ социальных групп | Составление социального паспорта школы, обновление картотеки социального педагога по НС, ДО | |||
3 | Оценка успешности социальной адаптации выпускников | Сбор данных о поступлении выпускников в учебные заведения, трудоустройстве, анализ, обобщение полученных данных. | |||
4 | Педагогическая коллегия 1 | Подведение итогов проведения Дня знаний. Планирование Недели правовой грамотности и празднования Дня рождения школы. Утверждение классных годовых проектов. | |||
5 | Неделя правовой грамотности | Проведение мероприятий в течение недели согласно приложению 1. | |||
6 | Празднование Дня рождения школы | Организация игр на пришкольной территории (11 класс с 1-ым, 10 класс со 2-ым, 9 класс с 3-им и т.д.), обмен пирогами по классам (по той же схеме), чаепития, родительские встречи. | |||
7 | Педагогическая коллегия 2 | Подведение промежуточных итогов недели правовой грамотности. Планирование праздника сбора урожая для младших школьников.Беседа с инспктором по делам несовершеннолетних. | |||
8 | Малые педагогические коллегии по классам | Анализ социального состава классов, возможных учебных и дисциплинарных проблем, планирование индивидуальной работы с учащимися (при необходимости) | |||
9 | Педагогическая коллегия 3 | Подведение итогов недели правовой грамотности и праздника сбора урожая для младших школьников. | |||
10 | Педагогическая коллегия 4 (+5) | Планирование выездных мероприятий по классам, годовых театральных проектов, проектов в рамках международного школьного обмена. Подготовка к спортивно-театрализованному празднику «Битва с драконом» (День святого Михаила) | |||
11 | Спортивно-теа-трализованный праздник «Битва с драконом» | Под руководством классных учителей и при содействии родителей учащиеся 11 класса готовят маршруты для классов, учащиеся 10 класса обеспечивают сопровождение учащихся в течении праздников, сопровождают, инструктируют. Учащиеся остальных классов проходят заданные маршруты, выполняют задания. По завершении общий сбор, театрализованное действие, подготовленное учащимися 11 класса, чаепитие. | |||
12 | Общее родительское собрание | Вопросы взаимодействия семьи и школы, сотрудничества педагогического коллектива с родительской общественностью. Составление примерного общего плана мероприятий на текущий учебный год, планирование родительских театральных проектов. | |||
13 | Родительские собрания по классам | Вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, информирование об ответственности за правонарушения среди несовершеннолетних, о работе служб профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, организаций по поддержке семьи в трудных ситуациях. Представление примерного плана мероприятий на текущий учебный год. | |||
14 | Еженедельный певческий круг | Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни, духовный гимн ко Дню святого Михаила) | |||
Октябрь | |||||
№ | Мероприятие | Содержание | |||
1 | Педагогическая коллегия 1 | Обзор значимых событий первого учебного месяца, планирование проектов, мероприятий по классам на октябрь. | |||
2 | Педагогическая коллегия 2 | Вопросы взаимодействия с родительским активом, родительской общественностью, родительские театральные проекты | |||
3 | Педагогическая коллегия 3 | Проблемы успеваемости. Принципы вальдорфской педагогики во внеурочной деятельности. | |||
4 | Педагогическая коллегия 4 | Подведение предварительных итогов. Планирование праздников четверти по классам, праздника фонариков | |||
5 | Малые педагогические коллегии по классам | Обзор результатов первого учебного месяца, представление результатов психологических диагностики, индивидуальной работы с учащимися | |||
6 | Традиционные ежегодные мероприятия в рамках международного школьного обмена | Встреча гостей из партнёрской школы классом ровесников (8-10 кл.), совместные экскурсии, выезды, проекты, праздники с последующим подведением итогов на педагогических коллегиях (принимают участие учителя из партнёрских школ), планированием встречи на территории партнёрской школы во 2 полугодии. | |||
7 | Праздники четверти | Праздники подведения итогов первой четверти с вручением ведомостей образовательных результатов | |||
8 | Праздничные концерты | Концерты по случаю завершения четверти для 1-5, 6-11 классов с представлением классных проектов (театральных постановок, музыкальных номеров, презентаций результатов по завершении предметных эпох) | |||
9 | Еженедельный певческий круг | Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни) | |||
Ноябрь | |||||
№ | Мероприятие | Содержание | |||
1 | Педагогическая коллегия 1 | Подведение итогов 1 четверти, мероприятий, завершающих четверть. Беседа по теме «Здоровьесберегающий потенциал школьных проектов в рамках календарного круга праздников». Планирование праздника фонариков. | |||
2 | Праздник фонариков | Учащиеся 5-9 классов организуют пространство праздника, учащиеся 10 класса готовят традиционную театральную кукольную постановку, учащиеся 1-2 класса в сопровождении своих учителей проходят по заданному маршруту, который завершается театральной постановкой | |||
3 | Малые педагогические коллегии по классам | Сбор и анализ данных по успеваемости и социализации учащихся, обсуждение проблемных ситуаций, подготовка классных отчёту по классам на педагогической коллегии | |||
4 | Педагогическая коллегия 2 | Подведение итогов праздника фонариков: плюсы, минусы, заметки на будущее. Промежуточные отчёты классных учителей: динамика предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся (1-4 классы). | |||
5 | Педагогическая коллегия 3 | Промежуточные отчёты классных учителей: динамика предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся (5-8 классы). | |||
6 | Педагогическая коллегия 4 | Промежуточные отчёты классных учителей: динамика предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся (9-11 классы). | |||
7 | Еженедельный певческий круг | Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни) | |||
Декабрь | |||||
№ | Мероприятие | Содержание | |||
1 | Педагогическая коллегия 1 | Планирование мероприятий Адвента (период ожидания рождества): театральные проекты, тематическое чтение в младших классах, оформление классов, адвентская спираль, рождественские мастерские | |||
2 | Педагогическая коллегия 2 | Планирование мероприятий Адвента. Дискуссия на тему: «Семья и школа». | |||
3 | Педагогическая коллегия 3 | Планирование мероприятий Адвента, празднования Рождества, Нового года. Обсуждение тематики бесед на родительских собраниях (укрепление здоровья школьников, профилактика правонарушений среди учащихся). | |||
4 | Педагогическая коллегия 4 | Подведение итогов мероприятий Адвента. Планирование праздника завершения четверти, итогового концерта. Подведение итогов успеваемости. | |||
5 | Малые педагогические коллегии по классам | Анализ успеваемости, подготовка к родительским собраниям | |||
6 | Родительские собрания по классам | Подведение предварительных итогов 1 полугодия, планирование классных и общешкольных мероприятий. | |||
7 | Родительский спектакль | Представление спектакля, подготовленного силами родительского актива | |||
8 | Праздники завершения четверти, итоговые концерты | Праздники подведения итогов второй четверти с вручением ведомостей образовательных результатов, новогодние поздравления | |||
Концерты по случаю завершения четверти для 1-5, 6-11 классов с представлением классных проектов (рождественских театральных постановок, музыкальных номеров, презентаций результатов по завершении предметных эпох) | |||||
9 | Еженедельный певческий круг | Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни, святочные, рождественские песни, гимны) | |||
Январь | |||||
№ | Мероприятие | Содержание | |||
1 | Педагогическая коллегия 1 | Планирование обзора результатов по классам 1-11. Корректировка плана мероприятий второго полугодия | |||
2 | Педагогическая коллегия 2 | Обзор результатов по выпускным классам : 9, 11 + социально-педагогическая ситуация. Дети «группы риска» | |||
3 | Педагогическая коллегия 3 | Планирование и организация лыжных прогулок выходного дня – дети, родители, учителя. Обзор образовательных, педагогических результатов по 8 и 10 классам. | |||
Малые педагогические коллегии по классам | Обзор социально-педагогической ситуации и результатов по 5-6 классам. «Дети группы риска» - анализ ситуации. Планирование экскурсий по городу, в Эрмитаж, в Музей этнографии, Русский музей. | ||||
Встреча с ветеранами | Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда: от классов готовятся пироги к чаепитию, цветы и открытки ветеранам, стихи наизусть, вокально-музыкальные номера | ||||
4 | Педагогическая коллегия 4 | Обзор социально-педагогической ситуации 3-4 классов - обзоры малых коллегий. Встреча с представителями родительского актива. | |||
Еженедельный певческий круг | Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни) | ||||
Февраль | |||||
№ | Мероприятие | Содержание | |||
1 | Педагогическая коллегия 1 | Обзор социально-педагогическая ситуация и результатов 5-6 классов - обзоры малых коллегий. «Дети группы риска» - анализ ситуации. | |||
2 | Педагогическая коллегия 2 | Социально-педагогическая ситуация 3-4 классов. Организация лыжных прогулок выходного дня –дети , родители, учителя. | |||
3 | Педагогическая коллегия 3 | Социально-педагогическая ситуация 1-2 классов – обзоры малых коллегий. | |||
Малые педагогические коллегии по классам | Анализ успеваемости, подготовка к родительским собраниям. | ||||
4 | Педагогическая коллегия 4 | Подготовка общешкольного проекта «Масленица». Встреча с представителями родительского актива. | |||
Еженедельный певческий круг | Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни) | ||||
Март | |||||
№ | Мероприятие | Содержание | |||
Празднование масленицы | 12 марта – общешкольный праздник для детей, родителей и учителей. Открытое мероприятие . | ||||
1 | Педагогическая коллегия 1 | Семейная ситуация опекаемых детей. Отчёт о работе малой коллегии по 8 классу. Подготовка масленицы. | |||
2 | Педагогическая коллегия 2 | Анализ посещаемости, подготовка к родительским собраниям. Встреча с малой коллегией 7 класса. | |||
3 | Педагогическая коллегия 3 | «Дети группы риска» -анализ ситуации. Организация помощи родителям в лыжных прогулках выходного дня. | |||
Малые педагогические коллегии по классам | Итоги успеваемости в 3 четверти. | ||||
Родительский спектакль | Представление «Масленичного» спектакля, подготовленного силами родительского актива | ||||
4 | Педагогическая коллегия 4 | Итоги успеваемости 3 четверти. «Антикоррупция и законодательство» - беседа с педагогической коллегией. | |||
Праздники завершения четверти, итоговые концерты | Праздники подведения итогов второй четверти с вручением ведомостей образовательных результатов | ||||
Концерты по случаю завершения четверти для 1-5, 6-11 классов с представлением классных проектов (театрализованных постановок, музыкальных номеров, презентаций результатов по завершении предметных эпох) | |||||
Еженедельный певческий круг | Хоровые вокальные упражнения, каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни, пасхальные гимны) | ||||
Апрель | |||||
№ | Мероприятие | Содержание | |||
1 | Педагогическая коллегия 1 | Отчёт о работе малой коллегии по 6 классу. Организация прогулок выходного дня по городу и пригородам Санкт-Петербурга, совместно с родителями классов. | |||
2 | Педагогическая коллегия 2 | Отчёт о работе малой коллегии по 5 классу. Анализ по критериям текущей успеваемости. | |||
3 | Педагогическая коллегия 3 | Отчёт о работе малой коллегии по 11 классу. | |||
Малые педагогические коллегии по классам | Подготовка к классным собраниям 1-4 классов Анализ по критериям оценивания успеваемости учащихся | ||||
Представление годового проекта цирковой студии | Учащиеся 4-5 классов представляют цирковую постановку, подготовленную на занятиях цирковой студии как годовой проект 4 класса | ||||
4 | Педагогическая коллегия 4 | «К вопросу об антикоррупции»- доклад социальных педагогов. Подготовка к Пасхальному празднику. | |||
Еженедельный певческий круг | Хоровые вокальные упражнения каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни, пасхальные гимны) | ||||
Май | |||||
№ | Мероприятие | Содержание | |||
Празднование Пасхи | Праздничный певческий круг, пасхальное поздравление классов от администрации школы, пасхальные игры в младших классах. | ||||
1 | Педагогическая коллегия 1 | Подведение итогов общешкольного проекта «Мосты памяти», посвящённого Дню Победы | |||
Встреча с ветеранами | Мероприятие ко Дню Победы: от классов и учителей готовятся цветы и открытки ветеранам, стихи наизусть, вокально-музыкальные номера | ||||
2 | Педагогическая коллегия 2 | Планирование сельскохозяйственных практик, поездок учащихся по классам, празднования последнего звонка | |||
3 | Педагогическая коллегия 3 | Планирование сельскохозяйственных практик учащихся по классам, празднования последнего звонка, праздников завершения учебного года по классам. Подведение итогов программы школьного обмена на текущий учебный год, планирование дальнейшего взаимодействия. | |||
4 | Последний звонок | Учащиеся выпускных классов представляют свою концертную программу, учащиеся остальных классов представляют поздравительные номера | |||
5 | Заключительный концерт | Выступления от классов, напутствия учителей | |||
6 | Театральный фестиваль | Учащиеся 1- 10 классов представляют свои годовые проекты - театральные постановки | |||
7 | Малые педагогические коллегии по классам | Подведение итогов учебного года, планирование сельскохозяйственных практик, поездок, проектов в течение каникулярного периода | |||
8 | Еженедельный певческий круг | Хоровые вокальные упражнения каждый понедельник с 9.00 до 9.15 для 1-6 классов в большой рекреации 1 этажа, для 7-11 классов – в большой рекреации 2 этажа (песни разных народов, авторские песни) |
- Условия реализации программы
Материально-техническая база для реализации программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации календарного годового круга праздников» включает в себя
- предметные кабинеты, мастерскую, гримёрную, кабинет ИКТ, мультимедийное оборудование, актовый и спортивный зал, спортивный стадион.
Необходимо учитывать широкое социальное партнерство школы, ежегодное действие программ школьного обмена со вальдорфскими школами Германии, Голландии, Финляндии, Швеции, что благоприятно влияет на реализацию учебных и творческих школьных проектов, на развитие культурологических способностей и детей и взрослых, способствует успешному решению ряда задач представленной программы.
- Ожидаемые результаты и точки риска при реализации программы
В ходе реализации программы предполагается достижение следующих результатов:
- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних посредством активного вовлечения в жизнь школы в рамках реализации годового круга праздников;
- социально-педагогическое сопровождение и поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации посредством активного вовлечения в жизнь школы в рамках реализации годового круга праздников;
- предупреждение любых проявлений агрессии, асоциального поведения, правонарушений среди несовершеннолетних;
- выработка коммуникативных навыков, нравственных принципов и культурных стереотипов, необходимых для успешной социализации учащихся, для становления их гражданского правосознания;
- укрепление традиций школы, способствующих успешной социализации и личностному развитию учащихся, становлению гражданского правосознания.
В процессе реализации программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации календарного годового круга праздников» на 2019-2022 год могут обнаружиться:
Точки риска | Пути их преодоления |
| Ресурсы гуманистической педагогики, психологии, вальдорфской педагогической системы, общая установка школы на непрерывное самообразование, самосозидание |
| Поддержка оптимистического мировосприятия в коллективе администрации, учителей, учащихся, родителей за счёт чувства общности и взаимоподдержки |
| Моральная поддержка, применение различных форм поощрения педагогических и административных работников, демократичный и гибкий стиль управления, включённость школьной администрации в повседневную жизнь школы, обновление кадров за счёт ресурсов Ассоциации вальдорфских школ Росии |
| Подтверждение конкуретноспособности школы в целом и программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в контексте реализации календарного годового круга праздников» в частности конкретными результатами, достижениями, статистическими данными, поддержание как положительной репутации школы в целом, так исполнительской дисциплины в частности |
| Индивидуальная разъяснительная работа со стороны администрации, приглашение к участию в конкретных событиях школы, создание установки на успех, моральная поддержка, поощрение продуктивных форм сотрудничества |
И другие | Анализ рисков, вызвавших их причин, планирование путей их преодоления, действия согласно намеченным планам |
IV. Список литературы
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.
- Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.
- Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.
- Василькова Ю.В. « Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001
- Василькова Ю.Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
- Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой. СПб.: Питер, 2008.
- Дормаш С.В.., Заводова Т.Е. «Социальный педагог», Минск 2004г.
- Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995, № 2.
- Карлгрен Р. Воспитание к свободе. – М., Парсифаль, 1995.
- Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001.
- С. Купер, К. Файнес-Клинтон. Круглый год: книга праздников года / С.-Пб.: Деметра, 2013.
- Криволап Н.С., Заводова Т.Е., Минич О.А. «В помощь классному руководителю» Минск 2003.
- Лебедев Д.И. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы / / Внешкольник. № 25, 1999.
- Ляпина Е.Ю. «Профилактика социально- опасного поведения школьников», Волгоград, 2007.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность», С-Пб, 2004.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Осипова М.П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Семенов Г.С. « Методики работы социального педагога», М,2004.
В разработке данной программы были использованы материалы авторской программы социального педагога ГБОУ СОШ №ь404 г. СПб В.А. Рябец, а также материалы официального сайта ГБОУ СОШ № 658.
V. Приложения
- План недели правовой грамотности с 9 по 13 сентября 2019 г.
1 день, 9.09.2019 г.: «Наши традиции»
Мероприятия:
- общий певческий круг – первый в этом учебном году,
- беседа на главном уроке (рефлексия по впечатлениям, выявление пожеланий детей относительно пения в школе);
- в конце учебного дня - обмен пирогами между классами, а также между родителями и учителями,
- «Наши проекты» - беседа на классном часе
- об условиях реализации проектов, организации выездов, экскурсий, школьных, классных мероприятий, повторение связанных сними правил поведения и безопасности;
- о проекте участия класса в школьном субботнике 12 сентября с обсуждением того, что требуется для его воплощения, распределением ролей/обязанностей.
2 день, 10.09.2019 г.: «Закон и порядок»
Мероприятия:
- беседа на главном уроке: знакомство/повторение правил внутреннего распорядка школы, положения о единых требования к одежде и внешнему виде обучающихся, рефлексия на тему «Варианты классного распорядка», разработка правил для класса, классного кабинета, оформление, размещение их на стендах классов);
- классные часы в конце учебного дня (тематика согласовывалась на педагогических коллегиях в мае, августе, сентябре).
Варианты тематики классных часов 2-го дня тематической недели
- культура поведения в школе, общения участников образовательного процесса, воспитание культуры делового стиля одежды и внешнего вида учащихся и т.д.;
- обсуждение примеров, данных, исторических фактов, направленное на формирование нетерпимого отношения к коррупции;
- важность соблюдения ПДД;
- порядок, запрещающий детям до 15 лет находиться на улице после 22.00 (до 16 лет – после 23.00) без сопровождения взрослых, об ответственности за нарушение закона;
- ответственность за курение в помещениях учреждений, покупку и употребление алкогольной и табачной продукции несовершеннолетними, склонение несовершеннолетних к употреблению ПАВ;
- правила, связанные с организацией и участием в ГИА;
- тема свободы и ответственности, внутренних границ личности и внешних (социальных, юридических, нравственных), написание мини-сочинений, эссе)
- «Закон и порядок – через рутину обыденности и принуждение или через творческое осмысление реальности»
В проекте приглашение на классные часы сотрудника УВД, ГИБДД или прокуратуры.
3 день, 11.09.2019 г.: «Школа – второй дом»
- на уроках по предметам - культура питания, здоровое питание, правила ЗОЖ, значение спорта в жизни школьников (тематика согласуется с районным методистом по здоровью Т.В. Кот);
- беседы на классных часах в конце учебного дня – «Удобно ли мы одеваемся, когда собираемся в этот наш второй дом, как воспринимают окружающие наш внешний вид»;
- беседы в ГПД – правила поведения на прогулке, в столовой, обязанности дежурных;
- после уроков - большие и малые дела по благоустройству класса, школьных помещений (уборка в гардеробе пришлась бы кстати), пришкольной территории.
4 день, 10.09.2015 г.: «Наша школа – территория свободная от электронных гаждетов»
- создание тематических плакатов, размещение их по школе (на всех этажах);
- на классных часах в конце учебного дня составляем, договариваемся о правилах на учебный год, по необходимости вносим дополнения в классные правила распорядка, если они были вывешены раньше;
- видео-салон: материалы о влиянии электронных устройств на здоровье и восприятие ребёнка.
- Планируется приглашение специалиста: медика, психолога, врача-антропософа с темой «Влияние электронных устройств на здоровье и способности»
- Тема бесед на классных часах - «Значение слова «гаджет», предназначение гаджетов (устройств), их место в нашей жизни»
5 день, 12.09.2019 г.: «Безопасность и уверенность»
Беседы на классных часах.
Тематика бесед:
- понятие безопасного поведения;
- интернет-безопасность;
- правила пожарной безопасности;
- безопасное поведение на дорогах;
- традиции межличностного общения, которые дают чувство безопасности и уверенности;
- конституционное право гражданина на безопасную, экологически благополучную среду.
6-ой день, 13.09.2019 г.: «День благоустройства»
Общий субботний с работами по благоустройству пришкольной территории с посадкой цветов, кустарников (шиповник, жасмин, сирень), деревьев (ель, вишня…) и помещений школы. На пришкольной территории выделяются сектора работ для классов, а также для педагогической коллегии
Общее для каждого дня
- Открытый видео-салон.
- Все уроки планируются с учётом тематики дня (по возможности).
Так филологи могут подумать над текстами по тематике дня для грамматического разбора, литературного анализа и т.д., математики могут поискать тематические задачи.
- Общий круг в каждом классе в конце учебного дня (рефлексия).
- Почтовый ящик для обмена мнениями.
По итогам недели
- Родительские встречи.
- Педагогическая коллегия.
- Презентация итоговых проектов каждого класса.
- Перечень основных традиционных мероприятий годового календарного круга праздников ГБОУ СОШ № …, с кратким описанием
День рождения школы
День рождения есть не только у каждого человека, но и у школы. Этот радостный день когда-то послужил отправной точкой, началом всему тому, что есть сейчас в школе, что развивается и приносит свои плоды. Это осенний день 12 сентября. В день рождения принято водить хороводы вокруг именинника, дарить ему красивые открытки с пожеланиями, делать подарки и печь пироги. Все это как раз и происходит осенним сентябрьским днем у нас в школе. Только вместо открыток — яркие меловые рисунки на асфальте школьного двора: и весь день уже окрашен настроением праздника. Потом классы обмениваются выступлениями и пирогами, или только пирогами (но это — обязательно!), водят хороводы и поздравляют друг друга на торжественном утреннем или дневном круге.
Хорошая традиция, когда старшие классы придумывают и проводят игры с младшими. Целый час вся школа играет!
Часто в этот день к нам заходят выпускники, которые никогда не забывают о теплом школьном доме… (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ №: …../)
Спотивно-театрализованный праздник «Битва с драконом»
За проведение этого праздника отвечает 11-йкласс. Нужно придумать сюжет, создать сценарий театрального действа, разработать препятствия (разные для старших и для младших), найти место, собрать снаряжение, повесить веревки (параллельку, воздушку, качающееся бревно и т. д.). Нужно также организовать прохождение команд: все объяснить, показать, проверить, не забыть о технике безопасности.
Старшеклассники — организаторы действа — признаются, что им интересно готовить такой праздник для всей школы: ощущаешь ответственность за общее дело, понимаешь ход событий и свое место в нем.
Культурная традиция разных народов имеет похожие сюжеты на тему борьбы светлого и темного начал. Рыцарем добра выступает св. Георгий -Победоносец, образ которого до сих пор присутствует в гербе Москвы и на русских монетах. Борцом за добро и справедливость в русской православной традиции является также арх. Михаил. Образ Михаила широко представлен в древнерусском искусстве (он считался покровителем князей и ратной славы). День арх. Михаила — праздник победы Добра над Злом, Михаила над Змеем. Поэтому наш театрализованный, праздник называется «Победа над драконом». Старшие показывают младшим захватывающую сказку, события которой разворачиваются на фоне осенней природы. После представления — прохождение туристской полосы. Ведь самое трудное — победить собственные страхи, поэтому сначала мы пробуем победить хотя бы страх высоты, страх преодоления препятствий. На этом пути всегда помогут друзья-одноклассники и старшие ребята. Т. о., участники получают опыт взаимовыручки. Ведь помогая друг другу, мы утверждаем в этом мире добро. (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ № 658: http://www.waldorfschule.ru/holidays/archangel/)
Праздник фонариков
В годовом календаре традиционных Праздников нашей школы Праздник Фонариков для младших детей один из любимых.
В начале ноября природа испытывает состояние ожидания зимы. Становится темно, сыро, холодно. А впереди еще самая долгая ночь и лютые морозы. Но все это можно пережить, если хранить в душе частицу солнечного света и светить другим, помогать другим, быть чутким и внимательным. Символом добра и света становится чудесный фонарик и незаметные сказочные существа — гномы, которые, оказывается, живут в школе, только их невозможно почувствовать в шуме и суете. Дети и их родители могут побродить по таинственным, тихим, затемненным помещениям школы — в такой сказочной обстановке обостряется восприятие звуков, запахов... Кажется, вот-вот сможешь прикоснуться к тайне добра и света.
Этот Праздник проходит в субботний вечер, на него приходят семьями с младшими братьями и сестрами. Родители готовят для детей костюмы гномов, помогают в изготовлении фонариков, пекут печенье, которым дети угощают друг друга. Родители могут также исполнять какие-то роли в самом Празднике, делать декорации.
Дети и учителя также долго готовятся к Празднику на уроках музыки, живописи, рукоделия, развития речи и чтения.
Вот уже несколько лет в подготовке Праздника принимают участие десятиклассники — они сами сочиняют или подбирают сказку, изготавливают кукол и показывают свой маленький спектакль младшим детям.
В школе темно, только светятся огоньки фонариков. Родители проходят в зал, а дети — в класс, где стулья образуют круг. Они слушают тишину. Учитель настраивает их, говорит о том свете, который сияет в каждом, когда мы чутки друг к другу, когда поддерживаем друг друга добрым словом. Класс делится на две группы, которые сопровождают учитель и кто-то из старших ребят. Одна группа тихо поднимается по непривычно темной лестнице на второй этаж и попадает в волшебный лес. В нем живут звуки, указывающие путь. Если путь неправильно отгадан, то лес своими ветвями преграждает дорогу. («Лесом» были старшеклассники).
Пройдя лес, можно окунуться в мир гномов. Из палатки сооружена пещерка, в которой так пахнет лесом-мхом, листвой, хвоей, грибам! Лежанка гнома пуста, но он где-то здесь. Если громко заговоришь, он кинет шишку и заворчит. А другая группа тем временем идет по коридору, где обнаруживает послание, коряво нацарапанное гномом. Он просит написать заветное, доброе слово на листочке, опустить в конверт. Это ему очень поможет.
Рядом с полянкой заветных слов жилище Матушки-земли. Она укладывает на зиму зерна, пеленает их в листву, посыпает снежком, чтобы подождали до весны, чтобы набрались силы...
Группы детей меняются и встречаются уже в зале, где их ждет сказка. На этот раз это «Лесная избушка» братьев Гримм. Со звуками флейты сказочница открывает книгу, и куклы оживают... После сказки дети по одному проходят за своим уже горящим фонариком, одеваются и с родителями выходят на улицу. На свежем снегу образуется целый хоровод светлячков. К изумлению прохожих, дети угощают их вкусным печеньем из заветных мешочков.
А третьеклассники должны пройти свой путь по школе в одиночку. (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ №….)
Рождество. Рождественские мастерские
Очень важно создать определенное настроение. В декабре по понедельникам перед уроками все собираются в зале и поют рождественские песни.
В начале урока дети младших классов слушают рождественские истории и легенды. На уроках рукоделия дети делают рождественские открытки, картины из шерсти на рождественскую тему, витражи.
Рождественская ярмарка мастерских
Рождество — это домашний Праздник, его и отмечают дома. А накануне в школе проходят рождественские мастерские. Здесь все могут сделать своими руками подарки к Рождеству и к Новому году своим близким, друзьям. Каждый класс должен подготовить и провести одну мастерскую — и тут без помощи родителей не обойтись, а родители у нас — активные, интересующиеся, а рукодельники какие! Вообще праздники года, как и многое в школе, без помощи и участия родителей не могли бы состояться.
А на рождественской ярмарке мастерских один из старших классов готовит рождественское кафе. Каждый класс стремится сделать его по-своему, не так, как в прошлом году. Особым образом оформляется столовая — так, что не узнать! Готовятся различные блюда, посетителей кафе обслуживают официанты. Здесь можно посидеть, поговорить, отдохнуть от веселой суеты ярмарки и мастерских.
Выбор мастерских весьма широк:
- изготовление свечей из вощины (восковые пластины) и горячим методом,
- украшения из бисера,
- открытки в технике ИЗОНИТЬ,
- береста,
- изготовление фигурок ангелов (из шелка, шерсти, фетра),
- изготовление витражей,
- валяние из шерсти (валеночки),
- подвески из фетра,
- изготовление коробочек для подарков,
- изготовление деревянного подсвечника
и многое другое.
В этот день школа просто бурлит. Дети, родители, учителя, выпускники оживленно приветствуют друг друга, советуют, куда пойти, что изготовить. Атмосфера приближающегося праздника, радость от встреч с друзьями, чувство общности, созидание и творчество — вот что становится главным в этот день. (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ № …)
Дню снятия блокады посвящается
Январь – в классах начинают звучать песни о войне, дети рисуют живописные открытки, готовят маленькие подарочки: валяют из шерсти, маленькие валеночки. Все эти приготовления согревают сердца детей и взрослых, все ждут встречи с ветеранами войны и «детьми блокадного Ленинграда». В день прихода мамы пекут пироги, покупают вкусные угощения для кафе – ветеранов. Дети готовят концерт - поют, играют на музыкальных инструментах, а после концерта разливают чай ветеранам, угощают пирогами, дарят красные гвоздики. Особое тепло разливается по школе в этот памятный день. Слёзы ветеранов, слова благодарности для нас особая награда.
Масленица
Вот и Масленица прикатила. Как по заказу двор школьный припорошило снежком, мороз не кусался. Погода была к нам благосклонна. Шутка ли — два с половиной часа на свежем воздухе. Масленичное гуляние на школьном дворе — это традиция. Об этом знают и дети, и родители, и друзья школы. Это день, когда можно встретить выпускников разных лет, давних друзей.
В этом году два класса обеспечивали праздник. 7-й класс организовывал блинную. Каждая семья приносила по 20 блинов, но их нужно было начинить, подогреть, подать культурно на тарелочке с салфеткой, да еще и сдобрить шуткой-прибауткой. Хлопотливый выдался денек для 7-го класса, но они справились достойно. Растет смена!
9-й класс отвечал за конкурсы-аттракционы. Раньше мы просили родителей каждого класса, но теперь ясно, что ребятам это по плечу. Нужно было придумать аттракцион, нарисовать плакат-вывеску, найти или изготовить инвентарь. Но также быть вежливыми, заботливыми, объективными, умелыми организаторами.
Очень популярным были конкурсы: «метание валенка в цель», «лыжи на троих», «подкинь блин», «конфетку — в гнездо», «мотальщики», «норвежская борьба», «жмурки». Среди шестиклассников тоже нашлись организаторы «петушиных боев» и эстафеты с картошкой в ложке.
Очень обидно, что вдруг не оказалось с нами гармониста. Оказывается, что взрослые порой не соблюдают договоренностей. Зато за день до праздника в учительской родилась идея шуточных гаданий. Все учителя дружно и весело упражнялись в сочинительстве пожеланий и получили сами много положительных эмоций. А Любовь Сергеевна в образе коробейника с помощниками- куклами Ивашкой и Петрушкой предсказывала судьбу. На ярмарке можно было приобрести деревянные игрушки наших друзей из деревни Светлана, народные куклы, вещи из войлока, из самодельной бумаги.
А для тех, кто не успел сделать себе маленькую масленку, работал столик рукодельниц. Ведь по преданию, прощаясь с Масленицей, надо сжечь все невзгоды и напасти на очистительном костре.
В этом году гости тоже приходили не с пустыми руками. Были гости на ходулях, гости с «ручным медведем», матрешки-великанши. Значит, дух народного гулянья живет на нашем школьном дворе.
Но вот отшумели состязания, и блины съедены. Вокруг соломенной Масленицы собрался круг детей и родителей. Гори, гори ясно! Ты прощай, прощай, наша Масленица! Стало немного грустно... Прощай... на год! (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ № …)
Праздник четверти
В конце каждой четверти проходит этот праздник. Каждый класс за четверть успел не только узнать что-то важное, но и подготовить творческий рассказ о прошедших эпохах. Кажется, ко всем предменым эпохам есть музыкальное соответствие. По исполняемому на сцене произведению можно понять, что изучали ребята в течение четверти. Это может быть также танец, сцена из готовящегося спектакля, эвритмическое представление или чтение стихов. (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ № …)
Последний звонок
Что за праздник — Последний звонок? Последний звонок — это прощание со всей школой.
Наша школа мала, в ней ощущается дух семьи, много братьев и сестер, друзей в разных классах. К выпускному вечеру школа опустеет. Это камерный праздник класса, а пока все еще в сборе, можно устроить свой бенефис, вспомнить всех с благодарностью, пожелать что-то остающимся и погреться в лучах любви перед испытаниями ЕГЭ. (Размещено на официальном сайте ГБОУ СОШ № …)
[1] По материалам официального сайта ГБОУ СОШ № …
[2] Из программы развития ГБОУ СОШ № … Кировского района «РИТМ» (Развитие Индивидуальности Творческим Мастерством) на 2017-2020 год http://www.waldorfschule.ru/parents/dokumenty/
[3] Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001, с. 69
[4] Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 489 от 17 июня 2014 г. «О Государственной Программе Санкт-Петербурга "Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы (в ред. Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 04.02.2015 N 61, от 04.02.2015 N 62), п. 9.3 (с. 40)
[5] Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001, с. 82
[6] По материалам авторской программы социального педагога ГБОУ СОШ № 404 г. СПб В.А. Рябец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Содержание Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...
программа профилактики правонарушений
В программе указана постановка проблемы, цель, задачи программы, а также подробный план работы в данном направлении...
программа профилактики правонарушений
В программе указаны цель, задачи, программы, ожидаемые результаты, подробный план работы в данном направлении...
программа профилактики правонарушений среди учащихся "Мы вместе"
Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенк...
Программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна"
Программа профилактики правонаршений и престплений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна" разработана для предотвращения аддиктивного повеления подростков, для предотвращения совершения обуч...
Программа "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"
Сегодня, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины, которые способствуют ...
программа профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
программа содержит дидактический материал, рекомендации, алгоритм взаимодействия с правовыми структурами...