Современные технологии в защитно-охранной деятельности социального педагога
методическая разработка
Основные мероприятия по осуществлению коррекционно-реабилитационной работы с подростками, склонными к девиантным формам поведения, в условиях образовательного учреждения возложены преимущественно на социального педагога и психолога. Предлагаю схему: «Алгоритм организации индивидуального социально- педагогического сопровождения учащихся «группы риска»», использование которой может быть весьма эффективно в организации психолого- педагогической профилактики зависимого поведения детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balandina_v.i._individualnoe_soprovozhdenie_uchashchihsya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуальное сопровождение учащихся «группы риска». Реабилитация средствами культуры.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Профилактика правонарушений среди подростков была и остается одной из приоритетных задач школы, семьи и общественности. Для эффективного проведения этой работы педагогами, представителями правоохранительных органов и родительской общественности в школе необходимо создать систему взаимодействия и взаимосотрудничества в первичной профилактической работе с несовершеннолетними. Для размышления…
- Каждый человек нуждается в понимании. Понять субъекта воспитания – не значит «разоблачить» или «вывести на чистую воду». Понять другого человека – это значит вызвать доверие, помочь ему самораскрыться до тех пределов, которые он установит сам.
Существенные перемены, произошедшие в российском обществе, кризисные явления и сложившаяся ситуация социальной нестабильности вызвали глубокие противоречия во всех сферах жизни. Наряду с освобождением от стереотипов прошлого произошло изменение морально-нравственного климата, когда образовавшаяся пустота оказалась незаполненной новыми принципами и устоями. Как наиболее преобладающие тенденции в современном обществе можно выделить следующие:
- дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социальная незащищённость родителей и детей;
- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
- низкий уровень правового сознания, когда нормой выступает стремление обойти закон, не выполнить правило, а не осознанное действие в рамках определённых ограничений;
- низкий уровень социально-психологической грамотности, неумения взаимодействовать с другими людьми, идти на сотрудничество, компромисс, организовывать правовые формы взаимодействия и развития;
- алкоголизация большей части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;
- снижение уровня общей культуры, показателями этого могут служить снижение частоты посещения театров, музеев, кино, потеря вековых культурных позиций, снижение духовности;
Такое положение не могло не повлиять на распространённость негативных явлений, ухудшение криминальной обстановки среди подросткового и юношеского возраста, обычно наиболее подверженного влиянию и ещё не имеющего собственной, до конца сформировавшейся, личностной концепции.
И именно школа является одним из ведущих институтов социализации, значимость которого в кризисном социуме в данное время заметно возрастает.
Основные мероприятия по осуществлению коррекционно-реабилитационной работы с подростками, склонными к девиантным формам поведения, в условиях образовательного учреждения возложены преимущественно на социального педагога и психолога. Предлагаю схему: «Алгоритм организации индивидуального социально- педагогического сопровождения учащихся «группы риска»», использование которой может быть весьма эффективно в организации психолого- педагогической профилактики зависимого поведения детей и подростков
Ребенок Семья Среда общения |
Внешкольные учреждения | ОУ Классный руководитель Учителя Служба сопровождения |
Первый этап
Выявление проблем учащихся и Сбор необходимой информации | ||
Беседа с классным руководителем | Наблюдение Собеседование Диагностика самого учащегося | Беседа с родителями |
Второй этап
Построение маршрута сопровождения учащихся |
ДС, МС, ДК, ДИ | Неблагополучные семьи |
Проблемы в поведении | Совершение правонарушений |
Проблемы в обучении |
Третий этап
Реализация социально-педагогического сопровождения учащихся |
Коррекционная работа | ||
Диагностический минимум | Создание схемы индивидуальной работы | Реабилитация средствами культуры |
Совместная работа с ЦПМСС | Совместная работа с районными организациями службы сопровождения |
Четвертый этап
Анализ результатов работы | Снятие учащихся с контроля социального педагога |
Отдельно остановлюсь на разделе «Реабилитация средствами культуры». Потеря ценностей, нестабильность окружающего мира отсутствие своего собственного внутреннего мира приводят к наибольшему риску совершения правонарушений.
Встает проблема работы с ценностными ориентациями в структуре личности подростков, на помощь приходят средства культуры. Специфика этой работы состоит в том, что мы имеем дело с многогранным и сложным процессом передачи культурного опыта через виды искусства: театры, музеи, выставки, концерты,
где сама атмосфера способствует полному погружению в другой мир, мир Прекрасного. Для того чтобы помочь войти подростку в мир прекрасного необходимо познавать и открывать этот мир вместе с учениками, обсуждать, анализировать, проникать в их души.
Представляю свой опыт работы с детьми «группы риска». Вместе с учащимися мы разработали цикл занятий «Музыкальный Петербург», который включает в себя посещение театров, встречи с артистами, оформление презентаций, фото газет, обсуждение художественных произведений. Подобный самоанализ способствует тому, что ребята учатся не только высказывать свои мнения, но и слушать, уважая мнения других. Темы обсуждаются самые разные: народное творчество, классическая музыка, творчество современных композиторов и исполнителей, фильмы.
Считаю, что такие занятия помогают подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, ребятам, которыми родители не занимаются, найти свою жизненную позицию, способствуют максимальному раскрытию личности.
Великий немецкий драматург, искусствовед Бертольд Брехт сказал:
«Все виды искусства
служат главному искусству
искусству жить на земле»
Это и является нашей главной задачей в воспитании детей и подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....
"Социально-педагогическое проектирование, как форма инновационной технологии в деятельности социального педагога"
Презентация на методическое объединение...
Современные технологии в защитно – охранной деятельности социального педагога
В данной статье представлены теоретические размышления и практический опыт деятельности социального педагога по защите прав и интересов ребенка. Особое внимание уделяется правовым ас...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Проблемы социальной жизни ребенка, цели и основные функции в деятельности социального педагога образовательного учреждения.
В данной работе рассматривалась проблемы социальной жизни ребенка,оказание помощи социальным педагогом в решении проблем....
Презентация "Квест - современная технология обучения в образовательной деятельности с детьми, родителями и педагогами "
Уважаемые коллеги! Предлагаю презентацию по квест -игре....