Правила этикета
классный час (6, 7, 8, 9 класс)

Александрова Лариса Юрьевна

В ходе классного часа обучающиеся отрабатывают правила этикета, анализируют жизненные ситуации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила этикета

(классный час для учеников 6 класса)

Объяснительная записка. КАК ТОЛЬКО НЕ НАЗЫВАЮТ НАШ ВЕК — кибернетический, космический, компьютерный... А, по-моему, у него есть особенность, позволяющая назвать его веком общения. Вы, наверное, не раз были свидетелями того, как «рейтинг» того или иного ребенка среди ровесников рос вместе со стоимостью его сотового телефона. А когда в классе появлялся новый ученик, дети начинали перешептываться: «Смотри, какая классная сумка, она, наверное, много воображает» или: «Он такой толстый, его надо сразу на место поставить, чтоб не задирался»...

Ученики по-своему оценивают каждого члена коллектива, навешивая ярлык, который остается надолго, а то и на всю жизнь. Необходимо предостеречь ребят от поспешных выводов, научив их по-доброму смотреть на человека. Воспитанность дает возможность молодым людям получить признание в коллективе, выстроить собственную тактику общения. Основы этой науки можно заложить уже в школе.

Мы предлагаем разработку, помогающую формировать у ребят умение оценивать человека по его душевным качествам, а не по внешнему виду. Мною представлен материал, иллюстрированный примерами из книг и ситуациями, почерпнутыми из жизни. Это позволяет поднять вопросы этической культуры на понятном детям языке. Этикет помогает преодолеть тягу к вредным привычкам. Помогает самоутвердиться в коллективе. Подготовка мероприятия может занять одну-две недели.

Предварительная работа.

1. Анкетирование учеников класса. Вопросы:

—  По каким качествам характера вы судите об уровне воспитанности человека?

—  Кого из нашего класса вы считаете человеком воспитанным?

2. Анкетирование учителей, работающих в классе. Вопрос: «Кого из учащихся класса можно считать воспитанным?»

Домашнее задание.

1.  Посмотреть в словаре, что означает слово «этикет».

2.  Узнать, каких правил этикета прошлого века уже не придерживаются наше время.

Цель классного часа: формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного характер развитие общей культуры учащихся.

Оборудование:

—  ноутбук, слайд-проектор, экран;

—  карточки для работы в группах с описанием жизненных ситуаций;

—  карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», «—», «=»;

—  три плитки шоколада: с симпатичной, яркой этикеткой; с бледной, неприметной этикеткой; с красивой этикеткой, но внутри нее бутафорский (пластилиновый) шоколад.

В течение классного часа учащиеся работают параллельно в трех группах по 6 - 8 человек в каждой.

Ход мероприятия.

Ученик (читает отрывок из книги\ Б. В. Бушевлевой «Поговорим о воспитанности»). Однажды Марк Твен рассказал о себе такую историю: «...я вышел в зал, где! собралось уже немало гостей, приглашённых на прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне. Я стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня словно попала молния: — галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я, сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».

Учитель. Да, когда-то недопустимо было появляться в обществе без галстука. Я просила вас поговорить с бабушками и дедушками, чтобы выяснить, какие правила этикета ушли из жизни и их больше не придерживаются в наше время.

Ученики. Ношение париков, поклоны, реверансы... Раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Строгость в обращении мужчины и женщины. Например, воспитанный мужчина не мог себе позволить сесть, если рядом стоит женщина...

Учитель. Да, эти правила ушли, но остались многие другие, о которых у нас сегодня пойдет речь. Чтобы представить себе важность поднятой темы, вспомним одно высказывание Д.Леббока1: «Для успеха в жизни умение общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами». Действительно, для того чтобы нас уважали в коллективе (школьном, рабочем, в кругу друзей), очень важно то, как мы сами относимся к окружающим, как о них думаем, как они нас воспринимают. В рассказе, который вы услышали вначале, прозвучало слово «этикет». Я просила вас посмотреть в словарях, что оно означает.

Джон Леббок — английский естествоиспытатель, археолог и политический деятель XIX в. Известны его труды по естествознанию, в частности зоологии.

Ученики. Этикет — это установленный порядок поведения где-либо.

Учитель. Перед классным часом мы проводили анкетирование. В ней участвовали 22 ученика нашего класса. Воспитанными вы назвали следующих ребят... (называет фамилии. Цифра рядом с фамилией показывает, сколько учащихся указали это имя).

Итак, по поводу 9 учащихся мнения учителей и учеников совпали, 4 имени назвали только ученики, 6 — только учителя. Это значит, что наши представления о воспитанности в чем-то совпадают, а в чем-то отличаются. Как объяснить такие расхождения? Может быть, во время анкетирования вы забыли о некоторых одноклассниках? А может быть, иные из вас предпочитают проявлять свои положительные качества в кругу взрослых? Словом, тем из ребят, кто попал в один список, но не вошел в другой, есть, о чем подумать. Но еще больше поводов задуматься над своим поведением у тех, кто не обнаружил своей фамилии ни в одном списке.

На вопрос анкеты: «По каким качествам вы судите об уровне воспитанности человека?» — вы, ребята, отвечали так:

—  по внешнему виду;

—  по манере разговаривать и слушать других;

—  по готовности прийти на помощь;

— по умению никогда не лезть в чужие разговоры и дела.

Такие качества характера являются для вас визитной карточкой человека, его этикеткой. Кстати, есть ли что-то общее между словами «этикет» и «этикетка»? Этикетку все видели: на спичечной коробке, бутылке газированной воды и т.д. Это яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает внимание и рассказывает о качестве предлагаемого предмета, можно сказать, маленький представитель той или иной вещи.

А этикет определяет, какой стороной человек поворачивается к людям, это наш внешний вид, манера себя вести в обществе. Но ведь жесты, способы приветствий, приемы поведения за столом это тоже своеобразная этикетка, которая, прежде всего, бросается в глаза, и по ней судят о нас самих.

Послушаем два рассказа, а потом поделимся своими мыслями и впечатлениями.

Рассказ 1

Ученик (читает отрывок из книги Е.А. Крашенинниковой «Шаг навстречу»).

...В непогоду мы семьей ждали самолет в аэропорту. К нам присоединился попутчик — симпатичный мужчина средних лет. В руке дипломат, спортивного телосложения... Едва мы познакомились, он начал что-то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом стал подкидывать нашего сынишку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос: «Кого больше любишь: маму или папу?» Мы опешили. Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не исключено, что у него есть собака, и он трогательно заботится о лохматом друге. Познакомившись с ним поближе, мы бы узнали о его прекрасных качествах и могли проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и общаться с ним. Мы постарались с ним скорее расстаться.

Рассказ 2

Ученик (читает дневник педагога). У мужа моей знакомой через все лицо проходит шрам, да и передвигается он не слишком быстро — прихрамывает. Людям, не знакомым с ним, хочется сразу отвести взгляд от несчастного калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы-то знаем, какой это прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там погонять мяч. А шрам и хромоту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с семьей, когда все вместе они попали в аварию где-то у Байкала.

Учитель. Мы выслушали две истории. В них представлены два человека. С каким из них вам захотелось бы подружиться? Не бывает ли так, что за «красивой этикеткой» прячется «некачественный товар», а там, где этикетка оставляет желать лучшего, — открываешь содержание высшей пробы! Но трудно сразу дать истинную оценку человеку!

Далее идет обсуждение данной темы в группах.

В том-то и разница между этикеткой и этикетом, что этикетка — это, в конце концов, что-то внешнее. Можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательным ярлыком. Правда, рано или поздно люди разберутся, что к чему.

Давайте и мы попробуем разобраться в некоторых непростых ситуациях. У вас на столах лежат карточки с записанными в них жизненными историями. Прочтите их, проанализируйте поведение ребят и дайте им свою оценку.

Ситуация 1

На экскурсию надо было выйти в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира. «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись в путь. Тут из-за угла появился Володя: «Ну, что — собрались?» «Где был? Мы тебя ждали», — закричали ребята. Володя ответил: «Видик смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?» — «Знаю, но так уж получилось».

Идет беседа в группах. Ребята дают оценку поступкам Иры и Володи. Кто из них проявил большую воспитанность. Случается ли такое в нашем классе?

Учитель. Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано — вы теряете свое время. Но и не опаздывай — цени время других. Людей вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

Ситуация 2

Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее, поднимается девочка. 

—  Садитесь, пожалуйста!

—  Ну что ты... Спасибо... Не надо.

—  Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

Обсуждается вопрос: все ли правильно было в поведении этой девочки?

Учитель. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одна из них — тактичность. На этом примере видно, что вежливость и тактичность — не одно и то же. Вежливость у девочки есть, а вот такта маловато. Правила этикета не позволяют нам напоминать женщине о возрасте, сколько бы ей ни было, 25, 45 или 85...

Ситуация 3

В лагере Олега определили в пятую палату. А там уже трое других ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо сгущенку спрятать.

А другого парня — Сергея — определили в седьмую палату...

—  Привет, ребята! Я — Сергей, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если что-то надо: книги, ножик — берите, я их сверху положу.

Идет обсуждение ситуации: с кем из героев дети хотели бы оказаться в одной палате, почему?

Учитель. К сожалению, среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи: «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком. Что про него хорошего я знаю?» «Вон человек, что скажешь ты о нем?» — Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком. Что я могу сказать о нем плохого?»

Чувствуете разницу? А ведь все просто. Один человек имеет доброе сердце и поэтому на всех глядит с любовью. А другой заражен микробом недоверия и видит мир в черном цвете. Великий педагог А.С. Макаренко говорил, что к людям надо подходить с оптимистической гипотезой. Оптимист — тот, кто верит в хорошее. Гипотеза — в данном контексте предположение о том, что мы живем среди хороших людей. Именно с этой позиции и строил свои отношения с людьми Макаренко, а он ведь всегда добивался успеха.

Далее в класс вносят на подносе три плитки шоколада. Представителям каждой группы предлагается выбрать одну из них и развернуть.

Красивая этикетка и настоящий шоколад внутри

Еще более красивая этикетка и пластилиновый шоколад внутри

Некрасивая этикетка и настоящий шоколад внутри

Учитель. Разверните упаковку и проверьте ее содержимое. А теперь поделитесь своими чувствами.

Первая группа учеников выбрала самую красивую упаковку. Но в ней оказалось несъедобное содержимое. Ребята обманулись, поверив этикетке.

Учитель. Вы, наверное, догадались, что этот сюрприз предложен вам не шутки ради. В ваших руках некий символ. Теперь скажите, глядя на свою «шоколадку», какой урок в отношениях с людьми она иллюстрирует?

Ученики. За красивой внешностью порой может скрываться что-то негодное. «По одежке встречают, по уму провожают».

Учитель. Кто из героев наших сегодняшних рассказов похож на эту «шоколадку»?

Ученики. Мужчина в аэропорту, девочка в трамвае.

Вторая группа учеников выбрала некрасивую упаковку с натуральным шоколадом внутри.

Ученики. Сначала мы были не слишком довольны выбором, но, увидев, что шоколад-то настоящий, очень обрадовались.

Учитель. Какой урок вы извлекли в контексте разговора об этикете?

Ученики. Нельзя делать поспешных выводов о человеке. Непривлекательные черты могут скрывать доброту, самоотверженность, душевную красоту.

Учитель. Кто из героев услышанных историй символизирует вашу шоколадку?

Ученики. Человек со шрамом.

Вторая группа учеников выбрала красивую упаковку с натуральным шоколадом.

Ученики. Приятно, что наши ожидания не обманулись, — этикетка соответствует товару.

Учитель. Какой урок вы извлекли?

Ученики. Когда внешнее и внутреннее в человеке соответствуют друг другу, когда они не идут вразрез с нормами этикета — это просто здорово.

Учитель. Кто из героев подходит под данное вами определение?

Ученики. Сергей, приехавший в лагерь, Ира на экскурсии!

Учитель. У вас на столах лежат карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «соблюдение правил этикета», «+», «—», «=». Сложите из этих карточек формулу воспитанности и формулу этикетки.

Ребята составляют две формулы и подводят итоги классного часа.

знание этикета

   +

соблюдение его правил

 

      =

воспитанность

 

 

 

знание этикета

    -

соблюдение его правил

       =

этикетка

Вывод. Воспитанность заключается не только в знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих видимость воспитанности, то есть превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.

Учитель. Воспитанность и хорошие манеры на самом деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда человек выглядит воспитанным; он приветливо улыбается, вежливо здоровается, подает пальто, открывает перед старшими дверь... Но рано или поздно притворщик снимает маску, и все видят за ней настоящее лицо, злое и неприятное. В заключение желаю всем вам стать людьми истинно воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось только хорошее впечатление, чтобы с вами было приятно дружить и общаться.



Предварительный просмотр:

Ученик (читает отрывок из книги \ Б. В. Бушевлевой «Поговорим о воспитанности»).

Однажды Марк Твен рассказал о себе такую историю: «...я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашённых на прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне. Я стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, — в этот момент в меня словно попала молния: — галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я, сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».

Рассказ 1

Ученик (читает отрывок из книги Е.А. Крашенинниковой «Шаг навстречу»).

...В непогоду мы семьей ждали самолет в аэропорту. К нам присоединился попутчик — симпатичный мужчина средних лет. В руке дипломат, спортивного телосложения... Едва мы познакомились, он начал что-то кричать моему мужу в самое ухо, будто имел дело с глухим. А потом стал подкидывать нашего сынишку в воздух, задавая ему один и тот же вопрос: «Кого больше любишь: маму или папу?» Мы опешили. Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, он отличный специалист и его очень ценят на работе. Не исключено, что у него есть собака, и он трогательно заботится о лохматом друге. Познакомившись с ним поближе, мы бы узнали о его прекрасных качествах и могли проникнуться к нему уважением. Но нам не захотелось узнавать его ближе и общаться с ним. Мы постарались с ним скорее расстаться.

Рассказ 2

Ученик (читает дневник педагога). У мужа моей знакомой через все лицо проходит шрам, да и передвигается он не слишком быстро — прихрамывает. Людям, не знакомым с ним, хочется сразу отвести взгляд от несчастного калеки. Но для нас он настоящий магнит. Мы-то знаем, какой это прекрасный человек. Все мальчишки во дворе завидуют Сашке (его сыну), когда тот с отцом возвращается с рыбалки или они вместе идут на стадион, чтобы там погонять мяч. А шрам и хромоту он получил, вытаскивая из горящей машины друга с семьей, когда все вместе они попали в аварию где-то у Байкала.


Давайте и мы попробуем разобраться в некоторых непростых ситуациях. У вас на столах лежат карточки с записанными в них жизненными историями. Прочтите их, проанализируйте поведение ребят и дайте им свою оценку.

Ситуация 1

На экскурсию надо было выйти в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира. «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись в путь. Тут из-за угла появился Володя: «Ну, что — собрались?» «Где был? Мы тебя ждали», — закричали ребята. Володя ответил: «Видик смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?» — «Знаю, но так уж получилось».

Идет беседа в группах. Ребята дают оценку поступкам Иры и Володи. Кто из них проявил большую воспитанность. Случается ли такое в нашем классе?

Учитель. Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано — вы теряете свое время. Но и не опаздывай — цени время других. Людей вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

Ситуация 2

Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее, поднимается девочка.

—  Садитесь, пожалуйста!

—  Ну что ты... Спасибо... Не надо.

—  Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

Ситуация 3

В лагере Олега определили в пятую палату. А там уже трое других ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно. Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо сгущенку спрятать.

А другого парня — Сергея — определили в седьмую палату...

—  Привет, ребята! Я — Сергей, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если что-то надо: книги, ножик — берите, я их сверху положу.


Знание этикета

Знание этикета

Соблюдение его правил

Соблюдение его правил


Воспитанность

Этикетка

Этикетка

    -

   +

    =

  =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для 8 класса "Правила этикета"

В разработке говорится о правилах этикета, о том, что такое этикет. Проводится с учащимися анкетирование по этой теме, чтобы выявить знания по правилам этикета. Приводятся сведения об этикете  в ...

Правила этикета

Цель: закрепление с детьми правил этикета....

Классный час "Правила этикета"

Классный час можно провести влюбом классе. Речь пойдет о нормах поведения....

"Идем по городу". Правила этикета. Классный час в игровой форме.

Занятие поможет детям усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения....

Своя игра по теме "Правила этикета"

Игра составлена по типу "Своей игры" и предназначена для обучающихся 7-8 классов. Содержит разделы по истории этикета, правилам поведения за столом, этикету для мальчиков и девочек. Может быть использ...

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА-КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ

Это должен знать каждый!   Основные принципы здорового питания школьников      Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важней...

Классный час по теме "Правила этикета"

здесь представлены разные жизненные ситуации и предлогается с детьми проработать, разобрать их(можно разыграть) по правилам поведения!...