Проект "Дорога в жизнь"
проект
Проект "Дорога в жизнь" направлен на адаптацию взрослой жизнь выпускников детских домов, интернатов (детей-сирот идетей оставшихся без попечения родителей). Неоднократный мониторинг, изучение научной и методической литературы позволили выявить проблемы адаптации детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, послужившие созданию данного проекта. |
В проекте особое внимание уделяется на повышение уровня социальной адаптации. Проект предусматривает создание программы, что позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_siroty.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.
Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.
Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.
В итоге активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ДОРОГА В ЖИЗНЬ».
Цель проекта: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Задачи:
- Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
- Информационное обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
- Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.
Целевая группа:
- Основная целевая группа – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Формы работы:
- Групповые
- Индивидуальные
Методы работы:
- Тренинг
- Тестирование
- Профдиагностика
- Собеседование
- Наблюдение
Сроки реализации: 2019-2020 учебный год
Необходимые ресурсы для реализации программы
Материальное обеспечение:
- Помещение для занятий;
- Техническое оснащение (проектор, компьютер);
- Доска, мел, канцелярские товары.
Кадровое обеспечение программы:
- Ведущий специалист программы – социальный педагог колледжа.
- Специалисты образовательного учреждения – педагог-психолог колледжа.
Реализация программы:
Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.
Продолжительность занятия: 1,5 часа.
Количество участников: 15–20 человек.
Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:
- Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
- Формирование группы подростков, желающий участвовать в программе из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
- Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов (консультирование, поддержка, работа по запросу).
Этапы программы
Диагностический этап:
- Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
- Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
- Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
Организационно-деятельный этап:
- Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
- Реализация системы занятий по программе.
Итоговый этап:
- Совместный анализ занятий со специалистами, принимающими участие в реализации программы.
- Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
- Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
- Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.
Направления в работе с выпускниками
Направление в работе | Краткое содержание работы |
Формирование Я-концепции | Моё «Я» как внутренний мир. В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция. |
Правовая ориентация | Перечень документов, которые необходимы выпускнику. |
Валеологическая ориентация | Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи. |
Социально-бытовая ориентация | Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. |
Профессиональная и трудовая ориентация | Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица. |
Семейная ориентация | Роль семьи в жизни человека. Любовь. |
Финансово-экономическая ориентация | Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия (рациональная оплата ЖКХ, умение распределять экономно материальные средства). |
Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.
Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут использоваться следующие показатели:
- Уровень развития социальных навыков.
- Уровень развития социального поведения выпускника – фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовывать внутренний потенциал личности или не позволяющий сделать это.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:
- Умение управлять своим эмоциональным состоянием.
- Овладение подростками навыков самопознания и самопринятия.
- Выработка навыков коммуникативной культуры.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Социально-психологическая диагностика, комплексная методика оценки социальной компетенции.
Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая для обследования состоит из 2 основных методик:
- «Изучение уровня развития социальных навыков».
- «Изучение социальных сетей».
Методика была разработана в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским и О.Ю. Казьминой. В настоящее время она является базовой для построения тренинговых технологий в работах по социальной адаптации лиц с нарушениями социального поведения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Период | Кол-во часов | Тема занятия | Структура занятия | Задачи занятия |
сентябрь | 1,5 часа | «Знакомство» |
|
|
октябрь | 1,5 часа | «Общение и умение слушать» |
|
|
ноябрь | 1,5 часа | «Будь готов» (Приложение 3) |
|
|
декабрь | 1,5 часа | «Сделай выбор» (Приложение 4) |
|
|
январь | 1,5 часа | «Поиск работы – это тоже работа» |
|
|
февраль | 1,5 часа | «У нас будет своя семья» |
|
|
март | 1,5 часа | «Имитационная игра» |
|
|
апрель | 1,5 часа | Бизнес-игра «Деловые ребята» |
|
|
май | 1,5 часа | Итоговое занятие по исследованию социальной компетенции |
|
|
ЛИТЕРАТУРА
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.
- Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении человека в ситуации выбора. – Спб: СПбГУП,1999.
- Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации для организации игровых занятий в школе). – СПб, 1992.
- Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
- Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
- Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 1999.
- Грецов А. Тренинг общения для подростков. – ЗАО Издательский дом Питер, 2006.
- Детская психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
- Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
- Консультирование детей в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое пособие. – М., 1998.
- Минкова Э. А. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / Под редакцией Л.В. Байгородовой.
- Рудестан К. Групповая психотерапия. – Спб.,1998.
- Сапрыкина Т.Н. Решение проблем социальной адаптации воспитанников (из опыта работы детских домов) //Сиротство России: право ребёнка на семью. Материалы конференции.
- Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2000.
- Кэррэл С. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
- Прутченков А. С. Социально- психологический тренинг в школе. – М., 2001.
- Психогимнастика в тренинге. / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998.
- Хейзинг. Человек играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь
Прочитала статью Бикеевой на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...
Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.
Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные). Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...
Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".
Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...
Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...
исследовательская работа "Была ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе? Будет ли жизнь на Марсе?
Исследовательская работа на научно-практической конференции...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....