Беспричинный смех при аутизме
статья
Беспричинный смех при аутизме
Исследования указывают, что у детей и взрослых с аутизмом часто встречается так называемый «беспричинный смех», что имеет как негативные, так и позитивные стороны
Смех сам по себе является очень сложным и уникальным явлением в человеческой жизни. Во многих отношениях это не столько физиологическая реакция, сколько социальный конструкт и вид социальной коммуникации между людьми. По данным некоторых исследований, люди до 30 раз чаще смеются в компании других людей, чем в одиночестве. Во взрослом возрасте примерно в половине случаев смысл смеха не в том, чтобы просто выразить радость, а в том, чтобы установить взаимоотношения с конкретными людьми.
Если рассматривать смех с этой точки зрения, то совершенно неудивительно, что смех у аутичных людей может очень сильно отличаться от смеха у людей без аутизма. В том числе, смех у ребенка или взрослого с аутизмом часто может выглядеть «беспричинным» со стороны.
В первую очередь, важно понять, что у людей есть два разных типа смеха – озвученный и не озвученный смех. Озвученный смех вызван сильной радостью или удивлением, это то, что называют «заливным» смехом, он является спонтанной реакцией и не контролируется осознанно. Не озвученный смех – это скорее ухмылка, смешок, то, что часто возникает в ходе разговора между людьми. Предположительно, он выполняет исключительно социальные функции – облегчает ход беседы и социальные переговоры.
Как можно сразу догадаться, аутичные люди редко используют не озвученный смех, у них он преимущественно озвученный. Исследование среди детей с аутизмом в возрасте от 8 до 10 лет показало, что они никогда не имитируют смех, а не озвученный смех у них присутствовал только в 2% случаев. Их ровесники с типичным развитием одинаково часто использовали оба типа смеха. Учитывая природу аутизма, это совершенно неудивительно.
Это не обязательно является недостатком. Исследования указывают на то, что озвученный смех часто вызывает сильную симпатию у присутствующих людей. Это тоже совершенно объяснимо – искренний смех воспринимается как искренняя дружелюбная реакция.
Удивительно, но в одном исследовании ученые обнаружили, что студенты-участники более позитивно реагировали на смех аутичных детей, чем на смех нейротипичных детей. В какой-то степени участники даже могли определить какой смех принадлежит ребенку с аутизмом, хотя лишь 19% из них считали, что определили это правильно.
Исследования также указывают на то, что аутичные люди склонны к так называемому «неразделенному смеху». Как очевидно из названия, это смех в ситуации, когда никто из присутствующих не смеется. Это спонтанный смех, который окружающие люди часто воспринимают как «беспричинный».
С одной стороны, «смешливые» аутичные дети могут восприниматься более положительно окружающими и считаться более дружелюбными. С другой стороны, неразделенный смех может быть связан с серьезными социальными проблемами – такой смех может быть неуместен в определенных ситуациях, например, если другие люди чем-то расстроены. Поскольку смех по своей сути очень социальное явление, неразделенный смех часто вызывает дискомфорт и замешательство у других людей. Часто это становится причиной переживаний у родителей детей с аутизмом, которым неловко за беспричинный смех у ребенка.
Причины неразделенного смеха у людей с аутизмом до сих пор очень плохо изучены. Даже те люди в спектре аутизма, которые могут рассказать о своем опыте, часто не могут объяснить, почему они засмеялись в той или иной ситуации. Вот, например, что пишет аутичная женщина Аксельма: «Где-то год назад я сидела в церкви, это были похороны моего приемного отца. Он был замечательным человеком, который спас меня от суицида, когда я была подростком. Его смерть была для меня ужасным ударом. И вот, я начала громко хихикать в церкви, потому что у меня возникла мысль, что священник выглядит как ди-джей».
Многие аутичные люди рассказывают нечто подобное. По их словам, в определенные моменты они спонтанно начинают громко смеяться просто потому, что им в голову пришла какая-то смешная мысль, совершенно неочевидная для окружающих. Некоторые говорят, что иногда они начинают неудержимо смеяться в совершенно неуместных ситуациях (например, когда кто-то поранился) просто из-за очень сильной нервозности и неспособности справиться со своими эмоциями. Другие аутичные люди даже не могут объяснить, почему они засмеялись.
В любом случае, данных о беспричинном, случайном смехе при аутизме практически нет – пока что мы располагаем только гипотезами и отдельными личными объяснениями.
Стоит ли учить детей с аутизмом «социальному» смеху с целью установления контакта с другими людьми? Мнения на этот счет расходятся, писательница и научная журналистка Дэбора Рудацилль считает, что это не нужно: «Положительные эмоции вызывает именно спонтанный смех, так что обучение детей осознанному смеху может привести к обратному эффекту. Я предпочитаю, чтобы они продолжали смеяться своим мысленным шуткам, даже если они больше никому не понятны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besprichinnyy_smeh_pri_autizme.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беспричинный смех при аутизме
Исследования указывают, что у детей и взрослых с аутизмом часто встречается так называемый «беспричинный смех», что имеет как негативные, так и позитивные стороны
Смех сам по себе является очень сложным и уникальным явлением в человеческой жизни. Во многих отношениях это не столько физиологическая реакция, сколько социальный конструкт и вид социальной коммуникации между людьми. По данным некоторых исследований, люди до 30 раз чаще смеются в компании других людей, чем в одиночестве. Во взрослом возрасте примерно в половине случаев смысл смеха не в том, чтобы просто выразить радость, а в том, чтобы установить взаимоотношения с конкретными людьми.
Если рассматривать смех с этой точки зрения, то совершенно неудивительно, что смех у аутичных людей может очень сильно отличаться от смеха у людей без аутизма. В том числе, смех у ребенка или взрослого с аутизмом часто может выглядеть «беспричинным» со стороны.
В первую очередь, важно понять, что у людей есть два разных типа смеха – озвученный и не озвученный смех. Озвученный смех вызван сильной радостью или удивлением, это то, что называют «заливным» смехом, он является спонтанной реакцией и не контролируется осознанно. Не озвученный смех – это скорее ухмылка, смешок, то, что часто возникает в ходе разговора между людьми. Предположительно, он выполняет исключительно социальные функции – облегчает ход беседы и социальные переговоры.
Как можно сразу догадаться, аутичные люди редко используют не озвученный смех, у них он преимущественно озвученный. Исследование среди детей с аутизмом в возрасте от 8 до 10 лет показало, что они никогда не имитируют смех, а не озвученный смех у них присутствовал только в 2% случаев. Их ровесники с типичным развитием одинаково часто использовали оба типа смеха. Учитывая природу аутизма, это совершенно неудивительно.
Это не обязательно является недостатком. Исследования указывают на то, что озвученный смех часто вызывает сильную симпатию у присутствующих людей. Это тоже совершенно объяснимо – искренний смех воспринимается как искренняя дружелюбная реакция.
Удивительно, но в одном исследовании ученые обнаружили, что студенты-участники более позитивно реагировали на смех аутичных детей, чем на смех нейротипичных детей. В какой-то степени участники даже могли определить какой смех принадлежит ребенку с аутизмом, хотя лишь 19% из них считали, что определили это правильно.
Исследования также указывают на то, что аутичные люди склонны к так называемому «неразделенному смеху». Как очевидно из названия, это смех в ситуации, когда никто из присутствующих не смеется. Это спонтанный смех, который окружающие люди часто воспринимают как «беспричинный».
С одной стороны, «смешливые» аутичные дети могут восприниматься более положительно окружающими и считаться более дружелюбными. С другой стороны, неразделенный смех может быть связан с серьезными социальными проблемами – такой смех может быть неуместен в определенных ситуациях, например, если другие люди чем-то расстроены. Поскольку смех по своей сути очень социальное явление, неразделенный смех часто вызывает дискомфорт и замешательство у других людей. Часто это становится причиной переживаний у родителей детей с аутизмом, которым неловко за беспричинный смех у ребенка.
Причины неразделенного смеха у людей с аутизмом до сих пор очень плохо изучены. Даже те люди в спектре аутизма, которые могут рассказать о своем опыте, часто не могут объяснить, почему они засмеялись в той или иной ситуации. Вот, например, что пишет аутичная женщина Аксельма: «Где-то год назад я сидела в церкви, это были похороны моего приемного отца. Он был замечательным человеком, который спас меня от суицида, когда я была подростком. Его смерть была для меня ужасным ударом. И вот, я начала громко хихикать в церкви, потому что у меня возникла мысль, что священник выглядит как ди-джей».
Многие аутичные люди рассказывают нечто подобное. По их словам, в определенные моменты они спонтанно начинают громко смеяться просто потому, что им в голову пришла какая-то смешная мысль, совершенно неочевидная для окружающих. Некоторые говорят, что иногда они начинают неудержимо смеяться в совершенно неуместных ситуациях (например, когда кто-то поранился) просто из-за очень сильной нервозности и неспособности справиться со своими эмоциями. Другие аутичные люди даже не могут объяснить, почему они засмеялись.
В любом случае, данных о беспричинном, случайном смехе при аутизме практически нет – пока что мы располагаем только гипотезами и отдельными личными объяснениями.
Стоит ли учить детей с аутизмом «социальному» смеху с целью установления контакта с другими людьми? Мнения на этот счет расходятся, писательница и научная журналистка Дэбора Рудацилль считает, что это не нужно: «Положительные эмоции вызывает именно спонтанный смех, так что обучение детей осознанному смеху может привести к обратному эффекту. Я предпочитаю, чтобы они продолжали смеяться своим мысленным шуткам, даже если они больше никому не понятны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка внеклассного мероприятия для 5 классов "Праздник смеха"
Данное внеклассное мероприятие проводится для 5-классников с помощью старшекласников. Знакомит учащихся со своеобразием английского юмора, Развивает их творческие и познавательные способности...
Внеклассное мероприятие "Урок улыбки и смеха"
Анализ урока № п/пПараметрыБаллы00,511.Оценка личностных качеств преподавателя 11.1.Значение предмета (общая эрудиция) 0,5 1.2.Культура речи (дикция, интенсивность, обр...
В гостях у улыбки и смеха
Воспитание творческих способностей, умений и навыков коллективной творческой деятельности....
Презентация к классному часу "1 апреля - день смеха"
Эта презентация поможет классному руководителю провести интересно классный час к дню смеха. К презентации приложена беспроигрышная лотерея....
Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.
Выполнено логопедом Проскуриной М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...
СЦЕНАРИЙ КВНа МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ И УЧЕНИКАМИ «СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО…»или СМЕХ – ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕХ НЕДУГОВ 2015 год
Итак, мы начинаем КВН! Мы не зря именно так обозначили тему нашей сегодняшней встречи в клубе весёлых и находчивых. Школа в этом году выходит на программу развития, связанную со здоровым образом жизни...
Детский аутизм. Проблемы интеграции и социальной адаптации детей с аутизмом в обучающую среду
Про детей с аутизмом хочется словами профессора, которая сама всю жизнь преодолевающая аутизм и достигшая успеха, Темпел Грэндин – «аутисты – как антропологи на Марсе». В...