Анализ работы
учебно-методический материал

Антонович Елена Борисовна

Анализ работы социального педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_sotsialnogo_pedagoga_mbou_ohteurskaya_ossh.docx42.44 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ деятельности социального педагога МБОУ «Охтеурская ОСШ»

за 2018 – 2019 учебный год

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми,

надо принимать их как повторение своего детства,

чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец,

жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

Цель работы школы:

создание  оптимальных условий  для организации качественного образования и воспитания,  путем создания адаптивной образовательной среды. Развитие творческих способностей обучающихся через систему внеклассных мероприятий  и работу дополнительного  образования.

Задачи:

- Повышение качества освоения образовательных программ на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Совершенствование работы по выявлению и поддержке одарённых детей;

- Создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Совершенствование школьной системы методической поддержки педагогических работников;

- Сохранение показателя охвата детей и подростков дополнительным образованием, каникулярным отдыхом

- Обеспечение информационной открытости системы образования, осуществление мониторинга качества образования

- Воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Охтеурская общеобразовательная средняя школа» - это сельская школа, которая находится  в 170 километрах от города. Жители села относятся к школе, как к общему дому, в котором есть тепло и взаимопонимание. Мы все – ученики, учителя, родители – единая семья.

Количество обучающихся на  начало 2018 - 2019 учебного года в МБОУ «Охтеурская ОСШ» составило 93 человека в возрасте от 6 до 17 лет.

Скомплектовано 11 классов. Среди них 4 класса – начальная школа, 5 классов – основная, 2 – полная средняя.

В школе учатся дети, проживающие в селе Охтеурье.   Проанализирован образовательный уровень родителей  обучающихся,  создан банк  данных  обучающихся, нуждающихся в социальной защите, составлены списки  многодетных, малоимущих, неполных семей,  опекаемых детей.  

ХАРАКТЕРИСТИКА   СЕМЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 – 11  КЛАССОВ

Семьи с возможными проблемами

Общее

к-во семей

Нормальная семья

Повторный брак

Неполная семья

Многодетная

семья

Семья опекунов

Семья беженцев, вынужденных

переселенцев

Родители инвалиды

Асоциальная семья

Малообеспеченная

семья

Семьи КМН

Севера

50

30

6

13

13

0

0

0

2

13

18

Цель работы социального педагога: создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи обучающимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей; оказание ему комплексной помощи в самореализации, саморазвитии и включение его в социально значимую деятельность, подготовка к самостоятельной жизни.

Основные  задачи:

1. Оказывать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.

2. Выявлять ведущие проблемы и ценностные ориентации детей.

3. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе.

4. Способствовать успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями.

5. Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.

6. Повышать правовую грамотность обучающихся; учить решать жизненно важные задачи.

7. Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.

8. Оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально-педагогических проблем ребенка.

Приоритетными направлениями в работе социального педагога являются:

1.Аналитико-диагностическое.

Социально - педагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблем ребёнка; изучаем личность ребёнка, его индивидуальные особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развития и воспитания ребёнка, семейных отношений, образовательный уровень семьи, анализируем, систематизируем полученную информацию для постановки социального диагноза и координации работы по различным направлениям деятельности. Проводим мониторинг социальной ситуации развития ребёнка.

2. Социально-правовое.

Социально-педагогическая защита прав ребёнка - выявляем и поддерживаем обучающихся нуждающихся в социально-педагогической поддержке.

3. Консультативное.

Социально-педагогическое консультирование обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по решению социально-педагогических проблем ребёнка.

4. Профилактическое.

Социально-педагогическая профилактика и коррекция – способствуем своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения обучающихся, формированию потребностей в ведении обучающимся здорового образа жизни, проводим профилактическую работу с несовершеннолетними, состоящими на ВШК, КДН и ЗП, повышаем уровень правовой культуры обучающихся и их родителей (законных представителей).

5. Методическое.

Организационно-методическая деятельность - проводим анализ своей социально-педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства; участвуем в работе педагогических советов школы, методических объединениях классных руководителей по социально-педагогическим проблемам; в районных методических объединениях социальных педагогов, изучаем новинки методической литературы по социальной педагогике

Ведущим направлением в нашей деятельности является решение проблем ребёнка. Проблемы носят разноплановый характер, и в зависимости от возникшей проблемы выстраивается алгоритм работы с данным ребёнком. Решение любой проблемы ребенка, начинается с диагностирования, который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Сбор информации происходит через такие методы как: наблюдение за ребёнком (в учебной и во внеклассной деятельности); беседа с ребёнком, классным руководителем, преподавателем-предметником, родителями. По завершению данного этапа составляем характеристику ситуации, в которой находится ребёнок, а также характеристику проблемных состояний ребёнка. Данная информация фиксируется в документах.

Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Всю свою деятельность на этом этапе мы определяем как: логику построения индивидуального взаимодействия с ребёнком, с родителями.

Логику построения ситуации посредничества со специалистами школы, институтами города, занимающихся проблемами детей.

Индивидуальное взаимодействие с ребёнком осуществляется через такие формы: беседа, консультации, групповые занятия. Детей « группы риска» мы включаем в активную игровую и творческую деятельность, развивая у них навыки самостоятельности, инициативы.

Социально-педагогическая деятельность с семьёй.

Большую роль в воспитании обучающихся играют психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребёнка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания. Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями в центрах. При работе с родителями предусматривается два направления деятельности: коррекционно-профилактическое; информационно-просветительское.

Коррекционно-профилактическое направление предусматривает индивидуальное взаимодействие с различными категориями семей. Индивидуальная работа с ребёнком, родителями занимает ведущее место в деятельности социального педагога. Социальный педагог выявляет проблемы в развитии ребёнка и ищет пути их коррекции. Взаимодействия с семьей ребенка включает в себя анализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье. Родители консультируются по вопросам воспитания, правового; духовно - нравственного развития ребёнка.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей.

Информационно-просветительское направление предусматривает педагогическое просвещение родителей. При проведении тематических общешкольных и классных родительских собраниях с родителями рассматриваются вопросы духовно-нравственного, правового, гражданского и патриотического воспитания детей.

Родителям предлагаются различные формы работы:

-индивидуальные консультации по различным проблемам, эта форма работы наиболее продуктивна, т.к. рассматривается конкретная ситуация и предлагаются адресные рекомендации.

- Социально-психологическая служба. В процессе рассмотрения проблемы учащегося вырабатывается алгоритм оказания социально-психологической поддержки ребёнку.

-Лектории, круглые столы с привлечением специалистов школы и города, деловые игры. Данные виды деятельности позволяют родителям находиться не только в роли слушателя, но и активного участника обсуждения предложенной темы.

Тематические родительские собрания, проходят 1 раз в четверть, на которых поднимаются вопросы воспитания. А также проходят круглые столы, где рассматриваются наиболее актуальные вопросы воспитания детей, на встречи приглашаются специалисты городских учреждений.

С обучающимися проведены:

Классные часы: «Мы – за здоровый образ жизни», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей», «Семьи и семейные ценности» (с приглашение отца Сергия) , «Добро спасет мир» (с приглашение отца Сергия), «Здоровый образ жизни – гарантия успешности и защищенности» (ВИЧ/СПИД с приглашением заведующей ФАП с. Охтеурье), «Административная и уголовная ответственность за употребление алкогольной и наркотической продукции несовершеннолетними» (с приглашение участкового уполномоченного с. Охтеурье, инспектора по делам несовершеннолетних), «Телефон доверия».

Мероприятия:

«Нет – наркотикам» (выступление агитбригады), круглый стол «Ты не прав, если не знаешь своих прав», акция «Скажем порокам – НЕТ» (конкурс рисунков, писем – обращений к сверстникам), «Профилактика ПАВ», акция «Мы – здоровое поколение» (направлена на профилактику алкоголизма, не допустимости продажи несовершеннолетним алкоголя, табака, энергетических напитков), цикл мероприятий,  в рамках акции «Не преступи черту», «День правовой помощи детям», месячник «Закон и подросток», «Умей сказать – НЕТ!», «Я выбираю жизнь», «Мы выбираем будущее», конкурс газет «Есть выбор – жизнь без наркотиков», конкурс сочинений «Что значит - законопослушный гражданин?», участие в конкурсе проектов «Я – гражданин России», круглый стол с обучающимися и родителями «Государство и право».

В МБОУ «Охтеурская ОСШ» оформлен информационный стенд «Закон и Подросток».

С родителями обучающихся проведены:

Родительский всеобучи по темам: «Ребенок имеет право», «Правовой всеобуч для родителей» («Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей), «Семейные традиции, семейные ценности», «Воспитание сознательного отношения к семейной жизни» («Ранние браки: за и против», «Целомудрие», «Формирование правильного поведения подростков» с приглашением заведующей ФАП с. Охтеурье, отца Сергия).

Беседы с родителями, находящимися в СОП: «Ответственность родителей за воспитание, обучение и содержание своих детей» «Родительская любовь и её роль в воспитании детей», «Режим дня», «Микроклимат семьи», «Комендантский час», «Недопустимость употребления алкогольной продукции». Консультации: «Семейные конфликты и невротические расстройства у детей», «Недостатки семейного воспитания и их влияние на становление личности ребёнка».

Управляющий Совет школы, выступления по темам:

«Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних», «Комплексная безопасность несовершеннолетних», «Безопасный интернет».

С педагогами проведены:

Консультации по темам: консультирование классных руководителей по вопросам заполнения, оформления, социальных паспортов класса, семьи; «Как договориться с ребенком», консультация  для родителей и педагогов «Воспитание и взаимодействие», «Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия», «Занятость подростков в свободное время».

Подготовлены материалы для классных часов: «Конвенция ООН о правах ребенка», «Безопасное поведение несовершеннолетних», «Права и обязанности обучающихся школы», «Правила пользования мобильным телефоном», «Духовно – нравственное воспитание в семье и школе», «Профилактика суицидального поведения», «Защитить и уберечь», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних и их родителей»; «Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних», в том числе предусмотренных статьями 63 и 64 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которыми защита прав и интересов детей возлагается на родителей; родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, «Воспитательный потенциал семьи», «Я и компьютер».

Подготовлены буклеты, брошюры, материалы для работы с родителями, обучающимися:

- родителям: «О жестоком обращении с детьми», «Как уберечь ребенка от несчастных случаев», «Формирование безопасного поведения», «Общение взрослых и детей», «Безопасность детей – прежде всего», «Безопасный интернет», «Права ребенка». Оформлен информационный стенд для родителей «Я ребенок, я имею права».

- обучающимся: «Экстренные службы профилактики», «Телефон доверия» (вклеены в дневники обучающихся), «Зона повышенной опасности», «Береги себя!», «Правила поведения в школе», «Правила поведения на улице», «Как не стать жертвой преступления?», «Как предупредить компьютерную зависимость?», «Не могу или не хочу. Как обрести цель?», «Куда пойти учиться?».

- педагогам: «Как уберечь детей от опасности и избежать несчастных случаев», «Ответственность за жестокое обращение с ребенком», «Как уберечь ребенка от насилия?», «Как помочь детям в общении?».

Оформлен информационный стенд по безопасности в летний период:

«Правила поведения на улице, в общественных местах, в быту», «Безопасность на водных объектах», «Правила дорожного движения», «Чтоб не ссориться с огнем», «Права и обязанности несовершеннолетних», «Здоровье в наших руках», «Безопасный интернет», «Правила безопасности в батутных центрах и аттракционах», «Меры предосторожности на катании на велосипедах, гироскутерах, скейтбордах», «Опасность игр вблизи проезжей части и железной дороги, в заброшенных зданиях и на стройках», «Телефоны экстренных служб», «Действия детей в экстремальных ситуациях».

Выступления на педагогических советах по темам: «Профилактика и предупреждение асоциального поведения обучающихся», из опыта работы «Организация профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, состоящими на профилактическом учете», «Школа и семья: аспекты взаимодействия», «Конструктивные способы решения конфликтов».

Выступления на совещаниях при директоре по темам: «Результаты профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, состоящими на профилактическом учете», «Алгоритм действий «Ученик ушел из дома, не явился на занятия», «Занятость несовершеннолетних из семей, состоящих на профилактическом учете кружковой работой», «Недостатки семейного воспитания и их влияние на становление личности ребёнка», «Трудный подросток: так ли это?», «Ребёнок не хочет учиться. Как ему помочь?», «Телефон доверия: 8-800-2000-122».

Выступления на административных совещаниях по вопросам:

Выступление на заседаниях рабочей группы сельского поселения Ваховск, ТКДН и ЗП, оперативного штаба по вопросам «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»; «Результативность работы с семьями, находящимися в СОП, состоящими на профилактическом учете в КДН и ЗП».

Участие во внутришкольном контроле:

Осуществляется систематический контроль за посещаемостью занятий обучающимися, из семей, состоящими на профилактическом учете в КДН и ЗП, ВШК, подготовкой ими домашних заданий (выполнением всеобуча). Контроль за занятостью несовершеннолетних во внеурочное время.

Динамика включенности детей в различные виды деятельности

Все обучающиеся из семей, состоящих на профилактическом учете в КДН и ЗП, состоящие в социально – опасном положении 100% охвачены досуговой деятельностью, посещают спортивные секции, кружки при МБОУ «Охтеурская ОСШ», от МБУ ДО  «РЦТДиМ «Спектр».

Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  строится в соответствии с нормативными документами федерального, регионального, муниципального уровней, а также в соответствии с  Положением о Совете профилактики, утвержденного приказом от 27.08.2018 № 271 – о/д. В положении  определены состав, функции совета профилактики, периодичность заседаний (в текущем учебном году проведено 4 заседания Совета, протоколы заседаний ведутся). Составлен и реализуется план работы Совета профилактики на 2018/ 2019 учебный год (утвержден приказом  от 28.08.2018 № 294 – о/д).

На различных видах профилактического учета в текущем учебном году состоит 2 семьи (в них детей - 3). Разработаны и реализуются индивидуальные планы реабилитации семей.

В образовательном учреждении ведется учет обучающихся, состоящих на  различных видах профилактического учета.  

Отслеживается внеурочная занятость несовершеннолетних, состоящих на всех видах профилактического учета:

Учебный год

2016/2017

2017/2018

2018/2019

100 % (от общего количества состоящих на учете)

100 %

100 %

На всех обучающихся, состоящих на учете, разработаны и реализуются индивидуальные планы реабилитации. Данные обучающиеся принимают участие в общественно-значимых мероприятиях школы, поселка: экологическая акция «Спасти и сохранить», акция «Душевное богатство», «Марафон Славы», «Вахта памяти», марафон «Мы за здоровый образ жизни», «День защиты детей», конкурсы рисунков, фотоконкурсы, традиционные школьные мероприятия, «Праздник Первого звонка», «Марафон здоровья», «День Здоровья», «День села», районное мероприятие «Праздник осени», «Шахматный турнир», «День учителя», «Неделя безопасности», месячник «Гражданской обороны», спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, футболу, национальным видам спорта.

В школе разработан алгоритм действий сотрудников муниципального образовательного учреждения в случае самовольного ухода несовершеннолетних из дома или в случае нахождения несовершеннолетних в социально-опасном положении.

 В образовательном учреждении имеется информация о работе детской общественной приемной, о телефоне доверия. Информация с номерами телефонов субъектов профилактики вклеена в дневники обучающихся. Подписи родителей имеются. Обеспечена работа «Почты доверия».

С обучающимися и их родителями (законными представителями) проведен  мониторинг удовлетворенности качеством образования, дополнительным образованием; 

Выполнение нормативных документов

В социально-педагогической деятельности мы руководствуемся следующими основными нормативно-правовыми документами:

Декларация прав человека;

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ;

Гражданский, Семейный, Уголовный кодекс;

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Устав образовательного учреждения;

Положение о социально-психологической службе;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Положение об Управляющем Совете школы;

Положение о Совете профилактики правонарушений среди обучающихся;

Положение о Службе примирения;

Положение об общешкольном совете родителей обучающихся;

Положение о совете родителей класса;

Положение об утверждении прав и обязанностей обучающихся;

Положение о порядке применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания;

Положение о постановке обучающихся на внутришкольный контроль и снятии с внутришкольного контроля;

Правила внутреннего распорядка обучающихся;

Положение о единых требованиях к внешнему виду обучающихся;

Положение о правилах поведения учащихся;

Взаимодействие социальных педагогов с различными социальными институтами:

В школе имеются планы совместной деятельности с МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» (договоры о взаимодействии), МАОДО «Охтеурская ДШИ», МКУ «КСЦ» сельского поселения Ваховск, план мероприятий по взаимному сотрудничеству в сфере духовно – нравственного, гражданско – патриотического воспитания детей и допризывной подготовке молодёжи, организуемых совместно с Нижневартовским благочинием + «Воскресная школа»;  совместный план работы МБОУ «Охтеурская ОСШ» и БУ «Нижневартовская районная больница» с обучающимися и  родителями по профилактике ранних половых связей, ранней беременности, раннего материнства (отцовства) на 2018-2019 учебный год (утверждён приказом от 09.09.2018 № 26), план совместных мероприятий МБОУ «Охтеурская ОСШ» и ОМВД России по Нижневартовскому району по профилактике безнадзорности,  наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений среди несовершеннолетних на 2018/2019 учебный год (утверждён приказом от 09.09.2018 № 26), план совместных организационно – профилактических мероприятий МБОУ «Охтеурская ОСШ» и ОГИБДД ОМВД России по Нижневартовскому району по предупреждению дорожно – транспортного травматизма на 2018/2019 учебный год (утверждён приказом от 09.09.2018 № 26). Социальный педагог школы тесно сотрудничает с администрацией сельского поселения, принимает участие в заседаниях рабочей группы сельского поселения по вопросам семейного неблагополучия.

Уровень профессионального роста социального педагога:

Участие в региональном конкурсе Программ и проектов организаций, занимающихся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи и защитой их прав в 2018 году.

Вывод: Успех в работе с семьями, находящимися в социально – опасном положении и трудной жизненной ситуации зависит не только от приложенных воспитательных усилий, а скорее всего от глубины кризиса, в котором находится семья, от способности понять всю глубину их падения и желания самой семьи выбраться из сложившейся ситуации. В настоящее время нет более важной обязанности, чем обеспечить реализацию прав детей, их благополучие, сделать их жизнь свободной от страха, одиночества и нужды, дать возможность расти в своей или замещающей семье, что в дальнейшем позволит им успешно само реализовываться в жизни. Главное в работе с семьей - не быть равнодушным к чужой беде.

В заключении хочется отметить, что социально-педагогическая работа протекает плодотворно, а социальный педагог рационально использует ресурсы образовательного учреждения и свои силы. Этому способствует соблюдение определенной логики в действиях: специалист изучает состояние социальной жизни обучающихся, по материалам изучения формирует цели и задачи дальнейшей работы, учитывает возможности субъектов социальной жизни, включенных в проблемную ситуацию, анализирует результативность на каждом этапе деятельности.

Важно так организовать жизнь и деятельность школы, чтобы, опираясь на прошлое, живя в настоящем, двигаться в будущее.

Цель работы социального педагога на 2019/2020 учебный год: создание благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на оказании помощи учащимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей; оказание ему комплексной помощи в самореализации, саморазвитии и включение его в социально значимую деятельность, подготовка к самостоятельной жизни.

Основные  задачи:

1. Продолжить оказывать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.

2. Выявлять ведущие проблемы и ценностные ориентации детей.

3. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе.

4. Способствовать успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями.

5. Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.

6. Продолжить повышать правовую грамотность обучающихся; учить решать жизненно важные задачи.

7. Продолжить формировать  потребности в ведении здорового образа жизни.

8. Продолжить оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально-педагогических проблем ребенка.

9. Усилить работу родительского всеобуча в классах по духовно – нравственному воспитанию обучающихся.

Социальный педагог

Антонович Е.Б.

Колобанова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы школьной библиотеки Перемской ООШ по работе с фондом

Пример анализа работы школьной библиотеки по комплектованию фонда, мониторинга, с диаграммами, выводами....

Анализ работы классного руководителя за 2011- 2012 учебный год. План воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

Данный материал содержит анализ работы с классом в 2011-2012 уч.году и план воспитательной работы на 2012-2013 уч.год....

Анализ работы РМО зам.директоров по УВР и план работы на 2018-2019 уч.год

Анализ работы РМО зам.директоров по УВР и план работы на 2018-2019 уч.год. В помощь руководителям методических объединений учителей-предметников....

Из опыта работы. Анализ работы ШМО МБОУ СОШ 5 г.Белореченска

Из опыта работы " Анализ методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 г. Белореченска  за 2011/12 уч. год."...