СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
статья

Занозина Элла Алексеевна

Процесс обучения и воспитания в школе не может быть эффективно организован без учета сложностей социализации в современной России. Общее образование призвано помочь подростку противостоять негативным влияниям, порождаемым противоречиями в развитии общества. Курс обществознания противопоставляет широко распространенным в общественном сознании примитивным и искаженным представлениям об обществе и его проблемах научные знания и оценки. Существующему правовому нигилизму и криминальным способам решения проблем — правовое просвещение и правовые методы до­стижения своих целей. Ксенофобии и культу силы в молодежной среде —  идеи гуманизма и толерантности и т.д. — по всей цепочке возможных или реальных деформаций в сознании и деятельности. Активное воздействие курса на процесс социализации возможно лишь с учетом и позитивных перемен, и негативных тенденций в современном обществе и системе образования.     Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. В самом общем виде его определяют как влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллек­тивах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение соци­ализации: «Социализация (от лат. Socialis - общественный), развитие к са­мореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».

Если же мы обратимся к социологическому словарю, то найдем там та­кое определение: «Социализация - процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения инди­видуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни. В этом смысле социализация есть функциональная предпосылка для каждо­го общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для куль­турного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм».

Термин «социализация» употребляется главным образом в социологии и психологии, а позаимствован он был из политологии, где он обозначал обобществление земли и средств производства. Применительно к разви­тию человека термин «социализация» стал использоваться в последней трети XIX века, когда американский социолог Ф. Г. Гиддингс в книге «Те­ория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к социальной жизни». Педагогика оперирует по­нятиями. близкими к слову «социализация»: «развитие личности» и «вос­питание». Сравним эти понятия. Так, воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознатель­но стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноп­равным и полноценным членом общества.

Многие исследователи считают, что социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом соци­ального опыта путем вхождения в социальную среду, систем социальных связей: с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы со­циальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вто­рая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду че­рез его деятельность.

         Говоря о процессе социализации в школе, учебная программа знакомит детей с ней в курсе «Обществознание» за 8 класс, где этому выделяется целый параграф.

    Социализация должна начинаться в детстве, когда человек из существа биологического превращается в существо социальное. Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он активно взаимодействует с социумом. Основным способом усвоения ребенком социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе общения, деятельности и благодаря которому, включаясь в разнообразные отноше­ния, интеркоризирует, переводит во внутренний план сознания, на интропсихический уровень общекультурные ценности. Социальное развитие ре­бенка определяется единством социального и природного факторов.

В процессе социализации ребенок входит в систему общественных отно­шений и сам воспроизводит их по мере взросления. Социализация ребен­ка осуществляется на основе освоения им социальных ролей, идентифика­ции с референтными ему общностями, внушения, подражания, влияния авторитетов и популярности. Детский возраст является сенситивным для воздействия большинства перечисленных механизмов. При этом домини­рующее влияние на ребенка оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое существенное влияние на особенности и раз­витие его общения со сверстниками. Взрослый является для ребенка образ­цом для подражания, эталоном, а в общении со сверстниками ребенок апробирует присвоенные в общении со взрослыми способы деятельности, нормы человеческих отношений, особые формы взаимодействия.

Однако вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств могут возни­кать различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в соци­альной дезадаптации индивида, то есть в неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловли­ваться различными причинами. Например, инфантильность, социальная незрелость возникают в результате «тепличных условий» воспитания,  преднамеренного ограждения ребенка от любых обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению каких-либо жизненных целей.

Процесс социализации в школе широко проявляется, начиная с 6 класса, где впервые школьники получают доступные правовые сведения о наиболее распространенных сделках и базовых законах, регулирующих отношения между покупателями и продавцом, заемщиком и кредитором, арендатором и арендодателем, уясняет место и роль в регулировании хозяйственной и иной деятельности в условиях рыночной экономики.

Затем, в 8 классе еще шире знакомятся с экономической сферой, предпринимательством. Предпринимательство в широком смысле слова – образ мышления. Ведь предпринимательство может быть в любой сфере деятельности. Под прибылью в предпринимательской деятельности (в отличие от бизнеса и коммерческой деятельности) может подразумеваться не только финансовая прибыль, но и приращение ресурсов разного типа (организационных, управленческих, интеллектуальных и других).

    Курс обществознания играет решающую роль в гражданском образовании и воспитании. Он формирует научные представления о таких важных компонентах гражданской культуры, как отношения между гражданами, гражданином и обществом, гражданином и государством; способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом и оправдавшие себя в гражданских отношениях; гражданские ценностные ориентиры (прежде всего представленные в Конституции РФ), а также дает опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Все это помогает формировать компетентность гражданина. Поэтому на уроках важно добиться усвоения учащимися сущности понятия «гражданин», важнейших гражданских качеств личности, воспитание учащихся в гражданственном духе.

 

В процессе изучения на уроках обществознания Конституции Российской Федерации необходимо воспитывать закрепленные в ней общероссийскую идентичность, патриотизм, социальную ответственность, правовое самосознание, толерантность, приверженность ценностям. Одной из форм проведения таких уроков является игровая форма (Приложение 1). 

Неотъемлемым элементом современной общественной жизни становится участие граждан в выборах, и без запаса правовых знаний не обойтись. Развитие экономики, динамика политической жизни невозможны без правового регулирования. В свою очередь право испытывает  прямое воздействие экономики, политики, этики, морали, культуры. В связи с этим в школе необходимо живое, практическое право, помогающее человеку делать верный выбор, правовыми средствами разрешать споры и конфликты. Социализация ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение современной системы социальных ценностей,  развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовывать, отставать и защищать, и выносятся на уроки естествознания. Социализация должна осуществляться в самой атмосфере школьной жизни.  

         В ходе всего изученного в рамках курса обществознания выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, одновременно умеет «иметь себя» и уважительно относиться к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор. Он развивается на протяжении всей жизни, проходя через кризисы и преодолевая их, личность получает основу для дальнейшего развития. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kursy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Маленький человек приходит в школу со своими эмоциями и чувствами, переживаниями и тревогами, своим пониманием окружающего мира. Школа, учитель, окружающие его родные люди дарят ему новые ощущения, впечатления, открытия. Какими будут детские впечатления -зависит не только от самого ребенка, но и от тех взрослых, которые будут рядом с ним. Именно в детстве разгадка взрослых тайн человеческой души, именно детство становится ключиком к пониманию поступков, побед и неудач взрослого человека.

Часто можно слышать от взрослых людей, педагогов со стажем и без стажа, стажа, что учитель, классный руководитель вряд ли сможет помочь ребенку сформироваться нравственно. Это - удел семейного воспитания.  Безусловно, семья, ее устои, традиции, нравственные ценности - основной фундамент нравственного стержня человека.

Будет нравственное воспитание - ребенок воспримет правило  культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей… будет нравственность, почти наверняка будет и духовность;  не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.  Именно в семье закладываются нравственные ценности. А это - набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребенка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки - это то, что в отцовском и материнском доме признается как  возможное и как невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребенок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи.

Однако школа вносит свой существенный вклад в понимание ребенком добра и справедливости, зла и ненависти, порядочности и ответственности. Это зависит,  в первую очередь, от того, какова воспитательная система школы, класса, какие нравственные ценности она закладывает в работе с детским коллективом. Роль классного руководителя с классом огромна. От того, как он понимает значение нравственного воспитания в детском коллективе, как он оценивает свою роль в этом направлении, зависит очень многое.

Анализируя многие свои внеклассные мероприятия на эту тематику, убеждаюсь, что все они  заставляют задуматься, будят лучшее в ребенке, разъедают злое и низменное, стимулируют интерес и творческое начало в человеке. Именно такие мероприятия дают возможность увидеть в ребенке то, что в последующем станет его характеристикой, его сутью. Когда-то Булат Окуджава сказал свои гениальные строки: «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви счастливые моменты…», и мне кажется, что действительно необходимо строить воспитательную систему класса таким образом, чтобы будить не худшие мысли и желания ребенка, а лучшие мысли , лучшие чувства и  стремления. Именно такие внеклассные мероприятия будут способны научить ребенка любить свою семью, окружающих людей, Родину и, в том числе, себя.

В последнее время возник термин, который классному руководителю необходимо знать - «частичный человек» - это человек, который не признает ценности другого человека, он взаимодействует с людьми только для того, чтобы достичь своих определенных целей. Примеры поведения таких людей мы можем встретить, общаясь со своими учениками. «Мама сказала, что я могу пойти на день рождения  к Свете, потому что у нее большой дом и много игрушек…» или «…тебе нельзя с ним дружить, он не нашего круга» и т.д.  Безусловно, воспитывать нравственные ценности таких учащихся очень непросто, а порой  даже бесполезно. Но тем ценнее победа педагога, если он помог ребенку обрести нравственный стержень, который ему не помогла обрести собственная семья.

Сейчас все чаще появляется новый тип человека, который  практически не проявляет эмоций и чувств, человек-робот, человек-машина, человек без ценностей. Появление такого человека в свое время предсказал Бердяев: «Техническая цивилизация по существу имперсоналистична. Она не хочет знать личности. Она требует активности человека, но не хочет, чтобы он был личностью».

        ΧΧІ век в полной мере явил миру человека эпохи Интернет. Это человек – поглотитель информации, наркотически зависимый от техники, свободный от традиции и ценностей.         В рамках сети человек нередко игнорирует нравственные ценности. Основная причина этого – анонимность пользователей, дающая возможность безбоязненно лгать и безнаказанно оскорблять собеседника по поводу и без повода.

Занимаясь вопросами нравственного воспитания личности, классный руководитель должен руководствоваться и помнить, что человек – произведение культуры того социума, в котором он формируется. Именно социум задает ему программу,  с помощью которой он формирует свой собственный мир.

Воспитывать нравственные качества ребенка непросто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

                                                        

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ                               Занозина Э.А.

МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа № 41 им. В.В. Сизова» г. Курска

Процесс обучения и воспитания в школе не может быть эффективно организован без учета сложностей социализации в современной России. Общее образование призвано помочь подростку противостоять негативным влияниям, порождаемым противоречиями в развитии общества. Курс обществознания противопоставляет широко распространенным в общественном сознании примитивным и искаженным представлениям об обществе и его проблемах научные знания и оценки. Существующему правовому нигилизму и криминальным способам решения проблем — правовое просвещение и правовые методы достижения своих целей. Ксенофобии и культу силы в молодежной среде —  идеи гуманизма и толерантности и т.д. — по всей цепочке возможных или реальных деформаций в сознании и деятельности. Активное воздействие курса на процесс социализации возможно лишь с учетом и позитивных перемен, и негативных тенденций в современном обществе и системе образования.        Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. В самом общем виде его определяют как влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение социализации: «Социализация (от лат. Socialis - общественный), развитие к самореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».

Если же мы обратимся к социологическому словарю, то найдем там такое определение: «Социализация - процесс, в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни. В этом смысле социализация есть функциональная предпосылка для каждого общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм».

Термин «социализация» употребляется главным образом в социологии и психологии, а позаимствован он был из политологии, где он обозначал обобществление земли и средств производства. Применительно к развитию человека термин «социализация» стал использоваться в последней трети XIX века, когда американский социолог Ф. Г. Гиддингс в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к социальной жизни». Педагогика оперирует понятиями. близкими к слову «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Сравним эти понятия. Так, воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

Многие исследователи считают, что социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систем социальных связей: с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду через его деятельность.

        Говоря о процессе социализации в школе, учебная программа знакомит детей с ней в курсе «Обществознание» за 8 класс, где этому выделяется целый параграф.

         Социализация должна начинаться в детстве, когда человек из существа биологического превращается в существо социальное. Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он активно взаимодействует с социумом. Основным способом усвоения ребенком социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе общения, деятельности и благодаря которому, включаясь в разнообразные отношения, интеркоризирует, переводит во внутренний план сознания, на интропсихический уровень общекультурные ценности. Социальное развитие ребенка определяется единством социального и природного факторов.

В процессе социализации ребенок входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Социализация ребенка осуществляется на основе освоения им социальных ролей, идентификации с референтными ему общностями, внушения, подражания, влияния авторитетов и популярности. Детский возраст является сенситивным для воздействия большинства перечисленных механизмов. При этом доминирующее влияние на ребенка оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое существенное влияние на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном, а в общении со сверстниками ребенок апробирует присвоенные в общении со взрослыми способы деятельности, нормы человеческих отношений, особые формы взаимодействия.

Однако вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств могут возникать различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, то есть в неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами. Например, инфантильность, социальная незрелость возникают в результате «тепличных условий» воспитания,  преднамеренного ограждения ребенка от любых обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению каких-либо жизненных целей.

Процесс социализации в школе широко проявляется, начиная с 6 класса, где впервые школьники получают доступные правовые сведения о наиболее распространенных сделках и базовых законах, регулирующих отношения между покупателями и продавцом, заемщиком и кредитором, арендатором и арендодателем, уясняет место и роль в регулировании хозяйственной и иной деятельности в условиях рыночной экономики.

Затем, в 8 классе еще шире знакомятся с экономической сферой, предпринимательством. Предпринимательство в широком смысле слова – образ мышления. Ведь предпринимательство может быть в любой сфере деятельности. Под прибылью в предпринимательской деятельности (в отличие от бизнеса и коммерческой деятельности) может подразумеваться не только финансовая прибыль, но и приращение ресурсов разного типа (организационных, управленческих, интеллектуальных и других).

         Курс обществознания играет решающую роль в гражданском образовании и воспитании. Он формирует научные представления о таких важных компонентах гражданской культуры, как отношения между гражданами, гражданином и обществом, гражданином и государством; способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом и оправдавшие себя в гражданских отношениях; гражданские ценностные ориентиры (прежде всего представленные в Конституции РФ), а также дает опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Все это помогает формировать компетентность гражданина. Поэтому на уроках важно добиться усвоения учащимися сущности понятия «гражданин», важнейших гражданских качеств личности, воспитание учащихся в гражданственном духе.

В процессе изучения на уроках обществознания Конституции Российской Федерации необходимо воспитывать закрепленные в ней общероссийскую идентичность, патриотизм, социальную ответственность, правовое самосознание, толерантность, приверженность ценностям. Одной из форм проведения таких уроков является игровая форма (Приложение 1).  

Неотъемлемым элементом современной общественной жизни становится участие граждан в выборах, и без запаса правовых знаний не обойтись. Развитие экономики, динамика политической жизни невозможны без правового регулирования. В свою очередь право испытывает  прямое воздействие экономики, политики, этики, морали, культуры. В связи с этим в школе необходимо живое, практическое право, помогающее человеку делать верный выбор, правовыми средствами разрешать споры и конфликты. Социализация ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса, освоение современной системы социальных ценностей,  развитие качеств и навыков, позволяющих личности эти ценности реализовывать, отставать и защищать, и выносятся на уроки естествознания. Социализация должна осуществляться в самой атмосфере школьной жизни.  

        В ходе всего изученного в рамках курса обществознания выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, одновременно умеет «иметь себя» и уважительно относиться к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор. Он развивается на протяжении всей жизни, проходя через кризисы и преодолевая их, личность получает основу для дальнейшего развития.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дебаты по обществознанию "Социальные сети способствуют социализации личности" 11 класс.

Урок обществознания с использованием технологии «Дебаты»11 клас. Урок систематизации знаний по теме "Социализация личности".Целью  является  осмысление влияния социальных сетей на процесс со...

Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания

Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»

На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках истории и обществознания как средство социализации личности обучающихся (весенняя методическая сессия учителей-2019)

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.Коммуникати...

Формирование у обучающихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности на уроках иностранного языка

В данном материале описываются личностные и коммуникативные УУД и как они связаны с социализацией личности на примере уроков английского языка.Элементарная коммуникативная компетенция понимается как с...