Обобщение опыта работы с детьми - инвалидами
материал

Колычева Тамара Ивановна

Социальная адаптация и формирование коммуникативных навыков у детей – инвалидов в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Духовное краеведение Святого Белогорья .

Практика показала  плодотворность  социальной адаптации и формирование коммуникативных навыков у детей – инвалидов в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведение Святого Белогорья» и выявила перспективы дальнейшего  развития

 

социальных возможностей обучающихся, формирования устойчивых профессиональных интересов и склонностей, развитие их в разнообразной творческой деятельности, совершенствование программно - методического материала и материально- технической базы,   необходимость сотрудничества  с с  общественными  организациями, волонтерами,  Благотворительными фондами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_praktiki_prilozhenie_3.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта  работы с детьми – инвалидами

 «Социальная адаптация и формирование коммуникативных навыков у детей – инвалидов в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведение святого Белогорья» 

1. Предпосылки реализации:

Описание проблемы

1

 Одна из стратегических целей развития системы российского образования направлена на предоставление детям с ОВЗ, детям - инвалидам  равных возможности полноценного участия во всех сферах школьного  и дополнительного образования, обеспечивая их социальную интеграцию. В Федеральном законе  «Об образовании в Российской Федерации» определена ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по созданию необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации (К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (статья 8)).

     Дополнительное образование, в силу присущей ему многопрофильности, открытых возможностей выбора деятельности и гибкости образовательных траекторий, создает широкую возможность для человека, его склонностей, способностей и интересов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов. У такой категории детей процесс социализации существенно затруднен, нарушена связь с  окружающим миром, ограничена мобильность, отмечается бедность контактов со сверстниками и взрослыми, недоступность ряда культурных ценностей, ограничено общение с природой, обострение эмоциональных  состояний:, страха, обиды, неуверенности, заниженная самооценка, барьерная среда в пространстве, вне дома.  И будущее напрямую зависит от умения трудиться, выстраивать отношения с окружающими, организовать  культурную и духовную жизнь.

В ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» включился в работу по оказанию образовательных услуг для детей с ОВЗ (детей – инвалидов), их социальной-бытовой адаптации, овладения навыками коммуникации.

Показатели, характеризующие положение до внедрения практики

2

Не достаточно высокий уровень образовательных услуг для детей инвалидов  с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

а также  наблюдается:

-низкий уровень социальных навыков у такой категории детей;

-низкий уровень коммуникативных навыков;

- отсутствие знаний в области православной, культуры, как источника духовной личности человека.

отсутствие квалифицированных кадров,

высокий уровень зависимости от  близких людей и окружающих;

недостатки в развитии речи;

отсутствие  адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведением Святого Белогорья».

2.Возможности, которые позволили реализовать практику:

Описание  возможности

3.

В ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» по запросу родителей для детей - инвалидов НОДО (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно детским церебральным параличом (ДЦП) была разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное краеведением Святого Белогорья», направленная на социальную адаптацию и духовно- нравственное воспитание  обучающихся.

 Педагог дополнительного образования и педагог-организатор прошли обучение на базе ОГАОУ ДПО «БелИРО» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Психолого-педагогическая компетентность педагога в сопровождении детей с ОВЗ в условия введения ФГОС ОВЗ».  Было обновлено материально- техническое обеспечение адаптированной дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведением Святого Белогорья». С целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении «особого ребёнка»  проведена работа по социально-педагогической и психологической  помощи родителям.

3. Результаты , Достижения (по возможности в измеримых величинах):

Показатель, единица измерения

Значение показателя

3.1

3.2

33.

3.4

3.5

3.6

37

3.8

Овладение адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Духовное краеведением Святого Белогорья»

Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание уважения к прошлому и настоящему Святого Белогорья

Активность участия  в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах

Публикация работ в областном журнале для детей и подростков «Большая переменка» и других изданиях

Подготовка и проведение  экскурсии духовной направленности «Храм – часовня. Пещерка Святителя Иоасафа»

Вовлечение в социальную и культурно - досуговую деятельность учреждения

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Повышение компетентности родителей в социальной адаптации и формировании коммуникативных навыков детей - инвалидов

 100%

повышение качества знаний, духовной, нравственной, правовой культуры (более 85%)

Дипломы победителей (призеров) конкурсов

Статьи в журнале, других изданиях,

дневник впечатлений «Мир похож на цветной луг»

2 экскурсии в для обучающихся  Дворца и их родителей

Участие во всех запланированных мероприятиях (100%)

Трансляция педагогического опыта работы на семинарах, вебинарах, конференциях

Повышение уровня удовлетворенности образовательными услугами учреждения (более 90%).

Взаимопонимание  всех участников образовательного процесса

4.Показатели эффективности

Категория обучающихся

 Описание социально-бытовых навыков, полученных в результате внедрения практики

1.

Дети - инвалиды

-повысилась социальная  активность детей в социальной и культурно - досуговой деятельности учреждения;

- появилось умение активно решать житейские задачи, применяя коммуникацию;

- стали более инициативным, любознательными, внимательными и доброжелательными друг к другу;

-появилась уверенность в своих силах;

- активно могут взаимодействовать с окружающими их людьми;

- появились положительные изменения в тактильных ощущениях в пальцах рук;

- укрепилось психическое здоровье  обучающихся.

Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

5.  Участники внедрения практики

 Участник

 Описание его роли во внедрении практики

5.1.

652.

5.3.

 Орехова Н.В., руководитель учреждения

Колычева Тамара Ивановна, педагог дополнительного образования

Родители обучающихся

Осуществление контроля на всех этапах внедрении практики.

Разработка адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведением Святого Белогорья», осуществление образовательной деятельности в рамках адаптированной программы, взаимодействие с родителями, проведение консультации и бесед по проблемам обучения и воспитания детей - инвалидов, по развитию коммуникативных навыков и духовно- нравственного воспитания и социализации обучающихся.

Проведение культурно - досуговые мероприятий с участием детей - инвалидов их родителей и обучающихся ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества».

Активное участие в образовательном процессе, культурно - досуговых мероприятий,  поддержка благоприятного микроклимата в семье.

6. Краткое описание модели реализации практики:

Принципиальные подходы, избранные при разработке и внедрении практики:

Педагогический оптимизм,  вариативность, партнёрское взаимодействие с семьёй, деятельностный, индивидуальный и коррекционно - компенсирующий подход

Последовательность действий педагогических работников и других участников внедрения успешной практики:

Подготовительный период:

  1. Изучение спроса на образовательные услуги  по духовно- нравственного воспитанию детей – инвалидов.
  2. Педагоги прошли обучение на базе ОГАОУ ДПО «БелИРО» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Психолого-педагогическая компетентность педагога в сопровождении детей с ОВЗ в условия введения ФГОС ОВЗ».
  3. Разработка адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведением Святого Белогорья» и утверждение на педагогическом совете учреждения.
  4. Проведение индивидуальных бесед с родителями и обучающимися.
  5. Проведение мониторингового исследования по теме « Я и мой мир».
  6. Разработка культурно - досуговых мероприятий учреждения.
  7. Встреча с редакцией областного детского и юношеского  журнала «Большая переменка».
  8. Встреча со  священником Белгородской и Старооскольской митрополии по проблемам духовно- нравственного воспитания.

Основной этап:

  1. Обучение и воспитание в рамках  адаптированной дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное краеведением Святого Белогорья».
  2. .Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях; воспитание уважения к прошлому и настоящему Святого Белогорья.
  3. . Участие  в  IV областном фестивале детского художественного творчества «Шаг к успеху» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; региональном этапе XII Всероссийского детского фестиваля - конкурса «Святые заступники Руси», областном Пасхальном конкурсе-фестивале детского творчества «Радость души моей!».
  4. . Подготовка статей:  «Выразительница души русской», «Сапоги»,  «Старицы земли Белгородской», «Медсестра- Мария Колтакова»  для публикации в областном журнале для детей и подростков «Большая переменка».
  5. . Подготовка и проведение  экскурсии духовной направленности «Храм – часовня. Пещерка Святителя Иоасафа».
  6. . Участие обучающихся и родителей в культурно - досуговых мероприятиях: «Искусство звучащего слова», «Рождество», «Светлая Пасха Христова», «Воспитанник Дворца», « Белгородские жемчужины», а также в  концертных программах «Дарите радость людям», программа «От сердца к сердцу!», праздник «Самая родная…», посвящённый Международному Дню матери.

7.   Посещение достопримечательностей г. Белгорода и Белгородской  области:  - Кафедральный Спасо-Преображенский храм  г. Белгорода;

- Храм – часовня. Пещерка Святителя Иоасафа;

- этнографическая деревня Кострома;

- концерты Белгородского фольклорного ансамбля «Пересек».

Заключительный этап:

1.  Проведение мониторинга по следующим  темам:

-   «Освоение адаптированной дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное краеведением Святого Белогорья»;

- «Качество достижения образовательных результатов при работе с детьми с особыми образовательными потребностями»;

-«Результаты участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, различных уровней»;

«Удовлетворённость обучающихся и родителей качеством образовательных услуг».

2. Обобщение  педагогического  опыта работы  по теме «Социальная адаптация и формирование коммуникативных навыков у детей – инвалидов  в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведение Святого Белогорья».

3. Выступление на педагогическом совете  «Проблемы и перспективы работы  с   детьми – инвалидами,  детьми с  ограниченными возможностями здоровья.

4. Трансляция опыта работа через областные семинары, вебинары, конференции.

7. Действия по реализации практики:

Перечень мероприятий, которые были предприняты для того, чтобы реализовать практику, последовательность действий педагогических работников и других участников внедрения успешной практики:

 Описание  мероприятий

 Исполнитель

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6.

7.7.

7.8

7.9

7.10

7.11

7.12

7.13

7.14

7.15

7.16

Подготовительный период:

-Изучение спроса на образовательные услуги  по духовно- нравственного воспитанию детей – инвалидов (ОВЗ).

-Разработка адаптированной дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное краеведением Святого Белогорья» и утверждение на педагогическом совете учреждения.

-Проведение индивидуальных бесед с родителями и обучающимися.

-Проведение мониторингового исследования по теме « Я и мой мир».

-Разработка культурно - досуговых мероприятий учреждения.

-Встреча с редакцией областного детского и юношеского  журнала «Большая переменка».

-Встреча со  священником Белгородской и Старооскольской митрополии по проблемам духовно- нравственного воспитания.

Основной этап:

-Обучение и воспитание обучающихся  в рамках  адаптированной дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа «Духовное краеведением Святого Белогорья».

- Подготовка детей к участию в  IV областном фестивале детского художественного творчества «Шаг к успеху» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; региональном этапе XII Всероссийского детского фестиваля - конкурса «Святые заступники Руси», областном Пасхальном конкурсе-фестивале детского творчества «Радость души моей!».

- Подготовка статей:  «Выразительница души русской», «Сапоги»,  «Старцы земли Белгородской», «Медсестра - Мария Колтакова»  для публикации в областном журнале для детей и подростков «Большая переменка».

-Подготовка  обучающихся к  проведению  экскурсии духовной направленности «Храм – часовня. Пещерка Святителя Иоасафа».

- Активизация обучающихся и родителей  к участию в  культурно - досуговых мероприятиях: «Искусство звучащего слова», «Рождество», «Светлая Пасха Христова» и др.

- Организация экскурсий для обучающихся по маршрутам:

- Кафедральный Спасо-Преображенский храм  г. Белгорода,

- Храм – часовня. Пещерка Святителя Иоасафа,

- этнографическая деревня Кострома.

Заключительный этап:

- Проведение мониторинга по следующим  темам:

- «Освоение адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведением Святого Белогорья»;

- «Качество достижения образовательных результатов при работе с детьми с особыми образовательными потребностями»;

-«Результаты участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, различных уровней»;

-«Удовлетворённость обучающихся и родителей качеством образовательных услуг».

-Анализ результатов педагогической деятельности в работе с обучающимися в рамках адаптированной программы

- Обобщение  педагогического  опыта работы  педагогов по теме «Социальная адаптация и формирование коммуникативных навыков у детей – инвалидов, детей с ОВЗ в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведение Святого Белогорья».

- Выступление на педагогическом совете  «Проблемы и перспективы работы  с   детьми – инвалидами,  детьми с  ограниченными возможностями здоровья».

- Трансляция опыта работа через областные семинары, вебинары, конференции, публикации в научно - методических журналах.

 Колычева Т. И., педагог дополнительного образования

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования

ГАУДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования,

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования,

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования,

Колычева Т. И., педагог дополнительного образования,

8. Ресурсы, необходимые для работы

Перечень  ресурсов

 Обоснование необходимости ресурсного обеспечения

8.1

Кадровые:

Колычева Т.И., педагог дополнительного образования,

Исполнители образовательной и культурно - досуговой деятельности

8.2

Материально- техническое обеспечение

  • комната в квартире;
  • музыкальный центр;
  •  подборка видео- и DVD-фильмов, а также аудиопостановок по темам;
  • фотоаппарат;
  •  компьютер;
  • видеофильмы (Дорога к храму, Холковский Свято-Троицкий монастырь, Святитель Иоасаф, Храмы Белгорода);
  • Красно солнышко», «Икона Казанской Божьей матери», «Зарождение монашества».
  • сценарии праздников и мероприятий;
  • маршруты экскурсий по городу: «Святой, прославивший себя в веках», «Храмы Белгорода», «Святые родники Белогорья», «Свято – Троицкий Холковский подземный монастырь», «Новый Иерусалим» и др.

9. Перспективы развития практики

Практика показала  плодотворность  социальной адаптации и формирование коммуникативных навыков у детей – инвалидов в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Духовное краеведение Святого Белогорья» и выявила перспективы дальнейшего  развития

социальных возможностей обучающихся, формирования устойчивых профессиональных интересов и склонностей, развитие их в разнообразной творческой деятельности, совершенствование программно - методического материала и материально- технической базы,   необходимость сотрудничества с  общественными  организациями, волонтерами,  Благотворительными фондами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...

Обобщение опыта работы по теме: «Социальная работа с «трудными» детьми в условиях реабилитационного центра»

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста чис...

Описание опыта работы с детьми - инвалидами

Проблема образования детей – инвалидов является болезненной не только для российского общества, но и для любой страны.   Это в первую очередь проблема воспитательная и моральная»...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...