Описание опыта работы с детьми - инвалидами
статья на тему

Писарева Екатерина Викторовна

Проблема образования детей – инвалидов является болезненной не только для российского общества, но и для любой страны.   Это в первую очередь проблема воспитательная и моральная». Сама система образования призвана прививать людям идеи гуманизма и школа должна «ставить проблемы сочувствия человека к другому человеку, на иной уровень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_s_detmi.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы с детьми - инвалидами

Проблема образования детей – инвалидов является болезненной не только для российского общества, но и для любой страны.   Это в первую очередь проблема воспитательная и моральная». Сама система образования призвана прививать людям идеи гуманизма и школа должна «ставить проблемы сочувствия человека к другому человеку, на иной уровень».

Когда я впервые столкнулась с проблемой обучения таких детей, сразу появилось несколько проблем:

1. Другой темп работы. Очень низкий, но не потому что, дети имели проблемы с развитием, они хотели выполнить работу более качественно.

2. Дети плохо воспринимали временные рамки урока, они учились, пока было желание или им было интересно, или пока не уставали.

3. Проблема социализации. Такие дети ограничены от внешнего мира, и учитель для них чужой человек, поэтому необходимо было добиться доверия.

4. Если ребенок обучался на дому, то контакт необходим и с семьей, корректирование плана занятий согласно и личной занятостью взрослых.

Основная цель социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду – ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств. 

Этапы работы:

1. Определение путей решения проблем

  Организация совместной работы   с педагогом - психологом

  1. Проведение индивидуальной беседы с ребенком
  2. Проведение комплексной психологической диагностики
  3. Разработка индивидуального подхода к преподаванию предмета с точки зрения индивидуальных особенностей (тип мышления, особенности памяти, развитие мелкой моторики, способ восприятия материала и т.д.)
  4. Проведение регулярного мониторинга психического состояния ребенка.
  5. Работа с учителями с целью восприятия ученика – инвалида как полноценного участника учебного процесса.

Основной результат  - составление психологической характеристики (Приложение №1)

Контакт с семьей

Важнейшую роль в воспитании, социализации, удовлетворении потребностей, обучении, профориентации особенных детей имеющих инвалидность выполняет его семья. Родители, у которых есть такие дети, особенно остро сталкиваются с проблемами в решении материально-бытовых, жилищных, психологических проблем, а так же проблем связанных с медико-социальной реабилитацией ребенка. В результате чего, они, испытывают потребность в расширении своих социальных контактов со специалистами различных учреждений и организаций.

Задачи:

- индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;

- формирование благоприятного микроклимита при проведении занятий на дому;

- совместная работы не только с учителями и психологами, но и с родителями других учеником, или организациями, занимающихся проблемами социализации детей – инвалидов.

Сотрудничество с коллегами

При работе с детьми – инвалидами подобное сотрудничество приобретает особое значение, так как именно от него в большинстве случаев зависит позитивное отношение ребенка к учебе. Особая роль принадлежит классному руководителю, так как от него зависит, будет ли ученик чувствовать себя полноценным учеником в классе, поможет организовать инклюзивное обучение, и положительное отношение одноклассников. Если ребенок с ограниченными возможностями посещает обычную школу, то, как правило, дети относятся к нему дружелюбно. Во всяком случае, у него появляются друзья, которые за него заступаются.

Задачи:

- составление расписания, позволяющего избегать перегрузок ребенка;

- составление плана работы, который позволяет организовать различные формы проведения уроков;

- единый подход в обучении;

- совместная работа по организации проектной деятельности ребенка.

 

2. Организация работы с детьми – инвалидами. Формы работы

Разнообразие форм и технологий, применяемых при обучении детей – инвалидов может быть довольно разнообразно, но в первую очередь должно быть сугубо индивидуально и основано на психологической характеристике, со временем программа работы может корректироваться в зависимости от личных наблюдений или особенностей преподавания предмета.

Наша школа общеобразовательная, и дети – инвалиды в ней явление очень редкое, что довольно усложняет работу, так как практики работы с такими детьми нет.

В таком случае большую роль играет повышение квалификации и самообразование, беседы с коллегами и психологом.

Я приведу пример работы с ученицей

После составления психологической характеристики была составлена индивидуальная образовательная программа, отражающая характеристику, краткий учебный план, примерные результаты.

Особенность этого ребенка состояла в том, что не смотря на проблемы со здоровьем, девочку можно отнести к группе одаренных детей: девочка занималась в ЦВР - бисероплетение, постоянно участвовала в конкурсах, умела высокий уровень интеллекта, училась очень хорошо.

Главная проблема, это плохая речь и плохо развитая мелкая моторика. Поэтому при выборе форм обучения, родители помимо классической урочной системы (родители не хотели, чтобы девочка чувствовала себя оторванной от мира, и она всегда посещала школу, а в конце 4 класса, была переведена из специализированного учреждения в общеобразовательную школу, так как, по словам девочки, она хотела учиться среди здоровых детей, а не среди таких как она. К концу 7 класса она уже стала чувствовать себя полноценным учеником, способным достигать успехов в учебе и учиться лучше одноклассников), с удовольствием решили попробовать дистанционное обучение. Работа с клавиатурой по мнению специалистом, с которыми работами семья, благоприятно скажется на развитии мелкой моторики, и частично реализует мечту девочки, стать программистом.

 Интеграция современных информационных технологий в систему дополнительного образования  детей-инвалидов на базе элементов новой информационно-образовательной технологии  и развертывание системы дистанционного обучения для решения следующих, требующих безотлагательного решения, проблем: систематическое использование компьютера в учебном процессе с целью приобретения начальной профессиональной подготовки детей,  обеспечение   возможности получения   детьми-инвалидами дополнительного образования и информации по предметам, развитию творческих способностей, активизации учебного процесса, развитии творческих способностей и начальных профессиональных навыков (курс компьютерной грамотности, направленный на приобретение устойчивых навыков работы на компьютере, навигация в сети интернет, которые лягут в основу будущей профессии).

После беседы с коллегами для подобной формы обучения решили отобрать предметы, к которым девочка проявляет повышенный интерес: химия и математика.

3. Предварительные результаты

- снизился уровень тревожности;

- участие в конкурсах;

- повысился интерес к учебе;

- желание посещать уроки с классом;

- профессиональная ориентация

 

Приложение 1

Психологическая характеристика класса

(заполняет школьный педагог-психолог)

 

Параметры диагностики

Уровень развития

Высокий

Выше среднего

Средний (норма)

Ниже среднего

Низкий

1.

Внимание (концентрация)

 

 

 

 

 

2.

Память

Слуховая

 

 

 

 

 

Зрительная

 

 

 

 

 

Логическая

 

 

 

 

 

3.

Мышление

Понятийное

Интуитивное

 

 

 

 

 

Логическое 

 

 

 

 

 

Категоризация

 

 

 

 

 

Абстрактное

 

 

 

 

 

Визуальное

 

 

 

 

 

4.

Уровень развития интеллекта

 

 

 

 

 

5.

Развитие речи

 

 

 

 

 

6.

Сформированность навыка чтения (понимание текста)

 

 

 

 

 

7.

Уровень познавательной мотивации

 

 

 

 

 

8.

Уровень тревожности

 

 

 

 

 

9.

Уровень работоспособности

 

 

 

 

 

 

Психологическая характеристика ученицы 9  класса

 

Проявление личностных качеств в поведении

 Направленность интересов: интересы направлены на естественно – научную деятельность

Общественная активность: активно участвует во всех общественных делах

Трудолюбие: как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо

Ответственность: в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ей работу

Инициативность: довольно часто выступает зачинателем нового дела

Организованность: чаще умеет правильно распределить свою работу по времени, но требуется помощь в корректировке

Любознательность: стремится узнать что-то новое  

Аккуратность: содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ей вещи. Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности

Отношение  к  людям: склонна проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает её личным планам и делам

Честность, правдивость: почти всегда правдива по отношению к своим родителям, учителям, товарищам, но, бывает, говорит неправду ради собственной выгоды

Бескорыстие: в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды

Общительность: стремится общаться с ограниченным кругом людей

Отзывчивость: искренне сочувствует другим, если не слишком поглощена собственными думами. Помогает товарищам, когда ее просят

Вежливость, тактичность: часто недопустимо резка, груба, нередко затевает ссоры

Уверенность в себе: порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя могла бы справиться сама

Самокритичность: к критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки

Умение рассчитывать свои силы: иногда бывают случаи, когда (Ф.И) плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела

Стремление к успеху, первенству: стремится в чем-то одном, особенно её интересующем, добиться признания, успеха

Самоконтроль: не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки

Решительность: иногда колеблется перед ответственным решением

Настойчивость: доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий

Самообладание: плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее

Авторитет в классе: пользуется авторитетом только у части одноклассников

Симпатия: пользуется симпатией у отдельных ребят

 

Особенности основных психических процессов и эмоций

 Внимание: устойчиво, объем средний, достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко.

Память: преобладающая модальность – логическая, уровень развития –  средний (норма), при заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобралась, поняла. Материал, требующий механического заучивания дается достаточно легко. Для запоминания материала многократно механически повторяет его

Мышление:хорошо  понимает материал  после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает, хотя логическое мышление развито хорошо

Эмоциональная  реактивность: обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что её может взволновать глубоко

Общий эмоциональный тонус: оживлена, активна только в некоторых сферах школьной жизни

Эмоциональная  уравновешенность: эмоционально устойчива 

Выводы и рекомендации психолога: познавательные способности соответствуют возрастным нормам. Необходимо поддерживать положительный эмоциональный настрой, развивать и поддерживать естественно – научных способностей склонности. Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний и т.п).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее  уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможно...

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....

Обобщение опыта работы с детьми - инвалидами

Социальная адаптация и формирование коммуникативных навыков у детей – инвалидов в рамках адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Духовное краеведение Св...

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...