Взаимоотношения в системе «Педагог – ребенок – родители»
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8 класс)
Статья учить жить среди людей, общаться. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, то нужно у жить в согласии с другими людьми, а для этого необходимо учиться. Поэтому задача современной школы состоит в том, чтобы определить, какую роль играют взрослые, находящиеся в ближайшем окружении ребенка. Данный материал предлагает практические советы для решения проблем, которые возникают в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_shkola_-_eto_bereg_i_more.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок
делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит,
что он должен совсем оторваться от берега.
Л. А. Кассиль
Родительская академия.
Взаимоотношения в системе
«Педагог – ребенок – родители»
Сегодня ряд теоретиков и практиков педагогики выдвигают идею о том, что система образования – это социальный институт, призванный помочь ребенку, подростку стать человеком во всей полноте этого понятия, подготовить учащихся к жизни в современно новых условиях цивилизации. Без этого не может состояться ни полноценный гражданин, ни творческий специалист. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, то нужно у жить в согласии с другими людьми, а для этого необходимо учиться. Поэтому задача современной школы состоит в том, чтобы определить, какую роль играют взрослые, находящиеся в ближайшем окружении ребенка. По мере того как дети растут, социальные связи семьи расширяются: сюда входят и контакты со школой, с учителями, и с одноклассниками, с классным коллективом сына или дочери. Все эти связи рождаются в процессе учебы ребенка. Как велик авторитет учительницы для подрастающего человека, как серьезны эти новые для него отношения? Хорошо, когда взаимоотношения с учителем протекают спокойно, радостно для ребенка, когда есть взаимопонимание. Но вот начинается недовольство – где-то учительница поставила не ту отметку – начинаются мелкие обиды, которые ребенок, естественно, несет родителям. Как тут поступить?
«Учитель всегда прав!» – говорят одни родители. «Я поговорю с учителем и выясню, за что она поставила тебе «двойку»!» – обещает другая мама. Разумеется, нельзя ребенку говорить об учителе плохо. Разумеется, нельзя угрожать учительнице или оскорблять ее. Родители думают, если учительница строгая – это хорошо: будешь лучше учиться, больше знать. Учителя бывают разные. И выдержка у них разная. Да, конечно, профессия учителя очень сложная. Кажется естественной и разумной такая система взаимоотношений между родителями и учителями: мать или отец, когда приходят в школу, беседуют с учителями. Разговор двусторонний: учителя рассказывают об ученике и дают рекомендации и, в свою очередь, интересуются поведением ребенка в семье – тем, что скрыто от учительских глаз. Очень важно, чтобы родители понимали, что только совместные, единые требования учителя и родителей приведут к общей цели: воспитанию здорового в нравственном и физическом отношении ребенка.
Давайте разберем несколько примеров: Что делать, к примеру, если ребенок просит: «Можно я сегодня не пойду в школу?»
• Конечно, капризничает, ленится, хитрит. И правильнее во всех отношениях было бы отправить его в школу, строго запретив раз и навсегда пропускать уроки без причин. Но что нам стоит согласиться?
• Почему-то для хороших отношений и в семье, и, как ни странно, в классе нужно разрешать иногда не ходить в школу, когда ребенок этого очень хочет.
• Сказать «да» всегда сложнее, чем «нет» – тут думать надо, и не только. А ответственность какая, а страхи – вдруг завтра тоже не захочет учиться?
• Проверено – захочет. Детям бывает нужен этот день, чтобы, посидев в тишине, разрядиться, успокоиться, подумать.
• Оставшись дома с согласия родителей, дети бывают искренни как никогда. Оставьте на время дела, посидите с ребенком. Вдруг ему есть что вам рассказать.
Нередко школьник обращается за помощью к родителям не потому, что не может сам решить задачу, а потому что у него возникает острая потребность именно в сотрудничестве, в общении с отцом или матерью. Просьба о помощи – это просто предлог для общения.
Ситуация 1. Выгнали из класса. Ученик плохо себя вёл на уроке и мешал учителю. В итоге, ребенка выгнали из класса, и ему пришлось всё оставшееся время гулять по школьным коридорам. Прав ли учитель? В советское время за это не ругали, а сейчас учителя по голове не погладят. С институтской скамьи будущих педагогов учат: «Ребёнка из класса выгонять нельзя». И вот почему. Во время урока за жизнь и здоровье ученика отвечает учитель. Хорошо, если ребёнок останется в пределах школы (будет находиться в коридоре, в столовой, библиотеке, в кабинете завуча или директора), а может ведь пойти в магазин или вообще уйти из школы и не вернуться.
Совет учителям: если вам насаждает ученик, то пригласите на урок завуча или директора. В крайнем случае, сообщите им, что вы хотите отстранить ученика от урока.
Совет родителям: вы вправе сказать, что выгоняя ученика из класса, учитель нарушает право каждого гражданина на образование, но вряд ли учитель выпроваживает ученика просто так. С помощью классного руководителя вы можете обсудить и решить создавшуюся проблему. Ну и не забывайте спросить самого ребенка, почему он плохо ведет себя на уроке.
Ситуация 2. Учитель забрал телефон на уроке
Одно дело, если учитель забирает телефон себе в пользование и не хочет возвращать, это уже присвоение чужого имущества.
Если же телефон просто убирается в ящик, потому что мешает осваивать программу по предмету и затем возвращается ребёнку, то разве это плохо? Но учительница сказала, что вернет телефон только в руки родителя!
И правильно сделает. Поговорите с ребенком, чтобы он не пользовался гаджетом на уроках, а только на переменах. Если ребенок маленький, то купите самый простой телефон без игр и интернета, чисто для звонков. С повзрослевшими ребятами будьте мудрее. Скажите, что если ещё раз телефон окажется в ящике учителя, то нового он не получит. На уроках нужно учиться, а для остального есть другое время.
В крайнем случае, пусть телефон заберет классный руководитель и отдаст вашему чаду. Но без вашей родительской инициативы эта проблема так и останется проблемой.
Ситуация 3. Учитель прочитал записку ребенка при всём классе! Согласно конвенции о правах ребенка. Ст. 13: Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию.
Но обмен записками дезорганизует урок. Нарушаются права других детей на получение качественного образования, так как учитель тратит время урока на отбирание этих записок. Читая вслух записки, учитель поступает не этично. Правильное действие с его стороны — забрать записку, но после урока вернуть ребенку. Хотя обычно учителя выбрасывают сразу после того, как забрали.
Ситуация 4. Списывать надо уметь.
Данная ситуация даже не требует разбора, потому что ученик здесь в любом случае не прав. Эта ситуация — списывание.
Вы, уважаемые родители, не раз слышали с экранов телевизоров о том, какие строгие меры каждый год принимаются во время проведения ЕГЭ, чтобы не списывали: и устанавливают телекамеры, блокируют сигнал телефонов, водят в туалет с сопровождающими. Если ребенок не умеет списывать (а это поистине искусство), то не стоит даже пытаться пробовать.
На уроках же такого контроля нет, и возникает вопрос: имеет ли право учитель поставить ребенку «два», поймав его на списывании?
В законах данный вопрос вряд ли освещается, я даже искать не буду. Имеет право. Потому что ребёнок, списывая, сразу показывает, что он ничего не знает.
Другое дело ставить «два» тому, кто дает списывать. Всё-таки, это очень обидно. А зная психологию детей: «не дал списать — предатель.
В руках учителя остается решать, наказывать ли ученика за списывание или нет. Но поможет ли это сдать экзамен, проведение которого с каждым годом становится всё жёстче?
Ситуация 5. Учитель поднял руку на ребенка.
Данная ситуация, наоборот, в ряды виновных записывает учителя. Речь о рукоприкладстве. Ребёнок настолько выводит тебя из себя, что очень хочется применить силу. Но потом ты вспоминаешь, чем это может обернуться, да и лицо не хочется терять. Собираешься с силами и отходишь от этого ученика. Известный советский педагог А.С. Макаренко описывал сцену в своей «Педагогической поэме», когда ему пришлось поднимать руку на ребенка-подростка. Но это 1930-е гг., беспризорные дети и только такое воздействие (причем единичное) смогло подействовать на ребенка. Сейчас родители стали юридически подкованы, а учителю остается решать все конфликты словами. Учитель не прав, никто не имеет права поднимать руку на другого человека. Всё можно решить словесно, если думаешь, что ребенок ничего не понимает. Значит, здесь серьёзные психологические проблемы и их надо решать, но только не битьём.
Уважаемые родители! воспитание детей в огромной степени зависит от вас, от вашего поведения, от вашей мудрости. Советуйтесь со школой и будьте мудрыми. Тогда и любая проблема станет несущественной на фоне здоровья и благополучия ваших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система ожиданий РОДИТЕЛЬ – ПЕДАГОГ-РЕБЕНОК в дополнительном образовании
Статья написана по итогам анкетирования детей, родителей и педагогов учреждения дополнительного образования и отражает ожидания всех участников учебно-тренировочного процесса....
Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.
Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. В статье представлены форм...
СЦЕНАРИЙ Родительское собрание-дискуссия педагогов и родителей коллектива Вокальный эстрадный ансамбль«Овация» на тему «Взаимоотношения в семье»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-ПетербургаСЦЕНАРИЙРодительское собрание-дискуссия ...
Взаимодействие в системе "Педагог-ребенок-мама".
Статья освещает проблему важности духовного взаимодействия на занятиях по раннему музыкальному развитию между педагогом,мамой и ребенком....
Взаимоотношения в системе «Педагог – ребенок – родители»
Статья учить жить среди людей, общаться. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, то нужно у жить в согласии с другими людьми, а для этого необходимо учиться. Поэтому задача совре...
Педагог и родители: система взаимоотношений. Психолого – педагогические правила и способы установления контактов с семьей.
Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива нашего учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности....
Доклад «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками »
Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно п...