Взаимодействие в системе "Педагог-ребенок-мама".
статья по музыке на тему

Статья освещает проблему важности духовного взаимодействия на занятиях по раннему музыкальному развитию между педагогом,мамой и ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_v_sisteme.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие в системе

 «Педагог-ребенок-мама»

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

                                                                                                                    В.А.Сухомлинский

              Ни для кого не секрет, что чем раньше начать развивать своего малыша, тем лучше. Поэтому и спешат многие родители приобщить ребенка ко всякого рода развивающим занятиям почти с младенчества. Конечно, первые  «уроки» жизни ребенок получает в семье. Семья – это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жизни среди людей». Отправляясь на музыкальные занятия мамы стремятся получить ответы на некоторые вопросы: как организовать  занятия дома, как стимулировать интерес ребенка, как двигаться от простого к сложному, как развивать коммуникативные навыки малыша.

              Программа раннего музыкального развития «Музыка с мамой» направлена на музыкальное развитие детей в возрасте от 1.5 до 3-х лет. И самое важное, что  познавать удивительный мир музыки ребенок будет рядом с мамой. Основной задачей педагога, реализующего программу, является  создание на занятиях такой эмоциональной атмосферы, в которой ребенок, поддержанный мамой и педагогом, может проявить свою творческую индивидуальность: кто-то из малышей будет с удовольствием двигаться под музыку - бегать, прыгать, кружиться, приседать и т.д; кто-то уже начнет подпевать простейшие песенки, а  кто-то  будет  просто  внимательно слушать педагога.

            Занятия по программе начинаются в сентябре месяце. И прежде чем приступить к обучению, педагог проводит с мамами беседу о том, насколько важным для  адаптации в новой среде маленького ребенка является позитивное эмоциональное настроение родителей, их активность и доброжелательное отношение к о всему происходящему - ведь если мама не участвует в музыкальной деятельности, не показывает пример своему малышу, то и ребенок, скорей всего, останется пассивным слушателем.

             Адаптационный период.

           Первое занятие – это занятие скорее для мам, чем  для детей. Педагог рассказывает о структуре занятия, о цели и о конечном результате  конкретного задания. Педагог начинает «воспитание» мамы. Ведь если мама эмоционально, с желанием и интересом «включится» в процесс, то и ре6енок со временем все будет делать с удовольствием.

              В силу характера, особенностей темперамента, а также воспитания  малыши включаются в процесс по-разному. Педагог каждое задание комментирует: что нужно взять в руки, как двигаться и т.д. Ребенок не всегда слышит просьбу педагога и мама должна показать, как правильно играть на том или ином инструменте, сама начинает движение, увлекая  ребенка за собой. В данный период  важно постоянно обращать внимание ребенка на педагога. Если малыш отвлекся, совсем необязательно силой заставлять его что-то делать. Мама продолжает  выполнять задание и ребенок, наблюдая за мамой, снова включится в работу.

                Трудности в адаптационный период могут возникнуть в том случае, если в группе появляется  ребенок  с неврологическими проблемами и с нарушением поведенческих норм. Такой ребенок обычно не «слышит» ни педагога, ни маму,  может агрессивно вести себя по отношению к другим детям, тем самым отвлекает на себя внимание не только детей, но и взрослых. Не всегда удается  педагогу  скорректировать такое поведение, так как в данном случае ребенку требуется медицинская помощь: консультация невролога, остеопата, курс массажа  и т.д.

               В данный период педагог уже видит особенности восприятия  и внимания каждого ребенка и дает рекомендации  для органичного  погружения  в процесс музыкального творчества. Мамы же, в свою очередь, шаг за шагом «ведут» за собой детей, открывая мир звуков, «шумелок-гремелок», мир движения и, тем самым, соединяют звенья эмоционально-психологического контакта  - педагог-мама-ребенок.

                Период адаптации длится  около месяца. Первый признак доверия детей – контактное приветствие с педагогом (прикоснуться ладошкой), другими детьми и «чужими» мамами; движение в хороводе, взявшись за руки, а также положительные эмоции при встрече педагога и знакомых детей.

Основной период занятий.

               Каждый месяц педагог готовит раздаточный материал, в котором распечатаны все попевки, песенки и рекомендации для домашних занятий. На занятиях мамы вместе с педагогом исполняют песни, показывают пальчиковую гимнастику, выполняют танцевальные движения и т.д.  

Важным моментом в работе с малышами является  неизменность структуры занятия. Педагог предлагает определенный алгоритм учебного процесса:

-приветствие-ритуал: каждое занятие на протяжении года начинается  одним и тем же приветствием, которое сопровождается определенными движениями. Повторяя из урока в урок знакомую мелодию дети получают удовольствие от того, что они знают, что с этой песенкой нужно делать.

-разминка:  музыкальное движение –  бег, ходьба на носочках, на пяточках, кружение, прыжки. Музыка меняется не так часто и поэтому  малыши уже узнают, под какую музыку какое движение необходимо делать.

-танец: простейшие танцевальные движения под музыку со словами – приседания, прихлопы, притопы, кружение. Все эти движения дома отрабатываются с мамами.

- пение попевок, небольших песенок: это самое сложное из заданий, так как его нужно выполнять сидя на стульчиках. Сначала мамы сажают малышей на колени, затем сидят рядом, а в конце года садятся сзади детей, тем самым давая  им свободу творчества. Мамы обязательно на занятии поют вместе с педагогом, дома проговаривают слова с движениями. Кто-то из детей с первых занятий уже подпевает последние слоги, слова.

- музыкальное движение  с музыкальными инструментами (бубенцами, маракасами, бубнами ) - дается обязательно куплетная форма с припевом и проигрышем. Данная  музыкальная форма  позволяет малышам  научиться менять движение при смене каждого раздела.

-музыкально-ритмические упражнения -  «стучалки-гремелки» с использованием разных инструментов: барабанов, металлофонов, молоточков и т.д. Все ритмические упражнения должны содержать текстовое наполнение, что дополнительно активизирует речевые навыки.

-музыкальные игры – песни -хороводы ,например, вокруг больших мягких игрушек, стирка платочков, украшение елки и т.д.

            Малыш с мамой все более уверенно выполняет те или иные задания, знакомая музыка доставляет удовольствие, двигательные упражнения к концу года выполняются детьми самостоятельно. Самая сложная задача в основной период - пробудить интерес к пению, к подражанию, к повторению. Ведь даже дети уже с хорошей речью долго сидят и слушают педагога молча. Дается задание мамам: дома ненавязчиво проговариваем, пропеваем в непринужденной обстановке изучаемые попевки,песни.

           Большое значение имеет развитие коммуникативных  навыков малышей: вспомнить как зовут детей, поменяться игрушками, взять за руки другого ребенка в хороводе и т.д.

           Для  того, чтобы поддерживать и стимулировать успехи малышей, педагог предлагает наряду с раздаточным материалом аудиодиски танцев и песен для всех видов музыкальной деятельности, что позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребенка не только на специальных музыкальных занятиях, но и дома , в семье.

         Педагог предлагает  определенный алгоритм совместного музыкального творчества, который позволяет родителям и дома организовать занятия музыкой.

         Таким образом, можно сделать выводы: для успешного развития ребенка на музыкальном занятии  необходимо:

  • активное и эмоциональное восприятие мамой всего происходящего на занятии;
  • обязательная музыкальная программа на каждый месяц с включением новых ярких номеров
  • неизменная последовательность  музыкальных заданий
  • непременное возвращение к уже изученным музыкальным номерам
  • использование на каждом занятии элементов ритуала: приветствие, разминка, прощание

            Родители приводят на занятия своих детей с целью познания, наблюдения за формированием и изменением  речи своего малыша, его слухового и ритмического восприятия музыки, развитием координации и навыков общения с другими детьми и незнакомыми взрослыми. Таким образом, родители получают колоссальный опыт общения со своим ребенком.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"

Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...

«Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся» Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка.

laquo;Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся»Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и ...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...