Взаимодействие в системе "Педагог-ребенок-мама".
статья по музыке на тему
Статья освещает проблему важности духовного взаимодействия на занятиях по раннему музыкальному развитию между педагогом,мамой и ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_v_sisteme.doc | 38.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимодействие в системе
«Педагог-ребенок-мама»
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В.А.Сухомлинский
Ни для кого не секрет, что чем раньше начать развивать своего малыша, тем лучше. Поэтому и спешат многие родители приобщить ребенка ко всякого рода развивающим занятиям почти с младенчества. Конечно, первые «уроки» жизни ребенок получает в семье. Семья – это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жизни среди людей». Отправляясь на музыкальные занятия мамы стремятся получить ответы на некоторые вопросы: как организовать занятия дома, как стимулировать интерес ребенка, как двигаться от простого к сложному, как развивать коммуникативные навыки малыша.
Программа раннего музыкального развития «Музыка с мамой» направлена на музыкальное развитие детей в возрасте от 1.5 до 3-х лет. И самое важное, что познавать удивительный мир музыки ребенок будет рядом с мамой. Основной задачей педагога, реализующего программу, является создание на занятиях такой эмоциональной атмосферы, в которой ребенок, поддержанный мамой и педагогом, может проявить свою творческую индивидуальность: кто-то из малышей будет с удовольствием двигаться под музыку - бегать, прыгать, кружиться, приседать и т.д; кто-то уже начнет подпевать простейшие песенки, а кто-то будет просто внимательно слушать педагога.
Занятия по программе начинаются в сентябре месяце. И прежде чем приступить к обучению, педагог проводит с мамами беседу о том, насколько важным для адаптации в новой среде маленького ребенка является позитивное эмоциональное настроение родителей, их активность и доброжелательное отношение к о всему происходящему - ведь если мама не участвует в музыкальной деятельности, не показывает пример своему малышу, то и ребенок, скорей всего, останется пассивным слушателем.
Адаптационный период.
Первое занятие – это занятие скорее для мам, чем для детей. Педагог рассказывает о структуре занятия, о цели и о конечном результате конкретного задания. Педагог начинает «воспитание» мамы. Ведь если мама эмоционально, с желанием и интересом «включится» в процесс, то и ре6енок со временем все будет делать с удовольствием.
В силу характера, особенностей темперамента, а также воспитания малыши включаются в процесс по-разному. Педагог каждое задание комментирует: что нужно взять в руки, как двигаться и т.д. Ребенок не всегда слышит просьбу педагога и мама должна показать, как правильно играть на том или ином инструменте, сама начинает движение, увлекая ребенка за собой. В данный период важно постоянно обращать внимание ребенка на педагога. Если малыш отвлекся, совсем необязательно силой заставлять его что-то делать. Мама продолжает выполнять задание и ребенок, наблюдая за мамой, снова включится в работу.
Трудности в адаптационный период могут возникнуть в том случае, если в группе появляется ребенок с неврологическими проблемами и с нарушением поведенческих норм. Такой ребенок обычно не «слышит» ни педагога, ни маму, может агрессивно вести себя по отношению к другим детям, тем самым отвлекает на себя внимание не только детей, но и взрослых. Не всегда удается педагогу скорректировать такое поведение, так как в данном случае ребенку требуется медицинская помощь: консультация невролога, остеопата, курс массажа и т.д.
В данный период педагог уже видит особенности восприятия и внимания каждого ребенка и дает рекомендации для органичного погружения в процесс музыкального творчества. Мамы же, в свою очередь, шаг за шагом «ведут» за собой детей, открывая мир звуков, «шумелок-гремелок», мир движения и, тем самым, соединяют звенья эмоционально-психологического контакта - педагог-мама-ребенок.
Период адаптации длится около месяца. Первый признак доверия детей – контактное приветствие с педагогом (прикоснуться ладошкой), другими детьми и «чужими» мамами; движение в хороводе, взявшись за руки, а также положительные эмоции при встрече педагога и знакомых детей.
Основной период занятий.
Каждый месяц педагог готовит раздаточный материал, в котором распечатаны все попевки, песенки и рекомендации для домашних занятий. На занятиях мамы вместе с педагогом исполняют песни, показывают пальчиковую гимнастику, выполняют танцевальные движения и т.д.
Важным моментом в работе с малышами является неизменность структуры занятия. Педагог предлагает определенный алгоритм учебного процесса:
-приветствие-ритуал: каждое занятие на протяжении года начинается одним и тем же приветствием, которое сопровождается определенными движениями. Повторяя из урока в урок знакомую мелодию дети получают удовольствие от того, что они знают, что с этой песенкой нужно делать.
-разминка: музыкальное движение – бег, ходьба на носочках, на пяточках, кружение, прыжки. Музыка меняется не так часто и поэтому малыши уже узнают, под какую музыку какое движение необходимо делать.
-танец: простейшие танцевальные движения под музыку со словами – приседания, прихлопы, притопы, кружение. Все эти движения дома отрабатываются с мамами.
- пение попевок, небольших песенок: это самое сложное из заданий, так как его нужно выполнять сидя на стульчиках. Сначала мамы сажают малышей на колени, затем сидят рядом, а в конце года садятся сзади детей, тем самым давая им свободу творчества. Мамы обязательно на занятии поют вместе с педагогом, дома проговаривают слова с движениями. Кто-то из детей с первых занятий уже подпевает последние слоги, слова.
- музыкальное движение с музыкальными инструментами (бубенцами, маракасами, бубнами ) - дается обязательно куплетная форма с припевом и проигрышем. Данная музыкальная форма позволяет малышам научиться менять движение при смене каждого раздела.
-музыкально-ритмические упражнения - «стучалки-гремелки» с использованием разных инструментов: барабанов, металлофонов, молоточков и т.д. Все ритмические упражнения должны содержать текстовое наполнение, что дополнительно активизирует речевые навыки.
-музыкальные игры – песни -хороводы ,например, вокруг больших мягких игрушек, стирка платочков, украшение елки и т.д.
Малыш с мамой все более уверенно выполняет те или иные задания, знакомая музыка доставляет удовольствие, двигательные упражнения к концу года выполняются детьми самостоятельно. Самая сложная задача в основной период - пробудить интерес к пению, к подражанию, к повторению. Ведь даже дети уже с хорошей речью долго сидят и слушают педагога молча. Дается задание мамам: дома ненавязчиво проговариваем, пропеваем в непринужденной обстановке изучаемые попевки,песни.
Большое значение имеет развитие коммуникативных навыков малышей: вспомнить как зовут детей, поменяться игрушками, взять за руки другого ребенка в хороводе и т.д.
Для того, чтобы поддерживать и стимулировать успехи малышей, педагог предлагает наряду с раздаточным материалом аудиодиски танцев и песен для всех видов музыкальной деятельности, что позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребенка не только на специальных музыкальных занятиях, но и дома , в семье.
Педагог предлагает определенный алгоритм совместного музыкального творчества, который позволяет родителям и дома организовать занятия музыкой.
Таким образом, можно сделать выводы: для успешного развития ребенка на музыкальном занятии необходимо:
- активное и эмоциональное восприятие мамой всего происходящего на занятии;
- обязательная музыкальная программа на каждый месяц с включением новых ярких номеров
- неизменная последовательность музыкальных заданий
- непременное возвращение к уже изученным музыкальным номерам
- использование на каждом занятии элементов ритуала: приветствие, разминка, прощание
Родители приводят на занятия своих детей с целью познания, наблюдения за формированием и изменением речи своего малыша, его слухового и ритмического восприятия музыки, развитием координации и навыков общения с другими детьми и незнакомыми взрослыми. Таким образом, родители получают колоссальный опыт общения со своим ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.
Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих с использованием технологий ИКТ, здоровьесбережения, коллективного взаимодействия, игровой, модульного взаимодействия"
Закрепление правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала, познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности...
«Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся» Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка.
laquo;Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся»Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка....
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся....
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и ...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...