Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия.
статья

Амоаший Ольга Сергеевна

Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие его семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, очень велико. Каждой семье необходимы ощущение нужности в этом мире, ощущение поддержки, ощущение успешности, защищенности. И одна из задач социальной службы школы оказать помощь и поддержку семье и ребенку. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_semeynogo_neblagopoluchiya.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  работы по системной профилактике семейного неблагополучия.

               Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие его семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, очень велико.

         Причины, вызывающие семейное  неблагополучие:

- кризисные явления в социально-экономической сфере;

- причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;

- биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

             Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение.

Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни.

Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует ребенка.

Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот.

Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством. Авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль над действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию.

Гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.

 С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей:

1.Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

2. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака.

3. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода.

           Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

           Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

-    сверхзанятость родителей;

-    конфликтная ситуация в семье;

-    пьянство родителей;

случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

-    отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

-    типичные ошибки родителей в воспитании детей;

-    особенности подросткового возраста и др.

Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации.

Выделяют 5 типов семей:

1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений.

2.Семьи с нормальными отношениями.

3.Конфликтные семьи.

4. Педагогически несостоятельные семьи.

 5.Асоциальные семьи.

Рассмотрим 3-5 тип семей, которые находятся в социально опасном положении:

        1. Конфликтные семьи.

     В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек.

             Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

2. Педагогически несостоятельные семьи.

Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми.

         Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь дос-тижение послушания.

3. Асоциальные семьи

В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке.

            Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей – прямое и косвенное.

            Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него  напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.

Что нужно знать о неблагополучной семье:
Материально-бытовые условия.

Эмоционально-нравственный климат.

Режим дня ребенка в семье.

Методы и приемы воздействия взрослых на детей.

Семейный досуг.

Уровень педагогической культуры родителей.

Направления и формы работы с неблагополучной семьей:
1. Диагностика семейного неблагополучия.
2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
3.Профилактика семейного неблагополучия.
4. Групповая работа с родителями.
5. Помощь общества неблагополучным семьям.
Этапы работы  с неблагополучной семьей

1.Выявление семей в СОП.

2.Знакомство с семьей. Изучение семьи.

3.Составление акта обследования жилищных условий.

4.Составление плана действий по решению проблемы семьи.

5.Содержание работы с семьей определяется имеющимися у семьи проблемами.

6.Выход из семьи.

Алгоритм изучения семьи:

изучить семью по следующим параметрам:  

– состав семьи, её структура;

– жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;

– воспитательный потенциал семьи

Характер взаимоотношений в семье:

 – между взрослыми членами семьи;

– между другими членами семьи и ребёнком

– позиция ребенка в семье

Положение ребёнка в семье:  

– Я нужен и любим, и люблю вас тоже;

– Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

– Я нужен, но не любим, и я от всей души хочу приблизиться к вам;

– Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Отношение ребёнка к родителям:

 – дорожит семейными отношениями;

– родители авторитетны;

– относится пренебрежительно;

– остро переживает драму;

– тяготеет к одному из членов семьи.

Диагностика семейного неблагополучия:
наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты;

интервью узких специалистов; мини-консилиумы; тренинги; анализ документов;

анализ продуктов детского творчества; сбор списков неблагополучных семей;

составление социально-психологических паспортов семьи; заявки семьи на оказание помощи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости.

Профилактика семейного неблагополучия:
родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой;

обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу;

летний лагерь; летняя площадка; постановка на учет; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

Индивидуальная помощь  неблагополучной семье:

советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов;

семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому.

Работа с семьями и несовершеннолетними.

Жестокое обращение с ребенком:
Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.

Консультации психолога, социального педагога для родителей.

Привлечение к занятиям детско-родительской группы.

Постановка на учет в КДНиЗП, ОПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов.

Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.

Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога.

Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов,  кинофильмов.

Вовлечение детей и родителей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Семьи, в которых находятся опекаемые дети

Выявление  детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Участие в обследовании условий жизни и воспитания детей.

Контроль за здоровьем и оздоровлением детей.

Поддержка семьи опекунов.

Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.

Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.

Индивидуальная работа психолога с ребенком.

Помощь учителей ребенку в учебе.

Защита интересов опекаемых; законодательное просвещение.

Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством  или нахождение брошенных детей.
Полиция, приют, КДНиЗП, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование и другие службы.

Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.

Консультации психолога, социального педагога для родителей.

Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Постановка на различные виды учета

Многодетные семьи

оказание необходимой помощи в получении пособий;

психолого-педагогическое консультирование;

профилактика асоциально-аморального поведения;

организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПУ, благотворительная помощь и др.);

законодательное просвещение.

Неполная семья

Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.

– Наблюдение и консультации психолога и социального педагога.

– Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.

– Проведение родительского лектория.

– Обучение одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя.

– Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.

– Привлечение общественных организаций к воспитанию.

Семья алкоголиков

Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей, подростков).

Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.

Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.

Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.).

Консультация врача-психиатра, нарколога.

Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.

Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения.

Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости).

Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

Работа с семьями и подростками должна вестись в тесном сотрудничестве психологов, социальных педагогов, педагогов, классных руководителей, родителей, ребенка.

В школе ежегодно разрабатываются индивидуальные планы работы с семьей (приложение 1) и подростком (приложение 2), находящимся в семье в социально опасном положении.

В целом, каждой семье необходимы ощущение нужности в этом мире, ощущение поддержки, ощущение успешности, защищенности. И одна из задач социальной службы школы оказать помощь и поддержку семье и ребенку.

Приложние1

Примерный план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

                                                                                  «Утверждаю»

                                                                           Директор ________

                                     

                                   

План

индивидуальной профилактической работы с   семьей   _____________________________, проживающих  по адресу_______________________ на 1 полугодие 2018-2019 уч.года.

Мероприятия

         Ответственный

            Сроки

 1.Оказание социально-педагогической и психологической помощи   и поддержки 

- контроль посещаемости и успеваемости  занятий,  оказание помощи в учебе;

- беседы о развитии нравственных качеств, положительному отношению к ученой деятельности, выполнению домашних заданий;

- определение социального статуса в классном коллективе, изучение межличностных отношений с одноклассниками;

- привлечение к участию в   мероприятиях и общественных делах класса;

- вовлечение в систему дополнительного образования (дети посещают систему дополнительного образования); 

- организация посещения детьми ГБУ ЯНАО  «ЦСОН» в МО Пуровский район филиал в п. Уренгой. 

2.Психологическая диагностика:

- изучение динамики развития учащегося;

3.Работа с семьей:

- психолого-педагогическая диагностика семьи;

-консультирование по мерам социальной помощи и поддержки;

- определение характера семейных отношений, выявление положительных и отрицательных особенностей внутрисемейных отношений;

-выявление проблемы семьи, оказание помощи и поддержки в решении проблем;

- патронаж семьи;

- участие родителей  в  мероприятиях  класса,  посещение родительских собраний и индивидуальных бесед;

- оказание консультативной помощи семье по вопросам воспитания и учебной деятельности детей;

- информирование КДНиЗП администрации Пуровского района о результатах профилактической работы.

4.Психологическое консультирование: консультации  для родителей:

-встречи и беседы с  родителями о проблемах детско-родительских отношений, оказание помощи в их решении;

- взаимодействие  по вопросам обучения и воспитания.

классные  руководители

педагог-психолог

классные  руководители

социальный педагог  

социальный педагог

 социальный педагог

 педагог-психолог

социальный педагог,

педагог-психолог, классные  руководители

социальный педагог

совместно со службами системы профилактики

классные руководители  

социальный педагог

педагоги-психологи

 

      еженедельно

 1 полугодие

2018-2019 учебного года

       сентябрь

       октябрь

       сентябрь

 

 октябрь, декабрь

 

 

     ежемесячно

в течение учебного года

 

сентябрь, декабрь, май

 

   1 полугодие

2018-2019 учебного года

                         

             Социальный педагог                                      ________________    

               Педагог-психолог                                           ________________                                                                                                        

               Классный руководитель                                 ________________                      

Приложение 2

Примерный план работы с подростком, находящимся в неблагополучной семье.

        

                                                                                  «Утверждаю»

                                                                           Директор ________

                                     

ПЛАН

индивидуальной профилактической работы с

  учащимся ____________________________________________________________________ 2018-2019 учебном году

№п/п

Исполнитель

Мероприятие

Срок

1

Социальный педагог

Классный руководитель  

Беседы с учащимся с целью выяснения отношения к обучению, взаимоотношений со сверстниками Контроль учебной деятельности, оказание помощи в учебе.  

Сентябрь

В течение учебного года  

2

Социальный педагог   Специалисты системы профилактики  

Патронаж семьи с целью контроля  за ситуацией в семье и создания условий для развития ребенка.

Ежемесячно

3

Социальный педагог  

Оказание социально-педагогической помощи и поддержки ребенку и его семье.

В течение учебного года

4

Социальный педагог  

Вовлечение учащегося в коллективную деятельность: посещение учреждения дополнительного образования

В течение учебного года

6

Классный руководитель  

  Участие в общественных делах  и  мероприятиях класса и школы согласно плану работы класса.

В течение учебного года

7

Классный руководитель  

Соблюдение Устава Школы, внутреннего распорядка

сентябрь

8

Классный руководитель  

Родительское собрание №1 «Первый раз в 9 класс»

сентябрь

9

Классный руководитель  

Собеседование с учащимся с целью выяснения их отношения к школе, обучению, взаимоотношений со сверстниками

сентябрь

10

Классный руководитель  

Проведение тестирования  с целью выяснения индивидуальных особенностей, личностной ориентации; выяснение причин и характера проблем школьника «Отношение к предметам учебного плана»

октябрь

11

Классный руководитель  

Беседы «Итоги успеваемости по триместра»

В течение года

12

Классный руководитель  

Родительское собрание №2 «Учимся понимать своего ребёнка». Как не бояться экзамена.

ноябрь

13

Классный руководитель  

Беседы: «Успеваемость первого полугодия. Предметы, которые нужно «подтянуть», «Куда пойти учиться, выбор экзаменов».

В течение года

14

Классный руководитель  

Родительское собрание №3: «Куда пойти учиться»

  В течение учебного года

15

 Социальный педагог  

Индивидуальные беседы, направленные на развитие личностных особенностей, развитие уровня социально-ценного жизненного опыта.

  В течение учебного года

16

Педагог-психолог

Диагностика сформированности УУД (на «входе»/ «выходе»)

октябрь-май

17

Педагог-психолог

Определение уровня умственного развития

октябрь

18

Педагог-психолог

Диагностика школьной тревожности

ноябрь

19

Педагог-психолог

Изучение отношения к предметам учебного плана

ноябрь

20

Педагог-психолог

Изучение социального статуса в классе

январь

21

Педагог-психолог

Изучение интересов и предпочтений учащегося

март

22

Педагог-психолог

Индивидуальные консультации учащегося и родителей по результатам диагностик с рекомендациями

в течение года

23

Педагог-психолог

Профилактические беседы с учащимся по темам «Здорово жить здорОво», «Умение налаживать «мосты»», «Что такое толерантность»

 (индивидуальные и групповые)

в течение года

24

Педагог-психолог

Индивидуальные и групповые беседы с родителями «Психологические особенности возраста», «Возможные способы помощи ребенку в трудной ситуации»

в течение года

25

Педагог-психолог

Коррекция детско-родительских отношений

в течение года по запросу

   Социальный педагог                   ______________

   Педагог-психолог                        ______________

   Классный руководитель              ______________   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".

Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...

Защита прав детства: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

В брошюре представлены материалы для специалистов, работающих с детьми и семьями в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма и спорта, молодежной политик...

« Рука помощи» ПРОГРАММА по профилактике семейного неблагополучия

Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важно учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последни...

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерацииматериалы региональной конференции...

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества

Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...