Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия.
статья
Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие его семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, очень велико. Каждой семье необходимы ощущение нужности в этом мире, ощущение поддержки, ощущение успешности, защищенности. И одна из задач социальной службы школы оказать помощь и поддержку семье и ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_semeynogo_neblagopoluchiya.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия.
Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие его семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, очень велико.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие:
- кризисные явления в социально-экономической сфере;
- причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
- биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).
Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение.
Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни.
Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует ребенка.
Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот.
Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством. Авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль над действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию.
Гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости.
С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей:
1.Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.
2. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака.
3. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода.
Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.
Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:
- сверхзанятость родителей;
- конфликтная ситуация в семье;
- пьянство родителей;
- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
- типичные ошибки родителей в воспитании детей;
- особенности подросткового возраста и др.
Отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к состоянию психической депривации.
Выделяют 5 типов семей:
1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений.
2.Семьи с нормальными отношениями.
3.Конфликтные семьи.
4. Педагогически несостоятельные семьи.
5.Асоциальные семьи.
Рассмотрим 3-5 тип семей, которые находятся в социально опасном положении:
1. Конфликтные семьи.
В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек.
Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
2. Педагогически несостоятельные семьи.
Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми.
Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь дос-тижение послушания.
3. Асоциальные семьи
В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке.
Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей – прямое и косвенное.
Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую – через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.
Что нужно знать о неблагополучной семье:
Материально-бытовые условия.
Эмоционально-нравственный климат.
Режим дня ребенка в семье.
Методы и приемы воздействия взрослых на детей.
Семейный досуг.
Уровень педагогической культуры родителей.
Направления и формы работы с неблагополучной семьей:
1. Диагностика семейного неблагополучия.
2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье.
3.Профилактика семейного неблагополучия.
4. Групповая работа с родителями.
5. Помощь общества неблагополучным семьям.
Этапы работы с неблагополучной семьей
1.Выявление семей в СОП.
2.Знакомство с семьей. Изучение семьи.
3.Составление акта обследования жилищных условий.
4.Составление плана действий по решению проблемы семьи.
5.Содержание работы с семьей определяется имеющимися у семьи проблемами.
6.Выход из семьи.
Алгоритм изучения семьи:
изучить семью по следующим параметрам:
– состав семьи, её структура;
– жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;
– воспитательный потенциал семьи
Характер взаимоотношений в семье:
– между взрослыми членами семьи;
– между другими членами семьи и ребёнком
– позиция ребенка в семье
Положение ребёнка в семье:
– Я нужен и любим, и люблю вас тоже;
– Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
– Я нужен, но не любим, и я от всей души хочу приблизиться к вам;
– Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Отношение ребёнка к родителям:
– дорожит семейными отношениями;
– родители авторитетны;
– относится пренебрежительно;
– остро переживает драму;
– тяготеет к одному из членов семьи.
Диагностика семейного неблагополучия:
наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники; тесты;
интервью узких специалистов; мини-консилиумы; тренинги; анализ документов;
анализ продуктов детского творчества; сбор списков неблагополучных семей;
составление социально-психологических паспортов семьи; заявки семьи на оказание помощи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости.
Профилактика семейного неблагополучия:
родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой;
обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу;
летний лагерь; летняя площадка; постановка на учет; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
Индивидуальная помощь неблагополучной семье:
советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов;
семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому.
Работа с семьями и несовершеннолетними.
Жестокое обращение с ребенком:
Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.
Консультации психолога, социального педагога для родителей.
Привлечение к занятиям детско-родительской группы.
Постановка на учет в КДНиЗП, ОПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов.
Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.
Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога.
Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов.
Вовлечение детей и родителей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.
Семьи, в которых находятся опекаемые дети
Выявление детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Участие в обследовании условий жизни и воспитания детей.
Контроль за здоровьем и оздоровлением детей.
Поддержка семьи опекунов.
Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.
Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.
Индивидуальная работа психолога с ребенком.
Помощь учителей ребенку в учебе.
Защита интересов опекаемых; законодательное просвещение.
Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей.
Полиция, приют, КДНиЗП, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование и другие службы.
Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога.
Консультации психолога, социального педагога для родителей.
Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.
Постановка на различные виды учета
Многодетные семьи
оказание необходимой помощи в получении пособий;
психолого-педагогическое консультирование;
профилактика асоциально-аморального поведения;
организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПУ, благотворительная помощь и др.);
законодательное просвещение.
Неполная семья
Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.
– Наблюдение и консультации психолога и социального педагога.
– Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.
– Проведение родительского лектория.
– Обучение одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя.
– Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.
– Привлечение общественных организаций к воспитанию.
Семья алкоголиков
Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей, подростков).
Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.
Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.
Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.).
Консультация врача-психиатра, нарколога.
Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.
Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения.
Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи (по необходимости).
Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)
Работа с семьями и подростками должна вестись в тесном сотрудничестве психологов, социальных педагогов, педагогов, классных руководителей, родителей, ребенка.
В школе ежегодно разрабатываются индивидуальные планы работы с семьей (приложение 1) и подростком (приложение 2), находящимся в семье в социально опасном положении.
В целом, каждой семье необходимы ощущение нужности в этом мире, ощущение поддержки, ощущение успешности, защищенности. И одна из задач социальной службы школы оказать помощь и поддержку семье и ребенку.
Приложние1
Примерный план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
«Утверждаю»
Директор ________
План
индивидуальной профилактической работы с семьей _____________________________, проживающих по адресу_______________________ на 1 полугодие 2018-2019 уч.года.
Мероприятия | Ответственный | Сроки |
1.Оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки - контроль посещаемости и успеваемости занятий, оказание помощи в учебе; - беседы о развитии нравственных качеств, положительному отношению к ученой деятельности, выполнению домашних заданий; - определение социального статуса в классном коллективе, изучение межличностных отношений с одноклассниками; - привлечение к участию в мероприятиях и общественных делах класса; - вовлечение в систему дополнительного образования (дети посещают систему дополнительного образования); - организация посещения детьми ГБУ ЯНАО «ЦСОН» в МО Пуровский район филиал в п. Уренгой. 2.Психологическая диагностика: - изучение динамики развития учащегося; 3.Работа с семьей: - психолого-педагогическая диагностика семьи; -консультирование по мерам социальной помощи и поддержки; - определение характера семейных отношений, выявление положительных и отрицательных особенностей внутрисемейных отношений; -выявление проблемы семьи, оказание помощи и поддержки в решении проблем; - патронаж семьи; - участие родителей в мероприятиях класса, посещение родительских собраний и индивидуальных бесед; - оказание консультативной помощи семье по вопросам воспитания и учебной деятельности детей; - информирование КДНиЗП администрации Пуровского района о результатах профилактической работы. 4.Психологическое консультирование: консультации для родителей: -встречи и беседы с родителями о проблемах детско-родительских отношений, оказание помощи в их решении; - взаимодействие по вопросам обучения и воспитания. | классные руководители педагог-психолог классные руководители социальный педагог социальный педагог социальный педагог педагог-психолог социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители социальный педагог совместно со службами системы профилактики классные руководители социальный педагог педагоги-психологи
| еженедельно 1 полугодие 2018-2019 учебного года сентябрь октябрь сентябрь
октябрь, декабрь
ежемесячно в течение учебного года
сентябрь, декабрь, май
1 полугодие 2018-2019 учебного года |
Социальный педагог ________________
Педагог-психолог ________________
Классный руководитель ________________
Приложение 2
Примерный план работы с подростком, находящимся в неблагополучной семье.
«Утверждаю»
Директор ________
ПЛАН
индивидуальной профилактической работы с
учащимся ____________________________________________________________________ 2018-2019 учебном году
№п/п | Исполнитель | Мероприятие | Срок |
1 | Социальный педагог Классный руководитель | Беседы с учащимся с целью выяснения отношения к обучению, взаимоотношений со сверстниками Контроль учебной деятельности, оказание помощи в учебе. | Сентябрь В течение учебного года |
2 | Социальный педагог Специалисты системы профилактики | Патронаж семьи с целью контроля за ситуацией в семье и создания условий для развития ребенка. | Ежемесячно |
3 | Социальный педагог | Оказание социально-педагогической помощи и поддержки ребенку и его семье. | В течение учебного года |
4 | Социальный педагог | Вовлечение учащегося в коллективную деятельность: посещение учреждения дополнительного образования | В течение учебного года |
6 | Классный руководитель | Участие в общественных делах и мероприятиях класса и школы согласно плану работы класса. | В течение учебного года |
7 | Классный руководитель | Соблюдение Устава Школы, внутреннего распорядка | сентябрь |
8 | Классный руководитель | Родительское собрание №1 «Первый раз в 9 класс» | сентябрь |
9 | Классный руководитель | Собеседование с учащимся с целью выяснения их отношения к школе, обучению, взаимоотношений со сверстниками | сентябрь |
10 | Классный руководитель | Проведение тестирования с целью выяснения индивидуальных особенностей, личностной ориентации; выяснение причин и характера проблем школьника «Отношение к предметам учебного плана» | октябрь |
11 | Классный руководитель | Беседы «Итоги успеваемости по триместра» | В течение года |
12 | Классный руководитель | Родительское собрание №2 «Учимся понимать своего ребёнка». Как не бояться экзамена. | ноябрь |
13 | Классный руководитель | Беседы: «Успеваемость первого полугодия. Предметы, которые нужно «подтянуть», «Куда пойти учиться, выбор экзаменов». | В течение года |
14 | Классный руководитель | Родительское собрание №3: «Куда пойти учиться» | В течение учебного года |
15 | Социальный педагог | Индивидуальные беседы, направленные на развитие личностных особенностей, развитие уровня социально-ценного жизненного опыта. | В течение учебного года |
16 | Педагог-психолог | Диагностика сформированности УУД (на «входе»/ «выходе») | октябрь-май |
17 | Педагог-психолог | Определение уровня умственного развития | октябрь |
18 | Педагог-психолог | Диагностика школьной тревожности | ноябрь |
19 | Педагог-психолог | Изучение отношения к предметам учебного плана | ноябрь |
20 | Педагог-психолог | Изучение социального статуса в классе | январь |
21 | Педагог-психолог | Изучение интересов и предпочтений учащегося | март |
22 | Педагог-психолог | Индивидуальные консультации учащегося и родителей по результатам диагностик с рекомендациями | в течение года |
23 | Педагог-психолог | Профилактические беседы с учащимся по темам «Здорово жить здорОво», «Умение налаживать «мосты»», «Что такое толерантность» (индивидуальные и групповые) | в течение года |
24 | Педагог-психолог | Индивидуальные и групповые беседы с родителями «Психологические особенности возраста», «Возможные способы помощи ребенку в трудной ситуации» | в течение года |
25 | Педагог-психолог | Коррекция детско-родительских отношений | в течение года по запросу |
Социальный педагог ______________
Педагог-психолог ______________
Классный руководитель ______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет «Школа для родителей» - современный подход к профилактике семейного неблагополучия»
...
Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".
Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...
Защита прав детства: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми
В брошюре представлены материалы для специалистов, работающих с детьми и семьями в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма и спорта, молодежной политик...
« Рука помощи» ПРОГРАММА по профилактике семейного неблагополучия
Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важно учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последни...
Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации
Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерацииматериалы региональной конференции...
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества
Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...
Доклад на тему "Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения с детьми»
Доклад для выступления на методическом объединении....