« Рука помощи» ПРОГРАММА по профилактике семейного неблагополучия
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Людмила Анатольевна Корнева

Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важно учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ruka_pomoshchi.docx82.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение "СОШ № 2"

                                          «Утверждено»

                                                     ____________________________

                                                     ____________________________

                                                     директор _______ О.С. Носачева

« Рука помощи»

ПРОГРАММА

по профилактике семейного неблагополучия

                                                           Программу разработала:

                                    Корнева Людмила Анатольевна

                                                            социальный педагог МАОУ «СОШ №2»

Ст. Тбилисская

2014 год

Информационная карта программы

Название программы

« Рука помощи»

Автор программы

Корнева Людмила Анатольевна социальный педагог МАОУ СОШ №2

Наименование проводящей организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №2»

Адрес

352360, Краснодарский край,

 Тбилисский район

ст. Тбилисская ул. Красная, 22

Цель программы

Профилактика семейного неблагополучия.

Задачи программы:

1.   Провести исследования  по выявлению  семейного неблагополучия учащихся школы.

 2.  Организовать  просветительскую работу по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

3. Содействовать в установлении межведомственного взаимодействия  учреждений и организаций, занимающихся сопровождением семьи.

Срок реализации

2014-2016 гг.

Основные направления  реализации программы

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
  2. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Ожидаемые результаты

  1. Создание социального паспорта школы.
  2. Сформированность психолого- педагогической культуры родителей, усилие их воспитательного потенциала.
  3. Расширить систему межведомственного взаимодействия в части оказания помощи неблагополучным семьям

Система контроля

Мониторинг

                                                                    Родителями быть нелегко, но плохо,

                                                                   если нелегко от этого нашим детям.

                                                                         

Актуальность

Современная семейная политика, цель которой заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в частности, предусматривает разделение основных форм социальной помощи на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное изъятие детей из семьи), и профилактические, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важно учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача социального педагога в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья находящаяся в социально опасном положении.

  Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

  • падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
  • структурные изменения в семьях -  увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
  • отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
  • падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.  

    В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы является осуществление системы взаимодействия и сотрудничества с семьёй и всеми общественными структурами  района. Мы понимаем, что значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы и прилагаем для этого все силы. Немаловажную роль в организации этого процесса играет социальный педагог, который всегда стремится прийти на помощь, так как перед ним стоит главная задача защитить права, здоровье и интересы ребенка.

  Собирая статистическую информацию и оформляя социальный паспорт школы мы увидели , что учащиеся воспитываются в достаточно разнообразных семьях и к каждой из них необходим особый подход.

Были определены наиболее актуальные проблемы взаимодействия школы и семьи:

  • недостаточная активность родителей к работе в школе, односторонняя активность (школы) при выявлении проблемы;
  • недостаточная организация совместной деятельности;
  • недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей.

Можно выделить причины данных  проблем:

  • занятость родителей на работе, так как в современных экономических условиях они вынуждены подчиняться правилам, установленным работодателями;
  • иногда работают на нескольких работах.
  • часто родители перекладывают проблемы в воспитании детей на сотрудников и педагогов школы.
  • родители, отклоняющиеся от воспитания своих детей.

    В связи с этим в таких семьях отсутствует должный контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением ребенка в школе и на улице. Ребенок предоставлен сам себе, у него не сформированы интересы к какой-либо деятельности, ему не хватает родительской любви и ласки. Многие дети воспитываются только одним родителем, чаще всего воспитанием занимаются матери. У таких детей возникают проблемы с учебой и поведением и даже иногда ими совершаются правонарушения и преступления. Единые требования семьи и школы к ребёнку – одно из условий правильного воспитания детей в семье. Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.

   Таким образом, проанализировав ситуацию , сложившуюся в нашей школе , педагогический  коллектив считает необходимым проводить раннюю профилактику  с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Цель программы « Рука помощи»:

Профилактика семейного неблагополучия.

Задачи программы:

1.     Провести исследования  по выявлению  семейного неблагополучия учащихся школы.

2.     Организовать  просветительскую работу по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

3. Содействовать в установлении межведомственного взаимодействия  учреждений и организаций, занимающихся сопровождением семьи.

Концептуальные основы программы

    Неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

   Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

   В современной науке существует множество типологий семьи. Рассмотрим некоторые типологии семей по уровню социальной адаптации:

  • Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае

возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

  • Семьи , находящиеся в социально опасном положении, характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
  • Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
  • Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Можно выделить четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению детей, которые могут оказаться в социально опасном положении:

  • семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи;
  •  семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе;
  • семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;
  • Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

Среди членов нравственно неблагополучных семей отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого.

При реализации программы  будут использованы следующие принципы:

Принцип своевременности

 предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских  прав.

Принцип гуманизма

 выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.

Принцип индивидуального подхода

 предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.

Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи

настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.

Принцип интеграции усилий, комплексный подход

 объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.

Содержание программы

Этапы:

  1. –диагностический

Виды деятельности

1.

Комплекс диагностических методик

2.

Беседы

3.

Наблюдение

 4

Работа с  пед. коллективом

 Цель: исследование семей, выявление индивидуальных проблем детей и их родителей

  1. Организационно-методический этап

№ п/п

Виды деятельности

1.

Изучение теоретических основ проблемы и имеющегося опыта её решения

2.

Создание методической базы программы

3.

Установление межведомственного взаимодействия учреждений и организаций, занимающихся сопровождением семьи и обеспечивающими сотрудничество между семьей и государством

7.

Работа с социумом

  1. Организационно-деятельностный

 ( коррекционно- развивающий)

         Реализация  мероприятий программы

№ п/п

Виды деятельности

1.

Беседы

2.

Трениновые занятия

3.

Родительский клуб

7.

Классные часы

8.

Театр ДЮШС ТЮЗ

9.

Профориентация детей, находящимися в трудной жизненной ситуации

10.

Индивидуальное консультирование детей и родителей

4. Аналитико-прогностический

-мониторинг

Напавления:

Данная программа включает в себя   педагогическую диагностику семьи и отдельных ее членов; психологическое консультирование семьи и отдельных ее членов;  профилактическую и реабилитационную работу с детьми и семьей;  психолого - педагогическое  просвещение родителей;  психологическое сопровождение семьи, мониторинг.

Адресатами   программы являются:

Родители, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке,

Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Сроки и этапы реализации программы

1.Организационно-методический этап

Март 2014  год

1. Изучение семей, взаимоотношений родителей и детей

2.Практический этап программы

  1. учебный год
  1. Реализация  мероприятий программы.
  2. Информационно-просветительская деятельность.
  3. Проведение социальных акций

3.Аналитический этап программы

2015-2016 учебный  год

1. Подведение общих итогов реализации мероприятий программы, внесение изменений и дополнений в программу;

2. Итоговый мониторинг.

Основные направления реализации программы

1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

2.  Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Социальное партнёрство

Социальное партнерство в вопросах профилактики семейного неблагополучия способствует:

привлечению общественности к социально значимым проблемам;

расширению реабилитационного пространства;

актуализации решения проблем семейного неблагополучия, социального сиротства; совершенствованию содержания реабилитационной деятельности.

Данная работа включает взаимодействие узких специалистов, психолога, социального педагога, классных  руководителей, родителей, а также системное взаимодействие школы с городскими внешними организациями и учреждениями.

        

Кадровое обеспечение программы: Зам директора по ВР и УВР, соц.педагог, педагог- психолог, педагогический  коллектив школы

План реализации программы:

Мероприятие

Срок исполнения

Ответственные

Социально- педагогическая диагностика семьи

Выявление семей, находящихся в зоне социального риска (корректировка информации социального паспорта школы)

март

2014 г.

Классные руководители, соц.педагог

Определение фактора неблагополучия путём бесед, сбора информации  о семье

Март - апрель

2014

Классные руководители, соц.педагог

Сбор информации о занятости детей в летнее время.

Апрель-май

2014 г.

Классные руководители, соц.педагог

Анкетирование родителей, учащихся

Сентябрь-октябрь

2014-2016 г.

Классные руководители, соц.педагог

Ведение картотеки неблагополучных семей

В течение срока реализации программы

Соц.педагог

Подведение итогов работы , анализ её результатов

Май

2015,2016г.

зам директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог

Методическая работа

Изучение нормативных документов и методической литературы по проблеме

В течение срока реализации программы

Пед.коллектив

Семинары для педколлектива:

-Организация работы с неблагополучными семьями.

-Основные этапы профилактической работы с неблагополучной семьёй.

- Оказание помощи в реализации социальных потребностей подростка из неблагополучной семьи.

-Социальная динамика семьи и диагностика семейных проблем.

-Приёмы и методы консультативной работы с неблагополучными семьями.

апрель  2014г.

май 2014г.

сентябрь 2014г.

ноябрь  2014г.

январь  2015г.

Руководство школы

Выпуск методических рекомендаций по работе с неблагополучной семьёй

Апрель 2015г

соц.педагог,

психолог.

Организация выставки методической литературы по проблеме

1 раз в год 2014-2016г.

Зав.библиотекой

Подготовка и обновление информационных стендов для родителей

В течение срока реализации программы

Зав.библиотекой, соц. педагог

Работа с родителями

Проведение  индивидуальной профилактической работы с членами семей зоны социального риска

По запросам родителей

Педагог- психолог, соц.педагог

Посещение семей с целью обследования жилья и воспитания несовершеннолетних детей

По ходатайству классных руководителей

Соц.педагог, классные руководители

Психолого- информационные часы и психологические тренинги  для родителей

В течение срока реализации программы

Педагог- психолог,

Привлечение родительской общественности к управлению школой через работу родительских комитетов, родительских собраний

2014-2016г.

Руководство школы

Вовлечение детей из неблагополучных семей в систему дополнительного образования

2014-2016г.

классные руководители, соц.педагог

Вовлечение родителей в общественно- полезную деятельность

В течение срока реализации программы

Руководство школы

Профилактическая работа

Заседание Совета профилактики

1 раз в месяц

Зам. директора по ВР,

Соц.педагог

Организация и проведение профилактических акций:

-«Дорогами добра»

-«Ручеёк милосердия»

и др.

Согласно отдельному плану в течение срока реализации программы

Зам. директора по ВР

Мероприятия по профилактике ДДТТ

Согласно отдельному плану в течение срока реализации программы

Зам. директора по ВР,

Педагог ОБЖ

Организация летнего отдыха и трудоустройства детей из неблагополучных семей

Июнь-август 2014-2016г.

Зам. директора по ВР,

соц.педагог, классные руководители

Проф.ориентационная работа с детьми из неблагополучных семей

В течение срока реализации программы

Соц. педагог,

кл. руководитель, педагог-психолог.

Межведомственное взаимодействие

Разработка совместных планов работы с ОПДН Тбилисского района

Согласно отдельному плану в течение срока реализации программы

Соц.педагог

Работа с учреждениями социальной защиты населения Тбилисского района, центром занятости населения

По мере необходимости

Соц.педагог

Работа с учреждениями культуры, районной и детской библиотеками, центром дополнительного образования, спортивными объединениями и клубами.

В течение срока реализации программы

Зам. директора по ВР, кл.руководители

Проф.ориентационная работа

Обновление информации в уголке профориентации

регулярно

Соц.педагог

Информация о  местонахождении учащихся, поступивших в ВУЗы, профессиональные лицеи, техникумы

трудоустроившихся        

сентябрь        

 Зам. директора по УВР,

Соц.педагог

Организация тематических встреч с представителями различных учебных заведений                

В течение всего периода реализации программы

Зам. директора по ВР, соц.педагог

Организация экскурсий на предприятия, производственные объединения, учебные заведения профессионального образования Тбилисского района        

В течение всего периода реализации программы

Соц.педагог,

кл. руководители

Проведение классных часов «Знакомство с профессией»

1 раз в четверть 2014-2016 г.г.

Соц.педагог,

кл.руководители

Оказание практической помощи в трудоустройстве  родителей неблагополучных семей

По мере необходимости

Соц.педагог

Ждать ли результата?

Часто, начиная работу с семьей, мы хотели бы в скором времени получить результат. Опыт показывает, что мы бываем слишком нетерпеливы и отсутствие результата считаем основанием для прекращения работы «по-хорошему» и начала работы «по-плохому».

 Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался дисфункциональный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая часть этого процесса происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период времени для того, чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны «срывы», возвраты к старому, которые не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в этом случае – вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.

Ожидаемый  результат программы

1.Создание социального паспорта школы,

2.Активизация жизненного потенциала семьи, направленного на благополучие детей

3.Сформированность психолого- педагогической культуры родителей, усилие их воспитательного потенциала

4.Расширить систему межведомственного взаимодействия в части оказания помощи неблагополучным семьям

Оценка эффективности программы:

показатель

методика

Социальное благополучие семьи

Матрица определения обобщённого показателя социального благополучия семьи

Характер коммуникаций в семье

«Семейная социограмма» Э.Г.Эйдемиллер, О.В.Черемисин

Сплочённость семьи

Шкала семейной адаптации и сплочённости Д.Х.Олсон, Дж. Портнер,И.Лави

Взаимоотношения в семье

анкета

Отношение ребёнка к семье

«Незаконченное предложение» Н.Е.Щуркова

Тип семейного воспитания

Тест Р.В.Овчарова

Нормативно- правовая база программы

Конвенция ООН о правах ребёнка

Конституция Российской федерации

Федеральный закон РФ№124-ФЗ от 24.07.1998  «Об основных гарантиях прав ребёнка»

Федеральный закон РФ от 10.07.1992 №3266-1  «Об образовании»

Федеральный закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ

Гражданский кодекс РФ

Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1539-КЗ "О мерах по

профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в

Краснодарском крае"

Приложения

Опросник  «Шкала семейной адаптации и сплоченности»

Шкала семейной адаптации и сплоченности представляет собой стандартизированный опросник, цель которого – оценка семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д.Х.Олсон, Дж.Портнер и И.Лави . В 1986 году метод был адаптирован М.Перре.

В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д.Х.Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра: сплоченность, адаптацию и коммуникацию.  

Семейная  сплоченность  - это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они взаимозависимы, при минимальной – автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решеий», «время», «друзья», «интересы и отдых» [11].  

Семейная адаптация – характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Для диагностики адаптации используются параметры:  «лидерство», «дисциплина», «правила и роли в семье».

В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности – от экстремально  низкого до экстремально высокого. Они получили следующие названия: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Аналогично диагностируют четыре уровня семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.

Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни – показатель успешности функционирования системы.

Перед тем как начать работу с данной методикой, необходимо создать атмосферу доверия между исследователем и участником опроса. Каждый получает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения. Если опросник заполняют одновременно несколько членов семьи, то наблюдение за их взаимодействием даст психологу дополнительную информацию о коммуникации в данной системе, возможность отследить паттерны поведения. В этом случае от поясняющих ответов лучше отказаться, оставив решение за членами семьи. При работе в группе все пояснения даются до начала заполнения опросника.

Опросник могут заполнять все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять ко всем членам семьи, способным запонить анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникаций .  

Описание методики. Методика состоит из списка утверждений. Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:

почти никогда – 1,

редко – 2,

время от времени – 3,

часто – 4,

почти всегда – 5.

В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором – идеальное, то есть такое, каким бы хотелось его видеть.

Инструкция.

Вариант А. Опишите Вашу реальную семью. Прочтите следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания  с точки зрения идеальной семьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете.

Бланк опросника

Ф.И.О.________________________________________________________________

Возраст ___________________________________

Дата исследования__________________________

Утверждение

1

почти всегда

2

редко

3

время от времени

4

часто

5

почти

всегда

1

Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью

2

При решении проблем учитываются предложения детей

3

Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи

4

Дети самостоятельно выбирают форму поведения

5

Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу

6

Каждый член нашей семьи может быть лидером

7

Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом

8

В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел

9

Мы любим проводить свободное время все вместе

10

Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе

11

Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу

12

В нашей семье большинство решений принимаются родителями

13

На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи

14

Правила в нашей семье изменяются

15

Нам трудно представить себе, что мы могли бы представить от одного члена семьи к другому

16

Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому

17

Мы советуемся друг с другом пи принятии решений

18

Трудно сказать, кто у нас в семье лидер

19

Единство очень важно для нашей семьи

20

Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи

Обработка и интерпретация результатов

1. Определение типа структуры семьи. При обработке подсчитывается количество баллов, полученных при суммировании четных и нечетных утверждений. Количество баллов, полученные при суммировании   нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, четных – уровень семейной адаптации.  Тип семейной системы определяется двумя параметрами – суммарными оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированных на различных выборках (см.табл 2).

2.Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) определяют степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определения оценки расхождения идеального и осознаваемого. Высокая оценка расхождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Расхождение должно быть рассчитано для каждого индивидуума по сплоченности и адаптации, а общая оценка может быть получена в результате сложения этих двух общих оценок. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой семейной удовлетворенности.

К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплоченности и адаптации (табл. 1)

Таблица 1

Оценка параметров «Шкалы семейной адаптации и сплоченности»

Диагностические параметры

№ утверждений

Шкала

1

Эмоциональная связь

1, 11, 19

Семейная сплоченость

2

Семейные границы

5, 7

3

Принятие решений

17

4

Время

9

5

Друзья

3

6

Интересы и отдых

13, 15

1

Лидерство

6, 18

Семейная адаптация

2

Контроль

2, 12

3

Дисциплина

4, 10

4

Роли

8, 16, 20

5

Правила

14

Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рамках психопрофилактика семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы психокоррекционной работы.

Группу риска составляют семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи . Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла.

 Таблица 2

Нормы оценок и средние показатели

 для «Шкалы семейной адаптации и сплоченности»

Основные

параметры

Группы семей

Зрелые супружеские пары

Семьи

с подростками

Молодые

 супружеские пары

Х

SD

Х

SD

Х

SD

сплоченность

39,8

5,4

37,1

6,1

41,6

4,7

адаптация

24,1

4,7

24,3

4,8

26,1

4,2

ранг

%

ранг

%

ранг

%

Разобщенный

10-34

16,3

10-31

18,6

10-36

14,9

Разделенный

35-40

33,8

32-37

30,3

37-42

37,2

Связанный

41-45

36,3

38-43

36,4

43-46

34,9

Сцепленный

46-50

13,6

44-50

14,7

47-50

13,0

Адаптация

ранг

%

ранг

%

ранг

%

Ригидный

10-19

16,3

10-19

15,9

10-21

13,2

Структурный

20-24

38,3

20-24

37,3

22-26

38,8

Гибкий

25-28

29,4

25-29

32,9

27-30

32,0

Хаотичный

29-50

16,0

30-50

13,9

31-50

16,0

Примечание. Х – средние показатели; SD – стандартные отклонения от средних.

Шкала может служить инструментом, позволяющим выявить степень эффективности работы, проведенной  с семьей. Изменение типа функционирования семьи (переход к более сбалансированному состоянию) и снижение уровня неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья обрела способность адекватной коммуникации и более эффективного преодоления стресса (кризисного состояния).

 Тест «Семейная социограмма»

 Тест «Семейная социограмма», авторами которого являются Э.Г.Эйдемиллер и О.В.Черемисин, относится   к рисуночным проективным тестам . Он позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье — прямой или опосредованный.

Описание методики. Испытуемым предъявляется бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Затем дается инструкция: «На листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Интерпретация результатов. Авторами предложены критерии, по которм производится оценка результатов тестирования:

1)  число членов семьи, попавших в площадь круга;

2)  величина кружков;

3)  расположение кружков относительно друг друга;

4)  дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков (второй критерий). Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружочками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Использование теста «Семейная социограмма» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» визуализировать свои представления о взаимоотношениях в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.

Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, например, И.М.Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испытуемому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограммы :

1. Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи.

2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи и/или присутствовать люди и объекты, которые к семье номинально не принадлежат.

3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.

Это позволяет прояснить особенности взаимоотношений в разном семейном контексте, а также определить оптимальные, с точки зрения членов семьи, и реальную системы взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных социограмм позволяет психологу и членам семьи увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке более точного диагноза и поиску эффективного способа выхода из сложной ситуации.

Матрица

определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания

п/п

Показатели семьи

Баллы

1.

Состав семьи

мать, отец, дедушка, бабушка

5

только мать и отец

4

мать и отчим, отец и мачеха

3

одна мать, один отец

2

нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2.

Санитарно-жилищные условия семьи

благоустроенная отдельная квартира

5

квартира с родителями супруга(и)

4

более одной комнаты в коммунальной квартире. с удобствами

3

комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

2

комната в общежитии, в бараке без удобств

1

3.

Доход семьи

могут практически ни в чем себе не отказывать

5

денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг

4

на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

живут от зарплаты до зарплаты

2

денег до зарплаты не хватает

1

4.

Педагогический стиль семьи

постоянная поддержка, разумная требовательность, к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

4

первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

5.

Уровень социального здоровья семьи

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

 4

в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

 3

судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов

 2

стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

 1

6

Ценность детей в семье

дети - главная ценность в семье

 5

дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством

 4

дети дополняют супружеские отношения

 3

дети - элемент социального статуса: «как у всех»

 2

дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства

 1

7

Отношения семьи со школой

высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка

5

обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

4

интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери

3

критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний

2

отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам)

1

Выполнив инструкцию по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания (общая сумма баллов - 105), можно получить характеристику каждой конкретной семьи. При анализе конкретной семьи сумма баллов (чем меньше баллов, тем выше риск):

Сумма баллов ниже 21 – это индикатор семьи группы повышенного риска;

От 22 до 30 баллов - индикатор семьи в пределах допустимой нормы;

Более 31 балла – показатель благополучной семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).

Анкета "Взаимоотношения в семье"

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

1) очень хорошими;

2) хорошими;

З) не очень хорошими;

4) плохими;

5) не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?

1) да;

2) не совсем;

3) нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

ежедневно;

по выходным дням;

редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

решаете сообща жизненные проблемы;

занимаетесь семейно-бытовым трудом;

работаете на приусадебном участке;

вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

обсуждаете вопросы учебы детей;

делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

каждый занимается своим делом;

8) допишите...

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

1) да

часто;

иногда;

редко;

не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;

злоупотреблением алкоголем;

другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей

примирение;

обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

прекращение конфликтов на некоторое время;

обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

1) да;

2) нет;

3) иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

переживают, плачут;

становятся на сторону одного из родителей;

пытаются помирить;

уходят из дома;

замыкаются в себе;

относятся безразлично;

становятся озлобленными, неуправляемыми;

пытаются найти поддержку в других людях.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?

"Незаконченное предложение (Н.Е. Щуркова).

Цель: определить отношение ребенка к своей семье.

Ребенку предлагается ряд незаконченных предложений, конец которых он должен придумать сам. Он должен вести себя свободно и говорить все, что приходит ему в голову. Нельзя обсуждать ответы.

Предложение

Ответ ребенка.

1. Каждый день я должна

2. Когда я сердита, то я

3. Если бы вы знали меня.

4. Моя мама всегда

5. Мой отец часто

6. Для меня самое лучшее время

7. Когда я иду домой

8. Мне кажется мой брат

9. Мне нравится, когда все семья

10. Семейный праздник - это

ТЕСТ "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка? " (Р.В. Овчарова)

Цель: Определить тип семейного воспитания.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел, Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:

а) начинаете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки. Вы:

а) в гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в) накажите.

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, Каких ответов больше всего - А, Б, В.

А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б - это тип родителя, понимающего, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".

Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...

Защита прав детства: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми

В брошюре представлены материалы для специалистов, работающих с детьми и семьями в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма и спорта, молодежной политик...

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации

Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерацииматериалы региональной конференции...

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества

Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...

Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия.

Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие его семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, очень велико. Каждой семье необходимы ощущение нужности в этом мире, ощущение...