« Рука помощи» ПРОГРАММА по профилактике семейного неблагополучия
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важно учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ruka_pomoshchi.docx | 82.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение "СОШ № 2"
«Утверждено»
____________________________
____________________________
директор _______ О.С. Носачева
« Рука помощи»
ПРОГРАММА
по профилактике семейного неблагополучия
Программу разработала:
Корнева Людмила Анатольевна
социальный педагог МАОУ «СОШ №2»
Ст. Тбилисская
2014 год
Информационная карта программы
Название программы | « Рука помощи» |
Автор программы | Корнева Людмила Анатольевна социальный педагог МАОУ СОШ №2 |
Наименование проводящей организации | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №2» |
Адрес | 352360, Краснодарский край, Тбилисский район ст. Тбилисская ул. Красная, 22 |
Цель программы | Профилактика семейного неблагополучия. |
Задачи программы: | 1. Провести исследования по выявлению семейного неблагополучия учащихся школы. 2. Организовать просветительскую работу по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания. 3. Содействовать в установлении межведомственного взаимодействия учреждений и организаций, занимающихся сопровождением семьи. |
Срок реализации | 2014-2016 гг. |
Основные направления реализации программы |
|
Ожидаемые результаты |
|
Система контроля | Мониторинг |
Родителями быть нелегко, но плохо,
если нелегко от этого нашим детям.
Актуальность
Современная семейная политика, цель которой заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в частности, предусматривает разделение основных форм социальной помощи на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное изъятие детей из семьи), и профилактические, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.
Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важно учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача социального педагога в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья находящаяся в социально опасном положении.
Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
- падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
- структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
- отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
- падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему детско-родительских отношений.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы является осуществление системы взаимодействия и сотрудничества с семьёй и всеми общественными структурами района. Мы понимаем, что значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы и прилагаем для этого все силы. Немаловажную роль в организации этого процесса играет социальный педагог, который всегда стремится прийти на помощь, так как перед ним стоит главная задача защитить права, здоровье и интересы ребенка.
Собирая статистическую информацию и оформляя социальный паспорт школы мы увидели , что учащиеся воспитываются в достаточно разнообразных семьях и к каждой из них необходим особый подход.
Были определены наиболее актуальные проблемы взаимодействия школы и семьи:
- недостаточная активность родителей к работе в школе, односторонняя активность (школы) при выявлении проблемы;
- недостаточная организация совместной деятельности;
- недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей.
Можно выделить причины данных проблем:
- занятость родителей на работе, так как в современных экономических условиях они вынуждены подчиняться правилам, установленным работодателями;
- иногда работают на нескольких работах.
- часто родители перекладывают проблемы в воспитании детей на сотрудников и педагогов школы.
- родители, отклоняющиеся от воспитания своих детей.
В связи с этим в таких семьях отсутствует должный контроль за успеваемостью, посещаемостью и поведением ребенка в школе и на улице. Ребенок предоставлен сам себе, у него не сформированы интересы к какой-либо деятельности, ему не хватает родительской любви и ласки. Многие дети воспитываются только одним родителем, чаще всего воспитанием занимаются матери. У таких детей возникают проблемы с учебой и поведением и даже иногда ими совершаются правонарушения и преступления. Единые требования семьи и школы к ребёнку – одно из условий правильного воспитания детей в семье. Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.
Таким образом, проанализировав ситуацию , сложившуюся в нашей школе , педагогический коллектив считает необходимым проводить раннюю профилактику с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Цель программы « Рука помощи»:
Профилактика семейного неблагополучия.
Задачи программы:
1. Провести исследования по выявлению семейного неблагополучия учащихся школы.
2. Организовать просветительскую работу по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
3. Содействовать в установлении межведомственного взаимодействия учреждений и организаций, занимающихся сопровождением семьи.
Концептуальные основы программы
Неблагополучные семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
В современной науке существует множество типологий семьи. Рассмотрим некоторые типологии семей по уровню социальной адаптации:
- Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социально педагога. В случае
возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
- Семьи , находящиеся в социально опасном положении, характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
- Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
- Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
Можно выделить четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению детей, которые могут оказаться в социально опасном положении:
- семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи;
- семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе;
- семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;
- Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
Среди членов нравственно неблагополучных семей отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого.
При реализации программы будут использованы следующие принципы:
Принцип своевременности
предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.
Принцип гуманизма
выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.
Принцип индивидуального подхода
предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.
Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи
настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.
Принцип интеграции усилий, комплексный подход
объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия семье.
Содержание программы
Этапы:
- –диагностический
Виды деятельности | |
1. | Комплекс диагностических методик |
2. | Беседы |
3. | Наблюдение |
4 | Работа с пед. коллективом |
Цель: исследование семей, выявление индивидуальных проблем детей и их родителей
- Организационно-методический этап
№ п/п | Виды деятельности |
1. | Изучение теоретических основ проблемы и имеющегося опыта её решения |
2. | Создание методической базы программы |
3. | Установление межведомственного взаимодействия учреждений и организаций, занимающихся сопровождением семьи и обеспечивающими сотрудничество между семьей и государством |
7. | Работа с социумом |
- Организационно-деятельностный
( коррекционно- развивающий)
Реализация мероприятий программы
№ п/п | Виды деятельности |
1. | Беседы |
2. | Трениновые занятия |
3. | Родительский клуб |
7. | Классные часы |
8. | Театр ДЮШС ТЮЗ |
9. | Профориентация детей, находящимися в трудной жизненной ситуации |
10. | Индивидуальное консультирование детей и родителей |
4. Аналитико-прогностический
-мониторинг
Напавления:
Данная программа включает в себя педагогическую диагностику семьи и отдельных ее членов; психологическое консультирование семьи и отдельных ее членов; профилактическую и реабилитационную работу с детьми и семьей; психолого - педагогическое просвещение родителей; психологическое сопровождение семьи, мониторинг.
Адресатами программы являются:
Родители, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке,
Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Сроки и этапы реализации программы
1.Организационно-методический этап
Март 2014 год
1. Изучение семей, взаимоотношений родителей и детей
2.Практический этап программы
- учебный год
- Реализация мероприятий программы.
- Информационно-просветительская деятельность.
- Проведение социальных акций
3.Аналитический этап программы
2015-2016 учебный год
1. Подведение общих итогов реализации мероприятий программы, внесение изменений и дополнений в программу;
2. Итоговый мониторинг.
Основные направления реализации программы
1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
Социальное партнёрство
Социальное партнерство в вопросах профилактики семейного неблагополучия способствует:
привлечению общественности к социально значимым проблемам;
расширению реабилитационного пространства;
актуализации решения проблем семейного неблагополучия, социального сиротства; совершенствованию содержания реабилитационной деятельности.
Данная работа включает взаимодействие узких специалистов, психолога, социального педагога, классных руководителей, родителей, а также системное взаимодействие школы с городскими внешними организациями и учреждениями.
Кадровое обеспечение программы: Зам директора по ВР и УВР, соц.педагог, педагог- психолог, педагогический коллектив школы
План реализации программы:
№ | Мероприятие | Срок исполнения | Ответственные |
Социально- педагогическая диагностика семьи | |||
Выявление семей, находящихся в зоне социального риска (корректировка информации социального паспорта школы) | март 2014 г. | Классные руководители, соц.педагог | |
Определение фактора неблагополучия путём бесед, сбора информации о семье | Март - апрель 2014 | Классные руководители, соц.педагог | |
Сбор информации о занятости детей в летнее время. | Апрель-май 2014 г. | Классные руководители, соц.педагог | |
Анкетирование родителей, учащихся | Сентябрь-октябрь 2014-2016 г. | Классные руководители, соц.педагог | |
Ведение картотеки неблагополучных семей | В течение срока реализации программы | Соц.педагог | |
Подведение итогов работы , анализ её результатов | Май 2015,2016г. | зам директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог | |
Методическая работа | |||
Изучение нормативных документов и методической литературы по проблеме | В течение срока реализации программы | Пед.коллектив | |
Семинары для педколлектива: -Организация работы с неблагополучными семьями. -Основные этапы профилактической работы с неблагополучной семьёй. - Оказание помощи в реализации социальных потребностей подростка из неблагополучной семьи. -Социальная динамика семьи и диагностика семейных проблем. -Приёмы и методы консультативной работы с неблагополучными семьями. | апрель 2014г. май 2014г. сентябрь 2014г. ноябрь 2014г. январь 2015г. | Руководство школы | |
Выпуск методических рекомендаций по работе с неблагополучной семьёй | Апрель 2015г | соц.педагог, психолог. | |
Организация выставки методической литературы по проблеме | 1 раз в год 2014-2016г. | Зав.библиотекой | |
Подготовка и обновление информационных стендов для родителей | В течение срока реализации программы | Зав.библиотекой, соц. педагог | |
Работа с родителями | |||
Проведение индивидуальной профилактической работы с членами семей зоны социального риска | По запросам родителей | Педагог- психолог, соц.педагог | |
Посещение семей с целью обследования жилья и воспитания несовершеннолетних детей | По ходатайству классных руководителей | Соц.педагог, классные руководители | |
Психолого- информационные часы и психологические тренинги для родителей | В течение срока реализации программы | Педагог- психолог, | |
Привлечение родительской общественности к управлению школой через работу родительских комитетов, родительских собраний | 2014-2016г. | Руководство школы | |
Вовлечение детей из неблагополучных семей в систему дополнительного образования | 2014-2016г. | классные руководители, соц.педагог | |
Вовлечение родителей в общественно- полезную деятельность | В течение срока реализации программы | Руководство школы | |
Профилактическая работа | |||
Заседание Совета профилактики | 1 раз в месяц | Зам. директора по ВР, Соц.педагог | |
Организация и проведение профилактических акций: -«Дорогами добра» -«Ручеёк милосердия» и др. | Согласно отдельному плану в течение срока реализации программы | Зам. директора по ВР | |
Мероприятия по профилактике ДДТТ | Согласно отдельному плану в течение срока реализации программы | Зам. директора по ВР, Педагог ОБЖ | |
Организация летнего отдыха и трудоустройства детей из неблагополучных семей | Июнь-август 2014-2016г. | Зам. директора по ВР, соц.педагог, классные руководители | |
Проф.ориентационная работа с детьми из неблагополучных семей | В течение срока реализации программы | Соц. педагог, кл. руководитель, педагог-психолог. | |
Межведомственное взаимодействие | |||
Разработка совместных планов работы с ОПДН Тбилисского района | Согласно отдельному плану в течение срока реализации программы | Соц.педагог | |
Работа с учреждениями социальной защиты населения Тбилисского района, центром занятости населения | По мере необходимости | Соц.педагог | |
Работа с учреждениями культуры, районной и детской библиотеками, центром дополнительного образования, спортивными объединениями и клубами. | В течение срока реализации программы | Зам. директора по ВР, кл.руководители | |
Проф.ориентационная работа | |||
Обновление информации в уголке профориентации | регулярно | Соц.педагог | |
Информация о местонахождении учащихся, поступивших в ВУЗы, профессиональные лицеи, техникумы трудоустроившихся | сентябрь | Зам. директора по УВР, Соц.педагог | |
Организация тематических встреч с представителями различных учебных заведений | В течение всего периода реализации программы | Зам. директора по ВР, соц.педагог | |
Организация экскурсий на предприятия, производственные объединения, учебные заведения профессионального образования Тбилисского района | В течение всего периода реализации программы | Соц.педагог, кл. руководители | |
Проведение классных часов «Знакомство с профессией» | 1 раз в четверть 2014-2016 г.г. | Соц.педагог, кл.руководители | |
Оказание практической помощи в трудоустройстве родителей неблагополучных семей | По мере необходимости | Соц.педагог |
Ждать ли результата?
Часто, начиная работу с семьей, мы хотели бы в скором времени получить результат. Опыт показывает, что мы бываем слишком нетерпеливы и отсутствие результата считаем основанием для прекращения работы «по-хорошему» и начала работы «по-плохому».
Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался дисфункциональный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая часть этого процесса происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период времени для того, чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны «срывы», возвраты к старому, которые не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в этом случае – вновь анализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.
Ожидаемый результат программы
1.Создание социального паспорта школы,
2.Активизация жизненного потенциала семьи, направленного на благополучие детей
3.Сформированность психолого- педагогической культуры родителей, усилие их воспитательного потенциала
4.Расширить систему межведомственного взаимодействия в части оказания помощи неблагополучным семьям
Оценка эффективности программы:
показатель | методика |
Социальное благополучие семьи | Матрица определения обобщённого показателя социального благополучия семьи |
Характер коммуникаций в семье | «Семейная социограмма» Э.Г.Эйдемиллер, О.В.Черемисин |
Сплочённость семьи | Шкала семейной адаптации и сплочённости Д.Х.Олсон, Дж. Портнер,И.Лави |
Взаимоотношения в семье | анкета |
Отношение ребёнка к семье | «Незаконченное предложение» Н.Е.Щуркова |
Тип семейного воспитания | Тест Р.В.Овчарова |
Нормативно- правовая база программы
Конвенция ООН о правах ребёнка
Конституция Российской федерации
Федеральный закон РФ№124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребёнка»
Федеральный закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»
Федеральный закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ
Гражданский кодекс РФ
Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1539-КЗ "О мерах по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
Краснодарском крае"
Приложения
Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности»
Шкала семейной адаптации и сплоченности представляет собой стандартизированный опросник, цель которого – оценка семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д.Х.Олсон, Дж.Портнер и И.Лави . В 1986 году метод был адаптирован М.Перре.
В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д.Х.Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра: сплоченность, адаптацию и коммуникацию.
Семейная сплоченность - это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они взаимозависимы, при минимальной – автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решеий», «время», «друзья», «интересы и отдых» [11].
Семейная адаптация – характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Для диагностики адаптации используются параметры: «лидерство», «дисциплина», «правила и роли в семье».
В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности – от экстремально низкого до экстремально высокого. Они получили следующие названия: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Аналогично диагностируют четыре уровня семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.
Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни – показатель успешности функционирования системы.
Перед тем как начать работу с данной методикой, необходимо создать атмосферу доверия между исследователем и участником опроса. Каждый получает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения. Если опросник заполняют одновременно несколько членов семьи, то наблюдение за их взаимодействием даст психологу дополнительную информацию о коммуникации в данной системе, возможность отследить паттерны поведения. В этом случае от поясняющих ответов лучше отказаться, оставив решение за членами семьи. При работе в группе все пояснения даются до начала заполнения опросника.
Опросник могут заполнять все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять ко всем членам семьи, способным запонить анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникаций .
Описание методики. Методика состоит из списка утверждений. Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:
почти никогда – 1,
редко – 2,
время от времени – 3,
часто – 4,
почти всегда – 5.
В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором – идеальное, то есть такое, каким бы хотелось его видеть.
Инструкция.
Вариант А. Опишите Вашу реальную семью. Прочтите следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.
Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной семьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете.
Бланк опросника
Ф.И.О.________________________________________________________________
Возраст ___________________________________
Дата исследования__________________________
№ | Утверждение | 1 почти всегда | 2 редко | 3 время от времени | 4 часто | 5 почти всегда |
1 | Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью | |||||
2 | При решении проблем учитываются предложения детей | |||||
3 | Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи | |||||
4 | Дети самостоятельно выбирают форму поведения | |||||
5 | Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу | |||||
6 | Каждый член нашей семьи может быть лидером | |||||
7 | Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом | |||||
8 | В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел | |||||
9 | Мы любим проводить свободное время все вместе | |||||
10 | Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе | |||||
11 | Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу | |||||
12 | В нашей семье большинство решений принимаются родителями | |||||
13 | На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи | |||||
14 | Правила в нашей семье изменяются | |||||
15 | Нам трудно представить себе, что мы могли бы представить от одного члена семьи к другому | |||||
16 | Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17 | Мы советуемся друг с другом пи принятии решений | |||||
18 | Трудно сказать, кто у нас в семье лидер | |||||
19 | Единство очень важно для нашей семьи | |||||
20 | Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи |
Обработка и интерпретация результатов
1. Определение типа структуры семьи. При обработке подсчитывается количество баллов, полученных при суммировании четных и нечетных утверждений. Количество баллов, полученные при суммировании нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, четных – уровень семейной адаптации. Тип семейной системы определяется двумя параметрами – суммарными оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированных на различных выборках (см.табл 2).
2.Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) определяют степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определения оценки расхождения идеального и осознаваемого. Высокая оценка расхождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Расхождение должно быть рассчитано для каждого индивидуума по сплоченности и адаптации, а общая оценка может быть получена в результате сложения этих двух общих оценок. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой семейной удовлетворенности.
К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплоченности и адаптации (табл. 1)
Таблица 1
Оценка параметров «Шкалы семейной адаптации и сплоченности»
№ | Диагностические параметры | № утверждений | Шкала |
1 | Эмоциональная связь | 1, 11, 19 | Семейная сплоченость |
2 | Семейные границы | 5, 7 | |
3 | Принятие решений | 17 | |
4 | Время | 9 | |
5 | Друзья | 3 | |
6 | Интересы и отдых | 13, 15 | |
1 | Лидерство | 6, 18 | Семейная адаптация |
2 | Контроль | 2, 12 | |
3 | Дисциплина | 4, 10 | |
4 | Роли | 8, 16, 20 | |
5 | Правила | 14 |
Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рамках психопрофилактика семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы психокоррекционной работы.
Группу риска составляют семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи . Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла.
Таблица 2
Нормы оценок и средние показатели
для «Шкалы семейной адаптации и сплоченности»
Основные параметры | Группы семей | |||||
Зрелые супружеские пары | Семьи с подростками | Молодые супружеские пары | ||||
Х | SD | Х | SD | Х | SD | |
сплоченность | 39,8 | 5,4 | 37,1 | 6,1 | 41,6 | 4,7 |
адаптация | 24,1 | 4,7 | 24,3 | 4,8 | 26,1 | 4,2 |
ранг | % | ранг | % | ранг | % | |
Разобщенный | 10-34 | 16,3 | 10-31 | 18,6 | 10-36 | 14,9 |
Разделенный | 35-40 | 33,8 | 32-37 | 30,3 | 37-42 | 37,2 |
Связанный | 41-45 | 36,3 | 38-43 | 36,4 | 43-46 | 34,9 |
Сцепленный | 46-50 | 13,6 | 44-50 | 14,7 | 47-50 | 13,0 |
Адаптация | ||||||
ранг | % | ранг | % | ранг | % | |
Ригидный | 10-19 | 16,3 | 10-19 | 15,9 | 10-21 | 13,2 |
Структурный | 20-24 | 38,3 | 20-24 | 37,3 | 22-26 | 38,8 |
Гибкий | 25-28 | 29,4 | 25-29 | 32,9 | 27-30 | 32,0 |
Хаотичный | 29-50 | 16,0 | 30-50 | 13,9 | 31-50 | 16,0 |
Примечание. Х – средние показатели; SD – стандартные отклонения от средних.
Шкала может служить инструментом, позволяющим выявить степень эффективности работы, проведенной с семьей. Изменение типа функционирования семьи (переход к более сбалансированному состоянию) и снижение уровня неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья обрела способность адекватной коммуникации и более эффективного преодоления стресса (кризисного состояния).
Тест «Семейная социограмма»
Тест «Семейная социограмма», авторами которого являются Э.Г.Эйдемиллер и О.В.Черемисин, относится к рисуночным проективным тестам . Он позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье — прямой или опосредованный.
Описание методики. Испытуемым предъявляется бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Затем дается инструкция: «На листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Интерпретация результатов. Авторами предложены критерии, по которм производится оценка результатов тестирования:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга;
4) дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков (второй критерий). Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружочками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.
Использование теста «Семейная социограмма» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» визуализировать свои представления о взаимоотношениях в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.
Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, например, И.М.Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испытуемому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограммы :
1. Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи.
2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи и/или присутствовать люди и объекты, которые к семье номинально не принадлежат.
3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.
Это позволяет прояснить особенности взаимоотношений в разном семейном контексте, а также определить оптимальные, с точки зрения членов семьи, и реальную системы взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных социограмм позволяет психологу и членам семьи увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке более точного диагноза и поиску эффективного способа выхода из сложной ситуации.
Матрица
определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания
№ п/п | Показатели семьи | Баллы |
1. | Состав семьи | |
мать, отец, дедушка, бабушка | 5 | |
только мать и отец | 4 | |
мать и отчим, отец и мачеха | 3 | |
одна мать, один отец | 2 | |
нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 | |
2. | Санитарно-жилищные условия семьи | |
благоустроенная отдельная квартира | 5 | |
квартира с родителями супруга(и) | 4 | |
более одной комнаты в коммунальной квартире. с удобствами | 3 | |
комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами | 2 | |
комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | |
3. | Доход семьи | |
могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 | |
денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг | 4 | |
на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | 3 | |
живут от зарплаты до зарплаты | 2 | |
денег до зарплаты не хватает | 1 | |
4. | Педагогический стиль семьи | |
постоянная поддержка, разумная требовательность, к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 | |
слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость | 4 | |
первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям | 3 | |
равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни | 2 | |
напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 | |
5. | Уровень социального здоровья семьи | |
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 | |
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | 4 | |
в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке | 3 | |
судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов | 2 | |
стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 | |
6 | Ценность детей в семье | |
дети - главная ценность в семье | 5 | |
дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством | 4 | |
дети дополняют супружеские отношения | 3 | |
дети - элемент социального статуса: «как у всех» | 2 | |
дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства | 1 | |
7 | Отношения семьи со школой | |
высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка | 5 | |
обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях | 4 | |
интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери | 3 | |
критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний | 2 | |
отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам) | 1 |
Выполнив инструкцию по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания (общая сумма баллов - 105), можно получить характеристику каждой конкретной семьи. При анализе конкретной семьи сумма баллов (чем меньше баллов, тем выше риск):
Сумма баллов ниже 21 – это индикатор семьи группы повышенного риска;
От 22 до 30 баллов - индикатор семьи в пределах допустимой нормы;
Более 31 балла – показатель благополучной семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).
Анкета "Взаимоотношения в семье"
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) очень хорошими;
2) хорошими;
З) не очень хорошими;
4) плохими;
5) не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
1) да;
2) не совсем;
3) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
(перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
ежедневно;
по выходным дням;
редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
решаете сообща жизненные проблемы;
занимаетесь семейно-бытовым трудом;
работаете на приусадебном участке;
вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
обсуждаете вопросы учебы детей;
делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
каждый занимается своим делом;
8) допишите...
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) да
часто;
иногда;
редко;
не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) непониманием членами семьи друг друга;
2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;
злоупотреблением алкоголем;
другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей
примирение;
обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
прекращение конфликтов на некоторое время;
обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
1) да;
2) нет;
3) иногда.
10. Как реагируют дети на семейные конфликты?
переживают, плачут;
становятся на сторону одного из родителей;
пытаются помирить;
уходят из дома;
замыкаются в себе;
относятся безразлично;
становятся озлобленными, неуправляемыми;
пытаются найти поддержку в других людях.
11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
"Незаконченное предложение (Н.Е. Щуркова).
Цель: определить отношение ребенка к своей семье.
Ребенку предлагается ряд незаконченных предложений, конец которых он должен придумать сам. Он должен вести себя свободно и говорить все, что приходит ему в голову. Нельзя обсуждать ответы.
Предложение | Ответ ребенка. |
1. Каждый день я должна | |
2. Когда я сердита, то я | |
3. Если бы вы знали меня. | |
4. Моя мама всегда | |
5. Мой отец часто | |
6. Для меня самое лучшее время | |
7. Когда я иду домой | |
8. Мне кажется мой брат | |
9. Мне нравится, когда все семья | |
10. Семейный праздник - это |
ТЕСТ "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка? " (Р.В. Овчарова)
Цель: Определить тип семейного воспитания.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел, Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:
а) начинаете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки. Вы:
а) в гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажите.
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, Каких ответов больше всего - А, Б, В.
А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б - это тип родителя, понимающего, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет «Школа для родителей» - современный подход к профилактике семейного неблагополучия»
...
Из опыта работы. Статья в помощь классому руководителю "Семьи "группы риска".Профилактика семейного неблагополучия".
Данная статья представляет собой описание особенностей семей "группы риска" и признаков семейного неблагополучия. Классный руководитель может использовать данные в статье рекомендации по работе с небл...
Защита прав детства: профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми
В брошюре представлены материалы для специалистов, работающих с детьми и семьями в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, туризма и спорта, молодежной политик...
Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерации
Профилактика семейного неблагополучия в рамках Концепции семейной политики в Российской Федерацииматериалы региональной конференции...
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества
Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...
Организация работы по системной профилактике семейного неблагополучия.
Истинной причиной неблагополучного детства является неблагополучие его семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, очень велико. Каждой семье необходимы ощущение нужности в этом мире, ощущение...
Доклад на тему "Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения с детьми»
Доклад для выступления на методическом объединении....